Сила слова во благо и на гибель - часть 83я Филосо

1я публикация части 83й («Философия»)
на Стихи ру 2018 11 07


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".


                (**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию.   
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает.
Или – упомянуть «по случаю» произведение. Вдруг захочется найти и про(пере-)честь. *******



                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 83я
                («ФИЛОСОФИЯ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
               (немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


________ Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»

(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


___________ Название:

из моего  рифмованного опуса (2017) 
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


____________________ Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Сейчас – тематические.

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.


_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_________________ Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.


___________________ Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                ______________ * NB ещё раз:
   
мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)
с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности  – добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                __________________** NB так же:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –
                на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
_______________________ Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. ))))))) 




=================================== Часть 83 «ФИЛОСОФИЯ»  ===============


_____________________________________ № 1 Владимир Маяковский
«Мелкая философия на глубоких местах»


Превращусь
        не в Толстого, так в толстого,—
ем,
  пишу,
      от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
 
Вчера
    океан был злой,
             как черт,
сегодня
      смиренней
            голубицы на яйцах.
Какая разница!
            Все течет...
Все меняется.
 
Есть
   у воды
        своя пора:
часы прилива,
        часы отлива.
А у Стеклова
          вода
             не сходила с пера.
Несправедливо.
 
Дохлая рыбка
        плывет одна.
Висят
   плавнички,
           как подбитые крылышки.
Плывет недели,
            и нет ей —
                ни дна,
ни покрышки.
 
Навстречу
      медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
                а мы —
                туда.
Иначе и нельзя.
            Разделение
труда.
 
Это кит — говорят.
            Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного1 —
                обхвата в три.
Только у Демьяна усы наружу,
                а у кита
внутри.
 
Годы — чайки.
        Вылетят в ряд —
и в воду —
        брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
            В сущности говоря,
где птички?
 
Я родился,
         рос,
           кормили соскою,—
жил,
  работал,
        стал староват...
Вот и жизнь пройдет,
             как прошли Азорские
острова.



____________________________ № 2 Василий  Розанов
«Опавшие листья» 

До встречи с домом "бабушки" (откуда взял вторую жену) я вообще не видел в жизни гармонии, благообразия, доброты. Мир для меня был не Космос (;;;;;; - украшаю), а Безобразие, и, в отчаянные минуты, просто Дыра. Мне совершенно было непонятно, зачем все живут, и зачем я живу, чт; такое и зачем вообще жизнь? - такая проклятая, тупая и совершенно никому не нужная. Думать, думать и думать (философствовать, "О понимании") - этого всегда хотелось, это "летело": но что творится, в области действия или вообще "жизни", - хаос, мучение и проклятие.
И вдруг я встретил этот домик в 4 окошечка, подле Введения (церковь, Елец), где было все благородно.
В первый раз в жизни я увидал благородных людей и благородную жизнь.
И жизнь очень бедна, и люди бедны. Но никакой тоски, черни, даже жалоб не было. Было что-то "благословенное" в самом доме, в деревянных его стенах, в окошечке в сенях на "За-Сосну" (часть города). В глупой толстой Марье (прислуге), которую терпели, хотя она глупа, - и никто не обижал.
И никто вообще никого не обижал в этом благословенном доме. Тут не было совсем "сердитости", без которой я не помню ни одного русского дома. Тут тоже не было никакого завидования, "почему другой живет лучше", "почему он счастливее нас", - как это опять-таки решительно во всяком русском доме.
Я был удивлен. Моя "новая философия", уже не "понимания", а "жизни" - началась с великого удивления...
"Как могут быть синтетические суждения a-priori": с вопроса этого началась философия Канта. Моя же новая "философия" жизни началась не с вопроса, а скорее с зрения и удивления: как может быть жизнь благородна и в зависимости от одного этого - счастлива; как люди могут во всем нуждаться, "в судаке к обеду", "в дровах к 1-му числу": и жить благородно и счастливо, жить с тяжелыми, грустными, без конца грустными воспоминаниями: и быть счастливыми по тому одному, что они ни против кого не грешат (не завидуют) и ни против кого не виновны.
Ни внучка 7-ми лет, "Санюша", ни молодая женщина 27 лет, ее мать, ни мать ее - бабушка, лет 55.
И я все полюбил. Устал писать. Но с этого и началась моя новая жизнь.


_____________________________________________ № 3 Перси Биши Шелли
«Философия любви»

С рекой сливаются ручьи,
        К океану льнет река,
И ветры обнялись в ночи,
        Переплетаясь на века.
На свете одиноких нет,
        Всех связал любви закон,
Почему же столько лет
        Я с тобою разлучен?

Целует розу друг, она
        Раскрыла лепестки свои,
К морю ластится луна,
        Небеса полны любви,
Ластится к волне волна,
        Все живет, любовь храня,
Почему, скажи, одна
        Не целуешь ты меня?

1819


___________________________________ № 4 Жан-Батист Мольер 
«Мещанин во дворянстве»

Явление IV


    Учитель  философии,  г-н  Журден,  учитель музыки, учитель
танцев, учитель фехтования, лакей.

     Г-н Журден.  А,  господин  философ!  Вы  как  раз  вовремя
подоспели с вашей философией. Помирите как-нибудь этих господ.
     Учитель философии. В чем дело? Что случилось, господа?
     Г-н  Журден.  Повздорили  из-за  того,  чье ремесло лучше,
переругались и чуть было не подрались.
     Учитель философии. Полноте, господа!  Как  можно  доводить
себя  до  такой  крайности? Разве вы не читали ученого трактата
Сенеки  о  гневе?  Что  может  быть  более  низкого   и   более
постыдного,  чем  эта  страсть,  которая  превращает человека в
дикого зверя? Все движения нашего сердца должны быть  подчинены
разуму, не так ли?
     Учитель  танцев.  Помилуйте, сударь! Я преподаю танцы, мой
товарищ занимается музыкой, а он с презрением отозвался о наших
занятиях и оскорбил нас обоих!
     Учитель философии. Мудрец стоит  выше  любых  оскорблений.
Лучший ответ на издевательства-- это сдержанность и терпение.
     Учитель  фехтования.  Они  имеют  наглость сравнивать свое
ремесло с моим!
     Учитель  философии.  Это  ли  повод  для  волнения?  Из-за суетной  славы  и  из-за  положения  в  обществе люди не должны
вступать между собою в соперничество: чем мы  резко  отличаемся
друг от друга, так это мудростью и добродетелью.
     Учитель  танцев.  Я  утверждаю,  что  танцы  -- это наука,
заслуживающая всяческого преклонения.
     Учитель музыки. А я стою на том, что музыку чтили  во  все
века.
     Учитель  фехтования.  А  я им доказываю, что наука владеть
оружием -- это самая прекрасная и самая полезная из всех наук.
     Учитель философии. Позвольте, а что же тогда философия? Вы
все трое -- изрядные нахалы, как я погляжу: смеете  говорить  в
моем   присутствии   такие  дерзости  и  без  зазрения  совести
называете  науками   занятия,   которые   не   достойны   чести
именоваться  даже  искусствами  и которые могут быть приравнены
лишь к жалким ремеслам уличных бортов, певцов и плясунов!
     Учитель фехтования. Молчать, собачий философ!
     Учитель музыки. Молчать, педант тупоголовый!
     Учитель танцев. Молчать, ученый сухарь!
     Учитель философии. Ах вы, твари  эдакие...  (Бросается  на
них, они осыпают его ударами.)
     Г-н Журден. Господин философ!
     Учитель философии. Мерзавцы, подлецы, нахалы!
     Г-н Журден. Господин философ!
     Учитель фехтования. Гадина! Скотина!
     Г-н Журден. Господа!
     Учитель философии. Наглецы!
     Г-н Журден. Господин философ!
     Учитель танцев. Ослиная голова!
     Г-н Журден. Господа!
     Учитель философии. Негодяи!
     Г-н Журден. Господин философ!
     Учитель музыки. Убирайся к черту, нахал!
     Г-н Журден. Господа!
     Учитель  философии.  Жулики,  прощелыги, продувные бестии,
проходимцы!
     Г-н Журден. Господин философ! Господа!  Господин  философ!
Господа! Господин философ!

     Все учителя уходят, продолжая драться.


_________________________________________ № 5 Саша Чёрный
«Искатель»
(Из дневника современника)


С горя я пошел к врачу,
Врач пенсне напялил на нос:
«Нервность. Слабость. Очень рано-с.
Ну-с, так я вам закачу
Гунияди-Янос».

Кровь ударила в виски:
Гунияди?! От вопросов,
От безверья, от тоски?!
Врач сказал: «Я не философ.
До свиданья».

Я к философу пришел:
«Есть ли цель? Иль книги — ширмы?
Правда «школ» — ведь правда фирмы?
Я живу, как темный вол.
Объясните!»

Заходил цветной халат
Парой егеревских нижних:
«Здесь бессилен сам Сократ!
Вы — профан. Ищите ближних».
— «Очень рад».

В переулке я поймал
Человека с ясным взглядом.
Я пошел тихонько рядом:
«Здравствуй, ближний...» — «Вы — нахал!»
— «Извините...»

Я пришел домой в чаду,
Переполненный раздумьем.
Мысль играла в чехарду
То с насмешкой, то с безумьем.
Пропаду!

Тихо входит няня в дверь.
Вот еще один философ:
«Что сидишь, как дикий зверь?
Плюнь, да веруй — без вопросов».
— «В Гунияди?»

— «Гу-ни-я-ди? Кто такой?
Не немецкий ли святой?
Для спасения души —
Все святые хороши...»
Вышла.

1909



________________________________________ № 6 Фридрих Ницше
«Так говорил Заратустра»

О поэтах

С тех пор как лучше знаю я тело, -- сказал Заратустра одному из своих учеников, -- дух для меня только как бы дух; а все, что "не преходит", -- есть только символ".
      "Это слышал я уже однажды от тебя, -- отвечал ученик, -- и тогда ты прибавил еще: "но поэты слишком много лгут". Почему же сказал ты, что поэты слишком много лгут?"
      "Почему? -- повторил Заратустра. -- Ты спрашиваешь, почему? Но я не принадлежу к тем, у кого можно спрашивать об их "почему".
      Разве переживания мои начались со вчерашнего дня? Давно уже пережил я основания своих мнений.
      Мне пришлось бы быть бочкой памяти, если бы хотел я хранить все основания своих мнений.
      Уже и это слишком много для меня -- самому хранить свои мнения; и много птиц улетает уже.
      И среди них нахожу я и залетного зверька в моей голубятне, он мне чужой и дрожит, когда я кладу на него свою руку.
      Но что же сказал тебе однажды Заратустра? Что поэты слишком много лгут? -- Но и Заратустра -- поэт.
      Веришь ли ты, что сказал он здесь правду? Почему веришь ты этому?"
      Ученик отвечал: "Я верю в Заратустру". Но Заратустра покачал головой и улыбнулся.
      Вера не делает меня блаженными -- сказал он, -- особенно вера в меня.
      Но положим, что кто-нибудь совершенно серьезно сказал бы, что поэты слишком много лгут; он был бы прав -- мы лжем слишком много.
      Мы знаем слишком мало и дурно учимся, поэтому и должны мы лгать.
      И кто же из нас, поэтов, не разбавлял бы своего вина? Многие ядовитые смеси приготовлялись в наших погребах; многое, чего нельзя описать, осуществлялось там.
      И так как мы мало знаем, то нам от души нравятся нищие духом, особенно если это молодые бабенки.
      И даже падки мы к тому, о чем старые бабенки рассказывают себе по вечерам. Это называем мы сами вечной женственностью в нас.
      И как будто существует особый, тайный доступ к знанию, скрытый для тех, кто чему-нибудь учится: так верим мы в народ и "мудрость" его.
      Все поэты верят, что если кто-нибудь, лежа в траве или в уединенной роще, навострит уши, то узнает кое-что о вещах, находящихся между небом и землею.
      И когда находят на поэтов приливы нежности, они всегда думают, что сама природа влюблена в них --

      И что она подкрадывается к их ушам, чтобы нашептывать им таинственные, влюбленные, льстивые речи, -- этим гордятся и чванятся они перед всеми смертными!
      Ах, есть так много вещей между небом и землей, мечтать о которых позволяли себе только поэты!
      И особенно выше неба: ибо все боги суть сравнения и хитросплетения поэтов!
      Поистине, нас влечет всегда вверх -- в царство облаков: на них сажаем мы своих пестрых баловней и называем их тогда богами и сверхчеловеками --
      Ибо достаточно легки они для этих седалищ! -- все эти боги и сверхчеловеки.
      Ах, как устал я от всего недостижимого, что непременно хочет быть событием! Ах, как устал я от поэтов!
      Пока Заратустра так говорил, сердился на него ученик его, но молчал. Молчал и Заратустра; но взор его обращен был внутрь, как будто глядел он в глубокую даль. Наконец он вздохнул и перевел дух.
      Я -- от сегодня и от прежде, -- сказал он затем, -- но есть во мне нечто, что от завтра, от послезавтра и от когда-нибудь.
      Я устал от поэтов, древних и новых: поверхностны для меня они все и мелководны.
      Они недостаточно вдумались в глубину; потому и не опускалось чувство их до самого дна.
      Немного похоти и немного скуки -- таковы еще лучшие мысли их.
      Дуновением и бегом призраков кажутся мне все звуки их арф; что знали они до сих пор о зное душевном, рождающем звуки!
      Они для меня недостаточно опрятны: все они мутят свою воду, чтобы глубокой казалась она.
      И они любят выдавать себя за примирителей; но посредниками и смесителями остаются они для меня и половинчатыми и неопрятными.
      Ах, я закидывал свою сеть в их моря, желая наловить хороших рыб, но постоянно вытаскивал я голову какого-нибудь старого бога.
      Так алчущему давало море камень. И сами они могли бы вполне произойти из моря.
      Несомненно, попадаются перлы у них; тем более похожи сами они на твердые раковины. И часто вместо души находил я у них соленую тину.
      У моря научились они тщеславию его: не есть ли море павлин из павлинов?
      Даже перед самым безобразным из всех буйволов распускает оно свой хвост, и никогда не устает оно играть своим веером из кружев, шелка и серебра.
      Тупо смотрит буйвол, в своей душе близкий к песку, еще более близкий к тине, но приближающийся больше всего к болоту.
      Что ему красота, и море, и убранство павлина! Это сравнение привожу я поэтам.
      Поистине, самый дух их -- павлин из павлинов и море тщеславия!
      Зрителей требует дух поэта -- хотя бы были то буйволы!
      Но я устал от этого духа; и я предвижу время, когда он устанет от самого себя.
      Я видел уже поэтов изменившимися и направившими взоры на самих себя.
      Я видел приближение кающихся духом: они выросли из них. --
      Так говорил Заратустра.



___________________________ №7 Иоганн Вольфганг Гёте
«Фауст»

Сцена 1. Ночь

Старинная комната c высокими готическими сводами. Фауст, исполненный тревоги, сидит у своего стола в высоком кресле.
Фауст
Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом…
Увы! с усердьем и трудом
И в богословье я проник, —
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был… Глупец я из глупцов!
Магистр и доктор[1] я — и вот
Тому пошёл десятый год;
Учеников туда, сюда
Я за нос провожу всегда.
И вижу всё ж, что не дано нам знанья.
Изныла грудь от жгучего страданья!
Пусть я разумней всех глупцов —
Писак, попов, магистров, докторов, —
Пусть не страдаю от пустых сомнений,
Пусть не боюсь чертей и привидений,
Пусть в самый ад спуститься я готов, —
Зато я радостей не знаю,
Напрасно истину ищу,
Зато, когда людей учу,
Их научить, исправить — не мечтаю!
Притом я нищ: не ведаю, бедняк,
Ни почестей людских, ни разных благ…
Так пёс не стал бы жить! Погибли годы!
Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась,
А не набор речей случайный.


____________________________________________ № 8 Иммануил Кант
«Критика чистого разума»

Вот почему философия Лейбница и Вольфа указала всем исследованиям о природе и происхождении наших знаний совершенно неправильную точку зрения, признавая различие между чувственностью и интеллектуальным только логическим различием. На самом деле это различие трансцендентально и касается не просто формы отчетливости или неотчетливости, а происхождения и содержания знаний, так что с помощью чувственности мы не то что неясно познаем свойства вещей самих по себе, а вообще не познаем их, и, как только мы устраним наши субъективные свойства, окажется, что представляемый объект с качествами, приписываемыми ему чувственным созерцанием, нигде не встречается, да и не может встретиться, так как именно наши субъективные свойства определяют форму его как явления.
Обычно мы отличаем в явлениях то, что по существу принадлежит созерцанию их и имеет силу для всякого человеческого чувства вообще, от того, что им принадлежит лишь случайно, так как имеет силу не для отношения к чувственности вообще, а только для особого положения или устройства того или другого чувства. О первом виде познания говорят, что оно представляет предмет сам по себе, а о втором – что оно представляет только явление этого предмета. Однако это лишь эмпирическое различение. Если остановиться на этом (как это обыкновенно делают) и не признать (как это следовало бы сделать) эмпирическое созерцание опять-таки только явлением, так что в нем нет ничего относящегося к вещи самой по себе, то наше трансцендентальное различение утрачивается и мы начинаем воображать, будто познаем вещи сами по себе, хотя в чувственно воспринимаемом мире мы везде, даже при глубочайшем исследовании его предметов, имеем дело только с явлениями. Так, например, радугу мы готовы назвать только явлением, которое возникает при дожде, освещенном солнцем, а этот дождь – вещью самой по себе. И это совершенно правильно, если только мы понимаем понятие вещи самой по себе лишь физически, как то, что в обычном для всех опыте определяется при всех различных положениях по отношению к чувствам, но в созерцании только так, а не иначе. Но если мы возьмем этот эмпирический факт вообще и, не считаясь более с согласием его с любым человеческим чувством, спросим, показывает ли он предмет сам по себе (мы говорим не о каплях дождя, так как они как явления уже суть эмпирические объекты), то этот вопрос об отношении представления к предмету трансцендентален; при этом не только капли оказываются лишь явлениями, но и сама круглая форма их и даже пространство, в котором они падают, суть сами по себе ничто, а лишь модификация или основы нашего чувственного созерцания; трансцендентальный же объект остается нам неизвестным.


_______________________________________ № 9 Франческо Петрарка



Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
На небе свет благих светил потух —
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.
«Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!» —
Стяжателей не умолкает хор.
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор.



_________________________________________________ № 10 Лев Толстой
«Война и мир»

Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное — эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.



_____________________________________ Завершая…


_______________________Алексей Плещеев

             Из Гейне (1846)

Возьми барабан и не бойся,
Целуй маркитанку звучней!
Вот смысл глубочайший искусства,
Вот смысл философии всей!
 
Сильнее стучи, и тревогой
Ты спящих от сна пробуди!
Вот смысл глубочайший искусства;
А сам маршируй впереди!
 
Вот Гегель! Вот книжная мудрость!
Вот дух философских начал!
Давно я постиг эту тайну,
Давно барабанщиком стал!




================================================ 2018 11 07




Рецензии