Эпизоды Шапито дю Солей Торонто
Вчера мы были с дочерью в порту Торонто, где опять проходят представления Цирка – Шапито дю Солей. Не ошибусь, если скажу, что он самый известный и неповторимый во всём мире. Таис осталась дома со своим дядей Лёкой.
Первый раз мы видели их выступление в 2011 году, когда летом я впервые была в Торонто. Настроение тогда было беспечное и радостное, а само представление – грандиозное!
Никогда прежде ничего подобного не видела, меня оно просто потрясло необычностью и великолепием. Жалела потом, что сразу не записала впечатления, но до сих пор при упоминании этого названия перед глазами встают отдельные номера, изумительные, полные силы и отваги при кажущейся лёгкости исполнения. Но особенно часто вспоминается изящный групповой номер на лошадях миниатюрных китаянок с точёными фигурками в ярких, самобытных костюмах наездниц с головными уборами, состоящими из металлических котелков в виде шляпок, входящих друг в дружку, и которыми они филигранно жонглировали на полном скаку, перекидывая из рук в руки и с головы на голову. Великолепно! Незабываемо!
Потом, зимой 2012, когда я снова прилетела к ним в отпуск, мы ходили на фильм Камерона, создателя «Титаника». Его новое детище в частичном исполнении этого представления знаменитого на весь мир Цирка было снято с размахом, но яркого впечатления не оставило.
А вот вчера – опять мы долго ехали на трамвае, пока сразу перед нами не открылся обзор большой площади с полосатым куполом Шапито, его служебными помещениями. Народ стекался оживлёнными ручейками от мест своего прибытия, кто со стоянок, кто от остановок трамваев. Мы влились в их поток и очутились в загадочно полутёмном, празднично сверкающем электрическими искрами таком своеобразном фойе, тоже под куполом, где люд прогуливался от прилавка к прилавку с сувенирами, напитками; смачно пахло жаренным поп – корном.
Но вот нас пригласили звонками. Все расселись. Было просторно и удобно. Представление помнится до сих пор. Такая беспечная фантосмагория, как у Феллини в фильме «8 с половиной». Но здесь, на цирковой арене, всё наяву. Удивительно легко, с потрясающей выдумкой, мягким весельем, и всё как – то отстранённо от зрителей, как будто всё их действо наблюдаемо в прозрачном огромном шаре.
Оно – это целый мир загадочных сказок, от нас – недосягаемых. А сами гимнасты, эквилибристы, жонглёры делают своё дело лихо, мастерски, играючи, пританцовывая, восхищая нас своим жизнелюбием. И музыка! Та, из прошлого, даже не 20 – го, скорее 19 – го века, под живую, несмолкающую песню маленькой, изящной женщины, одетой в наряд точно уж 19 – го века, стоящей высоко над ареной на небольшой площадке, прикреплённой к стояку, поддерживающему каркас «шапито».
Какой – то бесшабашный, изобретательный человек придумал всё это!
Само представление и маленькие, милые мелочи: эта певичка над ареной в шляпе с цветами и в длинном вечернем платье; какие – то нелепые личности в феерических костюмах, незаметно появляющиеся и так же неслышно исчезающие на фоне очередного номера, живущие какой – то своей особой жизнью; скрипач, сидящий на краешке арены, слушающий только свою печальную скрипку; крошечная женщина – лилипут, похожая на экзотическое, яркое насекомое, в красном бархатном платье до пят, пересекающая арену с величавым видом, изредка говорящая свои тирады почему – то по – русски.
Она неожиданно появлялась из огромного чрева, заключающего в себе целый дворец, где царствует эта необычная кроха. А сам «чревоноситель» с огромным коком на голове и чаплинской походочкой был важен и уморителен в своей важности.
Конечно, это всё опять выдумки того же бесшабашного изобретателя!
Клоун, правда, мне не понравился, может, «он только учится», но явно – не волшебник. Очень понравились гимнасты на батуте и два брата – акробата, которые сопровождали всё представление на арене своей смешной суетой, неразлучно обнявшись. Потом вдруг оказалось, что их ноги были одеты в такие большие брюки из 3 мешков черного цвета: два – для их крайних ног, а близкие друг к другу ноги были всунуты в средний мешок, который в полумраке был вообще не заметен – такие сиамские близнецы на трёх ногах и с двумя туловищами.
Когда пришло их время выступать, они неожиданно разъединились, предоставив зрителю на обозрение два великолепных атлетических торса и серию стремительных полётов на длинных петлях из упругих резиновых лент, влетая в эти петли к друг другу, пролетая над и под своим братом. Меня их мастерство просто восхитило!
Был антракт. Все вышли из зала к угощениям и сувенирам. Стало холодно, к вечеру нужно одеваться поплотнее.
Но вот второе отделение, которое обычно должно зрителя так ошеломить, чтобы он непременно ждал новой встречи с цирком (это моё личное наблюдение), в этот раз было задумано и исполнено двумя номерами.
Одно - группа акробатов в полосатых трико, которые легко и весело подбрасывали друг друга, танцуя и откровенно потешаясь над каждым, а другие их коллеги в таких же трико, но в образе кентавров – с насаженными на талии хвостатыми рыбинами, сновали между участниками номера, добавляя общего веселья.
А другой номер – милый и очень гуманный, девиз которого: «Люди, будьте по – доброму внимательны друг к другу». Он выполнялся с использованием специальной техники, спроецированной на купол шатра, создавая такой «театр теней».
Щемяще – изысканной пантомимой из человеческих пальцев фильм доносил добрые чувства к душам зрителей. Проекция фильма медленно передвигалась в затемнённом пространстве по своду цирка, растворяясь в искусственном звёздном небе, что тоже было сделано при помощи электрического освещения, так знакомого всем нам в сеансах по астрономии.
Публика встала в душевном порыве, долго хлопая, и, конечно же, испытывая нахлынувшую симпатию к каждому своему соседу. Вот она - волшебная сила искусства!
Выходя к транспорту, я потеряла в толпе свой носовой платок, значит, увижу ещё раз их новое представление!
*** *** ***
"Totem": цирк дю Солей в парижском лесу. Фоторепортаж (Ю - тьюб)
время публикации: 07:36 | последнее обновление: 07:56 блог версия для печати фото
Фото: Лоран Витер. Getty Images
В среду, 24 октября 2018 года, в парке Багател на территории Булонского леса в Париже состоялась шоу "Totem" – представление всемирно известного цирка дю Солей, в котором приняли участие более 50 исполнителей из 19 стран.
* * *
НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ЦИРКОВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Забудьте слово «Нет»!
Смотрите на меня!
В руках огня букет,
Танцую с ним фокстрот,
А подо мной земля
В такт пляшет и поёт:
- Софи! – ты дочь моя,
Изящна и смела,
Отчаянно сильна
Той силой неземной,
Что над огнём тебе
Дар властвовать даёт! -
Восславьте слово «Да»!
И Якоба мечта
Соединить в полёт
Весёлость, ловкость ног
И мощь всесильных рук, -
Как пёрышко подругу,
Софи, взносить...
и вдруг...
В стальном пожатье рук,
Протянутых навстречу
Чеканным, властным жестом,
Пестрит, несётся круг
В мельканье колеса
Из их упругих тел – и, да!
его мечта
Струит победным блеском!
Восславьте их союз!
Союз труда и мощи,
Упорства и красы,
Бесстрашия огня,-
Он пляшет в их руках,
Они над ним – факиры
И маги, и друзья!
И глаз не оторвать,
И в восхищенье сердце!
А с неба льёт звезда
Могучей силы Свет!
август 2008
Летом 2008 в Оттаве проходил Международный Фестиваль уличного циркового искусства. Как меня покорили акробаты с огнём Софи и Якоб! Смотрела бы и смотрела на них, так они завораживают! А каково им в душный летний вечер работать все время в центре вертящихся палиц с факелами! Вообще – то все они – эти уличные виртуозы, заглатывают огонь, шпаги легко, играючи. Первый раз видела эти действа воочью! А Софи с Якобом – это просто блеск! Танцевали, крутили друг друга, - не передать, нужно видеть!
Они приехали из Австралии, работали без страховки, но... какие сложнейшие трюки! Легко и изящно отработали свой тяжелейший номер с огнём. Остались в памяти, повергнув в незабываемое восхищение возможностями человека!
(из готовящейся биографической книги)
Свидетельство о публикации №118102001403