Ямпольский и наши поколения

       Всем очень рекомендую читать Ямпольского - пишет интересно и на высоком уровне, неплохо отображает современные коллизии, материал подаёт плотно и широко. Скажем так, Ямпольский - это интеллектуальность нашего времени со знаком "зрелое качество", то есть таким знаком, который в основном на просторах нашей русской духовности отсутствует. Основные формы нашей духовности только тщатся быть современными и продвинутыми - масса лекций, материалов, бесед и текстов сегодня обладают неустранимой косностью - в них нет дерзаний собственного духа, а есть лишь претензии на подачу какого-то материала. Ямпольский в этом плане редкое исключение - к материалу он подходит свободно и идёт скорее не от него, а к нему: от замаскированных, но кричащих современных проблем к такому материалу, который будет в состоянии придать живое и образное "тело" всем этим проблемам. Читая Ямпольского, чувствуешь, что его принцип - " я мыслю" как свободный современный человек, а не "я вам что-то рассказываю", и это подкупает.
       "Прав Евгений Барабанов, что русская мысль невротична, одержима вытеснением - она вытесняет всё то что не её фантазии, а в своих фантазиях она слепая" - пишет Бибихин по поводу распространённого типа нашей духовности. Так вот, Ямпольский уже не... Имеет уже не тот наш привычный духовный вид. Как может мыслить русский человек западным образом - то есть не от себя к себе и о своём вечно, а через материю - через вещественность присутствия мира в мысли - вот западность, не классика, не традиция, а этот такой редкий и такой мощный для мышления момент.
       Если возможно мышление в будущем, если мышление вообще не прервётся, оно будет осуществляться именно таким способом - мышлением целым миром - не мышлением о мире, а мышление МИРОМ. Когда мыслят самим миром и его жизнью, а не отдельно взятыми понятиями, схемами, структурами или того хуже - социальными представлениями. Мыслить будет уже не человек абстрактный "развоплощённый", не он, ты , она или любой, но человек индивидуально-конкретный. Но прежде, такой человек должен каким-то образом появиться, родиться на свет. Думаю, в нынешнее время, мы как раз и наблюдаем его роды: огромная масса людей обезличенных и унифицированных производится лишь для того, чтобы на их фоне мог появиться совершенно новый тип человека - человек не классический, то есть сущностной, а человек МИРОВОЙ. Не всемирный, ибо это тоже претензии старого сущностного духа, а всего лишь - непосредственно слитый со своим миром - мировой. Такой человек будет в состоянии мыслить красками, звуками, тонами, настроениями, в конечном счёте, охватывая это всё, можно сказать, что он будет в состоянии мыслить ПОНИМАНИЕМ, то есть его мир будет для него прозрачен, гармоничен и будет способен встречаться с мирами других людей. Начнётся эра взаимодействия не человека с человеком, а мира с миром. Однако вопрос о самом человеке не погаснет, а поднимется как ЗАПРОС на новый уровень.

       Все те, кто хочет хоть как-то "успеть на поезд" должны обратить внимание на свой мир, на то - насколько он живой и действительный. Другими словами, насколько он подлинно СВОЙ(одна сторона) и насколько он подлинно осуществлён (вторая сторона). Подсказка: подлинно осуществлённым мир является лишь в том случае, если он разделён с другим человеком или другими людьми, то есть если он - общее (общественное) достояние - тут достаточно воспроизвестись хотя бы в одном человеке(но ты ещё воспроизведись хотя бы в одном! - личные отношения). Что же касается того, чтобы мир был свой, подлинно свой - то здесь требуется не просто умение пользоваться им, функционировать и идентифицироваться, но умение в нём быть и им жить, то есть наше заинтересованное присутствие как наше неповторимое, оригинальное пребывание в лоне общего(общественного). Нужны две стороны и одной без другой не бывает - не в том смысле, что не имеется, как раз имеется и часто, а в том смысле, что одно без другого не сможет БЫТЬ - не станет тем, что оно есть, не сбудется.

        Если остановить на секунду время и сделать перпендикулярный срез к этому времени, проходящий через всё наше общество - общество всего человечества, всей нашей планеты, то мы увидим, что УМЕНИЕ ЖИТЬ СОБСТВЕННЫМ МИРОМ - редчайшее явление, а способность этого мира иметь ещё и ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ - супер редчайшее, ни то, ни другое ещё не освоено человечеством как следует. Оттого и "сидим" так плотно посреди неставшего человечества - его непосредственные участники и одновременно живые свидетели того, что человечество ещё НЕ СТАЛО человечеством, не встало в свой полный рост, что оно пока ещё лишь "сидит" или "лежит" и мы поэтому застаём его в неудобной позе "приподнимания" с таких нерентабельных позиций.
       Молодое поколение отличается от старого тем, что свободнее - быстрее и шире, опирается на общественное достояние техники и всех связанных с нею форм общественного воспроизводства, однако это преимущество разительно бьющее каждому из нас в глаза, как ни странно, не является надёжным залогом появления нового человека, ибо слияние здесь с общественным фундаментальным "экзистенциалом"(выделенной техникой формой форм) не происходит через индивидуальное экзистирование, а проще говоря, оно осуществляется через людей, но не самими людьми. Таким образом формируется лишь гипотетическая возможность прыжка человека в новое будущее, но никак не сам прыжок и не сам человек.
       Поэтому сколь бы масштабным не казался нам разрыв поколений, он не отражает адекватно той действительной пропасти, которая образуется между старым человечеством и новым, эта пропасть образуется не в проекции "старый-молодой", а в совершенно иной проекции, которая как следует ещё не высвечена.
"Мой мир - моё тело" - так должен будет сказать человек будущего, отныне я телесен не по границам своего биологического тела, а во всё остальное просто вставлен как придаточный механизм или же "средство средств" и не имею ко всему остальному непосредственного отношения, а имею только опосредованное; отныне - имею и непосредственное, и моё тело, тело нового человека теперь распространяется очень далеко.
       Классический человек был человеком "близким", слишком близким для самого себя, чтобы стать свободным существом космоса, оттого он и держался за разум, как предельную орбиту свой "близости" или солнце, заставляющее вращаться его по неизменному кругу. Современный же человек впервые становится "далёким" самому себе и именно этот процесс мы и наблюдаем с таким ужасом. Однако палка, которую перегибали очень долго в одну сторону, неизменно перегнётся когда-нибудь и в другую. Скоро нашу планету будут населять в основном "далёкие" люди, или люди под названием "переходный этап к новому человеку".
       Благодаря "далёкому человеку" разрушатся старые границы исторического "ближнего" и их оборванные концы будут взывать к полаганию новых более свободных и более достойных человека границ, но по-настоящему новый человек придёт не в сам период разрушения, а вместе с обретением нового "ближнего", поскольку "дали" являются лишь моментами движения наших "близостей".
       Тот, кто найдёт "распахнутое ближайшее" - будет новым человеком!
     Потому что для "распахнутого ближайшего" и самое далёкое будет вполне доступным, сейчас же мы катастрофически улетели в "дальние дали" - благодаря интернету мы сблизились одномоментно и географически, и исторически, но потеряли при этом истину дистанциирования - история рядом, все люди рядом, то есть все дали прямо под боком, вблизи, но взять их нет никакой возможности. Все эти специфические черты нашего времени отмечали уже не раз, но никогда не писали ясно что они значат и куда они нас приведут. Никуда не приведут, пока не проснётся "новое ближайшее", а с ним не родится заря восхождения нового человечества!
       Я нисколько не собираюсь преувеличивать роль Ямпольского в описанных процессах, есть другие имена, гораздо более лучистые, которые как звёзды светят нам из прошлого прямо в будущее, эти посланцы из будущего в прошлом уже пролили свой свет, за которым нам идти вперёд, а не назад, но и Ямпольский - определённый вестник, весть, симптом, показатель - показ - где-то незримо, но неостановимо свершающегося. Его надо читать - чтобы ощутить странность нашего переходного, зависшего "между-между" существования.


Рецензии