Что есть бог?
Но это было очень трудно: …он был так страшно крепок,
что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна.
Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях…
"Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я,
вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок.
— Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь"»
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат»
Человек создаёт мыслеобраз некой всемогущей силы (виртуальную точку силы) и, обращаясь к ней мысленно или словом, реализует заложенный в себе природный, наследственный потенциал для осуществления важного дела или с целью выхода из затруднительной, сложной жизненной ситуации. Можно молитвенно обратиться к камушку, лежащему на дороге — эффект будет тот же самый, что и обращение к церковному богу.
Религия дословно означает связь; духовная связь. И в зависимости от того, с кем или с чем осуществляется эта связь, мы можем судить о ступени развития, на которой находится религиозный человек. Связь с тотемами, идолами, талисманами или же с вымышленными персонами в виде христов, иегов, аллахов и будд, — это примитивная связь — псевдодуховность. Но уже на этом уровне примитивной религиозности видно, что богов создаёт именно биология; то есть, каждая национальность, каждая раса создаёт своего сугубо национального бога: бог австралийского бушмена и бог жида — суть разные по внешнему виду и свойствам боги. Чтобы это ярче увидеть, предположим, что животные, вдруг уподобившись человеку, стали бы создавать своих богов. Курица, корова или овца не взяли бы в качестве бога образ непонятного им человека, который употребляет их мясо в пищу. Но, куры бы представляли бога в образе петуха, коровы — в форме быка, а овцы почитали б за бога образ барана. Потому-то бог папуасов — это чёрный с кольцом в носу папуас, а бог жидов — свирепый и кровожадный судья и плут.
Более высокая ступень религиозности проявляется в том, что человек не создаёт умозрительную персону бога в том или ином конкретном облике (христа, аллаха, Будды), а обращает свою созерцательность к Природе, которая питает его, вдохновляет и частью которой он сам является. Богами здесь выступают реально существующие явления и предметы: Солнце, дарующее всему живому свет и тепло; Земля, рождающая пищу; Вода, наполняющая все живые тела; Воздух, дающий дыхание; и все стихии Природы, от которых зависит жизнь. На этом уровне религиозности, на уровне живой связи с самой Природой, нет необходимости воображать бородатого дядьку на тучке или его обрезанного сынка-спасателя, как нет необходимости измышлять муки ада и прелести рая; ибо рай уже здесь, на цветущей Земле, а вместо подземного ада достаточно и природной физической боли или же угрызений совести, которые испытывает человек, поступая неправильно.
Наивысшей религиозностью будет та духовная связь, при которой все чаянья и надежды обращены к представителям рода, к Пращурам. И здесь духовная связь не вымышленная, как в иудаизме, христианстве или буддизме, но непосредственная, живая. Потому что именно предки даровали каждому жизнь и своими чувствами, мыслями и поступками определили наши судьбы. Они есть великие Боги, без которых нас не было б на Земле.
Через родовую, семейную связь от предков к потомкам, осуществляется связь с нацией. Нация создаёт культуру, традиции и науку. И чем качественнее расовая составляющая нации, тем выше её культура, благородней традиции и развитее наука, — которые в своей совокупности определяют уровень цивилизации.
Бог для всякого существа — это воля к жизни, подчинённая вселенскому миропорядку — Космосу. Этой волей травинка пробивает толстую кору асфальта; и этой же волей человек взмывает к звёздам, желая познать Вселенную.
5 ноября 2018 г.
Свидетельство о публикации №118110601007