Бибихин 1. 2
Недаром неподлинность присутствия или его отчуждённую форму Дасман, Хайдеггер усматривает в том, что никого здесь нету - спрашиваешь Кто? - кто здесь? - кто это сделал? - кто ответит? - кто хотел? - кто не смог? - а в ответ: тишина - Дасман только внутри своего извращённого присутствия и бытования громко кричит я, я, а в ответе перед Бытием, он - нуль, его нет - ибо Бытие не обманешь и мы обнаруживаем вместо него, вместо его Я - пустое место. Здесь место не занято, тут пусто. Должно быть вот-бытие, здесь-бытие, а его здесь нет. Оно плавающее, не ставшее, себя не познавшее, скрывшееся за другими, оно - "общее место" - не своё, не собственное.
На месте кристаллизованной структуры моего Я - нерасчленённое, неясное бытие вообще - непрояснённое. Присутствие - просвет, скажет поздний Хайдеггер, из него должен идти свет, истина и в этом свете присутствие видит самостоятельно. Нет света, есть Дасман - недородившийся Дазайн, застрявший в утробе бытия, уродец с невообразимыми чертами и формами, аморфными, инфантильными, ужасающими. В тоталитарном государстве - фашист, в философском отношении - Дасман, в поэтическом - "гастроном", как метко назвала его Цветаева в маленькой и прекрасной поэме о Дасманах под названием "Автобус". Это о нём мы можем сказать: "нет ничего отвратительней человека" и - "хуже животного".
Кое-что сообщает нам также о том, что "Ты" первично по отношению к Я, когда Я становится. А ещё о том, что и полностью слитное, доверительное бытие ребёнка самого маленького возраста, ещё без его Я - уже имеет лицо - это лицо его матери, и первое возможное Ты, ведущее ещё не родившееся Я за собой. Отец - позднее, пожалуй только тогда, когда начинается самостоятельное становление Я, когда оно уже "схватилось" и взрастает - тут неотменима роль отца. Но хорошие отцы встречаются не чаще, а реже, чем хорошие матери, а некоторые из них и сами становятся матерями за неимением оных, впрочем, как и матери отцами. Настоящий родитель интуитивно чувствует чего не хватает ребёнку именно сейчас, и он готов сменить свой пол на противоположный и презреть все условности, лишь бы отдать ребёнку необходимое - ту любовь, из которой все мы, покуда мы - это мы...
Но коль скоро мы имеем два этих ключа к разгадке тайны нашего существования: Бытие и наше Я как истину его, коль скоро мы имеем два этих ключа, то мы можем в принципе приблизиться и к разгадке пола - женский пол представляет из себя(если просвечивать его из нашего существования, а не из его "исторической миссии" или "социальной роли") - бытие, - возмущение и становление нашего Я из бытия; а мужской пол представляет из себя - полагание нашего Я пределом неограниченному бытию, представляет из себя - истину бытия, её самость - собранность в иглу, точку. Женщина - море, стихия, мужчина - корабль. Море без корабля - неприкаяно, безвидно, корабль без моря - памятник самому себе. Скажете только образы, красивые образы, ну и пусть: женщина любит плавать, мужчина любит вершить.
Два пола вместе - мир, в котором два разных направления.
И как присутствия, и как событийности, каждый из нас и женщина, и мужчина в определённой мере и в определённом свете, не понимающие друг друга извечно и извечно друг друга понимающие...
Разгадку пола нужно искать не в книгах о полах и сексуальных отношениях, а во "Времени и Бытии" Хайдеггера - в том числе... И в других местах, в которых, казалось бы, она лежать не должна.
Отдельно стоит отметить удачное выражение: найти на своё Я. Не найти своё Я, а найти НА своё Я. Наложиться на то Я, которое уже стало - сегодня, сейчас, совпасть, догнать, отождествиться - вне времени. Ведь найти своё Я - это найти то, что где-то лежит, лежит, знаете ли себе, полёживает. А где это наше Я лежит? Кто ему даст лежать на диване или покоится, где вообще оно сохраняется, если сохраняется вообще?
Значит, я его не нахожу как готовое и беру рукой, а я на него надвигаюсь, иногда существенно быстро - мгновенно, если что-то пронзило меня как молния - был один, стал другой, а иногда пытаюсь медленно и через ряд моментов на него наложится - им вновь стать. Стать своим Я, но новым - вот моя задача. Не просто новым и из другой точки, а тем же самым, из той же самой точки, но новым.
Мне же от него в мир глядеть и идти, если старт возьму с другой точки, не вернусь в начало, не обрету события, старт должен быть верным - вот я и пытаюсь "найти на своё Я", а пишет Бибихин - не получается.
Накладываюсь на него и соскальзываю - это ещё хороший вариант.
"Щупаю, шарю руками в темноте и ничего не нахожу" - плохой.
"Меня нет" - говорим мы о многих ситуациях, - "здесь меня нет". Или вообще "меня нет" - я потерялся.
Найти на себя - волна-поиск. Запрос. Ответ. Совпадение или несовпадение. Что там смыкается или не смыкается - кто бы знал?
Если моя задача "найти на себя", то это значит, что я отодвинулся уже от своего Я во времени и теперь активно пытаюсь это время "обратить" - в общем, что Я в "поисках утраченного времени", того времени которое отдалило меня от моего Я и поставило саму задачу.
Если бы этого - не моего времени не было - я бы продолжался и по сей день как Я и искать себя и находить на себя мне не надо было.
Значит я обнаруживаю в себе незаконную длительность - часы протикавшие без меня и собираюсь их трансформировать -вернуть, и всё это я осознаю лишь благодаря тому, что где-то моё Я, настоящее моё Я мне маякует - а с другой стороны мира меня зовёт какое-то бытие - всё это лучше всего описано у Пруста, пока в крайней мере никто лучше не описал.
Бытие зовёт, я обнаруживаюсь и обнаруживаю себя, и тут же обнаруживаю и провалы-пустоты, которые все эти вещи разделяют и порой на нечто несоединимое. За-да-ча... Так воспринял её Пруст. Как решить?
Вот засядет такой оборот в голову и в печёнки, и не даст покоя. Засел. Не случайно же, знаю. "Найти на себя"... Обычно говорят "иду на вы", это когда битва, идут на врага, а тут "иду на Я" - "Я иду на Я" - не звучит?
Так вот льды друг на друга наползают, когда весна и всё приходит в движение, но я не знаю, быть может кому-нибудь скучно наползать на самого себя?
Найти на себя как тать, накрыть себя с головы до ног, полностью, схватить себя и не отпускать, сцепиться с самим собой, слиться, схватить за волосы, подошвы ног, в себя ввинтиться, вкрутиться, вставиться... да, вот последнее самое подходящее - вставиться, снова занять свой образ, что вечно нов - начать с начала - дословно - не откуда-нибудь, с того, что есть моё начало.
Мешает что? Люди, текущее помимо меня время, обстоятельства, моя нерешимость, всё это дружно действует на меня, чтобы меня не было - на всякий случай, чтобы мир не был опасен, а чтобы мир был обжит. Ну что плохого в том, что мир обжит? Ведь к тому, собственно, и стремились, разве не так? Вот и живу обжитым - обжатым этим миром со всех сторон. Какая уж тут экзистенция!
Мне придётся сбросить всю уже лёгшую обжитость мира, чтобы снова, в который раз найти на себя. "Оно тревожно и страшно, братцы, да невозможно приподниматься..." (Башлачёв) - приподниматься из обжитого вот что практически невозможно.
Ну вот как тень от облаков ложится на поля - что-то, нечто бежит уже из-под горизонта, чтобы меня догнать и настигнуть - это бегу оттуда я сам к себе - забег не на равных, трудный забег, но он ускоряется и всё накрывает простёршаяся тень - мы наложились, сложились, помножились, возросли.
Найти на себя неожиданно, мощно, прыжком или найти на себя медленно, но верно, надвигаясь из-за горизонта, одно мгновенно и пребывает вечно мгновением, второе пребывает ростом без всякого образа, до всякого образа.
Свидетельство о публикации №118110400830