По конкурсу - По земле русской-3
http://www.stihi.ru/2018/10/14/6252 - Итоги конкурса
В нашей ТМА я планирую проводить конкурсы по определенным Сериям, в которых подход членов жюри к принятым стихам каждой Серии должен быть разным.
В конкурсной серии "ВСЯ" мы узнаем что-то новое о нашем русском языке и учимся применять в своих стихах то или иное ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯЗЫКА (троп, фразеологизм, оксюморон и т.п.). Там все внимание судейской команды и, конечно же, внимание участника конкурса должно быть нацелено на правильное определение заданного средства и на адекватность и насущность его использования в тексте стихов.
В серии "Философской поэзии" мы учимся размышлять. Я предлагаю тему для размышления, а участники её раскрывают - пишут сочинение, используя при этом язык поэзии. В этой конкурсной серии все внимание судей отдается содержанию стихов, глубине и оригинальности авторских мыслей НА ЗАДАННУЮ тему.
В прошлом учебном году мы занимались пейзажной поэзией (серия "Двенадцать месяцев, Осень-Зима"). В этой серии все наше внимание было направлено на поэзию речи, на умение красиво и образно, с использованием разных тропов (уже изученных нами ранее) описывать природу.
Чем характерна географическая серия, в которую, в частности, вошли три конкурса "По земле русской"? Это та же самая пейзажная поэзия, только пейзажем в ней служит не картина природы, а описание вполне конкретного географического места России - города, села, деревни, станицы или даже берега реки на вполне определенном её участке. Что требуется от этих стихов? В первую очередь наличие поэтического языка - умения не просто сообщить в рифму информацию, взятую из Путеводителя по городу, не просто пересказать стихами историю города или села, а создание их художественного образа - изобразить стихами ваше личное впечатление, передать дух, характер вполне конкретного места на карте нашей страны. Очень важно, чтобы стихи не были абстрактными (о каком-то выдуманном городе или какой-то "типичной русской деревне"), а описывали бы то, что вы сами видели, где вы жили, что хорошо знаете и любите. Чтобы был выдержан жанр, заявленный в этом конкурсе.
Для того, чтобы немного приземлить фантазии наших участников, я дополнительно вписала в конкурсное задание обязательное указание географического названия места, о котором в их стихах идет речь. Причем - правильного названия! (Для этого нужно было набрать ваше любимое место в поисковике интернета и из соответствующего поста узнать полное название)
Например,
г Иркутск
(если этот город - адм. центр области, края, републики или АО)
г Златоуст, Челябинская обл.
(если ваш город не является адм. центром, а куда-то входит)
село Ворово, Орловской обл.
село Балыкино, Погарского р-на, Брянской обл.
дер. Княжа, Пестречинского района, Татарстан
(имя села, деревни, станицы мы указываем вместе с названием района и области (края, АО), в который они входят)
Надеюсь, теперь всем понятно, как записывается полное географическое название? Мне почему-то кажется, что освежить в своей памяти или заново приобрести навык точного именования места - это полезное приобретение даже для тех, кто считает себя поэтом, а не географом... )))
Сразу приведу полный перечень всех географических названий России, которым участники недавно завершившегося конкурса "По земле русской-3" посвятили свои стихи:
Москва -2 произведения
Санкт-Петербург -3 произведения
г. Саратов
г. Омск
г. Владимир
г. Волгоград
г. Самара
г. Буй Костромской обл.
г. Тутаев (Романово-Борисоглебск) Ярославской обл.
г. Кунгур Пермского края
г. Северодвинск, Архангельской обл.
г. Плёс Приволжского р-на, Ивановской обл.
г. Мценск Орловской обл.
г. Сергиев Посад Московской обл.
г. Будённовск Ставропольского края
г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого нац. округа
пос. Жемчужный, республика Хакасия
село Бёхово Заокского р-на Тульской обл.
село Староюрьево Тамбовской обл.
село Дединово Луховицкого р-на Московской обл.
село Подгоры Самарской обл.
село Косяково Воскресенского р-на Московской обл.
дер. Весёлка Калужской обл.
дер. Ивановка Вичугского р-на Ивановской обл.
дер. Ново-Загарье Павлово-Посадского р-на Московской обл.
станица Тбилисская Краснодарского края
станция Хаджох, Майкопского р-на, Республика Адыгея
путевые заметки с рейса Москва - Симферополь
река Волга в Тверской обл.
А теперь, как обычно, я опубликую некоторые стихи, номинированные командой судей ТМА, с небольшими моими комментариями к ним. По технике написания подробного разбора стихов я делать ЗДЕСЬ не буду: с 2018/19 учебного года в ТМА действует постоянная конкурсная серия "Паркур для Чайников", где для всех желающих я буду публиковать РАЗБОР ВСЕХ ПОДАННЫХ НА КОНКУРС СТИХОВ.
Итак, начинаем. Номер произведения соответствует номеру, под которым оно участвовало в анонимном голосовании и записано в таблице Итогового протокола.
1. В Москву, в Москву! Ольга Альтовская
Москва
Провинциал – в сознанье у него
Москва, Москва! Манящие высоты!
Возможности! Названий колдовство:
«Нескучный сад», «Покровские ворота»…
А там – стремнина: скопище людей,
Час пик, цейтнот, потоки легковушек.
«Не отставай, вливайся, ротозей!
Не пробуй всё объять – слетишь с катушек!»
Рябит в глазах от бликов и реклам.
Мелькают и скользят чужие лица.
«Привет. Шалом. Алейкум ас салам»…
Уже мечтаешь дома очутиться?
А мне бы в век ушедший прямиком.
Эх, крикнуть бы водиле: «Эй, возница!
Вези меня сквозь время с ветерком
На Сретенку – в ту, прежнюю столицу.
По выбоинам, кочкам, по годам,
По мостовым, столетьями разбитым –
На рынок мне, к Купеческим рядам –
В Престольную, за праздником забытым».
Два века – прочь, и горы горя – с плеч.
Согреют расстегай, горячий сбитень…
И будет слух ловить былую речь.
И будет взгляд мой жадный ненасытен.
Выразительные, запоминающиеся стихи о Москве глазами приезжего. Небольшое замечание: я бы избавилась здесь от нескольких просторечных - не для поэзии - выражений: "слететь с катушек" и "водила", использованных не в речи персонажа, а в авторской. И "эх"в 4 строфе хорошо бы убрать, хотя это и мелочная придирка.
4. Бёхово . Мила Анданте
село Бёхово Заокского р-на, Тульской обл.
В тихой грусти лежит за околицей
Небольшой деревенский погост.
За оградкой в платках, словно молятся,
Белоствольные купки берёз, ????
Кротко смотрят на белую звонницу,
Черепицу простых куполов,
На ветру шелестят, к низу клонятся
Крепдешином зелёных голов.
Сельский храм на горе бело-сахарный,
Куличёвой глазурью облит,
Далеко от реки виден загодя,
Русской печкой из сказки стоит.
Много тропок мной было исхожено,
Но лишь в этой раздольной тиши
Всё смятенное, горькое, ложное
Осыпается коркой с души.
Нравится поэтический - образный язык описания местности, не банальные картинки: "Сельский храм на горе бело-сахарный, куличёвой глазурью облит", "в этой раздольной тиши/ всё смятенное, горькое, ложное/ осыпается коркой с души". Немного смущает только, что картинка места начинается с погоста, отчего есть впечатление, что и стихи посвящены именно погосту, а не селу Бёхово. И еще мне незнакомо слово "купки" (я его и в поисковике не нашла). Если это (по сходству звучания с "купола") означает "крона, вершинка" берез, то почему тогда купки "белоствольные"?
5. 30 ноября. Алексв
Санкт-Петербург
Страницы осени листая,
Гуляет дождь по мостовой.
Стекает с неба хмарь густая
И повисает над Невой.
В оттенки серого расцвечен,
По пустырям сгущаясь тьмой,
Бредет сырой ноябрьский вечер
На встречу с ночью и зимой.
Темны и улицы, и лица,
Туман плывет, роняя пыль.
Адмиралтейство серебрится,
Поймав луну на тонкий шпиль.
Сведя мосты, зевнув дворцами,
В колодцах спрятав хижин тьму,
Спит град Петра с его птенцами,
А я сквозь сон иду к нему.
Приговоренный к высшей вере
И высшей меры не боясь,
Спас-на-крови пространство мерит,
Девятиглавием светясь.
Казанский храм, расправив плечи,
Глядит сквозь сумрак на проспект,
В Неву - и в Лету - канул вечер,
И осень кончила свой век.
Я декабрем давно замечен.
Включилась злая канитель,
И у Сенатской залп картечи
Плеснула мне в лицо метель.
...Когда рассвет, больной и бледный,
Стечет с Исакия шатра,
Домой вернется всадник. Медный.
Ну что за Питер - без Петра!
Красиво, но странно написанные стихи о моем родном городе, в котором я его как раз и не узнала. Похоже, писал о нем совсем не его житель, а гость.
"Исакия шатра" - в Петербурге, который не относится к древнерусским городам, храмы в основном купольные или со шпилями, а вовсе не шатровые: уж у Иссакиевского Собора точно не шатер, а только КУПОЛ!!! Казанский Собор наши жители тоже никогда не назовут "казанским храмом", в крайнем случае - просто почтительно сократят до "Казанский". Совсем не понравилась и фраза "Сведя мосты, зевнув дворцами, в колодцах спрятав ХИЖИН тьму" Во-первых, где это в Петербурге "хижины" (совсем не питерское слово)??? Во-вторых, после 15 ноября мосты в СПБ уже не разводятся, в-третьих, как прикажете понимать "зевнув дворцами"???
Фраза "И у Сенатской залп картечи / плеснула мне в лицо метель" тоже напрягла: залп - это звук, "плещут" обычно не звуком, а чем-то вещественным. Если бы метель хотя бы "картечью" плеснула, куда ни шло, но только не "залпом"! А как понять строку: "Осень кончила свой век"? ("век" - это нечто, сродни вечности, а осень коротка - приходит и уходит!). Не корректна и странна вся строфа: "Приговоренный К ВЫСШЕЙ ВЕРЕ (это в каком смысле?)/И высшей меры не боясь (???), / Спас-на-крови (он называется "Спас на Крови") пространство мерит/, ДЕВЯТИГЛАВИЕМ СВЕТЯСЬ" (вообще-то у этого храма всего пять глав!). Противоречива и строфа: "Темны и улицы, и лица, туман плывет, роняя пыль. Адмиралтейство серебрится, поймав луну на тонкий шпиль". Что это за "пыль" падает из "плывущего тумана", а если уж в городе туман, то каким образом тогда видны луна и "серебрящееся Адмиралтейство"? Может быть это метафора снегопада? Но в снегопад в Питере луну точно не разглядишь...
Все-таки меня не покидает ощущение, что автор стихов либо давно не был в СПб, либо не был там никогда... Стихи красивые, но выдуманные.
8. Волга. Светлана Салахова
г. Тутаев (Романово-Борисоглебск) Ярославской обл.
С ребячьих лет люблю смотреть подолгу
На небеса, на воду, на огонь.
Меня качает на ладонях Волга,
Ласкает песней тихая гармонь.
Семи холмов широкое приволье!
Вдоль их подножий – лентой кружевной –
Несёт свои «медлительные волны»
Река, что называю я родной.
Здесь мой пытливый напитался разум:
Храню, лелея, местный говорок –
Язык напевный верхневолжских сказов
Про землю нашу, про её народ.
«Когда-то вкруг леса росли дремучи,
Углом река меж ними растеклась,
Хозяин был на ней – медведь могучий,
Но зарубил его секирой князь.»
Лихой правитель мудрый был и правый:
Построил крепость и возвёл мосты.
Так зачинался город русской славы,
Оплот единства, старший брат Москвы.
А рядом с Ярославлем подрастает
Мой городок, восьмой красуясь век –
Борисоглебск, Романов и Тутаев –
Уютен, живописен в дождь и в снег.
Встаёт заря над соловьиным краем,
Готовят лодки к спуску рыбаки.
Из всех красот российских выбирая,
Скажу, что лучше Волги нет реки!
И знаю я: пока живу на свете,
Пока горяч судьбы моей светец –
Она мой полюс, мой причал заветный.
И колыбель. И мать мне, и отец.
Хорошие стихи. Только чуть похожи на пересказ лекции экскурсовода, но изложены языком поэзии, а в концовке есть авторское, личное отношение к городу. И по форме чистенько.
9. Городок. Николай Сыромятников
г. Кунгур Пермского края
Тот городок во мне, а раньше – я был в нём,
теперь мы наравне, но только с каждым днём
всё тише и слабей та память или нить,
тот сладкий соловей, что мог бы обвинить, -
напомнить мне о том, что где-то далеко
стоит забитый дом. Над ним - легко-легко
живые облака плывут, как и тогда...
И так же глубока, игривая всегда,
река с живой водой течет... И старый мост... -
и я там – молодой... Там роща в полный рост,
любуясь на закат, чуть слышно шелестит,
а ветерки хотят ей косы заплести....
Отсюда видно днём, - есть холм, - подать рукой, -
и храм стоит на нём, высокий, над рекой.
Там, вторя облакам, блистают купола.
Тот зов не умолкал, волшба уволокла
накинув капюшон, и будет пеленать,
и в городе большом оставит истлевать,
Мой городок в уме, - игрушечный почти,
где церковь на холме, меня во мне прочти...
Мне понравились эти стихи - написанные попарной рифмовкой с внутренней рифмой полустрок, они прекрасно звучат. Есть полное соответствие заданному жанру - пейзаж городка, созданный языком поэзии. Много удачных строк: "Мой городок в уме, - игрушечный почти, /где церковь на холме, меня во мне прочти..." или " Там роща в полный рост, любуясь на закат, чуть слышно шелестит, /а ветерки хотят ей косы заплести...".
10. В родной стороне. Овчинникова Татьяна Сергеевна
г. Саратов
Никогда и нигде не встречала я выше небес,
Чем в родной стороне. ЗДЕСЬ не видно дубовых вершин,
По колено трава и цветов многоцветие ЗДЕСЬ,
И поют соловьи по ночам для души от души.
По тропинкам лесным так приятно бродить в тишине!
Рядом пёс - верный друг. Километры ему нипочём.
ЗДЕСЬ берёзы шумят, наклоняясь ветвями ко мне,
И пушистые сосны мне лапы кладут на плечо.
Я ныряю в траву - надо мною плывут облака...
А внизу, под горой, ГОРОД выкрашен в розовый цвет.
До него далеко... Забываю про ГОРОД пока
И, вдыхая цветы, долгожданный встречаю рассвет.
Никогда и нигде я не видела шире реки,
Зеленее полей и вкусней родниковой воды -
Уезжая на день, я уже умираю с тоски,
Вспоминая свой дом и цветущие в мае сады.
001001/001001001
Стихи хороши по содержанию - автору удалось передать настроение - чувство любви и восхищения местом : "Никогда и нигде я не видела шире реки,/Зеленее полей и вкусней родниковой воды". Но что касается техники, то здесь есть небольшие недоработки - повторы слов на близком расстоянии друг от друга (трижды "здесь", дважды "город") и отсутствие рифмовки полустрок: при столь длинной - 5-стопной строке, рождающей паузу при чтении после 2 стопы анапеста, ощущается нехватка промежуточной рифмы.
-
11. Дом родной. Королева Галина
село Косяково Воскресенского р-на Московской обл.
Дом родной, до боли близкий,
Под берёзою большой...
У крыльца - кошачья миска
Для водицы ключевой.
Под застрехою синицы
Гнёзда вьют который год.
Глаз зелёный ПОД РЕСНИЦЫ
Прячет, вроде, спящий кот.
В небе сокол вьётся, вьётся,
По-над крышами кружит.
Смотрит, как наседка бьётся -
ЦЫплят глупых сторожит.
На скамье стоит ведёрко,
Принесённое с водой.
Я сложу ладони горкой –
Зачерёпну* ключевой.
И, уткнув лицо в ладони,
В детство снова я вернусь:
Там по лугу ходят кони,
И кричит за домом гусь,
Там отец печёт картошку,
Слышен крик - «Мешки давай!».
И мы, дети, понемножку
Собираем урожай.
Как вода сквозь пальцы, годы
Утекают без следа…
Дом родной, берёзы своды,
Не забуду никогда!
----------------
*Зачерёпну – местное выражение
Очень симпатичные стихи, написанные точно в заявленном жанре - с любовью и очень выразительным, простым - местным языком. Я имею в виду не только "зачерёпну" - слово, которое только делает стихи колоритнее, но и "цЫплят" - то ли местное произношение, то ли ошибка исполнения автора - не знаю! Зато не особо нравится здесь уточнение "ведерко, принесенное с водой" - несколько странный оборот речи ("ведерко воды" или "ведерко с водой").Фразу "Прячет, ВРОДЕ, спящий кот" - я бы заменила на "Прячет с виду спящий кот". А вот есть ли у кота ресницы, под которые кот "прячет глаз"? (см. там же). Сомнительное уточнение. Наконец, в концовке "Дом родной, берёзы СВОДЫ" - странный оборот: что это за "своды" у одной березы?
17. Плёс. Веранда над Волгой. Ольга Королева
г Плёс Приволжского р-на, Ивановской обл.
Стала парком гора Соборная:
Заросли крепостные рвы.
Обвивают тропинки торные
Каждый склон и лежат как швы.
Спуск от церкви до бывшей мельницы
Стал слободкою рыбаков.
Банный дым за заборы стелется
Убегающим молоком.
Лает пес и кудахчет курица.
Долго тянется в небеса
Аромат над булыжной улицей –
Сок малины кипит в тазах.
Возле пристани – в накрахмаленных
Двухэтажных особняках –
На балконах садятся барыни
Посудачить о всем слегка.
Теплоход приплывает ИЗДАЛИ:
Он дымит, и похож на печь.
Для туристов у белой пристани
Продается копченый лещ.
А в купеческом доме-логове
На веранде клубится пар:
Подбоченившийся над Волгою
Закипает царь-самовар.
Хохлома на столе – сервизами;
И плывут за лесной рубеж
Облака цвета каши рисовой:
Прямо ложку бери, да ешь.
Здесь мне нравится язык стихов, его образность: "Банный дым за заборы стелется /Убегающим молоком", "Возле пристани – в накрахмаленных/ Двухэтажных особняках" - а далее не совсем верное согласования "на балконах садятся" - м.б. "на балконах сидят" или "на балконы усаживаются"? Напрягла и строчка: "Теплоход приплывает издали" - по смыслу "издалека" или "издалёка" - явная ошибка использования слова. А потом снова идут удачные строки: "Подбоченившийся над Волгою/ Закипает царь-самовар". "Хохлома на столе – сервизами;/ И плывут за лесной рубеж/ Облака цвета каши рисовой:/Прямо ложку бери, да ешь".
19. Поклон. Гордей Майский
г. Мценск Орловской обл.
Площадь. Ленин - взгляд с прищуром,
там - торговые ряды,
вот Дворец - очаг культуры, -
здесь культуры не чужды;
почта, мэрия с часами,
над часами флаг страны;
выше небо с облаками,
солнце или глаз луны.
Клумбы-розы - это летом,
а сейчас везде бело, -
да, декабрь слывёт аскетом -
всё в характере его;
ели, туи - стимулятор:
цвет зелёный - жизни цвет,
но известный декоратор
набросал на хвою снег.
У декабрьского фонтана
три скамейки в полукруг;
как почётная охрана,
фонари и там, и тут...
Ты - мой город, мой и точка -
сердце с сердцем в унисон;
я в блокнот - за строчкой строчка, -
низкий в них тебе поклон.
Точная - без прикрас и фантазий - типичная картинка маленького провинциального городка, написано узнаваемо и с любовью: "Ленин - взгляд с прищуром,/там - торговые ряды,/вот Дворец - очаг культуры, -/здесь культуры не чужды;/почта, мэрия с часами,/над часами флаг страны". И очень искренняя и убедительная строка в концовке: "Ты - мой город, мой и точка". Ярче не скажешь!
20. Если взлететь как птица. Фидель Сагитов
станция Хаджох, Майкопского р-на, Республика Адыгея
А было бы так неплохо
Птицей взлететь повыше,
Увидеть сакли Хаджоха,
Их черепичные крыши.
Увидеть лесов ожерелье,
В небо взлетев над аулом,
И мост над рекой, где ущелье
Наполнено шумом и гулом.
Если взлететь ещё выше,
Взмахнув крылами сильнее,
То можно с орлиных высей
Увидеть всю Адыгею.
Вершины, покрытые снегом,
Прозрачные быстрые реки,
Край наших отцов и дедов,
Который нам дорог навеки.
И глядя с высот запредельных,
Где воздух прозрачней алмаза,
Поймёшь, что в бескрайней Вселенной
Нет места прекрасней Кавказа.
Широко, искренне и с большой любовью, с гордостью за свою малую родину написаны эти стихи. Пусть не гениальные, но очень душевные - настоящие!
22. Изгиб моей души. Марина Москвичева Белова
село ПОдгоры Самарской обл.
Изгиб родной реки - Лука*... Вдоль синих гор
Деревня Подгоры среди лесных озёр...
...Все берега в кувшинках, бьются родники.
Озёра здешние длинны, не широки.
Воды касаются платки плакучих ив.
Порядок жизни и пейзаж неприхотлив.
Домишки русские, с берёзками дворы,
Тропинки узкие спускаются с горы.
Туда, где слышен звон в стенАх монастыря*.
Вечерня... Господа за день благодарят.
Где сад у дома, мышка юркает в межу,
И листья, падая, цепляются к ежу.
Где на веранде круглый стол, беседы, смех,
И самовар пыхтит, собрав, как прежде, всех.
Дымок над баней, в печке - ягодный пирог,
И Тяпа косточку грызёт у самых ног.
Где ускользает между яблонь старый день,
Закатный луч ложится мягко за плетень.
Где по ложбинам разливается туман,
И солнце катится в свой спальный океан.
Где травы скошены и собраны в стога,
Мыча, на дойку возвращаются стада.
Бычок стучится, бьёт копытом у крыльца:
"Впусти, хозяин, поскорее молодца!"
Ночь обещает искромётный звездопад,
Желанья звёздные, упав в костёр, трещат...
...Там растекается по венам благодать,
И сразу хочется весь мир любить, обнять
Деревню Подгоры, что прячется в глуши.
За Волгой реченькой - изгиб моей души...
Стихи написаны 6-ст. ямбом попарной рифмовкой - эдакий народно-былинный стиль письма. Очень много подробностей жизни села, добрых чувств, образных описаний: "Где ускользает между яблонь старый день,/Закатный луч ложится мягко за плетень./Где по ложбинам разливается туман,/И солнце катится в свой спальный океан". В этих стихах подкупает искреннее чувство восхищение своей землей: "Там растекается по венам благодать,/И сразу хочется весь мир любить, обнять."
24. О Родине. Жаворонкова Анна
станица Тбилисская Краснодарского края
Мне бы в небо на сильные крылья
И увидеть судьбы поворот.
Станет хата из дерева былью
И забор, перекошенный тот,
И река, что в намеке излома,
И пригорок, и жижа болот-
Все что мило, до боли знакомо,
Все покроется дымкой, уйдет.
Защемит и застонет сердечко,
Вспоминая о прошлом и вот,-
Я пойму, что родное местечко
Манит в прошлое, плачет, зовет...
Своеобразная форма рифмовки - одна из рифм (-от) проходит по всему стихотворению. Стихи не столько описывают станицу - малую родину автора, сколько выражают её чувство любви к ней: "родное местечко/Манит в прошлое, плачет, зовет..."
28. Домой. В Москву. Тамара Гаврилова 5
Москва
Я к тебе возвращаюсь, мой город, захваченный осенью,
по частям отражаюсь в осколках истоптанных луж
и с вокзала ныряю в шуршащее многоголосие
легковушек шальных и вальяжных автобусных туш.
Из нападавших листьев и блёсток дождя моросящего
ветер зря мастерит золотисто-багряный коллаж,
всю его красоту растолкает по мусорным ящикам
сонный дворник с метлой, этот верный асфальтовый страж.
Сквозь меня и осеннюю мглу хмуро смотрят прохожие,
проплывают над ними цветные медузы зонтов,
и, наткнувшись на мой чемодан, кто-то шепчет: - О, боже мой…,-
оставляя мне запахи пиццы и сладких духов.
Привыкаю опять к суматохе, особому говору,
сам собой постепенно шагов ускоряется темп,
и уже я почти что бегу вдоль витрин полированных,
за девчонкой на шпильках под красную буковку М.
Задохнувшись в толпе и оглохнув от жуткого грохота,
закрываю глаза, вспоминаю стрекоз над рекой,
тихий садик на даче, облитый кармином и охрою,
и пытаюсь понять, почему так хотела домой,
так мечтала пройти через арку по тесному дворику,
торопливо набрать, от волнения путаясь, код…
Намывая гостей, хитро щурится на подоконнике,
точно знает отгадку, соседский оранжевый кот.
Стихи, которые одержали убедительную победу, набрав с большим отрывом от других стихов, наибольшее количество очков. И это справедливо: они профессионально написаны - без каких либо ошибок (5-стопный анапест с чередованием дактилических и мужских рифм катрена), но главное - отвечают конкурсному заданию. Мы видим яркую, выразительную картинку города, полную звуков и ощущений ("оглохнув от жуткого грохота", "привыкаю опять к суматохе, особому говору, сам собой постепенно шагов ускоряется темп"), запахов ("оставляя мне запахи пиццы и сладких духов") и личных воспоминаний ("так мечтала пройти через арку по тесному дворику, торопливо набрать, от волнения путаясь, код…"). Автор стихов сумела погрузить меня в ее мир и в атмосферу ее города, что и составляло задачу нашего конкурса. Прекрасные стихи!
32. Новый Уренгой. Русаков Григорий
г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого Нац.Окр.
Полярный круг - суровый край.
Бушует вечно непогода.
Не торопись, не упрекай,
Здесь тоже щедрая природа.
Зимой, кругом колючий снег
Сиянье северное дарит.
И благодарный человек
При виде красоты оттает.
А тундра вовсе не скудна,
Она с восторгом манит в дали.
Конечно, есть и холода,
Без них, наверно бы скучали.
Коротким летом ветра ждут
(Мошк’а от края и до края).
Обычный северный уют,
И люди быстро привыкают
Наперекор своей судьбе,
На удивление ненастью,
Мы газ даём родной стране,
Ища в глухих болотах счастья.
Где с благодарностью молчим,
Смотря на белые покои.
И факела горят в ночи
В далёком Новом Уренгое.
В отличие от предыдущих, эти, тоже очень хорошие стихи, более декларативны, они скорее сообщают нам факты о северном городе и его истории, чем передают чувства и ощущения автора: ("Не торопись, не упрекай,/ Здесь тоже щедрая природа", "Обычный северный уют,/И люди быстро привыкают ", "Мы газ даём родной стране/Ища в глухих болотах счастья") - написано все здорово, но везде - отстраненно, не от первого лица. Дух города, его живую картинку я в стихах увидела, а вот личных чувств автора - нет. И это единственный небольшой недостаток стихов.
*******************************************************
На этом, всё. Надеюсь, что конкурс вам понравился. Готова к его продолжению в следующем учебном году.
С теплом, Ваша Алкора , 15.10.18
Свидетельство о публикации №118101502871
По поводу "купок" посмотрите здесь http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/846358
Мила Анданте 29.10.2018 15:17 Заявить о нарушении