Здравствуйте, Давид Соломонович
В 1944 году после эвакуации мы возвратились в небольшой городок, через который прокатился каток войны. Здесь жили родители моей мамы. Школы были разрушены и занятия проводились в деревянных избах. В одной избе ( одна большая комната ) занимались ученики с 1-го по 5-ый классы, а в другой избе – ученики с 6-го по 10-ый классы. Первые два класса я учился в деревянной избе. В холодное время мы, ученики, по очереди должны были приносить дрова из дома для печи,чтобы в классе было тепло. После частичной достройки разрушенного в войну каменного здания школы несколько учеников в том числе и меня перевели в это здание. Однако, половина этого здания ещё было разрушено. В моём 3-ем классе было 45 учеников в возрасте 10-13 лет. Известно, что в войну дети не учились в школе. Было холодно, голодно и одеты мы были бедно. Большинство ребят носили книги в сумках с красными крестами, то есть в полевых сумках медсестёр, у мальчиков были шапки–шлемы танкистов. Да, мы были дети войны. Помню,у нас во втором классе училась девочка, которая уже в тёплое время года всё ещё ходила в пальто,под которым она была совершенно голая. Мне учёба давалась с трудом. Дома горела керосиновая лампа, учебников не хватало по предметам. Нас, детей и взрослых, было много для нашего маленького домика, наскоро построенного дедушкой из старых железнодорожных шпал. Я спал на сундуке.
По окончании 6-го класса у меня были две осенние работы: по алгебре и английскому языку. Помочь в учёбе мне было некому и я, как мог, летом заставлял себя сесть за алгебру, а уж английский…
Но сначала у нас был немецкий язык. В наш 6-ой класс вошла внешне приятная учительница немецкого языка. Но встретили её настороженно и даже несколько враждебно. Ещё совсем недавно эту родную землю топтал немецкий сапог, сопровождая свои действия хорошо запомнившимися окриками: “Halt ! Hande hoch ! Zuruck ! Los-Los! Verboten!” и объявлениями, которые начинались словами “Achtung !” и заканчивались – РАССТРЕЛ ! Практически в каждой семье кто-то был повешен, расстрелян, погиб в партизанском отряде или в действующей армии. В нашей школе было много учеников из детдома, родители которых погибли. Как ни старалась учительница, но за этими немецкими уроками виделись нам издевательства, пытки, виселицы. Это находило проявление в резких высказываниях учеников и даже не желанием отвечать и говорить по-немецки. Учитывая такую обстановку, учительница часто делала отступления,
рассказывая о немецких знаменитостях: Дизеле, Рентгене, Планке, Бетховене, Вагнере и др. Однажды ученики принесли из музея несколько фотографий, сделанных немецким фотографом. Повесили на классной доске к уроку немецкого языка. На фото в окружении немецких солдат с автоматами горели деревянные избы вместе с живыми сельскими жителями. На уроке ученики возмущённо задавали вопросы:“ Почему в такой, как Вы говорите, культурной и образованной Германии такая злобность и жестокость?” Так уж случилось, что за последствия войны и за зло, содеянное немцами, “ответственность” несли простые советские учителя немецкого языка. Через полгода немецкий заменили английским языком. На уроках стало тише, но… на весь класс было только семь учебников.
В конце августа я и ещё несколько учеников пришли в школу на контрольную работу по алгебре. В класс вошёл незнакомый мне учитель по математике. Он был в костюме, при галстуке и с большими взъерошенными седыми волосами. От его вида я сразу съёжился и напрягся. Учитель назвался: “ Давид Соломонович”. Он дал нам каждому задание, сел за стол и спокойным голосом сказал: “ Кто будет готов к ответу, поднимите руку и стал ждать”. Время шло. Ученики молчали. Тогда он стал вызывать нас по очереди к доске. После опроса каждого ученика следовала фраза: “Я не знаю, что с вами делать”? И с каждым разом его голос звучал всё раздражённее. Я вышел последним. Кое-как с его помощью, я решил два примера, а вот уравнение… Давид Соломонович глубоко вздохнул, глянул на мои дырявые ботинки и, теряя самообладание, уже с еврейским акцентом и как-то, особенно картавя, произнёс: “ Ну, вот! И чему же будет ГОВНЯТЬСЯ это СТГАННОЕ УГАВНЕНИЕ”? У меня внутри возник пожар, щёки мои горели. Я готов был взорваться и высказать всё, что я о нём думаю. Нелицеприятные слова уже рвались наружу. Но ещё через мгновение мои мысли уже искали решение и я залепетал: “ Нужно вот так ”. “ Ну, ну, ну”- подхватил Давид Соломонович. Ободрённый, я ещё робко, а потом увереннее стал писать, писать… ” Ну, вот! Наконец-то ты вымучил уравнение. Я поставлю тебе тройку, но не запнись за неё! А ты стихи Пушкина знаешь?” – спросил он. Прочти. Я начал: “У лукоморья дуб зелёный…”. -"Ну, вот! Знаешь. Вот так ты должен знать наизусть основные формулы по алгебре. Иначе…" Я вышел с чувством, что меня крепко избили. Я был зол на него за те слова и как он их произнёс. Мне было очень стыдно. Я злился и на себя за свою бездарность. Я сказал себе, что теперь я возьмусь за математику! Из-за английского языка меня оставили на второй год в 6-ом классе. Классная учительница сказала моей маме, чтобы она не переживала. Может это и к лучшему, так как с этого года он будет в 6-ом классе, где все ученики будут одного возраста и в классе будет не более 25 учеников. Все переростки перейдут в другую школу, а потом во вновь открывающиеся вечерние школы.
В новый 6-ой класс пришли другие учителя, на уроках стало тихо, появился настрой на учёбу. Все семь экзаменов в 7-ом классе я сдал на отлично. Этот 7-ой класс был переломным моментом в моей школьной учёбе. И уже в 8-9-10 классах моими лучшими и любимыми предметами были вся математика и физика. Задачи по этим предметам я решал легко и находил по несколько вариантов решений для одной задачи. Это благодаря новой молодой учительнице с Ленинградского университета, которая считала, что каждая задача имеет несколько решений, чего и требовала от нас.
Я закончил университет и стал физиком, поступил на работу во ВНИИ и проработал там 36 лет, а затем, после развала СССР , ещё 8 лет по приглашению и, с учётом моих научных трудов, работал в университете в Германии. И сейчас в свои 81 год продолжаю работать в частной фирме по решению аналогичных задач. Всегда, когда возникали трудности при решении технических задач, я вспоминал слова, сказанные Давидом Соломоновичем: “Ну, вот! И чему же будет равняться это СТРАННОЕ УРАВНЕНИЕ " ? Я пронёс эти слова по жизни через все работы ВНИИ ещё в СССР и особенно, когда работал в Германии, выполняя заказы по заданиям фирм США, Канады, Японии, Германии, Австрии и Швейцарии.
Уважаемый Давид Соломонович ! Я благодарен Вам за те слова, которые ВСТРЯХНУЛИ меня и стали для меня СУДЬБОНОСНЫМИ ! Не войди, именно Вы, Давид Соломонович, тогда в 6-ой класс на осеннюю контрольную работу, мне даже трудно представить, какова могла быть моя судьба. Но мой жизненный вектор, благодаря Вам, повернулся в направлении физики и математики в их прикладном виде.
Я стал Изобретателем СССР, США, Канады, автором европейских и мировых патентов, а одному из моих патентов в Америке присвоен статус " US PATENT GENIUS".
Свидетельство о публикации №118101806965
С Новым годом Вас, Жорж!
Здоровья Вам, вдохновения и новых свершений.
С уважением
Ирина Родо 28.12.2018 06:19 Заявить о нарушении
С Новым Годом, желаю новых стихов и прозы со стихами да окунитесь Вы в них сами...
С уважением, Жорж.
Жорж Никифоренко 03.01.2019 20:39 Заявить о нарушении