Интервью с миссионером

Интервью с отцом Игорем Фоминым
   - Отец Игорь , здравствуйте. Вы руководите миссионерским отделом  МП г. Москвы. Скажите, что подразумевает  эта работа?
   - Добрый день. Эта работа предполагает прежде всего общение с людьми. Но не простое общение. Если батюшка  или православный миссионер будет ездить вместе с группой подростков на велосипеде  или выпьет заздравную чашу с пенсионерами во дворе – это ещё не миссионерство, а налаживание контакта с людьми. Миссионерством это общение станет тогда, когда эти люди из слушателей слова Божия превратятся в активных прихожан храма  и будут участвовать в таинствах церкви.
  - Миссионерство предполагает иногда достаточно необычные и  романтичные формы. Есть ли сейчас храмы-корабли, храмы-поезда, храмы-автомобили, для проникновения в отдалённые районы нашей страны?
  - Да, конечно, есть – это очень востребованная форма для нашей страны. Страна у нас большая. Новые храмы строятся, но их не хватает даже в Москве. Эти новые храмы быстро наполняются прихожанами. К примеру, наш храм святого  благоверного князя Александра Невского при МГИМО, настоятелем которого я являюсь, построен недавно. Он заполнился очень быстро. 6 марта 2016 года святейший патриарх Кирилл освятил храм, а уже великим постом один из прихожан написал на своей странице в соцсетях: «Храм опять маленький».
Передвижные храмы проникают в отдалённые уголки нашей страны. В них крестят, исповедуют и причащают людей. И здесь возникают очень высокие требования к  миссионерам: смогут ли жители глубинки увидеть на их лицах отблеск Божественной славы и воспринять его так, чтобы сохранить этот свет на долгое время, ведь после отъезда храма многое зависит от их доброй воли следовать за Христом. Это сложная и очень востребованная форма миссионерской деятельности, требующая не только грамотного усвоения богословских знаний, но и способности заражать людей желанием личного подвига ради Христа.
  - А какие проекты были сделаны непосредственно под Вашим руководством сейчас в Москве?
   - Проектов было сделано и делается достаточно много. Один из наиболее актуальных сейчас – это организация дежурных консультантов в храмах. Сейчас во многих храмах  в праздничные и воскресные дни дежурят молодые люди с бейджиками:  «Мне можно задать вопрос о вере». Они готовы с радостью и пониманием дать  любому случайно пришедшему в храм человеку квалифицированную консультацию по вопросам веры и совершения таинств и снабдить его соответствующей его уровню литературой  для дальнейшего  воцерковления и участия  в приходской жизни.
Ещё один проект – это создания миссионерских курсов при викарианствах  г.Москвы.  Поступающие на такие курсы учатся на них 2-3 года  и получают там серьёзное катехизаторское образование. Не как в семинарии, конечно, но вполне применимо для ответа на любой вопрос прихожанина. Курсы заканчиваются сдачей экзаменов и получением соответствующего документа. Выпускники курсов беседуют с прихожанами, преподают в воскресных  школах и могут выходить с глубокими знаниями православия в любую светскую организацию. К примеру, от нашего прихода созданы библейские кружки в образовательных школах и даже в одном детском садике. Правда, в детском садике туда ходят воспитатели.  Можно создавать такие кружки и в офисах, если человек там работает, или даже в семье. Главным запросом современного общества  для облика миссионера является сердечность и лояльность к окружающим людям и, конечно, большая эрудиция во многих вопросах. «Вера – она от слышания» -  так говорит апостол Павел, и слушающий человек должен быть уверен, что миссионер пытается с ним говорить не просто «от ветра главы своея», но имеет достаточно фундаментальные знания по этому вопросу.
  - Хочу уточнить для читателей, что такое викарианства и сколько их в Москве?
   - Москва по территориальному признаку разделена на благочиния и одиннадцать викарианств, каждое из которых объединяет несколько благочиний. В девяти викарианствах есть миссионерские курсы. Поэтому слишком далеко никому из москвичей ездить не придётся.
В Российской империи православие было государственной религией, поэтому миссионерство зачастую ассоциировалось с экзотикой. Дикие племена и аборигены с абсолютно иным менталитетом манили православную романтически настроенную молодёжь. Есть ли такое служение сейчас? Например, работа с  кочевыми народами?
   - Я руковожу миссионерской деятельностью в Москве и могу свидетельствовать, что здесь тоже есть кочевники. Это те люди, которые сюда приезжают на время. И среди них тоже ведётся проповедь. На узбекский и киргизский языки уже переведены листовки, готовится перевод на азербайджанский и таджикский. Есть переводные Евангелие и молитвослов на эти языки. Есть несколько священнослужителей, знающих эти языки и готовых проповедовать среди мигрантов.
Что касается выхода миссионеров за пределы страны, то могу сказать, что сейчас идёт активная проповедь православия на Филиппинах. Там сейчас находятся несколько священников РПЦ, и они очень удачно продвинулись в этом вопросе за последние несколько лет. Очень большой интерес к православию в Латинской Америке. Там в православие переходят многие католические монахи.  Сейчас в Питерской семинарии учатся несколько индусов, там тоже есть спрос на эти знания. Одного индуса уже рукоположили. В Московской семинарии учатся китайцы. В этих странах не принимают священников иностранцев. Не всё так просто. Это важная часть миссии, но при этом мы не должны забывать о своих соотечественниках.
У нас 80% процентов людей, которые называют себя православными. При этом из них лишь 19-22%  ежемесячно ходят в церковь и участвуют  в таинствах. Большинство людей, называющих себя верующими, попадает в храм два раза в жизни на крещение в её начале, а потом уже на отпевание по её завершении. Оба раза их просто приносят в храм на руках. На самом деле основное поле нашей миссионерской деятельности должно быть направлено именно на них.
   - Может ли миссионер для установления контакта с иноверцем позволить себе отступить от поста, съесть или выпить  что-то необычное, выкурить трубку мира с индейцами или принять какой-нибудь слишком  уж экзотичный подарок?  Каковы границы отступления от правил в таких случаях?
  - Миссионер может себе позволить проповедь Христа! Миссионер может себе позволить лишить себя комфорта и удобства. Миссионер может себе позволить  забыть о себе и видеть пользу другого человека. В чём эта польза будет состоять -  решает каждый по месту действия. Наверное  «отмиссионерить» человека по какому-то протоколу не получится. Главная задача – показать Христа.
Что касается нарушения поста, то происходить оно должно без удовольствия. Если человек прикрывается миссионерством для того, чтобы есть в путешествиях пельмени постом и из-за этого готов ехать на край света – это конечно, непозволительно, ну а если любимая тёща, желая угодить зятю, сготовила ему котлет в постный день и тот, не желая отвратить её от Христа, слёзно каясь, съест их без всякого вожделения – это, наверное, другая ситуация. Нельзя подойти к проповеди,  регламентируя абсолютно всё! Вера – она должна быть живой.
   - Стоит ли православным миссионерам назойливо ходить по квартирам  или атаковать людей на улице вопросами о вере, как это делают некоторые секты?
  - Хороший вопрос! Это так называемая уличная миссия. В наше время её практиковал убиенный отец Даниил Сысоев. До революции она была более распространена. До того, как построить храм, к отдалённо живущему народу приходил священник и знакомился с обычаем, бытом, языком этого народа. И сейчас, к примеру, если священник идёт проповедовать в ВУЗ, то лучше, чтобы он был выпускником этого ВУЗа. Или ему надо как-то сродниться с этим ВУЗом, иначе дело проповеди идёт туго. Его воспринимают, как чужого, не имеющего права здесь находиться.
Иными словами, как  святитель Николай Японский -  приехать в страну, учить язык, стать своим, и люди скажут: «Мы его послушаем, потому, что он настоящий японец» и потом после этого может следовать проповедь.
   - Да, именно так. Как вы думаете -  преподобномученица Елизавета Фёдоровна – русский человек?
   - По своей сути,   да.
   - Она русский человек даже более, чем многие русские, хотя никакой русской крови в ней нет. Дух в ней чисто русский.
   - Согласен. Очень хороший пример. У нас в стране есть регионы с исконно другими религиями. Где-то распространён ислам, а где-то буддизм. Там ведётся какая-то миссионерская работа?
   - Мне сложно говорить, этой миссией я не занимаюсь. Могу говорить об этой работе только по её отголоскам. В таких районах, как Азербайджан и Чечня, надо опираться на то, что христианство там было раньше ислама. Эта религия насаждалась там огнём и мечом, практически не оставляя очагов христианства. Многие географические названия свидетельствуют о христианских корнях этих народов.   
   - В результате деятельности святого Николая Японского возникла целая православная японская церковь. Есть ли надежда на Китай?
   - Надежда, конечно, есть, но необходимо учитывать специфику этой страны. Мы можем пытаться катехизировать китайцев, живущих в Москве. Давать им переводную литературу, листовки и брошюры на их родном языке, но за ними очень сильно следят органы безопасности Китая. В каждой группе есть их представитель. Толстую богословскую книгу они боялись брать до тех пор, пока мы не догадались сменить обложку. На обложку поместили совместное фото патриарха Кирилла и Си Цзиньпина, и китайцы перестали бояться брать в руки эту книгу. Поэтому проповедь идёт очень медленно, но идёт. Уже есть небольшое число православных приходов в КНР. Поймите, что у нас самая свободная в мире страна в плане свободы совести. Даже во Франции такой свободы совести нет, как у нас. Мы не понимаем чужих проблем и современного уровня своей свободы по сравнению с другими даже очень развитыми странами.
  - Как церковь осуществляет миссионерское служение в приютах, тюрьмах и детских домах?
   - Есть специальные комиссии в каждой епархии, которые этими вопросами и занимаются. Практически в каждом храме эта работа ведётся.    
  - Часто именно помощь «милосердного самарянина»  приводит человека к вере. Есть ли сейчас у храмов  ресурсы для материальной поддержки социально незащищённых слоёв населения?
  - Надо вкладывать частичку души в своё дело, иначе это может привести к чисто потребительскому подходу со стороны просителей. Нет ни одного детского дома, ни одной больницы, куда бы церковь не постучалась. Но её не везде приняли. Многие директора относятся к церкви с предубеждением. Там, где есть сотрудничество - церковь помогает очень активно: собираются вещи, устраиваются праздники, организуется сбор средств, устраиваются кружки – работы много, только вливайся. Что- то потребляя в церкви, желательно что-то в неё отдавать, какую-то частичку своей души или времени. Чисто потребительский подход губит любое дело.
   - Я так понял, что юридических препятствий для миссионерской деятельности нет, кроме нежелания руководства организации?
   - Есть! Священник может идти с проповедью  в тюрьму  или в  дом престарелых, но не в школу.  Пережиток либерального законодательства 90х. В школу сложно войти, но можно. Тому примером наш приход.
   - Как же  вы туда ходите?
   - Группа родителей написала заявление с просьбой о проведении занятий для их детей. В этом случае ходить можно. Нас любят и зовут во всех школах нашего района. Мы проводим там занятия по духовно – нравственному воспитанию. Мы готовы делиться своим опытом, но только особо никто не торопиться его перенимать. 
   -  Какие виды миссионерской деятельности наиболее доступны для любого православного храма?
Здесь тоже сугубо индивидуально. Всё зависит от его местоположения и прихода. К примеру, есть полупустой на службах храм, но рядом офис, в котором 24000 сотрудников. Народу в будний день гораздо больше, чем в воскресный. Огромное поле деятельности. Нужно подходить к людям, давать листовки, беседовать с ними.
   - Есть ли необходимость в увеличении проповеди православия в современных СМИ, интернете, телевидении, прессе и радиовещании?
Я думаю, да. Каждое утро на первом канале показывается достаточно оккультная программа  с  гороскопами и тому подобным. Идёт активная проповедь ложной духовности. Священники приглашаются на основные каналы ради каких то склочных ток – шоу. Им не дают проповедовать Христа. Есть много людей, которые могут создать интереснейшие просветительские программы, но их просто не пускают в эфир.
   - Есть традиционные формы проповеди христианства, могут ли быть какие-то новые способы подачи информации для молодёжи, зачастую живущей в виртуальном, а не реальном мире?
   - Здесь мы серьёзно проигрываем. Из-за рубежа в соцсети вливаются огромные деньги, чтобы нас разъединить. Церковь – это последнее, что нас соединяет. Если нас разъединить, то будет не нужна армия. Что и кого она будет охранять? Поэтому делается то, что возможно делать в этой сфере, сообразуясь с ограниченными финансовыми ресурсами.
   - И последний вопрос: куда  вы посоветуете обратиться человеку, желающему миссионерского служения и не нашедшего понимания в ближайшем к его дому приходе?
   - Как я уже сказал ему нужно закончить миссионерские курсы в своём викарианстве.
   - Спаси вас Господи, батюшка, за подробное и содержательное интервью!
Беседовал Максим Терехов


Рецензии