Иго великое
В недоуменье поднимаю бровь:
Мусолится то время вновь и вновь,
И все, кому не лень, плодят интриги.
Одни, стряхнув истории вериги,
Готовы на Христа повесить кровь,
А те, явив к традициям любовь,
Знакомые картинки ищут в книге,
Где молится монах пред образами,
А воины с раскосыми глазами
Жгут монастырь: пощады не проси!
Где сотни тысяч степняков, сметая
Кордоны русов, шли… Но я-то знаю:
Ну не было монголов на Руси!
Ну не было монголов на Руси,
Ордынцев кровожадных сотен тысяч –
Фантазии, заказ – и ты услышишь
И конский топот, и мольбы: «Спаси!»
Я опусов немало видел сих,
Их истины давно прогрызли мыши,
А дождь прозренья барабанит в крыши:
«Ну не было монголов на Руси!»
И где ж руины городов великих,
Где след затерян полчищ полудиких,
Что принесли Руси столь много зла,
Прекрасные дворцы… Что с ними сталось?
Да были ль? Ничего ведь не осталось!..
А Иго1 – было! И Орда – была!
А Иго – было! И Орда – была!
И ханы были… княжеского рода,
Легли налоги на спину народа –
Но Русь под этим игом – расцвела!
Росли не минареты – купола
Церквей; у рек, где прежде были броды -
Мосты; среди нетронутой природы
Дорог приличных сетка пролегла.
В Европе – крылья черные беды:
Поляки, венгры – стонут от Орды -
А на Руси – все новые столицы…
Но если вдруг какой удельный князь
Разбой чинил, над Игом насмеясь –
Летел отряд на князя хищной птицей.
Летел отряд на князя хищной птицей
Из опытных, испытанных бойцов,
Умение впитавших от отцов –
И с ними бесполезно было биться.
За стенами детинцев – не укрыться:
Сейчас врагов смыкается кольцо…
Бежать тайком – и потерять лицо –
И в страшном сне такое не приснится:
Хан разорвет на княженье ярлык,
Палач отрежет руку иль язык –
Карает Иго строго непокорных…
И вновь гонец коня вконец загнал,
И снова вдаль летит девятый вал
Ордынцев беспощадных и проворных.
Ордынцев беспощадных и проворных
Откуда появился странный род?
Народ то был иль, все же, не народ –
Про то немало споров шло упорных…
…Свинцовый полог лихолетий черных
Над Скифией висит который год,
По свету разметал водоворот
Кочевников, до той поры покорных…
Ну. а цари, собрав из скифов белых,
Отряды верных воинов и смелых
Своих родов – кто сколько уберег,
Храня свои законы родовые,
Богов своих и знанья вековые,
На север шли, на запад, на восток…
На север шли, на запад… На восток,
В обширные сибирские просторы,
Где реки - как моря… а лес, а горы!
Кто не видал – поверить вряд ли б смог,
Что есть такое… Ставили острог,
Затем другой – для рода то опора:
Чтоб было неповадно зверю, вору
Запасы потравить… И чтобы мог
Гонец ли, воин – всяк, кто жаждет крова,
Его снискать… В Сибири жизнь сурова,
А нужно было и людей беречь,
И ставить Иго: росам то пристало –
И что, что здесь иная жизнь настала –
Хватает росам крепких рук и плеч!
Хватает росам крепких рук и плеч –
И вот уже и скот, и хлеб в достатке,
Луга привольны – подросли лошадки,
Кузнец сковал на новом месте меч,
И воины – герои прежних сеч –
Уж учат молодых приемам схватки,
Перенимать звериные повадки,
Как сходу бить, и как в ночи стеречь.
Из лучших пополнение сбирали,
Народам местным жару задавали,
Да так, чтоб те запомнили навек!
А кто из молодежи выжил в драке –
Имели право выходить в «казаки» -
«Казак» - свободный, вольный человек!
«Казак» - свободный, вольный человек!
Орда – там все по духу были братья:
Уже не род, не вера и не платье,
А кровь в бою вязала их навек.
Но вождь – хакан иль хан – не мог быть грек
Иль турок – только рос и князь. Изъятье
Из родовых законов, неприятье
Устоев – проще рек замедлить бег!
Что до Богов – и тут Распятый Бог
В казачьих душах поселиться смог –
То бродники с Подонья одарили,
Они ж о том, что на Руси раздрай,
Огнем охвачен благодатный край,
На сходах и в походах говорили.
На сходах и в походах говорили
Про красоту соборов и церквей,
Про алчность многочисленных князей,
Что блуд и беззаконие творили.
И вот, на сходе, ханы порешили
Послать на Волгу сотни три парней,
Оружье дать и пару смен коней,
Чтоб Иго на больной Руси вершили.
Орду набрать из тамошних людей –
Но чтобы ни лазутчик, ни злодей
Орде не повредили словом, делом;
На ханство князя местного призвать,
Чтоб мог народа нравы понимать
И в бой водить товарищей умело.
И в бой водить товарищей умело,
И свято данный соблюдать обет…
Вот так прошло две с лишним сотни лет –
История в гаданьях преуспела:
Каких князей Орда призвать сумела,
Кто был Бату, а кто был Пересвет,
Кому Господень был дарован свет,
Кто был низвергнут, за какое дело?
Когда и как, откуда и куда,
И было ль это благо, иль беда,
Русь подняла Орда, или разорила?
И что была за сила у Орды,
Куда исчезли славных битв следы
И где ж теперь хранится эта сила?
И где ж теперь хранится эта сила?
Ошиблись те, кто предвещали крах
Той силе: в приграничных лагерях
Она и мощь, и Веру сохранила,
Особое сословье породила:
Казаки – вольный дух: но при царях,
И при любых иных государях
По зову Государства выходила
Границы в нерушимости блюсти,
Порядок, если надо, навести –
И в вечный ток времен вплетались миги,
И поднимались Вера и Любовь…
В недоуменье поднимаю бровь,
Когда я слышу о монголов иге.
1 И-Го в переводе с китайского означает одно (единое) государство.
01 сентября – 18 октября 2018
Свидетельство о публикации №118102007528
Трактовка истории интересная. Большинство историков учёных в университете в давние времена были иностранцы — корректировали её по своим политическим соображениям, современным историкам проблематично докопаться до истины, поэтому и возникают вопросы.
С уважением,
Сергей Григорьевич Марушко 17.06.2019 22:57 Заявить о нарушении
Сергей Дон 18.06.2019 09:58 Заявить о нарушении
С уважением,
Сергей Григорьевич Марушко 18.06.2019 10:12 Заявить о нарушении