Шедевры Русского Музея Венера Витали
И зрителям иным
Венера Витали предстанет
Тоже...
И очарует их
Божественный интим...
И мрамор будет им казаться
Кожей...
И чувственности женской
Волшебство
Всё будет длиться...
Длиться непрерывно...
Пока же для меня
Для одного
Она сандалию снимает
С ножки дивной!..
06.11.2018.
Когда приходишь не во второй и не в третий раз в зал Русского музея с прославленным "Последним днем... ", начинаешь замечать то, на что раньше не обращал внимания. Наконец для меня в этом зале пробил час скульптуры. Начиная с "Венеры" Ивана Петровича Витали. Конечно, положено хвалить Античность и снисходительно смотреть на подражателей-академистов в скульптуре и живописи, особенно если они не выдали нечто совсем незаурядное, как тот же Брюллов. А ведь эта Венера настолько живая, в какой-то мере и порочная и в то же время равнодушная к зрителям, которые в основном едва ли не натыкаются на нее спиной, стараясь рассмотреть умирающих помпеян огромном полотне. Я же, вопреки общему течению, бродил вокруг нее, грешной. Хотя ведь и греха не было, когда эту богиню создавал греко-латинский ум. Итальянец Витали, занесенный, среди многих артистов-соотечественников, на далекий север, заслуживший звание академика как раз за бюст Брюллова, создавший Исаакия для лучшего собора Питера и статую Павла I для Гатчины, возвращался к концу жизни к тому, что согревает сердце каждого истинного уроженца Апеннинского полуострова - соблазнительным изломам тела красивой женщины. Да, конечно, это была уже не та идеальная и по сути почти асексуальная классическая обнаженка, которую сегодня тысячи и тысячи фотографируют в Лувре, не безрукая Венера Милосская, найденная всего за 32 года до этого французским моряком на одном из греческих островов. Она невозмутимо скидывает покрывало и развязывает сандалию на глазах у толпы, не обращающей на этот стриптиз почти никакого внимания. Толпу приковывают заранее данные ориентиры, путеводители, тот или иной пиар, созданный силой гения или случая. Даже если кто-то осмелится утверждать, что именно эта Венера, а не ее знаменитая старшая сестра сегодня остается воплощением духа чувственности и в то же время человеческого тепла, проникшего в мрамор, языческой посланницей, что-то передающей на языке почти невинного кокетства, на него посмотрят скептически. А может это и к лучшему. Каждый может найти в мире искусства в свое время свой знак, свой образ. И еще интересно, что когда смотришь на "Помпею...", как на фон Венеры, очередной раз чувствуешь, что красота не теряет магии даже перед лицом бездны и гибели. А ощущается острее что ли...( статья взята из Интернета)
Свидетельство о публикации №118110605680
Спасибо, Вадюш, и за стихи, и за исторический экскурс! ☼☼☼
Валентина Агапова 17.11.2018 11:08 Заявить о нарушении