Ч. 2 Отечество прозрений и заблуждений. Вступление
- убийство девятилетнего царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного, в 1591 году. Под его именем и выступали самозванцы в 1604-12 годах;
- безразличие народа России, который ни во что ставил «неповинную кровь», пролитую царевичем Димитрием;
- решение с помощью Божией Матери умалять принять царство Борисом Годуновым, а также обещание Бориса Годунова при венчании на царство заботу о народе и богатство;
- преследование Борисом Годуновым родственников умершего царя Фёдора, Романовых и других вельмож. Поощрение доносов, передача холопам имений опальных господ;
- эффективная внешняя политика Бориса Годунова, и «подозрительное мало-душие» во внутреннем управлении;
- неурожай и голод, мор в Москве, гибель от голода за 2 года и 4 месяца 127 тысяч человек;
- недостаток сострадания к голодающим при обильных запасах хлеба. Спеку-ляция хлебом;
- скопление беглых преступников, усиление рабовладения, расстройство семей и разврат господ, образование шаек и конных разбойников из бесприютных и опальных людей;
- выделение гнилого зерна и со мздой из царских житниц на просфоры для народа, а иностранцам – роскошный стол;
- увеличение откупных цен и сборов в кабаках;
- любовь Бориса Годунова к иноземцам. Роскошь в низших классах – «все бо-ярствуют». Стремление церковников в судьи и книгочеи земские, прилив невежд в церковнослужители. Святители не искали разумных и знающих. Постройка своих церквей. Яркая картина домашней роскоши рядом с бедностью церквей. Все власти знали, кто он, Лжедмитрий Первый. Роскошь одежд у свиты. Поляки мылись в банях из золота и серебра. Еретики в храмах вместе с жидами. Москвичи охали о замеченных пакостях, но любезно торговали с иноземцами;
- пьянство народа после убийства Лжедмитрия Первого вместо молебна в соборе. Безумство и небрежение к Божиему Промыслу – никто не понял, что в который раз избавлены от «католических сетей». Имея «неосмотрительное око», не заметили очередного покушения Папы Римского на Россию;
- взаимное ожесточение русских при царе Василии Шуйском, приводившее в дрожь самих чужаков. Вся беда от своих. Обман поляками русских, которые сами смеялись над своими бедами. Женщины, захваченные врагами, по выкупе их, снова бегали к врагам. Забвение общего блага из эгоизма – себе на горе;
- недостаток патриотической солидарности. Наглое хвастовство притворной
набожностью. Строили красивые церкви и иконы, а сами в блуде жили;
- жестокость и пренебрежение к бедному и низкопоклонство перед сильными и богатыми.
Палицын приводит убийственный пример разгрома и разграбления Великого Новгорода Иваном Грозным, за что через год Москва была сожжена и разграблена татарами. «Несправедливое имение, Богу приносимое, - Каинова мерзость».
Что можно сказать по прочтении этих удивительных, но лежащих на поверхности, выводов и мыслей Авраамия Палицына? Его мысли и выводы следовало бы выбить в камне, и вместе с утренней молитвой перечитывать каждому русскому правителю. Не случилось, не сбылось. И мы не можем в данном случае утверждать, что Пророка в нашем Отечестве нет. Были и есть Пророки, но кто их и когда хотел слушать и слышать? Простые и мудрые божественные истины – это не просто голос Бога, а программа действий на все времена. Но что для нас божественное слово? Мы живём сиюминутным и грешным:
Что нам Божественное Слово?
По делу рык и шенкеля!
Нам чаще Поле Куликово
И бородинские поля,
И под огнём благие стоны,
И шёпот – «Пухом будь, земля!»
И Трубецкого бастионы
Да звёзды древнего Кремля!
Грехов и бед не перечислить -
От них, пожалуй, не сбежать,
И там, где надо быстро мыслить,
Нам не дано соображать!
Ошибкам служим и повторам,
Стремимся в горе Бога звать,
И приучились плакать хором,
Поодиночке – выживать,
И ждать – дадут без счёта паек,
И всех подправят наждаком,
Известен путь до чрезвычаек,
А до прозрений – незнаком!
Так и живём, не выживая,
Так и ведём потешный ряд –
Нам даль пророчит ножевая
И грохот дымных баррикад!
И всё не впрок - века и сроки,
И всё не найден нужный брод,
Зато, кто выше, все пророки,
А все, кто ниже, то народ!
...Иду! Дорог не выбираю,
Мне и вперёд, почти назад,
Где Крест высок, там ближе к раю,
Где злато – там библейский ад!
Иду! Осталась только малость,
Дойду с надеждой как-нибудь,
Но через вечность показалось,
Что бесконечен Крестный Путь!
Россия, как по проложенной колее, из века в век, из года в год шла к своему несовершенству, повторяя прошлые ошибки и совершая новые. Есть историческая опасность сохранения Русской Государственности при такой беспечности властей и при постоянном повторе одних и тех же ошибок.
Свидетельство о публикации №118102101502