История купца
Прадед его сам водил караваны в Кашгар на лошадях и в Оренбург на верблюдах. Он рассказывал много интересных историй о своих путешествиях. В них он упоминал, что арабы во времена позднего средневековья, не любили путь в Кашгар через Ош, потому что, там всегда было не очень спокойно и существовали для них высокие пошлины. Поэтому они предпочитали более трудный путь в Кашгар, через Яркенд по Памирскому тракту.
Во время своих путешествий прадед Гафарова видел любопытные места, древние рудники с сохранившимися руническими надписями на «Орхон-Енисейском» языке, старые китайские медные плавильни с остатками прежних выработок. На пути в горных саях, ущельях, горцы продавали купцам свою нехитрую добычу. Не самого первого сорта бирюзу, кристаллы граната и горного хрусталя, кто-то мыл золотишко, в некоторых местах продавали лалы-рубины. Они их порой обменивали на порох, свинец, старые кремневые ружья или зерно. А потом с большой прибылью в двести – триста процентов продавали в Кабуле. По пути из Яркенда, где закупались зеленым чаем, киссией, синим и красным садаловым деревом, приобретали много кусочков – серебряных, китайских лянов. Часть из которых, потом обменивали в Тибете на козий мех и шали. Они пользовались большим спросом в Кабуле и Герате.
Порой их грабили разбойники или облагали большими таможенными пошлинами, различные горные князья или удельные владельцы территорий. Иногда они попадали в бурю и около половины животных с товаром срывались в ледяные трещины в горах.
Тем не менее, оставшийся товар с лихвой покрывал убытки. Один караван из двадцати пяти лошадей или пятидесяти пяти верблюдов давал прибыль на направления Кашгара в триста раз, а направления Оренбурга все пятьсот.
Поэтому хоть быть купцом было опасным делом, но это было и очень выгодным. За три-четыре похода, караванов можно было сделать неплохое состояние. А потом купить землю, озера, горы, стать баем, крупным землевладельцем или открыть свои торговые дома в Бухаре, Ташкенте, Самарканде. Ну а потом уже самому сидеть дома и отправлять караваны, не рискуя собственной жизнью, а только товаром.
Деду уже досталась крупная торговая империя. Он получил хорошее образование, знал немецкий, французский, английский, русский и персидский, джагатайский, урду, дари, пушту, китайский, хангыл, огузские диалекты.
Ездил на крупные торговые выставки в Берлин, Париж, Лондон. Открыл филиал немецкой фирмы, через Варшаву в Бухаре. Занимался поставками новых технологий в эмират. Был меценатом, деньги давал на развитие школ и медицинских клиник в западном понимании. Это уже было в период колонизации Туркестанского Края.
Дед Гафарова, быстро сориентировался в изменившейся ситуации и поэтому переместил основную свою торговую базу из Бухары в Самарканд. Часто ездил в Петербург.
В начале двенадцатых годов двадцатого века, он как знал, все свои бумажные активы перевел в золотые дукаты, серебряные танга и рупии. Через три года по всей Российской Империи бумажные деньги уже практически ничего не стоили. Все предпочитали звонкую монету. Как раз в это время, Бухарский эмир лишился всех своих накоплений и выпуска монеты, всю казну передали на монетные дворы империи. Дед как в воду глядел!
После смены форматов, с исчезновением царской России и чуть позже крушением эмирата, Дед Гафарыча, все еще занимался коммерцией, даже успел побыть милиционером. Но ближе к концу двадцатых собрав свой караван, взяв с собой двух главных жен и их родственников, оставив двух младших жен, ушел с большим караваном в Кашгар. Позже в начале тридцатых годов он перебрался в Дун расположенный в предгорьях Гималаев на Сивалик хиллс, что в триста пятидесяти километров от Дели.
До тридцать седьмого года, две семьи Гафарывых поддерживали связи, пока не настал период «Железного занавеса». Однако в середине пятидесятых, Дед решил вернуться на родину, оставив свою семью в Дуне и Агре к тому времени.
Когда Дед Гафарова пересекал границу, ему сделали ряд прививок от возможных инфекций. Через полгода после приезда, его дед умер.
В девяностых, профессор ездил на международную научную конференцию в Агру, где он встретился со своими родственниками… И так получилось, что теперь их род живет как на родине, так и в Индии и Швеции. Причем, шведские родственники стали протестантами и как сам говорил профессор, больше похожи на европейцев. Русые волосы, голубые глаза, хорошо говорят на шведском и английском. Родной язык знают, но с сильным иностранным акцентом. Сами они занимаются космосом, а дунские родственники остались в коммерции и пошли в инженерию, работают в автопроизводстве.
А я после этой беседы подумал, вот оно как жизнь всех раскидала. Правнук купца, стал археологом, профессором, доктором наук. А как бы его судьба сложилась, если бы не было СССР? Смог бы он получить такое образование, стать ученным? И вот его родные одни продолжают заниматься торговлей и быть инженерами, а другие заниматься космосом в северной Европе?
Любопытно все таки складывается жизнь…
---
Рассказ является вымыслом, все совпадения и имена случайны. Ну не совсем вымыслом, но это компилированные сведения.
Свидетельство о публикации №118102108842