Итоги 3 тура Осенний Кубок 2018г

Часть 1 Оценки

Ольга Хворост Человек дождя vs Лана Юрина Он ждал  2:3
http://www.stihi.ru/2016/03/18/4945
http://www.stihi.ru/2018/05/11/4075
(Дмитрий Маслов, Сергей Скловский vs Вячеслав Ильин, Татьяна
Игнатова5, Челябинск)
.
Василий Толстоус Смерть vs Екатерина Падукова В городе листья 3:2
http://www.stihi.ru/2010/04/26/3267
http://www.stihi.ru/2017/09/01/6797
(Вячеслав Ильин, Сергей Скловский, Татьяна Игнатова 5 vs
Дмитрий Маслов,  Челябинск )
.
Михаил Битёв Полтинник vs Юрий Пестерев Пристань детства 3:2
http://www.stihi.ru/2017/10/30/1139
http://www.stihi.ru/2018/06/05/7211
(Вячеслав Ильин, Дмитрий Маслов,  Челябинск vs Сергей Скловский, Татьяна Игнатова 5)
.
Хорошо Темперированный Клавир В разгаре время сложное vs Олег Михейкин Я выйду из леса  3:2
http://www.stihi.ru/2017/10/16/5575
http://www.stihi.ru/2013/12/08/8629
(Вячеслав Ильин, Татьяна Игнатова 5, Челябинск vs Сергей Скловский,
Дмитрий Маслов )
.
Юрий Рехтер Морской этюд  vs Александр Быстров4  Собираю 2:3
http://www.stihi.ru/2018/05/01/8165
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279
(Вячеслав Ильин, Татьяна Игнатова 5  vs Сергей Скловский, Челябинск,
Дмитрий Маслов )
.
Валентина Калёва Первая усталость  vs Эдмар В том храме 5:0
http://www.stihi.ru/2017/07/18/3743
http://www.stihi.ru/2018/08/10/5447
.
Владимир Сорочкин Божье колесо vs  Михаил Рогачёв Любовь-нелюбовь 2:3
http://www.stihi.ru/2017/05/08/1
http://www.stihi.ru/2018/07/22/1922
(Вячеслав Ильин, Татьяна Игнатова 5  vs Сергей Скловский,
 Челябинск, Дмитрий Маслов )
.
Ирина Полюшко Тополю  vs Барракуд За окном 2:3
http://www.stihi.ru/2018/06/07/3216
http://www.stihi.ru/2018/05/16/3097
(Дмитрий Маслов, Татьяна Игнатова 5  vs Вячеслав Ильин, Сергей Скловский,
Челябинск)



Часть 2 – Комментарии

Ольга Хворост Человек дождя vs Лана Юрина Он ждал
http://www.stihi.ru/2016/03/18/4945
http://www.stihi.ru/2018/05/11/4075

Вячеслав Ильин : 0:1 Победитель Лана Юрина
Очень близкие по качеству и впечатлению для меня стихотворения, выбор делать трудно, и трудно его аргументировать.
Не очень нравится мне фраза "рисует дождь" в качестве ключевого образа, метафоры, мне кажется, лирический герой становится от этого преувеличенно романтичным, что-ли. А от преувеличенной романтики веет манипуляцией чувствами читателя. Хотя не могу утверждать, что это действительно так. Может этом моя личная испорченная реакция.
А в тексте соперника мне чуток не хватает более сочных намёков на драму лирического героя. "Он знал, что будет судный день, он ждал..." это мощнейшая фраза, она появляется на фоне всего предыдущего текста-бодрячка, и есть впечатление, что слишком уж широкими мазками написано всё, ради хорошей концовки, конечно, но фото получилось какое-то нарочито постановочное.

Дмитрий Маслов: 1:0 Ольга Хворост

«Человек дождя» - не все места одинаково удачны (некоторые явно приделаны для рифмы «стены пошли коростой», «выгнать пыталась дурь», «Как там Ванюша, Лена»). Но в целом достаточно оригинально и по форме, и по содержанию.
«Он ждал» - гораздо больше сомнительных и спорных оборотов (комментировал)

Сергей Скловский: – 1:0
 
В этой паре оказались два очень хороших и грамотных стихотворения. После длительных раздумий остановил свой выбор на первом, пожалуй, из-за некоторой отрешённой обобщённости «Он ждал». Образ «жизнь ... порой качала колыбель, порой сбивала с ног» мне показался гипертрофированно натянутым и излишним, поскольку прямо перед этим уже отмечены «шальная река» и « то плёсы, то стремнины» (получилось масло масляное...).

Татьяна Игнатова5:- 0:1 Лана Юрина Он ждал

Оба стихотворения перекликаются по содержанию, близки по своей глубине психологического напряжения при всей скрытости и замкнутости ЛГ. Но… в «Он ждал» посыл мне показался дальше и глубже, целая эпоха, история во времени. В «Человеке дождя» сразу смущает оценочное слово «дурак», не только своим откровенным просторечьем, но и надуманностью. Ну, где Вы слышали, чтобы женщины (бабы) так отзывались о странных детях, больных. Обычно, могут за спиной обсуждать, а вот чтобы в лицо… Думаю, что у нас в России народ добрее всё-таки. Этакий обречённый от безысходности образ простой, оставленной мужем, женщины, воспитывающей в одиночку больного ребёнка. Автор верен своему стилю. И, наверное, это хорошо. Квадратная рифмовка, достойно, усиливает замкнутость ситуации даже графически и лаконически, но рифмы мне не все понравились: ответ-нет (слишком простая), вверх-поверь, звонит-винить – эти две рифмы не звучат из-за мягкости-твёрдости согласных, последующих после ударной гласной.

.Челябинск: 0-1 Лана Юрина

           Два почти совершенных стихотворения, но главное – их очень трудно судить в паре, они настолько же почти равноценны.

Вот, именно с этим почти, я и готов разобраться, чтобы определить, какое из стихотворений, на мой взгляд, достойнее.

Мне показалось, что стихи Ланы стройнее, повествовательнее, более органичны сюжету. В обоих произведениях хватает «ритмического мусора», но в «Человеке дождя» его явный перебор.

Например:

----

Воду  Иван с утра
сам наливает в  кружку
и на обоях дождь
кистью рисует он.

---

Слова «сам» и «он» – явно лишние, причём настолько, что в купе с «кружкой» мешают восприятию. Неужели в сюжете важно, что наливает «сам… в кружку… он»?

«Мажет» (?), может быть, лучше «Машет»?

В общем, стиш мне показался угловатым, не зрелым.

PS: Кстати, название «Человек дождя» мне показалось слишком явно заимствованным.


==========================================================



Василий Толстоус Смерть vs Екатерина Падукова В городе листья
http://www.stihi.ru/2010/04/26/3267
http://www.stihi.ru/2017/09/01/6797

Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Василий Толстоус

"В городе листья" приятный текст, но выглядит на фоне текста соперника он уж очень простовато. "Вращаю педали... мысли уносят в ... дали", рифма очень уж простая, намёк на мысли есть, а самих мыслей нет - обидно.
"Золота - целые горы", тоже очень простая прямая метафора осени. "Где не пойму я, день или вечер" - это, вероятно, обозначает слияние души лирического героя с движением и т.д., но меня самого, читателя, сообщение о чужом вдохновении ещё не вдохновляет. Не хватает чего-то, чтобы присоединиться к переживанию, самому сесть на велосипед. Может быть образы не очень оригинальные, даже увидеть в себе отражение вечного странника, хоть и занятно, но не очень.

Дмитрий Маслов: 0:1 Екатерина Падукова

«в городе листья» - более цельное и ровное стихотворение. Фраза «В страннике встречном
вижу своё отраженье» - выбивается не в лучшую сторону. Из контекста непонятно, что за встречный странник, если не додумывать за автора.


Сергей Скловский: 1:0
 
Стихотворение «В городе листья», пронизанное осенним настроением, написано грамотно, с хорошими рифмами и выдержанным размером. Несколько напрягло синее небо путешествующего по крышам и кронам деревьев ЛГ, ставшее оранжевым морем (сразу вспомнилась «Оранжевая песня», исполнявшаяся в шестидесятые годы Ирмой Сохадзе): небо всё-таки размещается сверху, а море - напротив или внизу… Но в этой паре я отдал предпочтение произведению визави, поскольку оно показалось более цельным и сильным, несмотря на несколько странные образы, про которые ещё в комментариях к первому туру писал Дмитрий Маслов.


Татьяна Игнатова5: 1:0 Василий Толстоус Смерть

А вот здесь в паре совершенно разные, несопоставимые стихотворения. Лёгкое, воздушное «В городе листья» и «Смерть», написанное до потрясения сознания. Отдаю предпочтение более глубокому по содержанию и из-за фонетики в строке «стало оранжевым морем» во втором.

Челябинск: 0-1 Екатерина Падукова

Стихотворение «Смерть» мне показалось несколько несогласованным по первой и второй половине повествования; начиная с появления какого-то «ночного мопеда», который самовыражался не вполне обычными звуками, всё, как бы, надломилось, в том числе и в семантике. Как, например, можно плыть «землёю», даже если речь о чём-то бесплотном; «над землёю» – было бы понятно, но «землёю» – нет.

Внезапное явление Смерти (да ещё так пафосно – с большой буквы) не оправдано по контексту. Если её «ожидать» исходя из одного только названия, то всё равно – умиротворяющая картина ночного города больше диссонирует со смертью, чем предполагает её появление.

Предвижу возражения, поэтому сразу хочу предупредить, что я, как человек много лет проработавший на «скорой» хорошо знаю, что так оно и бывает, но тогда ситуация должна настраивать на элемент цинизма ситуации, но и  этого тоже нет. Всё же литературный сюжет даже в диссонансах и цинизме должен быть взаимосвязан, чтобы произведение носило целостный характер.

Довершает картину «до спазм». Существительное  мужского рода не оставляет вариантов – нужно писать «до спазма». В то же время, оборот «немеет… до спазм(а)» неправильный – последовательность развития симптомов обратная.

Да, ещё хочу спросить автора – здесь намеренно ЛГ пытается умереть от ИБС? Видите ли в чём дело, когда смерть касается полами плаща и появляется приступ стенокардии, это решаемая проблема, но если это продолжается «до утра», то, боюсь, тут полой плаща не обошлось – это инфаркт миокарда.


К стихам Елены у меня одна, но всеобъемлющая претензия – препинаки! Они разбросаны так, что искажается смысл. Понятно желание их применить, но некоторые совершенно не на месте… хотя, для стихосложения они не настолько критичны – и так понятно. Вольному – воля.

Мне второе стихотворение показалось более цельным и, если можно так сказать – целесообразным.


========================================================

.
Михаил Битёв Полтинник vs Юрий Пестерев Пристань детства
http://www.stihi.ru/2017/10/30/1139
http://www.stihi.ru/2018/06/05/7211

Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Михаил Битёв

Сравниваю две ностальгии - Ностальгию по молодости и Ностальгию по детству. Вот читаю - прекрасно же написана "Пристань детства", а закончил читать - ничего вспомнить не могу, совсем в ней нет собственной уникальности как-будто, а у произведения искусства должна быть своя уникальность. Бывает такая музыка, которую включают как фон, слушать приятно, только не пристально, и вспомнить невозможно.
Разве что фраза: "вершил стога" меня впечатляет - хороша и интересна.
В тексте соперника для меня точно больше Имён Собственных, которые создают некоторую уникальность, не могу сказать, что это супер приём, но запоминается лучше.

Дмитрий Маслов: 1:0 Михаил Битёв
«Полтинник» - содержание не особенно оригинально. Однообразные и повторяющиеся перечисления (все эти Машки, Натки и Максы…). Но на фоне конкурента хотя бы неплохо запоминается. «Пристань детства» - с претензией на лирику. Но на выходе – вспомнить нечего. Крайне небрежные и натянутые сравнения. Вот лишь один пример «как певчий чиж пронзительно на скрипке, пиликает скрипучее крыльцо» - инверсия в худшем виде; образ усложнен и не реалистичен (скрипка –скрипучее; либо пиликать как скрипка, либо как чиж, а как чиж на скрипке – это уже чересчур)



Сергей Скловский: 0:1
 
Хорошее ностальгическое стихотворение «Полтинник» написано в стиле семейного альбома, здесь каждая строфа – это вроде как комментарий к фотографии. Царапнула «избранная каста», в качестве которой здесь выступает пионерская организация – не было в то время таких ассоциаций, тем более у десятилетних детей. И завершение фотоальбома дембелем как-то не вяжется с названием стихотворения – это ведь меньше половины жизни празднующего пятидесятилетие ЛГ.
В этой паре мой выбор - на стороне произведения-конкурента, тоже ностальгического, но более, на мой вкус, цельного .


Татьяна Игнатова5: 0:1 Юрий Пестерев Пристань детства
Интересное сравнение двух произведений ностальгического характера о детстве. Для меня, лично, выбор очевиден.

Челябинск: 1-0  Михаил Битёв

С первого взгляда, стихи Юрия кажутся добротнее и красивее, но стоило дочитать до четвёртого катрена и я понял, что за этими штампами («стриженое детство», «мальчишкой бегал босиком», «отчий дом», «скрипучее крыльцо»), поначалу кажущимися уместными, мало что есть. Это стало особенно понятно в этом наборе: «шлёпает по лужам, глотая пыль просёлочных дорог» – ну, не бывает пыли в лужах; даже дорогой сердцу Ай не добавил симпатий к земляку. «Увы»!

Ещё один земляк!

Хотя свердловчане челябинцам не особенно родные, но на расстоянии 2000 км и с высоты лет понимаешь, что общего много, и даже ирония та же. Мне кажется, в названии этого стихотворения Михаила должно быть слово, производное от «фото» – что ни строчка, то снимок, фотка, застывшая память – именно так и выглядят эти отрывистые, связанные только бездонной памятью, строчки.

Честно скажу, когда открыл сегодня эту пару, думал, что отдам предпочтение стихам Юрия – тут Ай, а Битёв достал уже этим примитивизмом, но не получилось – примитивизм оказался лаконичностью, полной чувств, а красивые словосочетания – банальностями.

«…истина дороже».


======================================================

Хорошо Темперированный Клавир В разгаре время сложное vs Олег Михейкин Я выйду из леса
http://www.stihi.ru/2017/10/16/5575
http://www.stihi.ru/2013/12/08/8629

Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Хорошо Темперированный Клавир
.
"В разгаре время сложное" очень изящно и затейливо написано, интересно вчитываться, находить тонкие поэтические вензеля, которые не сразу заметил.
В сравнении с ним стихотворение "Я выйду из леса" гораздо проще написано, и рифма "кОмАр - не узнАл" на мой вкус не рифма вовсе, хотя бы было "пОзнАл" вместо "узнал", чтобы две гласные перекликались.
Правда, концовка про "таких измождённых, счастливых таких" - прекрасна, очень понравилась.

Дмитрий Маслов: 0:1 Олег Михейкин
Здесь пара не слишком серьезных стихов. Отдаю предпочтение второму - более содержательному и законченному

Сергей Скловский: – 0:1

Читал, перечитывал  стихотворения этой пары – никак мне не удавалось принять решение о приоритете: оба стиха хороши, каждый по-своему... «В разгаре время сложное» очаровывает своим задорным ритмом и неординарным «бря-бря-бря». Несколько смазывает впечатление глагольная рифма, но и визави грешит тем же. Всё-таки я решил отдать предпочтение второму произведению, поскольку оно содержит внятную фабулу в противовес абстрактным образам первого (например, третья и четвёртая строфы).


Татьяна Игнатова5: 1:0 Хорошо Темперированный Клавир В разгаре время сложное

Оба стихотворения нравятся, своей теплотой, лёгкостью и свежестью образов. Их улавливаешь и кружишься с ними, как осенний падающий лист. Но ко второму есть замечания:
1)Сбой в амфибрахии: «Нахально толкнет мЕня в грудь – не узнал.»
2) «Вдали, через рваные вязов верхушки» - можно заплутать среди сплошных «в», особенно на стыке.
3) «Привычно в закате сверкнут купола» - обычно выражение «на закате», а не в самом закате. А так получается закат самих куполов. Сверкают в закате привычно так… Да уж.
4)стык н-н: «Откуда он нас вечерами встречает…» Что за имя Онас?


Челябинск:  1-0 Хорошо Темперированный Клавир

Стихотворение Натальи настолько предсказуемо качественно написано, что я позволил себе в прошлом туре отдать предпочтение не ему. Мне давно ясно, что у неё практически идеальный ритмический слух, поэтому стихи на любую тему одинаково соразмерны, в них отсутствуют спотыки и пустоты, которые нужно выравнивать дополнительными интонациями – в общем, мне захотелось себя немного эпатировать, да и стихи vs были достойные, что способствовало эксперименту.

Сегодня задаче легче – стихотворение Олега не так совершенно, мягко выражаясь. В нём встречаются очень сомнительные рифмы (собачонкой/задворок; сидим/таких), которые соседствуют с однородной (скрывает/встречает). Кроме того повествование от первого лица единственного числа, в последних четырёх строчках вдруг переходят во множественное. Все эти ляпы находятся в двух последних четверостишиях, которые, к тому же, автор по какой-то непонятной причине объединил, из-за чего стройность записи, как мне кажется, пострадала.


==========================================================

Юрий Рехтер Морской этюд  vs Александр Быстров4  Собираю
http://www.stihi.ru/2018/05/01/8165
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279


Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Юрий Рехтер
.
Вот вроде бы много всего перечислил автор стихотворения "Собираю", собирая в коллаж своей жизни различные явления и понятия, а всё-равно есть впечатление какого-то упрощения, неоправданной лёгкости бытия.
Как будто, собирая этот пазл, автор или лирический герой смог встать "над" своей жизнью, и вместо личной драмы получилось впечатление полного контроля над жизнью, как у коллекционера над своей коллекцией.
А при таком подходе жизненность очень теряется.
Текст же соперника читается гораздо интереснее. В нём не только абстрактное осмысление, но и чувственное настоящее, передаваемое одновременно через разные сенсорные уровни - и через образы, и через смыслы, и через ощущения, и через эмоции. Лирический герой этого стихотворения живёт внутри сюжета, а не со стороны, и его повествование захватывает гораздо мощнее. Хотя и не только в позиции восприятия дело, а и во многих других эстетически сильных словах.

Дмитрий Маслов:  0:1 Александр Быстров
«Морской этюд» - образное стихотворение, но его портят множество мелких небрежностей и нестыковок. На этом фоне «собираю» - незамысловатое, однообразное, но крепко сбитое и цельное. Отдаю предпочтение ему (хотя пара примерно равная по силе).


Сергей Скловский: – 0:1
 
Мне показалось, что во второй строке пришитая белыми нитками красивость, явно смазывает впечатление от этого «Морского этюда». «Небес безудержная даль» - как красиво звучит! Но по смыслу получается ерунда, слово
«безудержный» означает «ничем не сдерживаемый, необузданный, неунимающийся» (толковый словарь Ушакова), можно ли это применить к небесной дали – я сильно сомневаюсь… Тут ещё с наядами вышла оплошность: эти водные богини у греков являлись покровительницами пресных водоёмов, в то время как в стихотворении речь идёт о нырянии в море, в «волны солёный мармелад». Тем не менее, должен отметить, что первое стихотворение этой пары  просто замечательное – по настрою, ритмике, образам; однако я свой выбор в данном случае сделал в пользу конкурента. ))


Татьяна Игнатова5: 1:0 Юрий Рехтер Морской этюд

Замечательные работы представлены в паре! Просто замечательные и достойные. Здесь буду краткой: отдаю предпочтение более вкусному, до боли знакомому, не взирая на инверсии.
На выбор, как не странно, влияет 2 строка у визави:
«Дней, мелькающих так скоро» - не ложится на слух это дополнительное слово «так», как клякса. Но идея и заключение замечательные.

Челябинск:  0-1 Александр Быстров

Стихотворение Юрия мне кажется стилистически более слабым. Дело в том, что стихи  не терпят отстранённости автора. Одно дело, когда Александр через всё произведение проносит суть слова «Собираю» – столько в нём разных форм созидания и цельности; совсем иначе выглядит перечисление увиденного с одним глаголом неопределённой формы («нырнуть») – нет сопричастности написанному, автор смотрит на себя со стороны, не ассоциируя того идеализированного ныряльщика с реальным собой. Самой «вкусной» находкой явился для меня «Волны солёный мармелад» – сразу почувствовал упругую мягкость морской воды. Все остальные аллегории не столь хороши, а то и сомнительны, как, например, «камешков коррида».

Мне показалось характерным, как именно складывалось у меня впечатление о стихотворении Юрия Рехтера, начиная с первого тура. Оно не становилось лучше или понятнее – что-то всё время мешалось, но не было времени понять что. Внимательное прочтение лишь убедило меня, что и при первом беглом прочтении, когда нужно было только моё «да» или «нет», я почувствовал его слабость, а сегодня оставалось только сформулировать. Это меня успокаивает – значит, достаточно внимательно прочитываю стихи и не пропускаю главного и могу предметно поговорить о недостатках и достоинствах тех стихов, которым я ставил оценку. Готов ответить за каждую из них.



Валентина Калёва Первая усталость  vs Эдмар В том храме
http://www.stihi.ru/2017/07/18/3743
http://www.stihi.ru/2018/08/10/5447

Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Валентина Калёва

"В том храме" красиво написано, и лирическим героям я немного сочувствую, но может быть жители иной культуры мне не близки, или правда сюжет слишком театрализованный, не знаю.
От "Первой усталости" впечатление сильнее.

Дмитрий Маслов:  1:0 Валентина Калёва
«В том храме» - сюжет как бы повисает в воздухе, что не может радовать. Хотя в целом довольно оригинально. Но конкурент здесь заметно сильнее.


Сергей Скловский: – 1:0
 
Свои комментарии к стихотворению «В том храме» я уже писал на предыдущем этапе конкурса. В данной паре мне показалось, что это произведение немного, но уступает сопернику. ))

Татьяна Игнатова5: 1:0 Валентина Калёва Первая усталость

Более близкое, тёплое, душевное, с горчинкой и ароматом написанное… Ему отдаю свой голос. В стихотворение «В том храме» с начала до конца содержит слова вставки: в том, конечно, уже, ещё, пока что… И много обрывистых фраз на стыке друг с другом. Возможно, в сновидении так и бывает. Но читатель склонен видеть цельную картину, а не стыковать через тире смысловые догадки, как здесь:
Монеты золотые в коробочке сафьянной -
Уже благословлённы, и гости затихают. (Монеты благословленЫ ?(кстати, так правильно читается это слово)) «БЛАГОСЛОВЛЁННЫ» — в словаре отсутствует.

 Челябинск:  1-0  Валентина Калёва

Стихотворение Валентины с хорошими рифмами и оригинальной структурой заставляет усомниться только в основной мысли – ну, почему эта усталость первая? Понимаю – первая любовь, первый поцелуй, первый раз в первый класс и т.д., но Первая Усталость… какая-то она не поэтичная; хотя стихотворение хорошее.

Произведение Эдмара, проигрывает в сравнении – так же, как во втором туре именно в сравнении выиграло. Именно его некоторая кукольная надуманность, свойственная каким-нибудь жёстким сказкам Гофмана, делает стихотворение похожим на привидение с белыми глазами. Оно харизматично, но от него холодом тянет, как из склепа, оно не укладывается в русский менталитет, поэтому кажется угловатым, состоящим из деталей, от которых ТАМ можно было бы прослезиться, а меня, глядящего отсюда, эти детали не волнуют.

Есть в нём и ещё одна червоточинка – дактилическое окончание вместо женского в слове «благополучия». Если предполагается произносить это при прочтении кратко, то так и написать надо «благополучья» - чего тут стесняться, тем более это не противоречит правилам.




Владимир Сорочкин Божье колесо vs  Михаил Рогачёв Любовь-нелюбовь
 
Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Владимир Сорочкин

Настолько затасканы, на мой взгляд, образы голливудской формы досуга - кофе, сигарет, "мягкое кресло, клетчатый плед", что при всём мастерстве написания стихотворения, оно вызывает меньший интерес, чем более оригинальное, имхо, стихотворение соперника.
А формы досуга - не единственный затасканый образ. "Что ты смотришь...?" "Заброшенный сад", "от ... любви до ... печали". Слишком знакомые приёмы не радуют новизной.

Дмитрий Маслов:  0:1 Михаил Рогачёв
Оба стиха не оставили яркого впечатления. Больше несуразностей в «божьем колесе» (разбирал), поэтому оставляю свой выбор за конкурентом


Сергей Скловский: – 0:1
 
Не считаю нужным повторять замечания, сделанные во втором туре Дмитрием Масловым и Евгением (Челябинском) стихотворению «Божье колесо»  - я со многими из них согласен. Сравнивая произведения в этой паре, останавливаю свой выбор на стихе-конкуренте.


Татьяна Игнатова5: 1:0 Владимир Сорочкин Божье колесо

В стихотворении «Любовь-нелюбовь» не читается строка: «годы мне тушат о память окурки». Получается, что о память тушатся окурки. Простите, не курю и этот образ не воспринимаю. Тем более, что годы тушат. Значит, годы курят что ли, получается?
Смотреть в душу, пеняя сквозь (опять!) годы. Пеняют на что-то или кого-то, а не сквозь что-то. Неправильная конструкция словосочетания. Я понимаю, что автор старается быть оригинальным. Представляется этакий потрёпанный годами человек, держащий прокуренной рукой сигарету. Но хочется ли быть в обществе такого? А что тогда ждать от читателя? Ведь автор ищет своего читателя, надеясь найти понимание в его глазах. Круг сужается…
Висящие листья осенью? Очень зыбко, ибо осень ассоциируется с падающими листьями. На днях заворожено смотрела на падающий один за другим лист… Облака с голубой фатой. Почему? Если сами облака – подруги в подвенечных нарядах, то фата голубая – небо? Не рисуется образ, как и в целом ситуация и вытекающие из неё ассоциации. Может быть, у других другое мнение…

Челябинск:  0:1 Михаил Рогачёв

Достаточно подробно разобрал стихотворение Владимира. Во втором туре. Можно было бы к уже сказанному добавить  например, что птичий свист не получится оттенять велосипедистом, даже если он «Божий», даже если он – солнце; что «денёк» который «угасая… раскудахтался» несколько противоречив в своих проявлениях; вот только это совсем не улучшает моего мнения об этом произведении.

У меня уже есть горький опыт разбора стихов Владимира Сорочкина, когда меня урезонивала одна из почитательниц его таланта: «Зря Вы так – Владимир Сорочкин хороший поэт». Там ещё много слов было, но главное – бесспорно, Владимир умеет писать стихи, но слишком часто из под его руки выходят стихи, которые обёрнуты в яркую упаковку, но при детальном осмотре выясняется, что содержимое не так блестяще исполнено, ингредиенты подобраны кое-как, хотя   это не мешает им быть востребованными.

Читал хорошие стихи Сорочкина, к которым у меня не было подобных претензий, но это явно проигрывает им.
 
Несмотря на неказистое название, стихотворение Михаила выглядит цельным, эмоциональным, на грани с чем-то очень интимным, но в то же время близким и понятным.



==========================================================

Ирина Полюшко Тополю  vs Барракуд За окном
http://www.stihi.ru/2018/06/07/3216
http://www.stihi.ru/2018/05/16/3097

Вячеслав Ильин: 0:1 Победитель Барракуд

"За окном" завораживает, ничего с этим поделать не могу.
А "Тополю", хоть и яркое стихотворение, но отдельные места выбиваются из строя, или из образного ряда, либо из семантического ряда. "Мир фаллических символов" странно смотрится в бывшем лесу, переключая восприятие на неожиданно юмористичпеский лад, и "сим-сим коллаж" сложное для восприятия сочетание, по мне не украшает произведение, скорее помогает выкрутиться из сложной технической ситуации.


Дмитрий Маслов:  1:0 Ирина Полюшко

Оба стиха уже комментировал. Оба не понравились. В обоих неуклюжих натянутых мест хватает. Выбираю по принципу «меньшего из зол»…


Сергей Скловский: -– 0:1
 
Стихотворение «Тополю» оригинально по задумке, но не безупречно по исполнению: мне не удалось разглядеть рифмы в сочетаниях «не оденется / паденья – царь» и «символов / сим-сим коллаж» (созвучие в середине строк «оден/аден» и «сим/сим» вряд ли может претендовать на рифму). Фразу «Избежавший паденья — царь, говорят тополя» считаю неудачной по смыслу, хотя, в отличие от автора, с тополями не беседовал... Согласен с комментарием Евгения (Челябинска) ко второму туру, что предложение «Открывает сим-сим коллаж из пальмирских колонн» явно перегружено аллюзиями, не вписывающимися («открывает» - «сим-сим») в фабулу стиха.
В данной паре я выбираю произведение-конкурента.

Татьяна Игнатова5: 1:0 Ирина Полюшко Тополю
.
«За окном». Да простит меня автор, но большей ясности переписываю текст согласно выбранной стихотворной формы. Вот что получилось:

За окном - монастырь,
прячет древние тайны.
Кофе в чашке остыл.
Голос ветра печальней

с каждым днём, и трава
от тоски поседела.
Это там острова...
Здесь на прошлой неделе

льдом покрылась река,
заблестела, как сабля.
Берега, берега...
Умирающих яблонь

бесконечны ряды.
Это поздняя осень
убивает сады
и не трогает сосен...

4 катрена 2-хстопного анапеста. Наглядно видно разрозненные векторы направлений мысли или взглядов, а может быть, точек зрений. Их может быть много. Но единой картины из пазлов с трудом удаётся сложить, несмотря на малый объём произведения.
Остывший кофе, ветер(?), печальный голос, за окном монастырь, хранящий тайны(?), трава (изморозь?), там (это где?) острова, здесь (?) лёд на реке, берега умирающих яблонь или ряды (смотря как прочитать), и в итоге убийца осень убивающая сады, но почему-то не трогающая сосен. В последнем надо разобраться с падежом. Не трогает (что? Винительный падеж. Кого? Это к одушевлённым) сосны, а не сосен.
Не трудно заметить нежелательное разночтение, которое в данном случае никак не рождает новые ассоциации, а наоборот приводит к недоумению, если убрать знаки препинания:
с каждым днём и трава от тоски поседела.
Это там острова здесь на прошлой неделе
Берега, берега умирающих яблонь
бесконечны ряды Это поздняя осень
убивает сады и не трогает сосен...

Ещё раз простите, что пришлось изменить запись. Но текст оригинала прерывист, искусственно вычленен и состоит из обрывков фраз, навевающих осеннее настроение. Ну, что ж, у каждого свои методы. И я уважаю любую точку зрения, но делаю выбор в пользу другого произведения.

Челябинск:  0-1 Барракуд За окном

На фаллических символах
Обоснован фрейдизм –
С ним борюсь, но не знамо как
Расцветить эту жизнь.

 Колоннадой топорщится
Неуёмный сим-сим.
Медсестра ли уборщица –
Не соскучишься с ним.

Вопрошаю у тополя:
— Что в твоей голове?
Стал нести что ни попадя,
Но ответствовал мне:

— Прекрати обрезание,
Я и так гол, как перст.
В общем, слился заранее,
Не дождавшись невест.

--------------------

Барракуд написал прекрасное стихотворение.

Видел среди разборов адресованные ему замечания, например, про сосны – всё здесь нормально и с соснами и со всем остальным.
"Истина дороже"

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

Этими словами завершен обзор третьего переломного тура.
По сути истина равносильна объективности, которая иногда уводит чуть в сторону...
Л.К Покров. 14 октября 2018г


Рецензии
Челябинску. Я обычно не комментирую оценки арбитров, да и сейчас не стану этого делать. Лишь сделаю уточнение. В стихотворении "Смерть" употреблено существительное "спазма" во множественном числе, а не "спазм". Привожу таблицу склонений существительного "спазма":

спа́з-ма

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка)

Значение
мед., физиол. непроизвольное и болезненное, судорожное сокращение, сжатие мышц

Синонимы
спазм; частичн.: судорога
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. спа́зма спа́змы
Р. спа́змы спа́зм
Д. спа́зме спа́змам
В. спа́зму спа́змы
Тв. спа́змой
спа́змою спа́змами
Пр. спа́зме спа́змах

P.S. По поводу употребления слова "спазма" в этом стихотворении уже велась дискуссия, по-моему, в отборочном туре для публикации в журнале "Окна", где оно было благополучно опубликовано в 2012 году, хотя за давностью лет могу и ошибаться, и это было на "Золотом Пегасе", или на БЛК.

С уважением, Василий.

Василий Толстоус   14.10.2018 18:21     Заявить о нарушении
Морфологические и синтаксические свойства
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. спа́зм спа́змы
Р. спа́зма спа́змов
Д. спа́зму спа́змам
В. спа́зм спа́змы
Тв. спа́змом спа́змами
Пр. спа́зме спа́змах
спазм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -спазм- [Тихонов, 1996].
О существовании словоформы женского рода не знал, хотя для меня лично этот факт ничего не меняет; а Вы можете продолжать упорствовать и отстаивать своё право жаловаться на "сердечную спазму".

Произношение этого слова и применение его в том смысле, который употребили Вы, для меня настолько же очевидно, как и мой диплом врача.
Прошу меня так же извинить за то, что я всегда употреблял слово "кофе" только в мужском роде и так делаю до сих пор, несмотря на допущения и послабления на эту тему.

Челябинск   14.10.2018 20:39   Заявить о нарушении
Да что ж Вы обижайтесь-то так? Право, не стоит. Я объяснил, Вы объяснили. На взаимоотношения (если они есть) эти строки не должны повлиять никоим образом. Я лично думаю, что повышение градуса дискуссии - дело абсолютно бесперспективное и ненужное.

Василий Толстоус   14.10.2018 22:56   Заявить о нарушении
Совершенно не обижаюсь, да и это моё замечание, если Вы заметили, не было основным.

Челябинск   15.10.2018 06:37   Заявить о нарушении
Я рад, Евгений, что вопросы решаются мирно, и даже не думаю затрагивать вопросы, касающиеся свободной воли при исполнении Вами обязанностей арбитра. С уважением, Василий.

Василий Толстоус   15.10.2018 20:07   Заявить о нарушении
Вот, зря Вы это сказали, Василий...
Я даже в какой-то момент о Вас подумал хорошо, а Вы... с гнильцой оказались.
По себе меряете? Ну-ну.
Вы поймите одно: что Вы на полстраницы цацками обвесились - мне это... ниапчом! Я сужу только по стихам, причём по конкретным, представленным на конкурс; и тот факт, что Вы с этими стихами в "окна" прошли настолько же ниапчом, как и куча Ваших номинаций, которые Вы так любовно собираете.
Если бы Вы показали, что в "Окнах" чего-то заняли, то я, зная их критерии оценки стихов, которые привожу на своей странице, и которыми пользуюсь в качестве мерила качества (http://www.stihi.ru/2010/01/21/621), вероятно, зауважал бы и захотел бы познакомиться с тем стихотворением из числа Ваших, которое удостоилось в "Окнах" высокой оценки.
Я, знаете, тоже мог бы позвякать своей причастностью к СП и литературным клубам, но считаю это не главным, хотя и уважаю тех людей, с которыми имею честь издаваться в одних сборниках.
Я хотел бы с Вами поговорить о качестве Вашего конкретного стихотворения, а Вы решили плюнуть в меня и в красоту того места, на котором только что красовались - это крайне недостойно, Василий.

Челябинск   15.10.2018 20:43   Заявить о нарушении
Да что с Вами, Евгений? Что в моих словах Вам показалось недостойным? Я ни слова плохого не сказал в Ваш адрес. Почему Вы так нервничаете? Я просто в растерянности от той порции негатива, что Вы сейчас на меня вылили. За что?

Василий Толстоус   15.10.2018 21:16   Заявить о нарушении
Даже если Вы сказали не то, что хотели, в чём я очень сомневаюсь, Вы сказали мерзость.

Челябинск   15.10.2018 22:03   Заявить о нарушении
Я прекращаю всякое общение с Вами, неадекватным человеком. Вы меня оскорбили. Абсолютно ни за что.

Василий Толстоус   15.10.2018 22:10   Заявить о нарушении
Женя, по-моему Вы раздуваете никому не нужный скандал, подключая к нему площадку и меня заодно. Абзац от слов (Вот, зря Вы это сказали, Василий...и далее) уводит нас совершенно в другую сторону. Здесь не место упоминать какие-то
давние истории с Окнами и другими конкурсными площадками. Подробнее читайте в Личных сообщениях.

Кубок Стихиры   16.10.2018 08:08   Заявить о нарушении
Фраза Василия "даже не думаю затрагивать вопросы, касающиеся свободной воли при исполнении Вами обязанностей арбитра", на мой взгляд, оскорбляет принципы, по которым работают арбитры, правда подача этой фразы замаскирована под попытку призыва к примирению очень тонко и с искусством, достойным лучшего применения.

Челябинск   16.10.2018 08:25   Заявить о нарушении
Женя, ты не прав. Ничего криминального в этой фразе нет. Василий очень умный и порядочный человек, которого ты ни с того, ни с сего обидел. Неприятно.

Ольга Хворост   16.10.2018 08:53   Заявить о нарушении
Криминального, конечно, нет, но намёк на зависимость от давления со стороны есть. Оля, ты знаешь, я очень ценю твоё мнение, но в данном случае остаюсь при своём, извини.

Челябинск   16.10.2018 09:24   Заявить о нарушении
мне остаётся только одно-- предложить Василию поработать Арбитром хотя бы один сезон на Кубке, чтобы понять - насколько арбитры независимы в своих решениях, и тогда всякие "намёки", увиденные приницательным взором Евгения просто исчезнут.
А вообще тема намёков исключительно интересна и практически на сто процентов зависит от слушателя(читателя), от широты его личного восприятия, воображения и
умственного развития. В данной ситуации намёк. если он и предполагался, слишком прозрачен, чтобы о нем стоило говорить...

Кубок Стихиры   16.10.2018 10:16   Заявить о нарушении
Мудро!
Судейство помогает узнавать как именно нужно писать стихи, чтобы допускать меньше ошибок, но не оставляет времени на написание стихов без ошибок.

Челябинск   16.10.2018 10:31   Заявить о нарушении
дело даже не столько в ошибках( со временем они исчезают), а в давлении Высокой поэзии на твоё сознание: критикуя чужие стихи, невольно сравнивая написанное тобой, ты постепенно теряешь ощущение, что пишешь "не хуже некоторых, но лучше многих" и это угнетает.

Кубок Стихиры   16.10.2018 11:14   Заявить о нарушении
Евгений (Челябинск), употребляя выражение "... с гнильцой" Вы переходите на личности, это нарушение границ личности оппонента и этики дискуссий. Впредь прошу Вас воздерживаться от подобной формы в публичной переписке. Используйте эмоциональные формы от первого лица, например "я возмущён", а не оценку качества личности других.

Psyna   16.10.2018 12:37   Заявить о нарушении
Внял, спасибо.

Челябинск   16.10.2018 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.