Куб Достоевского

В Петербурге разгорелся скандал по поводу проекта нового корпуса музея Ф.М.Достоевского в доме №7 по Кузнечному переулку, представленного в виде модернистского куба (на фото - в центре).

Стареет град Питер, дряхлеют дома
Сражаясь с забвеньем годами
Разрухи боясь, где как нищих сума
С тяжелыми ждет временами

Смирившись с судьбою, музеи стоят
На паперти в ряд за копейкой
И каждый из них прятал горестный взгляд
Себя ощущая плебейкой

Но все же и нищим порою везет
Когда появляется спонсор
Удача, когда богатею взбредет
Мильонным порадовать взносом

Так вышло недавно со зданьем одним
Где жил романист Достоевский
Дом был, видно, ангелом божьим храним
Чьи крылья взмывают над Невским

На днях было фондом благим решено
Расширить границы музея
Чтоб корпус в Кузнечном застроил пятно -
Хорошая, вроде, идея

Был вскоре представлен и новый проект
На питерском строгом совете
Одетый в гранит в виде куба объект
Горел в медно-мертвенном свете

Как призрак в ночи среди мрачных теней
Блистал черным он силуэтом
Горевший в дыму между адских огней
Мглой лился пред тусклым рассветом

Как с хлябей небесных низринувший, куб
Явился толпе на потребу
Как дух отрицанья, как дерзкий суккуб
Грозил он проклятием небу

...Застроено в Питере много дворцов
Что слиты толпою безликой
Где дух процветает торговцев-купцов
Взыскующий алчностью дикой

Там, где поклоняются злату тельца
И служат не богу - Маммоне
Черствеют там души, а с ними - сердца
За ярким богатством в погоне

Сказал Достоевский, что лишь красота
Спасет мир от дьявольской скверны
Что жить надо верой святою Христа
Избрав путь единственно верный

Стареет град Питер, дряхлеют дома
История пусть в них хранится
Где живы святыни, там скроется тьма
И Питера дух возродится

23 октября 2018 г.


Рецензии
Интересное стихотворение. Я не имею в виду его художественную ценность, то же самое можно было написать в три раза короче, но да Бог с ним, хозяин-барин.
Забавными мне показались некоторые посылы, как например:
"Как с хлябей небесных низринувший, куб
Явился толпе на потребу",
Так вот "толпе на потребу" стал как раз какой-нибудь псевдоклассический вставыш на месте этого, как я понимаю, пустыря (не помню окружения музея, был там очень давно).
А тут - может и не бесспорно- архитекторы постарались сделать как-то поинтереснее тривиальный доходный дом, повысить эмоциональную, да и может быть и туристическую (почему нет?) составляющую объекта.
Старая ленинградская (именно ленинградская) история. Помню в восьмидесятые годы приезжал к нам в Москву один ленинградский родственник, мастер на почтовом ящике, отличный парень. Так с какой страстью рассказывал он как его производственный коллектив писал коллективные же письма тогдашнему первому секретарю обкома с просьбой запретить показ коллекции Ив Сен Лорана (может Кардена, не помню) в залах Эрмитажа. Сейчас это звучит смешно, а тогда к таким "искусствоведам" приходилось прислушиваться.
Т.н. "толпа", мой друг, всегда просит что попроще, попонятнее ей, да и в нашем с вами ремесле.
Удачи, бывает, заходите

Георгий Моверман   30.10.2018 09:38     Заявить о нарушении
Интересные вы оставили заметки, похожие на эссе. Прочитал с удовольствием. Про куб Достоевского я хотел сказать вот что: дело архитекторов удивлять зрителя. Возможно, сам по себе куб достаточно оригинальное произведение нынешней архитектурной мысли. Но к автору Братьев Карамазовых его трудно привязать. Достоевский никогда не был авангардистом, он творил в области духа и морали, а скорее всего веры и сознания. Куб мне представляется неким законченным пространством мысли, где все управляется некой схемой. Но любая схема не применима к гению. Он чуть выше, чуть обьемней, чуть многомерней, чем просто куб. Хотя сам эскиз многотажного куба, если не вспоминать автора Идиота, в принципе не плох и придает некую динамику омертвевшей за три века бывшей столице империи. А если быть точнее, идеям Достоевского ближе всего пирамида или сфера. Огромное вам спасибо за ваши мысли!

Виктор Скорых   30.10.2018 15:28   Заявить о нарушении
И вам спасибо, Виктор, за взвешенное, по-хорошему, плюралистическое мнение.
А ведь ФМ как раз по природе своего письма сюрреалистичен: вспомните про "идею" Раскольникова, никто ведь не может точно определить в чём, собственно она?
А образ Кирилова в "Бесах", сам его посыл - убить себя в любое время.
Недаром Эйнштейн говорил, что его видению мира, выразившемся, в общем, в шизоидном по отношению к "здравому смыслу" парадигме относительности, большую роль сыграл ФМ.
Бог с ним, кубом, может что ещё придумают. Тут ведь ещё такая штука.
Почему мы не даём шанс нынешним архитекторам на каменное бессмертие?
Почему парижане могут, разжевав жёсткое мясо новизны, переварить и Эйфель-тауэр, и Центр Помпиду?
Это же касается и нашего ремесла - литературы. Я вот сейчас читаю Дину Рубину и поражаюсь: как всё-таки возросла беллетристическая техника: психологические портреты, передача прямой речи, просто фантастическая эрудированность автора в таких разных областях бытия!
Такие вот мысли, спасибо за толчок к их возникновению,
Удачи и здоровья


Георгий Моверман   30.10.2018 21:18   Заявить о нарушении