Покаяние фарисея
Прошу прощения у всех своих читателей и авторов анализируемых книг и еще раз подчеркиваю, что это не "проработки", не пасквили, а покаяние - покаяние в соучастии в неблаговидных делах. Все мы знали, что такие наши "монологи" не могут услышать те "миллионы личностей", о которых мы вели речь.. (( Фарисеи-то объявили личностями всех советских граждан и с пеной у рта воевали с теми коллегами, которые посмели с ними не соглашаться))... Чаще всего наши книги были обращены к столь узкому кругу читателей, что их можно было перечесть по пальцам.
Однако у нас и не было выбора: либо писать так, либо молчать. А значит, не преподавать, не обращаться к студенческой аудитории. Но без такого обращения теряли смысл жизни многие из нас. И кроме того,в сердце каждого советского философа никогда не умирала надежда на перемены к лучшему, когда можно будет говорить о проблемах личности во весь голос, а не жевать кислую жвачку, выданную под расписку на очередном партсобрании. Ведь о наших возможностях свидетельствовало, например, введение к одной из работ: "В этой книге речь идет о важнейших стимулах человеческой деятельности - потребностях, интересах и ценностях. Что человеку НУЖНО, в чем он ЗАИНТЕРЕСОВАН и что ему ДОРОГО в жизни"...
Вот как мы могли бы писать! Но не писали, стиснутые тугими лямками... и наш язык всё более становился подобным "новоязу" Оруэлла, процесс создания которого блистательно описан им в книге "1984".
Итак, нашу полемику с западными философами мы проиграли, как проиграли в политической игре наши политики и партийные руководители. Наша Гордость - "Человек социалистического типа" на поверку оказался отчасти махровым обывателем, отчасти субъектом "инстинктивной активности" - и,видимо, самой большой части - ничего не понимающим субъектом, сначала верующим во всё, что ему вещали средства массовой информации, а потом разуверившимся во всех наших ценностях, снизившим уровень потребностей и переориентировавшим все свои интересы.
Нашу методологию подхода к личности мы не смогли использовать в полную силу по множеству причин политического, идеологического, субъективного характера. Прямое сопоставление свобод и благосостояния личности Запада и нашего "Востока" лишало убежденности в преимуществах социализма любого, кто мог воочию проделать такое сопоставление.
Словом, наши попытки опровергнуть Маркса путем подмены тезиса "бытие определяет сознание" тезисом "сознание определяет бытие", - на что так долго рассчитывали наши руководители и мыслители, - потерпели полный и заслуженный провал. Да будет - как говорили прежде - всё это нам горьким, но великим уроком!
((Это конец первой главы - о спорах наших мудрецов и тех, западных и восточных))
Свидетельство о публикации №118110308711
Игорь Карин 28.05.2024 15:41 Заявить о нарушении