Театральная неделя Грузии

…   В   70-е   годы   в   нашем   театре   должна   была   состояться   театральная   неделя   Грузии.  Ожидалась   труппа   грузинского   батумского  театра    имени   И. Чавчавадзе.   Что-то   там   не   получалось…  и   мы   уже   ожидали   грузинскую   танцевальную    группу…  но   и   тут   произошел   досадный   сбой…  Билеты   в   кассах   то   продавались…   то   сдавались   обратно.   И   вот   в   день   представления,   за   несколько   часов   до   него,   прибыла   группа   девушек  (на   три   дня) с   неясным   статусом…-   то   ли   с   филармонии…   то   ли   самодеятельный   коллектив.   От   музыкального   сопровождения   нашего   театрального   оркестра   они   отказались,   объясняя,   что   у   них   всё   есть.   Театральный   зал   (только   в   партере)   был   заполнен     наполовину…   но   по   счастливой   случайности  в   театре   оказалась   съёмочная   группа   с     городского   телевидения.   И   вот   в   19-00   поднимается   занавес…   и   на   сцену   выходят   все   девушки…   без   сценического   грима…  в  пурпурных,   облегающих   силуэт,   строгих   платьях…  с   бордовыми   шарфами…  и   черными   бархатными   поясами…-   поклон   зрителям…   и   расходятся   за   кулисы,   оставляя  на   авансцене    трёх   или   четырех   девушек.   Одна   из   них   с   музыкальным   струнным   инструментом   (кажется  чонгури)…   и   началось   волшебное   песнопение… со    сложнейшим    и   потрясающе красивым     грузинским     многоголосием…   брызжущим   вокальной    радостью   и   светлыми   улыбками…   Одна   негромко  начинает… её    подхватывают…   выводя  мелодию на три голоса. В такой гармонии    ведет  средний  голос…  первый  голос  сопровождает его  параллельными  терциями…   а   одна   из   девушек,  в основном,  ведет    вокализ -   минорную   мелодию  без  слов…   Одна   из   девушек   виртуозно   и   мастерски   аккомпанирует   на   чонгури…  Совершенно  непонятно, о  чём   поют    эти милые   девушки   (с   необыкновенно грациозной   подтанцовкой),     но  это  и  не  важно - поют  по-грузински…  очень красиво  и  слаженно…    Почти   никто   не   понимает  слов…   но  от   их  пения    многим   хотелось    заплакать…   По   окончании   песни   -   шквал   аплодисментов…  и    я   давно  не припомню, чтобы  кого-то  столько  раз  вызывали  “на бис”…Затем   выходили   другие   девушки…   и   пели…   повышая   эмоциональный   градус…   и   снова   нескончаемые   аплодисменты…  Концерт   продолжался   чуть   больше   часа   -   девушки   принесли   извинения   -   только   с   поезда…   еле   стоят   на   ногах   (стало   ясно   -   самодеятельность…   профессиональные   артисты   такого   никогда   не   скажут)   На   другой     день   в   городских   теленовостях   показали   сюжет  о   этом   концерте…   и   за  два   часа   до  нового   концерта   к   театру   было   не   подойти…-   со   всей   округи   съехались   представители   Кавказа…   Так   театр   не   заполнялся   никогда..-  с   полнейшим   переаншлагом…   не   только   партер,  ложи   и   балконы   переполнены…   но   и   все   проходы   и  коридорчики…  За   день   произошла   переподготовка…-   авансцену   освещал   только   мощный   прожектор  -  световая   пушка…   на   заднике   сцены   натянули   экран,   на   который   с   диапроектора   подавали   изображение  слайдов    с   грузинскими   достопримечательностями…-   подножия  седовласого  Казбека…   Луной   на  горном  перевале…  виды   грузинских   сёл   и   городов…  Появилась   ведущая-грузинка,   которая   вела   концерт   с  переводом   и  пояснениями  насчет  песен.   При   этом   она   указывала  - песня    из   каких   областей   Грузии: Сванетии,  Кахетии,  Мегрелии   и   других…   И   что   интересно…-   при   исполнении   очередной   песни   часть   зрителей   в   зале   вставала…   и   слушали   стоя   (очевидно   выходцы   из   тех   мест откуда   и   песня)   Снова   шквал   аплодисментов…   возгласы   на   грузинском   языке…   А   так,  как   каждая   песня   повторялась   несколько   раз   -  концерт   затянулся…   Собственно, словами  это  выразить  сложно, просто 3  часа  восторга   и   счастья…   После,   зрители   выстроились   в   полновесные   шеренги…   и   девушки  (переодевшись)   шли  с   театра   к   гостинице   “Театральная”  (это   рядышком)   сквозь   них…   фотографируясь   со   зрителями…   раздавая   автографы…   отвечая   на   вопросы…   На   третий   день,   очевидно   по   согласованию   с   администрацией   театра,   происходили   интересные   вещи…-   В   буфет   для   актёров   (Погребок)   завозили   бочонки   с   настоящим   грузинским   вином   -  Хванчкарой   и    Киндзмараули…   головы   сыров   от    Сулгуни до    Имеретинского…   зелень…   фрукты   и   овощи…  шашлык  по-карски   -   (грузинский  вариант знаменитой   шаурмы)   и   множество   других   закусок…   Буфетчицу   Зинаиду   предупредили…-   никакой   продажи…   всё   спонсорское   угощение…   Буфет   не   очень   большой… и   рабочие   сцены   огромный   коридор   около   него   оборудовали   столами.   После   концерта   много   зрителей   спустились   вниз…   зашли   и   девушки-вокалистки…   поблагодарили…   поклонились   всем…   и   ушли   -   через   несколько   часов   у   них   был   поезд…   Началось   колоритное   застолье…   А   оно    в   Грузии – это   настоящий   ритуал, праздник, действо,   пронизанное любовью  к   гостям   за   столом. Вино  здесь   по-настоящему   льется   рекой,  даже   самая скромная  закуска – сыр, хлеб  и   зелень,   становится  самой вкусной  на   Земле.   Каждый   грузин  с  ходу   способен придумать   столько   красивых  и  проникновенных тостов, что   только   успевай   их   записывать.   Застолье   может продолжаться    бесконечно,   однако   фантазия грузин поистине   неисчерпаема.   Каждый   тост сопровождается историями,   красивыми   пожеланиями,   делается   это настолько   эмоционально   и   душевно, что  гости заворожено   ловят   буквально   каждое   слово…  Появилось   и   несколько   музыкантов   с   грузинского   кафе   с   музыкальными  инструментами…  И   тут   мужчины-грузины   начали   петь… -  Полифоническое пение  -   трёхголосная   мужская "акапелла"…  с    солирующими    верхними   голосами,   при   этом  нижние голоса  с  гибкими  протяжными  тонами    с    отчётливым многоголосием    и    мелодичной   структурой…   После   пения   сдвинулись   столы   и   в   коридоре   начались   танцы…-   Это   надо   было   видеть…   в   летних   рубашках   с   коротким   рукавом…   в   простых   брюках…   некоторые   в   летних   сандалиях…  Но   со  строгой   оригинальной   пластикой  и жестикуляцией…    эклектичностью   танцевальных   приемов   в   соответствии   с   традиционной   грузинской хореографией…    С    грузинской    классической    утонченностью    и   восточным    колоритом…  простотой    и гармонией…   Быстрые    движения    и смелые    пируэты…. При   этом   спина,  всегда  оставалась    прямой  и  неподвижной.   Их   танцы   очаровывали    зрителей    стремительностью  и  изяществом… Они   же   были   не   артисты…-   создавалось   впечатление,   что     танцы   в   Грузии   являются   чуть  ли  не обыденным    и   повседневным   делом…   доставляя   огромное  удовольствие  не  только  публике, но  и  самим  танцорам...
    С   какой   грустью   я   вспоминаю   всё   это.   Кто   мог   предположить,   что   всего   через   тридцать   лет   Грузия   будет   неудержимо   стремиться   в   НАТО…   что   между   нами   будет   введён   Визовый   режим…   что   будет   война   между   нашими   странами…   Как     сложилась   судьба   этих   милых   девушек…  так   замечательно   певших   на   сцене   нашего   театра…


Рецензии
Очень смачное и яркое повествование.
Напоминает красивый, грузинский тост)
Очень здОрово!
Спасибо, Валера, с теплом,

Людмила Джугашвили   23.11.2018 19:05     Заявить о нарушении
... Люда, это действительно было... Мы во время учёбы в институте подрабатывали осветителями в театре...

Валерий Анатольевич 2   23.11.2018 19:09   Заявить о нарушении
Ни секунду не сомневалась, очень реалистично)

Людмила Джугашвили   23.11.2018 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.