Фантазия о памятнике Мстиславу Тмутараканскому в К
ФАНТАЗИЯ О ПАМЯТНИЕ МСТИСЛАВУ ТМУТАРАКАНСКОМУ
В
КРАСНОДАРЕ
Относительно точного времени основания города Краснодара (до 1920 г. Екатеринодар) у учёных имеется несколько мнений. Так, 100-летие Екатеринодара отмечалось в 1894 году, так как основанием города тогда считалось 1 января 1794 г., но двухсотлетие было отмечено не через сто, а через девяносто девять лет – в 1993 г., то есть, – считая от 1793 г.
1794 год как год основания Екатеринодара указану Брокгауза и Ефрона. Но там же указано, что Екатеринодар основан запорожскими казаками, что является безусловной неправдой: Екатеринодар основан не запорожскими, а черноморскими казаками. Запорожские казаки в 1794 (а хоть бы и 1793) году – это явный анахронизм. Так что верить Брокгаузу и Ефрону нет резона.
Кроме того, есть мнение, его, между прочим, высказывает, хоть и русский, но немец М. Фасмер, что город Екатеринодар основан в 1792[1] году. И основан Екатериной II.
Эта же дата основания Екатеринодара поддержана и О. Н. Трубачёвым[2].
Так, трёхсотлетие, можете мне поверить, а если нет – то проверить, Краснодар отметит не через сто лет после 1993 года, а снова – 99 лет спустя, то есть в 2092 году. Вот даже поспорить можем, если кто сомневается, что так и будет.
Но вернёмся в 1793 год. Беда в том, что в 1793 г. был основан отнюдь не город Екатеринодар, а град. Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей Руси, знает, что кроме собственно древнерусского языка (полногласного, где есть слова «берег», «холод», «молоко» и т. д.), использовался ещё и церковнославянский язык – продукт развития языка старославянского, ставшего в XII веке мёртвым, где слова – неполногласные («брег», «хлад», «млеко» и т. д.). При этом собственно русские слова используются как нейтральные по стилю, а старославянские – как слова стиля высокого. Дублет «город» и «град» относится к этому же разделению.
Но горе в том, что вышеприведённая концепция, при всей её правильности, страдает одним маленьким недостатком. Она… неверна.
Например, старославянское и церковнославянское слово «враг» имеет отнюдь не «высокое», а нейтральное значение, а вот русское «ворог» – имеет, наоборот, значение слова высокого стиля. Слова «солод» и «солодка» есть, но слова «слад» в активном обиходе не найти. При этом «сладкий» – это «имеющий приятный, свойственный сахару или мёду, вкус, в противоположность солёному, кислому, горькому», а «солод» – это «намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже – ржи, пшеницы, кукурузы, тритикале», «солодка» же – это род травянистых растений семейства бобовых.
Мы видим, что значения слов, производных от одной и той же праславянской основы сильно разошлись. При этом и солодка, и солод имеют «приятный, свойственный сахару или мёду, вкус, в противоположность солёному, кислому, горькому».
Ещё более сложные метаморфозы произошли и со словами «город» и «град». Слово «город» не нуждается в особом пояснении. А вот «град» – нуждается. Этим словом обозначается не только «город» в высоком стиле, но и «крепость, укрепление».
Так вот, 9 июня 1793 года войсковое правительство Черноморского казачьего войска составило рапорт таврическому губернатору Семену Семеновичу Жегулину с просьбой признать войсковым градом поселения, организованные в Карасунском куте, а Захарий Чепега (Чепига – фамилия которого писалась как Чеп;га), который считается основателем Екатеринодара, войсковому судье Антону Головатому в письме от 12 июня написал: “Милостивый государь Антон Андреевич, поздравляем вас с прибытием в Таман на войсковую землю. Уведомляю, что я, расставивший по реке Кубан пограничную стражу, состою с правительством в Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град”. Войсковой град письма – это войсковая крепость.
Более того, в документах 1793 года не обнаружено свидетельств об основании города, а топоним (урбаноним) «Екатеринодар» вообще не встречается в течение двух месяцев после июня 1793 года, а только – «Прикубанье» и «Карасунский Кут».
Нужно ли говорить, какие жаркие споры шли и идут среди исследователей, посвятивших себя изучению данной проблемы. Есть также мнение, что Екатеринодар был основан не как крепость («град»), а именно как административный центр. Как будто административный центр не мог быть в крепости (укреплении=граде). Взять хоть те же пфальцы Карла Великого. А то, что крепость Екатеринодарская была построена несколько лет после 1793 года, и выстроена худо, так это вопросы к администрации Черноморского казачьего войска.
А между тем, 2018 году Краснодару исполнилось 225 лет. И нужно было эту дату как-то отметить. Но как?
Споры возникли ещё более жаркие, пока всех не примирил поэт Кондратьев. Он сказал:
– Памятник вождю мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину – в городе есть, императрице Екатерине Второй – есть, памятник Александру Васильевичу, пусть и не Маслякову, но Суворову[3], который на месте будущего города Краснодара в 1778 году основал укрепление – Архангельский фельдшанец, – тоже есть. Казакам памятник есть. А вот русскому князю Мстиславу Тмутараканскому – до сих пор нет. Нехорошо. Нужно поставить памятник нашему князю.
Конечно, нашлись умники, то есть люди со слабым знанием отечественной истории, а также слабо разбирающиеся в современных политических реалиях, которые спросили, кто такой этот Мстислав Тмутараканский, а также и зачем нужно ставить памятник в Краснодаре именно ему.
И поэт Кондратьев им объяснил:
– Как называется наш город? Правильно – Краснодар. А как называется главная его улица? То-то же же – Красная[4]. А как звали Мстислава Тмутараканского? Вот то-то и оно-то – Красный[5]. И будет в центре города Краснодара на улице Красной стоять памятник Мстиславу Красному!
И всем, как всегда в таких случаях бывает, стало очевидно, – к очередной годовщине города нужно поставить памятник князю Мстиславу Тмутараканскому.
Сказано – сделано. Вернее, сказано, потом – решено, потом – утверждено, потом – …
Ну, заволокитили, как оно водится, дело.
Одним словом, хоть и не к юбилею города, но к тысячелетней годовщине битвы при Листвене[6] встал на улице Красной в городе Краснодаре на постаменте из красного гранита из красной бронзы памятник князю Мстиславу Красному. А многочисленные гиды толпам туристов и просто праздношатающейся публике терпеливо и доходчиво объясняют, что это памятник отечественному политическому деятелю, который сумел, в своё время, подавить местный сепаратизм, сплотить из многочисленных племён крепкий союз и положить конец агрессивной экспансионистской политике зарвавшегося киевского династа, пытавшегося пойти войной на Восток.
_______________________
[1] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2004. Т. 2. С. 12. [2] См.: Трубачёв О. Н. Русская ономастика и ономастика России. М., 1994. С. 57. [3] См.: Соловьёв В. А. Суворов на Кубани. Краснодар, 1986. [4] На древнерусском языке – “Красивая”. [5] На древнерусском языке – “Красивый”. [6] В 1024 г. в битве при Листвене русский князь Мстислав Владимирович Тмутараканский по прозвищу Красный разбил войска киевского князя Ярослава Владимировича по прозвищу Мудрый.
© 02.11.2018 Владислав Кондратьев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2404044
© Copyright: Владислав Олегович Кондратьев, 2018
Свидетельство о публикации №218110201627
Свидетельство о публикации №118110208575