444-447. Даниил Андреев
ДАНИИЛ АНДРЕЕВ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
1906, Берлин – 1959, Москва.
При жизни не напечатал ни одной строки стихов. Родился в семье знаменитого прозаика Леонида
Андреева. Был художником-шрифтовнком. Во время войны сражался рядовым на ладожском льду.
После окончания войны был «отблагодарен» десятью годами тюрьмы. Поэзия помогла ему выжить,
когда он уходил в мир русской и мировой истории от окриков вертухаев и лая овчарок. Написал
философскую поэму в прозе «Роза мира»; был из тех русских правдолюбцев, которые, освещая тайной
свечой мрачные своды пещер истории, пытались связать воедино разорванные звенья распавшейся
связи времен. Он сам сказал о таких, как он: «Но есть безымянность иных... Свинцов удел безвестных
борцов, вседневных подвижников и творцов деятельной любви».
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . ТЮРЬМА НА ЛУБЯНКЕ
.
Нет:
Втиснуть нельзя этот стон, этот крик
В ямб:
Над
Лицами спящих – негаснущий лик
Ламп,
Дрожь
Сонных видений, когда круговой
Бред
Пьешь,
Пьешь, задыхаясь, как жгучий настой
Бед.
.
Верь:
Лязгнут запоры... Сквозь рваный поток
Снов
Дверь
Настежь – «Фамилия?» – краткий швырок
Слов,–
Сверк
Грозной реальности сквозь бредовой
Мрак,
Вверх
С шагом ведомых совпавший сухой
Шаг,
Стиск
Рук безоружных чужой груботой
Рук,
Визг
Петель и – чинный, парадный,– другой
Круг.
.
Здесь
Пышные лестницы; каждый их марш
Прям;
Здесь
Вдоль коридоров – шелка секретарш –
Дам;
Здесь
Буком и тисом украшен хитро
Лифт...
Здесь
Смолк бы Щедрин, уронил бы перо
Свифт.
.
Дым
Пряно-табачный... улыбочки... стол...
Труд...
Дыб
Сумрачной древности ты б не нашел
Тут:
Тишь...
Нет притаившихся в холоде ям
Крыс...
Лишь
Красные капли по всем ступеням
Вниз.
.
Гроб?
Печь? Лазарет?.. – Миг – и начисто стерт
След,
Чтоб
Гладкий паркет заливал роковой
Свет.
. . . .
1935-1956
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(2)
. . . . . . ЭВАКУАЦИЯ ВОЖДЯ
ИЗ МАВЗОЛЕЯ В 1941 ГОДУ
Баллада
.
Подновлен румяным гримом,
Желтый, чинный, аккуратный,
Восемнадцать лет хранимый
Под стеклянным колпаком,
Восемнадцать лет дремавший
Под гранитом зиккурата,–
В ночь глухую мимо башен
Взят – похищен – прочь влеком.
.
В опечатанном вагоне
Вдоль бараков, мимо станций,
Мимо фабрик, новостроек
Мчится мертвый на восток,
И на каждом перегоне
Только вьюга в пьяном танце,
Только месиво сырое
Рваных хлопьев и дорог.
.
Чьи-то хлипкие волокна,
Похохатывая, хныча,
Льнут снаружи к талым окнам
И нащупывают щель...
Сторонись! Пространство роя,
Странный поезд мчит добычу;
Сатанеет, кычет, воет
Преисподняя метель.
.
Увезли... – А из гробницы,
Никому незрим, незнаем,
Он, способный лишь присниться
Вот таким,– выходит сам
Без лица, без черт, без мозга,
Роком царства увлекаем,
И вдыхает острый воздух
В час, открытый чудесам.
.
Нет – не тень...
но схожий с тенью
Контур образа... не тронув
Ни асфальта, ни ступеней,
Реет, веет ко дворцу,
И, просачиваясь снова
Сквозь громады бастионов,
Проникает в плоть живого –
К сердцу, к разуму, к лицу.
.
И, не вникнув мыслью грузной
В совершающийся ужас,
С тупо-сладкой, мутной болью
Только чувствует второй,
Как удвоенная воля
В нем ярится, пучась, тужась,
И растет до туч над грустной,
Тихо плачущей страной.
. . . .
1942-1952
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(3)
. . . . . . ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕАТРУ
.
Порой мне казалось, что свят и нетленен
Лирической чайкой украшенный зал,
Где Образотворец для трех поколений
Вершину согласных искусств указал.
.
Летящие смены безжалостных сроков
Мелькнули, как радуга спиц в колесе.
И что мне до споров, до праздных упреков,
Что видел не так я, как видели все?
.
В губернскую крепь, в пошехонскую дикость
Отсюда струился уют очагов,
Когда единил всепрощающий Диккенс
У племени пунша друзей и врагов.
.
То полу-улыбкою, то полусмехом,
То грустью, прозрачной, как лед на стекле,
Здесь некогда в сумерках ласковый Чехов
Томился о вечно цветущей земле.
.
Казалось, парит над паденьем и бунтом
В высоком катарсисе поднятый зал,
Когда над растратившим душу Пер Гюнтом
Хрустальный напев колыбельной звучал.
.
Сквозь брызги ночных, леденящих и резких
Дождей Петербурга, в туманы и в таль
Смятенным очам разверзал Достоевский
Пьянящую глубь – и горящую даль
.
Предчувствием пропасти души овеяв,
С кромешною явью мешая свой бред,
Здесь мертвенно-бледным гротеском Андреев
На бархате черном чертил свое «нет».
.
Отсюда, еще не умея молиться,
Но чая уже глубочайшую суть,
За Белою Чайкой, за Синею Птицей
Мы все уходили в излучистый путь.
.
И если театр обесчещен, как все мы,
Отдав первородство за мертвый почет,
Он был – и такой полнозвучной поэмы
Столетье, быть может, уже не прочтет.
. . . .
1950
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . . * * *
.
Русские зодчие строили прежде
За чередой
Стен
Белые храмы в брачной одежде,
Чище морских
Пен.
.
Кремль неземной в ослепительной славе
Снится порой
Нам,
Вечно спускаясь к плоти и яви,
Как мировой
Храм.
.
Тих, несказанен и невоплощаем,
Светел, как снег
Гор...
Путь его ищем, тайн его чаем,
Поя, что век
Скор.
.
Но в глубине, под городом зримым,
Некий двойник
Есть,
И не найдешь ты о нем, таимом,
В мудрости книг
Весть.
.
Эти запретные грани и спуски
Вглубь, по тройным
Рвам,
Ведомы только демонам русским,
Вихрям ночным,
Нам.
.
К этим подземным, красным озерам
Срыв круговой
Крут:
Бодрствует там – с неподвижным взором,
Как вековой
Спрут.
.
Тихо Печальница русского края
Рядом с тобой
Шла,
Если прошел ты, не умирая,
Сквозь этот строй
Зла.
. . . .
1950
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(5)
. . . . . . К ОТКРЫТИЮ ПАМЯТНИКА
.
Все было торжественно-просто:
Чуть с бронзы покров соскользнул,
Как вширь, до вокзала и моста,
Разлился восторженный гул.
.
День мчится – народ не редеет:
Ложится венок на венок,
Слова «ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА» рдеют
На камне у бронзовых ног.
.
Но чуждый полдневному свету,
Он нем, как оборванный звук:
Последний, кто нес эстафету
И выронил факел из рук.
.
Когда-то под аркой вокзала,
К народу глаза опустив,
Он видел: Россия встречала
Его, как заветнейший миф.
.
Все пело! Он был на вершине!
И, глядя сквозь слез на толпу,
Шагал он к роскошной машине
Меж стройных шеренг ГПУ.
.
Все видел. Все понял. Все ведал.
Не знал? обманулся?.. Не верь:
За сладость учительства предал
И продал свой дар. А теперь?
.
Далеко, меж брызг Укарвайра,
Гоним он нездешней тоской,
Крича, как печальная кайра,
Над огненной ширью морской.
.
Все глуше мольбы его, тише...
Какие столетья стыда,
Чья помощь бесплотная свыше
Искупит его? и когда?
. . . .
1955
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(6)
. . . . . . ИЗ ПОЭМЫ «ГИБЕЛЬ ГРОЗНОГО»
.
Не пугайся. Да и чем на свете я
Ужаснул бы тех, кому насквозь
Через мрак двадцатого столетия
Наяву влачиться довелось?
И задача книги разве та,
Чтоб кровавой памятью земли
Вновь и вновь смущалась чистота
Наших внуков в радостной дали
.
Но он сам, ночами в голой келии
Не встававший до утра с колен,
Чтобы утром снидить в подземелие,
Где сам воздух проклят и растлен –
Он тревожил с детства мой досуг,
Ибо тайна, замкнутая в нем,–
Ключ от наших всероссийских мук,
Наших пыток стужей и огнем.
.
Вот он сходит, согнут в три погибели,
Но всевидящий, как сатана,
Уже зная: на углях, на дыбе ли,
На крюке ли жертва подана?
Ноздри вздрагивают. Влажный рот
Приоткрыт в томительной тоске,
И мельчайшей изморосью – пот
На устало вдавленном виске.
.
Скажешь – век? эпоха? нравы времени?
Но за десять медленных веков
Самой плотной, самой русской темени
Иоанн – единственный таков.
Ни борьба за прочность царских прав,
Ни державной думы торжество
Не поставят рокового «прав»
На немых синодиках его.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оборвется в доме дело всякое,
Слов неспешных недоговорят,
Если черной сбруей мерно звякая,
Пролетит по улице отряд.
Врассыпную шурхнет детвора,
Затрясется нищий на углу,
И купец за кипами добра,
Словно тать, притихнет на полу.
.
В шуме торжищ, в разнобойном гомоне
Цвет сбегает с каждого лица,
Если цокнут вороные комони
По настилу ближнего крестца.
В кабаках замолкнет тарнаба1,
В алтаре расплещется сосуд
И в моленных княжеских – до лба
Крестный знак персты не донесут!
.
Вскочат с лавок, кто хмелен на празднике,
И с одра – кто в лихоманке чах,
Если, молча, слободою всадники
Мчатся мимо в черных епанчах,
Прыть былую вспомнят старики,
Хром – костыль отбросит на бегу,
И у баб над росстанью реки
.
Перехватит дух на берегу.
В землях русских след нездешний выбили
Не подковы ль конницы твоей,
Велга! Велга! призрак! дева Гибели!
Угасительница всех огней!
Разрушительница очагов!
Мгла промозглая трясин и луж!
Сыр–туман ямыг и бочагов
И анафематствованных душ!..
.
Раздираем аспидами ярости,
Только кровью боль свою целя,
Приближается к пустынной старости
Черновластник смолкшего Кремля.
Вей метелью, мутно-белый день,
Ширь безлюдных гульбищ пороши,
Мчи в сугробья дальних деревень
Мерный звон за упокой души:
.
О повешенных и колесованных;
О живьем закопанных в земле;
О клещами рваных; замурованных;
О кипевших в огненной смоле.
За ребят безотчих и за вдов;
За дома, где нынче пустыри;
За без счета брошенных с мостов
В скорбном Новгороде и Твери.
.
Об отравленных и обезглавленных!
О затравленных на льду зверьем!
По острогам и скитам удавленных,
Муки чьи в акафистах поем;
И по ком сорокоустов нет –
Отстрадавших по всей Руси,–
Боже милостивый! Боже–Свет!
Имена их только Ты веси.
. . . .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
дополнительно:
Даниил Леонидович Андреев
родился – 20 октября [2 ноября] 1906 (Берлин )
умер – 30 марта 1959, Москва)
прожил – 52 года
.
Русский писатель, литературовед, философ. Автор мистического сочинения «Роза Мира».
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х « ! . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'
Свидетельство о публикации №118110205557