Михаил Фокс. Читательский обзор. Сентябрь-2018
Жуковскому
Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле,
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе,—
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным! (С).
[А.С.Пушкин Собр.соч.в 10-ти томах. М.,1981. Т.1. С.202-203.]
Нынче исполнилось 200 лет этому программному для молодого поэта стихотворению. Написанное весной 1818 года, впервые оно было напечатано в "Сыне отечества" (1821, №52) под названием "К Ж*** по прочтении изданных им книжек "Для немногих" ". Жуковский восторженно откликнулся на стих в письме к князю Вяземскому(от 17 апреля 1818г.) :" Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!" А П.А.Вяземский спустя неделю пишет из Варшавы А.И.Тургеневу (письмо от 25 апреля 1818г.) :" Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий! Это выражение – город. Я все отдал бы за него, движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших. Знаешь ли, что Державин испугался бы дыма столетий? О прочих и говорить нечего!"
Внимательный читатель ещё раз всмотрится в текст стихотворения и раздражённо спросит:" Какой там "дым столетий"? Нет там никакого дыма..." И будет категорически прав. Но в первой самой редакции стихотворения Пушкин не мог не откликнуться на важное событие русской культурной жизни – выход в феврале 1818 года первых восьми томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина – и решился в стихе, обращённом прежде всего к Жуковскому, упомянуть и Карамзина, и Батюшкова, который был полон желаний продолжить карамзинское "направление" на поэтическом поприще. Вот эти строки, впоследствии не включённые Пушкиным в своё собрание сочинений:
Смотри, как пламенный поэт,
Вниманьем сладким упоенный,
На свиток гения склоненный,
Читает повесть древних лет.
Он духом там – в дыму столетий!
Пред ним волнуются толпой
Злодейства, мрачной славы дети,
С сынами доблести прямой;
От сна воскресшими веками,
Он бродит, тайно окружен,
И благодарными слезами
Карамзину приносит он
Живой души благодаренье
За миг восторга золотой,
За благотворное забвенье
Бесплодной суеты земной –
И в нем трепещет вдохновенье! (С).
http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-152.htm
[ Пушкина много не бывает ]]
Действительно, "золотой век" поэзии! Сегодня таким выражениям как "в дыму столетий" уже не суждено стать поводом для восторгов и надежд, а тогда все горизонты "поэтического" только открывались пытливым умам и сердцам и, казалось, до этих горизонтов рукой подать. И полсотни человек во всей России – не больше! – что-то понимали в поэзии. И "дымом" последующих – 19-20 столетий – не только заволокло всё предыдущее, исказив зачастую до неузнаваемости то, что казалось понятным эпохе Карамзина и Пушкина, но и буквально выело глаза и души новым поколениям. Про современные контексты нашего пребывания в мире и понимания его лучше промолчу. И, понятно, что не ради этого, скорее всего лежащего на поверхности, сравнения эпох и "дымов" я обратился к стихотворению Пушкина, к его почти забытой первой редакции. Во-первых, хотелось обнаружить в современных стихах нечто подобное "дыму столетий", дабы сердце ёкнуло и открылось бы прежде невиданное, во-вторых, как всегда потянуло разглядеть – что же скрывают авторы в чаду или в задымлённых фантазиях своих поэтических конструкций, а в-третьих...Про то, что в-третьих – об этом скажу уже в финале своего путешествия в ландшафтных загогулинах сентябрьского лонга БЛК.
И, кстати, "дым столетий" оказался очень созвучен тренду лонга. Прошлый августовский был населён котами, колоколами и лунами. С лунами в сентябре тоже неплохо. И птички, и рыбки вернулись...Но в лидерах "дым" и разные его состояния или даже специально оговорённое его отсутствие – 5 стихов. Больше только про мёд) – 6 стихотворений. В общем, мёд с дымком и много всякого не слишком вкусного...
В первом же стихе лонга – Ольга Суханова "Хотела щедрый стол и тёплый дом" – http://www.stihi.ru/2017/08/29/4584
Хотела щедрый стол и теплый дом,
да детям на ночь песенку простую.
А выпало – навылет, на излом,
запрет на письма и на поцелуи…
А выпало – дороги, поезда
и дым мостов, горящих за спиною,
вагонных окон мутная слюда,
остывший чай и сердце ледяное.
Что выпало – то выпало. Мое.
Запутана клубков небесных пряжа,
и бесполезно расплетать витье.
Мне знать – чужое, и мечтать о краже,
и дальше с этим жить, как все живут –
улыбки втайне да украдкой взгляды,
да встречи лишь по несколько минут.
И не скулить, и не просить пощады.
обнаруживаем этот самый пресловутый "дым" – "дым мостов", сжигаемых героиней за собой. И всё узнаваемо, понятно и банально.
Стихи такой направленности я называю для себя "черномырдинскими", ориентируясь на самое известное его высказывание – "хотели как лучше, а получилось как всегда". Сколько уже таких стихов написано – о несовпадении мечтаний и реальности. И о терпении. "И дальше с этим жить, как все живут".
И следующий стих – Жиль де Брюн "узкоколейка" – http://www.stihi.ru/2017/03/13/8578
В унылом краю
зарастает узкоколейка.
Гибнут ненужные люди и-мне-налей-ка.
И даже песни о них потом не поют.
Обходчик-лешак
палит по небесным белкам.
Самогон нечист и в стаканах досадно мелко.
Все пьяно каются, а потом грешат.
И нет никого,
кто на дни разменяет вечность,
отменит судьбу и приросшие к душам вещи,
добудет солнце из хмари над головой.
Здесь лес – Монферран,
а трясина – почти Трезини.
Здесь лось на путях глупо сватается к дрезине,
словно ещё ни разу не умирал.
конструирует схожие психологические реакции у читателей. Только вместо дыма – "хмарь над головой". И концепт несколько иной – "#омаленькомчеловеке". Но вот исследование в финале взаимоотношений лося и дрезины завело сию узкоколейку в тупик. А ведь был замах на концепт пушкинского масштаба "в дыму столетий"... Я имею в виду предшествующие встрече лося и дрезины строчки:
"Здесь лес – Монферран,
а трясина – почти Трезини. "
Известный и достаточно популярный концепт биполярности культуры как таковой – система классицизм-барокко – вводится в контекст природного бытия. Монферран как один из крупнейших мастеров позднего русского классицизма и Трезини – ярчайший представитель барокко. И тут же оказываются рядом – хтоническое и олимпийское, аполлоническое и дионисийское (Ф.Ницше). И маленький человек из разряда "и-мне-налей-ка" разгоняет хмарь над головой и добывает солнце из небесного котлована...
Вспомним из пушкинского "Жуковскому" –
"Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов" (С).
Наконец-то в третьем стихотворении – Михаил Замятин "шана това" – http://www.stihi.ru/2018/09/13/8414
появляется один из главных "героев" лонга – мёд.
Пронзительней жгучего перца
Покажется гречневый мёд,
Когда в однобокое сердце
Раскаянье осень зальет.
Когда, разукрасивши местность,
Свершится её листопад,-
Деревья утратят трехмерность,
Каркасы стволов заскрипят.
И ветер, воздушные дыры
Заштопав стежками дождя,
Назначит меня пассажиром,
Пейзаж за окном наклоня.
И лучик, нежданный и тонкий,
По стулу взобравшись на стол,
Разрежет на рыжие дольки,
Хрустящие трупики пчёл.
Но мёд явно какой-то неправильный, возможно, именно поэтому "неправильные" пчёлы и были подвергнуты вивисекции в финале стихотворения).
Проще говоря, только каша бывает гречневой, а мёд всегда гречишный. И никаким иным, собранным с цветков гречихи, он быть не может. Мелочь, имеющая значение для восприятия всей образно-смысловой системы стихотворения. И поэтому более пристально начинаешь вглядываться во все эти "каркасы". И замечаешь, например, амфиболическую конструкцию – "раскаяние осень зальёт".
Что чего зальёт? Кто-то скажет: и так понятно, что осень здесь главный персонаж, вот она и заливает. А вот не соглашусь. Осень в русской поэтической традиции поэтизм самого широкого спектра действия – её тоже можно залить куда угодно и кому угодно.
Третью строфу с наклоном пейзажа выделю как удачный пример использования механизма "остранения" в создании авторской поэтической картины мира.
Четвёртый стих – Виталий Айриян "вспоминая Уитни Хьюстон" – http://www.stihi.ru/2018/08/09/3982
А у тебя опять семь пятниц на неделе
и тысяча причин не думать обо мне.
Сквозь изморозь рассвет продрался еле-еле
остаться почивать на матовом окне.
И слыша, как внизу вовсю картавит ворон,
листая февраля короткую тетрадь,
ты опускаешь взгляд и поднимаешь ворот,
халатом запахнув стареющую стать.
И долго будешь ждать, пока дымящий кофе
разбудит до конца проснувшуюся плоть,
устало вспоминать любви, разлуки, строфы –
всё то, что не смогла душа перемолоть,
когда в последний раз, пронзительно и грустно,
в намоленной тиши застуженного дня
заплачет по тебе крылатый голос Хьюстон,
застыв на высоте сияющего дна.
Начать стихотворение с фразеологизма – это надо обладать поэтической смелостью. Или, по крайней мере, неким филологическим нахальством. Тут или надо развить сей расхожий образ в череду узнаваемых и художественно сильных конкретных образов и ситуаций. Кстати, сразу вспомнился один из героев вступления к обзору князь Вяземский со своим стихотворением "Семь пятниц на неделе" –
"...
Семь пирамид, семь мудрецов
И семь чудес нам древность славит,
Владыке снилось семь коров,
Рим семь холмов подошвой давит,
Семь городов входили в спор
О славной грекам колыбеле,
Да и везде, как на подбор,
Семь пятниц на одной неделе..." (С). 1825г.
Или же сотворить некое подобие парадокса, развенчать сию идиому, совершить этот самый, указанный выше, "подвиг" "остранения".
Но, увы, начало пропало втуне. Зато далее последовали перлы – "продрался еле-еле остаться почивать...", "стареющая стать", "проснувшаяся плоть"...И кто же листает "февраля короткую тетрадь" – ворон, неизвестно зачем приделанный к тексту, или героиня стиха, опускающая взгляд? И, конечно же, любимый авторами стихов такого рода приём "триады", когда перечисляется нечто важное для описания ситуации или для передачи состояния героя. "Любви, разлуки, строфы" – сия абстракция точно ведёт к усталости. Тем более, помол сих материй при помощи души не состоялся. И оксюморон в финале тоже провалился до самого дна. Успел ли он просиять – известно, скорее всего, только автору. Есть такое трудноопределимое понятие относительно авторского стиля – "чувство языка". Вот в данном стихе явные проблемы с выражением этого чувства.
Далее в лонге резко возрастает количество популярных в последнее время на БЛК "жалостливых" стихов. С точки зрения социальной психологии вполне объяснимое явление – депрессии, фрустрации и прочие, образно говоря, фобии и мании требуют своего воплощения в самых разных форматах и поэзия в этом смысле – не самый плохой формат. Компенсаторная (психотерапевтическая) функция искусства, однако...Или более концептуально – углубляющийся кризис идентичности требует жертв. Вербальных практик хватит ненадолго, но они подготовят общество к более практическим ритуалам перехода к новой идентичности.
Кстати, в этом контексте можно упомянуть стихотворение Инги Сташевска "Здесь" – http://www.stihi.ru/2017/01/06/2198
Здесь гора – направо, леса – налево,
Запотело небо – протри платком.
на столе – горбушка ржаного хлеба,
И течет холодное молоко
Белопенной речкою из кувшина,
( Вспоминай кисельные берега!)
У соседа слева – под лавкой шило,
У соседа справа – ручной наган.
Повезло родиться (и пригодиться).
К иноверцам ненависть – на века!
К инородцам.
Здесь хорошо – туристом,
Из окна вагона. В руке – бокал.
Камни вздрагивали от стонов ночью,
А потом, при первых лучах зари –
Забери религию, слышишь, Отче?!
Храм оставь – религии забери!
Тяжкий труд, наверное – в предрассветной,
До-заветной, смутной для всех поре
Сотворить из хищника – человека,
А потом людей превращать в зверей.
...Здесь направо – парк. Пожелтели листья,
Впереди – зимы черно-белый скетч.
Повторяют травы слова молитвы
На одном-единственном языке.
Я бы назвал этот стих "алармистским". Не стоит бояться таких странных терминов. Кто-то же должен заменить золотых петушков на башнях, чтобы предупреждать народонаселение об опасностях. Тем более, они только и делают, что множатся со всех сторон. Первая часть, скроенная из расхожих сентенций и фразеологизмов, дополняется зачем-то второй – про Отче, про триаду "хищник – человек – зверь" – очень концептуально неубедительной.
Близким по смыслам и, главное, по религиозному настроению к предыдущему стиху оказывается стихотворение Юлии Долгановских "Трое" – http://www.stihi.ru/2018/01/28/5959
Просыпается ночью ребёнок — холодно и темно,
словно в космосе неосвоенном.
— В космосе страшно,
он большой, а я маленький, —
думает мальчик, но
в космос вплывает мама, тёплая и домашняя.
Мальчик спит.
Окружает комнату тишина
и часы на стене молчат — видно, кончилась батарейка.
Женщина думает:
— Я у сына одна,
если вдруг замолчу, то с ним..?
Страх залепляет клейкой
лентой рот, и почти невозможно дышать —
ищет женщина в темноте и находит Бога.
— Он большой, а я маленькая, — думает мать, —
он меня защитит.
Уплывает тревога.
Засыпает женщина, а вокруг тишина —
во сто крат тишиней, чем обычно бывает ночами.
Бог печалится:
— Что будет с ней, если я дотемна
буду занят другими?
Зябко поводит плечами —
всё же холодно нынче в космосе! — смотрит через плечо,
напрягает глаза — мамы нет и давно уже не бывает
за спиной у Бога.
И в груди становится горячо.
— Я хочу быть маленьким.
Закрывает глаза. Засыпает.
Трогательно). Теология от 2 до 5. И Бог какой-то свой, домашний. И мамы с папой не было у него. Полный сирота. Или на батарейках. Потому и засыпает, что кончилась батарейка. И вечный вопрос о наблюдателе. Кто-то же смотрит за ними всеми из темноты. Совсем круглый сирота...Всё же о таких историях хочется читать в прозе. Притчи в прозе более увлекательны и полезны что ли...
Из стихов, получивших пропуск в лонг на резидентском отборе, наиболее сильное впечатление произвела "Ежевика" Александра Крупинина – http://www.stihi.ru/2018/08/16/4846
Коридоры всё длятся и длятся, пустые, унылые –
повороты, развилки, секретные закоулки.
Только гнёзда летучих мышей высоко под стропилами,
только эхо тяжёлых шагов отзывается гулко.
Поэт Водовозов служит в тюрьме надзирателем.
Лицо его грустно всегда, потому что настало
тоскливое время – поэты свободу утратили,
штампуют стихи однотипные, блёклые, вялые.
А в тюрьме где-то варят кукнар, где-то в карты сражаются,
то ли смех за дверями звучит, то ли катятся слёзы.
Не вдаваясь в подробности, с сердцем, исполненным жалости,
ночь за ночью с дубинкой идёт мимо них Водовозов.
Как обычно, из камеры восемь доносятся крики.
Появляются, будто во сне, непонятные, странные образы:
сад запущенный, бабочка, солнце, кусты ежевики –
облаками теснятся они в голове Водовозова.
Вырастают слова из небесного Слова единого,
так бывало всегда и везде у поэтов великих.
Он идёт мимо камер, играя дубинкой резиновой
и бормочет чуть слышно: "бабочка, куст ежевики".
Где-то падают с веток в траву краснобокие яблоки,
равнодушное солнце бросает прохладные блики,
в лёгком танце осеннем кружит одинокая бабочка
над последним, неплодным, засохшим кустом ежевики.
Исчезает тюрьма, еле слышно бормочет свой стих он
в том саду, где так тихо, где так ослепительно тихо:
"Ежевика, сестра, ты ведь слышишь меня, ежевика.
Ежевика, сестра моя, дочка моя ежевика".
Чистый Монферран! Ясность, цельность, мощь композиции. Не просто тюрьма, а Россия, пронзенная бесконечными коридорами, то открывающими путь в неведомые дали, то тут же становящиеся тупиками. И Водовозов – то ли вечно надзирающий и бдящий, то ли волшебное слово знающий. Но почему-то в большей степени вспоминается надзиратель Косоротов из "Вечного зова" –
https://www.youtube.com/watch?v=mb3uv4ab4IA , потому как, может быть, и мечтает Завсемисмотрящий ощутить сладость ежевичной свободы, но камера №8 как же без него? Непорядок будет. И небольшая еще ремарка по поводу С.Довлатова – его почему-то при обсуждении этого стиха пару раз тоже назначили надзирателем. Но он надзирателем не работал, а служил три года во Внутренних войсках, охраняя зону под Ухтой.
Любое культурное пространство – неважно город это или подборка стихов на каком-либо поэтическом конкурсе – предполагает при наличии безусловного или назначенного "монферрана" также значительное количество артефактов, этот самый "монферран" выделяющих ("конструирующих"). Например, в качестве произведения, "растущего" не ввысь, а притулившегося в тени этого самого "монферрана", мы обнаруживаем стихотворение Наташи Дубрау "Мавзолей" – http://www.stihi.ru/2017/07/07/8717
Смотришь в ночное небо порой, а там –
Всё неизменно...
Расставлены по местам
Звёздные постовые – бежать не велено.
Красная звёздочка – время больших забот.
Прячется октябрёнок пугливо от
Строгой луны, похожей на голову Ленина.
Светлое завтра. Да кто бы тогда сказал –
Мама под звёздочкой. Город чужой. Вокзал.
Жизнь перемелется – может быть, станешь злее.
В новое завтра исхожен окольный путь.
Всё вспоминается, как ни тверди – забудь...
Смотрит луна из вечного мавзолея.
А вот все октябрята большой Советской страны знали, что луна похожа на Надежду Константиновну Крупскую, так что выдумка про голову Ленина рождает сразу же большое недоверие ко всему тексту. А если более серьезно, то попытка совместить рассказ о тяжкой доле ребёнка ( и неважно, сколько ему на самом деле лет) и сравнение луны с головой вождя Страны Советов приводит к художественной катастрофе, т.к. вспоминаются в этом контексте прежде всего классические сравнения: "луна сделана из зелёного сыра" или "луна ведь обыкновенно делается в гамбурге; и прескверно делается". И вспомнился почему-то мавзолей Агостиньо Нето, ангольского поэта, ну и первого президента Анголы заодно. Этот мавзолей, кстати, не хуже любого "монферрана" будет. И немного стихов от ангольского "Пушкина":
Руки жадные на коже барабана,
Всё ускоряющие чёткий ритм,
И от Зайре до Калахари,
До самых дальних гор,
Пылает красный свет
Пожарищ бесконечных,
Озаряя
Порабощённые саванны...
Священная гармония тамтамов
В железном ритме Африки... (С).
[ http://www.africana.ru/literatura/neto/poems.htm ]
Рядом с "Мавзолеем" обнаруживаем некое неказистое сооружение, заполненное народом.
Это я так ощущаю стихотворение Ирины Суворовой 4 "А кто-то там..." – http://www.stihi.ru/2017/10/08/7635
"А вечер плыл бокально-задушевно...
В момент лобзаний пешек и тузов, когда лягушка кажется царевной, а воробьи меняются в орлов, когда со всеми все на всё согласны и в каждом расцветает патриот, особо пьяный вусмерть одноклассник под занавес припомнит анекдот как Ромка Ворон выдал на диктанте, по вечной теме "Кем хочу я быть", сказал – отрезал, быть хочу Атлантом, не до бабла, карьеры и женитьб, когда качает небо, едет крыша, кому-то надо свой подставить горб...
А сам шкильда шкильдой, в очках и рыжий, и чёлка по-смешному на пробор.
И кто-то выдрав морду из салата, толкнёт щербатой рюмкой небосклон, за чудиков, побривших лоб в солдаты, за "Ворона", за сбитых влёт ворон.
А вечер плыл под тосты и беседы. С нетрезвых глаз привиделось впотьмах, что кто-то там поддерживает небо и этот кто-то – рыжий и в очках."
Слышится какая-то песня, похожая на знаменитых "Атлантов" А. Городницкого, но чем ближе мы подходим, тем всё громче звучит шансонный мотивчик и никаких тебе атлантов. Сплошной Вилли Токарев..."Лобзания пешек и тузов", царевны-лягушки, "а воробьи меняются в орлов" – ? – это даже для шансона "перл перлович"...Какое там "в дыму столетий"? Лексика, образы да и сюжетные все ходы рождают то, что я опять-таки для себя определяю как "стих для одноклассников". Чисто поржать, типа "а помнишь?". Но даже "пьяный вусмерть" (кстати, сей оборот встречается не только в этом стихе) одноклассник не перепутает диктант с сочинением да и с какого перепоя пить вдруг за власти на встрече одноклассников, а только так можно истолковать тост " за чудиков, побривших лоб в солдаты", ибо сами служивые себе лоб не забривают, а делают это во все времена власть предержащие. Не стоит переделывать фразеологизмы.
Заслуживают такие стихи внимания читателя? Безусловно. Но им и место иное отводится. Думаю, на конкурсах стихов "для одноклассников" их ждёт заслуженный успех.
Кстати, не зря возник образ городских сооружений по ходу нашего вчитывания в стихи лонга, цитата из письма кн.Вяземского о том, что выражение "в дыму столетий" – это город" создает новый ракурс для понимания и отдельного стихотворения и некой, пусть и случайной подборки стихов. Всё, что обогащает понимание – к месту!
А вот и замёрзший пруд. Это стихотворение Владимира Листомирова "Холодно" –
http://www.stihi.ru/2015/11/25/9448
На какую-либо важную городскую достопримечательность непохоже, поэтому позволю себе весь этот громоздкий текст в обзор не копировать. Все замерзшие пруды похожи друг на друга.
"От холода вянет клевер, лаванда и розмарин." – любимый многими авторами приём "триады". А остальные растения не вянут от холода? Или в этой троице есть нечто особенное? Но больше о них ни слова...Ещё одна необязательная "триада" – "мне снятся чужие лица, Норвегия и туман". Как некие налезшие друг на друга льдины при замерзании: " как в висок врезается смесь кометы и сонного декабря", " луч в сердце моей планеты врезается на лету и тут же на части бьётся осколками янтаря". И по-детски наивный, квазифилософский вопрос в финале – "Куда исчезает солнце, когда замерзаю я?" Не то, что уткам тут некуда приткнуться, так и прокатиться негде...
Стихотворение Велмы "Нежней..." – http://www.stihi.ru/2010/04/16/3393
чем-то напоминает предыдущее "Холодно". Пресловутыми "триадами", "ледовым побоищем", "северными ветрами" и, конечно же, вопросом в финале. Но действие скорее разворачивается на пляже, хотя герои могут об этом и не подозревать. "Пляж" как некая форма отношений и различных атрибутов, вещественных и поведенческих. Думаю, что 20 век к "городу", "лесу", "реке", "парку" и прочим добавил "пляж" ( о "береге" как архетипе культуры вообще и "пляже" как кенотипе современной культуры интересно размышлял в своё время М.Эпштейн). Обилие штампов и желание героини стать немыслимо нежной привели стихотворение в стан стихов "для одноклассников".
Не все стихи вызвали желание разобрать всё по полочкам и поместить их на определённое место в гербарии или в иную коллекционную ёмкость. Типа какого-нибудь пузырька.
Но вот например стих Софьи Пащевской "непрожитые жизни наших тел" – http://www.stihi.ru/2017/05/10/1707
явно заслуживает подобного внимания за свою пророческую миссию:
"Непрожитые жизни наших тел
толкаются фантомами у входа
в действительность, ступая за предел,
едва не вырываясь на свободу,
но схлопываясь в горсточку частиц,
как только прикоснутся к ручке двери."
"Ручка двери" тоже со временем может стать кенотипом, как бы печально это не звучало.
И есть в этом стихе ещё пара строк диалектико-материалистичекой силы:
"Улыбки на забралах наших лиц
бывали осязаемей материй."
Круче было сказано только в лекциях проф. Лойфмана. Аки свидетель заявляю.
Отмечу по традиции и самое "малобюджетное" стихотворение сентябрьского лонга – Наташа Минковская "Рыбки" – http://www.stihi.ru/2018/07/08/5599
Начало было многообещающим, но всё рухнуло с момента описания "нашего пруда" и окончательно утонуло в рыбном супе на плите...
Понимаю желание номинатора свести воедино Герду и Кая в одном лонге. Но сколько раз они уже встречались в стихах и поэмах. Есть подозрения, что они уже втайне ненавидят друг друга. И эта встреча тоже не обрадовала.
"Герда" Натальи Разувакиной – http://www.stihi.ru/2017/04/06/8418 –
переполнена инверсиями, чего стоит хотя бы вторая строчка – "через медленных снов километры и слов замерзанье"...
"Человек-ледокол,"человек-перезвон" (мужская аудитория точно тут напряглась))...В общем, какой-то "человек-ледоруб", которого хочется на тот самый замерзший пруд из "Холодно" отправить. Любопытно, за какую сумму Андерсен был бы готов предать героиню?
А вот так вопрос сформулирован, что есть проблема недоверия героини к автору)...
Стихотворение-двойник Романа Смирнова 4 "Оживляя Кая" – http://www.stihi.ru/2018/08/01/6059
текст для быстрого заму(ма)чивания читателя – корявое "еслибнебыло", "с этимадом не надо рая": поэтическая фонетика на грани фола; "изумления мокрым ртом" – чьим ? "убивая легенду пусть" – это как?
Да дайте уже Каю спокойно замёрзнуть!
И отмечу те стихи, которые украсили лонг безусловно. Не "монферраны" какие, может быть, но радующие взгляд изяществом, отделкой фасадов и прелестными пинаклями в соответствующих местах. Например, стихотворение "Фонарный столб" Надежды Коган – http://www.stihi.ru/2007/06/04-2517 , Степ "Лошадка" – http://www.stihi.ru/2006/03/17-1815 (кстати, мне сразу знаменитая песня Найка Борзова вспомнилась "Я – маленькая лошадка")) и Анна Дэ "Грачи" – http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407 .
Но вернёмся к нашим "дымам столетий". Надежды на открытие чего-то небывалого, обозначенные в пункте "во-первых", для моего "внутреннего" читателя не оправдались. В большинстве стихотворений сентябрьского лонга авторы ограничились "дымовыми завесами" для заманивания и запутывания читателей и это самое "во-вторых" было вполне ожидаемым. Ну и наконец, в-третьих, о котором я обещал сказать именно в финале обзора. Зачином разговора о стихах недаром стало стихотворение Пушкина "Жуковскому" – в нём некий образ и самого творчества, и отношений с читающей публикой, ну и что немаловажно – это 200-летний юбилей. И эти 200 лет заставляют нас вспомнить ещё одну знаменитую цитату из той эпохи – " Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет." [ Н.В.Гоголь "Несколько слов о Пушкине" 1832г.]
Конечно, всё, что пророчествуется о будущем, есть чаще всего метафора. И не стоит под всякой шляпой a la Bolivar искать знакомые бакенбарды. Да и то, что для Гоголя мыслилось как 200 лет, пролетело буквально за восемь десятилетий и к 1917 году поменяло большинство векторов развития (и человеческого в т.ч.). Но надежды не покидают меня. Всё же в мире, где всё больше карикатурных рож булгариных, гречей и шервудов, хочется увидеть живое лицо "русского человека в его развитии". И прочитать наконец-то, что же там на самом деле скрыто в дыму столетий.
А, может быть, кто-то из коллег по БЛК уже нашёл нашего героя? Или хотя бы услышал его голос? А возможно нынешний Пушкин на совсем ином поприще стяжает почести и указывает путь? Ибо время поэзии истекает. Если уже не истекло)...
Свидетельство о публикации №118101401699
"Только гнёзда летучих мышей высоко под стропилами,"
Врезался я с разгона в метрическую заплатку "только". Но она сыграла злую шутку с автором. Первое, о чем я подумал, - пардон, а где же всё остальное под стропилами. Как минимум должны быть коридоры, исходя из теста автора - немаленькие. Ан нет, там только гнёзда летучих мышей. Ну и дальше пошло, поехало. Мне кто-нибудь сможет объяснить, откуда взялись у летучих мышей гнёзда и что они там делают. Поэты, конечно, народ со странностями - возможно они там яйца несут. И вот бы посмотреть, каким макаром они их вьют. Есть у меня странное увлечение - спелеология. Облазил очень много пещер, насмотрелся на этих мышей всех сортов, но цирка с гнёздами встречать не приходилось. Поэзия штука непредсказуемая, ну и начал я параллели проводить - берлоги кузнечиков, дупла пингвинов, зайчики в трамвайчике, жаба на метле. И стало мне ясно, что Корней Иванович не зря трудился.
И добрался я до второй строфы. А здесь наш "Церетели" начал начал уши и носы к этой колонне прилеплять. Забыл он, что до этого писал пятистопным анапестом. Но вовремя опомнился и продолжил дальше, как ни бывало этой строфы. Но этого показалось мало, он районе середины прилепил огромный горб в целых три слога. Ну и есть ещё парочка мест, где колонна потрескалась, выпали кирпичики из анапеста, сведя его к ямбу.
Но дело, собственно, не в этом. Не отметил стихотворение в своём обзоре только один эксперт. Даже новоиспечённый "Карлсон" БЛК, который ушёл, но обещал вернуться, отметил сей стих. Вот я и думаю - мне всё это мерещится, или правда "дым столетий".
Ас Пупкин 20.10.2018 13:12 Заявить о нарушении
Сразу скажу, что я не большой спец в размерах. Я больше внимания уделяю семантике и архитектонике текста, но относительно размера - "Ежевика" относится к дольникам.
Но для дольника + 3 слога - это слишком много, конечно.
О гнёздах лет. мышей - согласен с Вами.
Симон Слуцкин 20.10.2018 16:22 Заявить о нарушении
Да даже если бы и не было, поэт вправе писать так, как ему хочется, лишь бы это работало на художественный результат.
Арабский Алфавит 20.10.2018 17:11 Заявить о нарушении
Игорь Гонохов 20.10.2018 18:17 Заявить о нарушении
Ильдар, я согласен, что автор волен выбирать, как ему писать. Но чем-то же должны быть обоснованы такие резкие смены ритма. Что толкнуло автора написать вторую строфу дольником - мне не ясно. Тем более сменить анакрузу. А что послужило поводом в некоторых строфах в одном единственном месте отойти от анапеста. На мой взгляд, либо автор не чувствует ритм, либо просто в размер не вписался и махнул рукой - да и так сойдёт. Если отталкиваться от этого принципа, то можно про любые ритмические огрехи сказать, что это у меня дольник. Здесь не столько важны правила, сколько комфортное восприятия ритма. Наш мозг имеет такое свойство - подстраиваться под ритм. Если автор задаёт ритм дольника, то мозг выстраивает гармонию в этом ключе. А вот если автор пишет всю строфу анапестом и в одном месте отступает от метра, то ничем кроме ритмической ошибки мозг это не воспринимает. А у Александра так везде, кроме второй строфы. Вот она дольник, а всё остальное анапест с ошибками. Но и связывание одной строфы дольника с пятью стопами анапеста, да ещё со сменой анакрузы - тоже вносит дискомфорт при чтении.
Ас Пупкин 20.10.2018 19:09 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 20.10.2018 19:17 Заявить о нарушении
Но родительский дом мы не зря называем гнездом,
Чтобы помнил любой: ты на свет появился пернатым.
Степ 20.10.2018 19:44 Заявить о нарушении
А сказки - это хорошо, но когда в сказке трёхголовый братец Иванушка дядьку Черномора за хвост из гнезда вытаскивает, то это уже бред, а не сказка.
Ас Пупкин 21.10.2018 09:52 Заявить о нарушении
Сказка должна быть достоверной в мелочах.
Симон Слуцкин 21.10.2018 10:07 Заявить о нарушении
Но это никак не оправдывает "ляпы" в стихах.
Я привыкла к "нет"ам на конкурсах.
Елена Ительсон 21.10.2018 10:55 Заявить о нарушении
Слово в стихотворении Александра употреблено правильно и соответствует языковой практике, что не трудно увидеть, заглянув хотя бы в прессу.
Арабский Алфавит 21.10.2018 13:58 Заявить о нарушении
Живу с А.Крупининым в одном городе и не понимаю этих шифровок.
Прессу читаю всю.
Елена Ительсон 21.10.2018 14:24 Заявить о нарушении
Ильдар, я никогда не думал о пещере, как о гнезде летучих мышей. Мелковаты они для такого сравнения. Хоть убейте, не выходит у меня соотнести гнездо и летучих мышей. Есть для этого слово колония - живут они кучей. Ладно ещё в ед. числе гнездо можно отнести к месту жительства, но если гнёзда - то все другие смыслы отпадают сами собой. То есть у каждой мыши своё. Они в кучи сбиваются не из прихоти, а чтобы сохранить тепло.
Ас Пупкин 21.10.2018 14:54 Заявить о нарушении
Она лишняя.
ИМХО.
Елена Ительсон 21.10.2018 14:58 Заявить о нарушении
но в стихотворении (не/ученическом) это вообще допустимо и безо всякого значения и привязки к предмету.
Берта Лучева 21.10.2018 15:08 Заявить о нарушении
Меня разозлили.
Ляпы они для всех ляпы.
Елена Ительсон 21.10.2018 15:11 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 15:27 Заявить о нарушении
Берта Лучева 21.10.2018 15:29 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 15:30 Заявить о нарушении
Берта Лучева 21.10.2018 15:30 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 15:35 Заявить о нарушении
Так вот у меня просьба- можно ли Ас Пупкина наградить правом публикации в лонге через месяц (за внимательность и компетентность)?
Елена Ительсон 21.10.2018 15:43 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 15:46 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 16:01 Заявить о нарушении
"Энциклопедический словарь" 2009 года издания приводит как пример даже "гнездо кабана". Цитирую оттуда:
"ГНЕЗДО
О месте обитания, зимовки, спячки животных или насекомых. Осиное г. ... Г. муравьёв. Г. кабана"
У дедули Даля читаем
"различного рода помещение или место, где животные выводят детенышей своих. Волчье гнездо, змеиное, соловьиное; гнездо осиное, шмелиное"
Если у кого-то низкая языковая компетенция, это его проблемы, а не Александра Крупинина.
"Берлога кузнечика", Ас, в прямом значении слова невозможна, так как "берлога" этимологически - это немецкое "беренлох", где "бер" (Baer) - медведь, а "лох" - "нора".
То есть Ваше предложение про "берлогу кузнечика" мимо кассы. "Берлога кузнечика" так не говорят. "Гнезда летучих мышей" - говорят. Хотя бы в интернет загляните, если не верите.
Арабский Алфавит 21.10.2018 16:13 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 16:22 Заявить о нарушении
там именно как сгустки эти гнёзда, скопления(re), висят груши такие объёмные похожие на гнезда ос
но хорошо бы спросить Александра) мб он имел в виду нормальные гнёзда или вообще ничего а вольность и имеет право
Берта Лучева 21.10.2018 16:26 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 16:32 Заявить о нарушении
Игорь Гонохов 21.10.2018 16:35 Заявить о нарушении
ведь речь не об африке или тп
простой среднерусский чердак со стропилами
т.е. физического биологического оправдания нет но в тексте слово на месте
и только подчеркивает настроение стихотворения)
так и вижу сейчас придёт АК и скажет что-то совсем другое))
Берта Лучева 21.10.2018 16:43 Заявить о нарушении
Вот советы из газет и проч. для жителей обычных городов в России:
"Чаще всего летучие мыши могут поселиться на балконе, если есть щели в перекрытиях. Достаточно просто найти вход в гнездо и заделать его. Но будьте внимательны: дождитесь, когда мыши покинут свое жилище, иначе рискуете замуровать животное".
"... перед тем как избавиться от летучих мышей под крышей, оцените тот факт, насколько меньше насекомых стало в вашей округе...
Использовать отпугиватель для летучих мышей следует только тогда, когда все животные покинут гнездо. Замуровав зверьков в их убежище, вы получите мертвые тушки, которые будут гнить и разлагаться, издавая соответствующие запахи. Также нельзя выгнать летучую мышь, которая недавно стала матерью. Малыши, еще не научившиеся летать, будут медленно умирать, что само по себе ужасно. Опять же, их тушки станут источниками неприятных запахов и болезнетворных микроорганизмов. Если вы не хотите бороться с летучими мышами таким «неспортивным» образом, немного потерпите, пока все обитатели гнезда не станут самостоятельными".
И так далее и тому подобное.
Да что у вас, ребята, быстрого интернета нет?
Арабский Алфавит 21.10.2018 16:54 Заявить о нарушении
Александр Лебедь
Значит, один пернатый, в принципе, может..
Тут Важно то, какое определяющее свойство гнезда (родовое поместье))) или берлоги (обитель агрессивного дикого зверя) мы имеем в виду
Степ 21.10.2018 16:56 Заявить о нарушении
или семьи, а образно - островки летучих мышей.
Лет. мыши млекопитающие, а не птицы.
Симон Слуцкин 21.10.2018 16:58 Заявить о нарушении
Игорь Гонохов 21.10.2018 17:00 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 17:00 Заявить о нарушении
а под стропилами гнёзда - осиные, ласточек, вы видели? так вот типа этого у летучих мышей не бывает
и в газете пишут не спец. даже читать смешно это как википедия особенно словарь
почитайте био и зоо в том же гугле
Берта Лучева 21.10.2018 17:04 Заявить о нарушении
Берта Лучева 21.10.2018 17:07 Заявить о нарушении
Ильдар, если вы мне объясните, что можно заделать под стропилами, чтобы туда мышь больше не залезла, тогда я соглашусь, что это гнёзда. Понимаете, нет там не дупел, не нор, не пещер и т.д. В лучшем случае можно дыры на чердаке заделать, но тогда чердак гнездо, а не стропила. Вот об этом я толкую.
Ас Пупкин 21.10.2018 17:07 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 17:10 Заявить о нарушении
Это в советские времена каждое слово проверялось, потому что печать была официальной, а иной не было.
Сегодня можно встретить, что угодно. Например, выражения:
сжимал в руке клинок
или
нажал на курок.
А с тот, кто это пишет - ничем не отвечает.
Симон Слуцкин 21.10.2018 17:28 Заявить о нарушении
Вот и я о том говорю. Укрытие - это чердак, но не стропила. И соответственно он же гнездо, но не гнёзда. Здесь кроме основного значения слова трудно что-то представить. Вот залетела эта мышь в дупло и прицепилась к сучку. Что на ваш взгляд гнездо сучок или дупло? То же самое с чердаком и стропилами. И в такой ситуации множественное число гнёзда заставляет воспринимать основное значение слова, так как стропила - это не укрытие.
Ас Пупкин 21.10.2018 17:40 Заявить о нарушении
Вон даже фотка находится c несколькими "гнездами":
http://roof-tops.ru/wp-content/uploads/2015/10/staya-letuchih-myshey-pod-kryshey.jpg
Ну не фотошоп же.)))
Далее, если кому-то газеты на русском кажутся не заслуживающими доверия в плане фактологии, процитирую из немецкого источника:
"Fledermäuse bringen im Fruehsommer ihre Jungen zur Welt. Sie brauchen moeglichst zugluftfreie, warme und stoerungsfreie Plaetze. Arten wie das Grosse Mausohr haengen frei an den Dachbalken, andere nutzen engste Spalten zwischen den Dachpfannen oder hinter der Fassadenbekleidung als Quartier".
Перевод на скорую руку:
"Летучие мыши обзаводятся потомством в начале лета. Им требуются места, где бы им не мешали, теплые, по возможности без скозняка. Такие виды как Большая ночница [Myotis myotis] свободно висят на чердачных балках; другие используют в качестве убежищ узкие щели между черепицами или за обшивкой".
Так вот, если убежище летучих мышей находится за обшивкой, его вполне можно "замуровать" пеной. Разве не так? Не вижу поэтому оснований для критики советов в газете.
Арабский Алфавит 21.10.2018 17:40 Заявить о нарушении
См. постинг выше.
Арабский Алфавит 21.10.2018 17:43 Заявить о нарушении
Берта Лучева 21.10.2018
Это если "гнезда" понимать как "скопления".
А если "гнезда" понимать как "убежища", то чердак - большое убежище, а "гнездо" (например, в щели на чердаке) - маленькое убежище внутри большого.
Арабский Алфавит 21.10.2018 17:47 Заявить о нарушении
"Коридоры всё длятся и длятся, пустые, унылые -
повороты, развилки, секретные закоулки.
Только гнёзда летучих мышей высоко под стропилами,
только эхо тяжёлых шагов отзывается гулко"
Она точно нужна?
Мне она напоминает песню о крышах
"Самолёт поднимается выше и выше..."
Елена Ительсон 21.10.2018 17:54 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 17:58 Заявить о нарушении
Подчеркну также и так ясное: немецкую цитату с переводом я привел не в качестве защиты стихотворения Александра Крупинина, а в качестве пояснения, что не вижу принципиальной неправильности тех советов по борьбе с летучими мышами, которые я до этого процитировал по русским источникам.
Арабский Алфавит 21.10.2018 18:04 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 18:12 Заявить о нарушении
"Коридоры всё длятся и длятся, пустые, унылые -
повороты, развилки, секретные закоулки".
Это мне напоминает о берлинской крепости Шпандау, которая в свое время использовалась как тюрьма. В этой крепости тоже много коридоров с поворотами, развилками и секретными закоулками. И там не один, а много чердаков, если уж Ас настаивает на том, что чердак здесь - "гнездо" (хотя я так не считаю и автор тоже вряд ли так задумал). В любом случае получается, что чердаков ("гнезд" по Асу) в тюрьме может быть много...
Как ни крути, ошибки в той строчке Александра нет.
Арабский Алфавит 21.10.2018 18:14 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 18:19 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 18:21 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 18:36 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 18:38 Заявить о нарушении
А что не вполне четкая - так это ведь не реалистическое описание. Это скорее фильм режиссера типа Д. Линча. Некий сюр, сон, "сказка", как уже написали. А сказке, сну и сюру приличествует быть немного "недоговоренными", "непроговоренными" в деталях, чтобы читатель мог подставить свои тайные страхи, надежды и навязчивые картины в словесную рамку.))
Арабский Алфавит 21.10.2018 18:48 Заявить о нарушении
Только утеплитель и гнёзда летучих мышей высоко под стропилами.
Лишним горбом уже ритм не испортить, а смысла прибавиться.
Ас Пупкин 21.10.2018 19:25 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 19:29 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 19:42 Заявить о нарушении
некоторые виды имеют до 80 см размах крыльев.
Симон Слуцкин 21.10.2018 19:45 Заявить о нарушении
Был прекрасный биолог.
Елена Ительсон 21.10.2018 19:48 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 20:05 Заявить о нарушении
Коридоры всё длятся и длятся, пустые, унылые –
повороты, развилки, заброшенные закоулки.
Только мыши летучие спят высоко под стропилами,
только эхо тяжёлых шагов отзывается гулко.
Поэтично служил Водовозов в тюрьме надзирателем.
Грустный ликом всегда, потому что такое настало
Беспокойное время – поэты свободу утратили,
и штампуют стихи однотипные, блёклые, вялые.
А в тюрьме где-то варят кукнар, где-то в карты сражаются,
то ли смех за дверями звучит, то ли катятся слёзы.
Не вдаваясь в подробности, с сердцем, исполненным жалости,
ночь за ночью с дубинкой идёт мимо них Водовозов.
Как обычно, из камеры восемь доносятся крики.
Появляются, будто во сне, непонятные образы:
сад запущенный, бабочка, солнце, кусты ежевики –
облаками теснятся они в голове Водовозова.
Вырастают слова из небесного Слова единого,
так бывало всегда и везде у поэтов великих.
Он идёт мимо камер, играя дубинкой резиновой
и бормочет навязчиво: "бабочка, куст ежевики".
Где-то падают с веток в траву краснобокие яблоки,
равнодушное солнце бросает прохладные блики,
в лёгком танце осеннем кружит одинокая бабочка
над последним, неплодным, засохшим кустом ежевики.
Исчезает тюрьма, еле слышно цитирует стих он
в том саду, где так тихо, где так ослепительно тихо:
"Ежевика, сестра, ты ведь слышишь меня, ежевика.
Ежевика, подружка, сестрица моя, ежевика".
Ас Пупкин 21.10.2018 20:23 Заявить о нарушении
Больше ляпов, чем с гнездом лет. мышей:
А в тюрьме где-то варят кукнар, где-то в карты сражаются,
то ли смех за дверями звучит, то ли катятся слёзы.
Не вдаваясь в подробности, с сердцем, исполненным жалости,
ночь за ночью с дубинкой идёт мимо них Водовозов.
Симон Слуцкин 21.10.2018 20:29 Заявить о нарушении
Неустанно поэт Водовозов служил надзирателем.
Так лучше будет.
Ас Пупкин 21.10.2018 20:36 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 20:37 Заявить о нарушении
Теперь серьезно: ни в каком авторитетном источнике не сказано, что ритм в современном стихотворении на русском языке должен подчиняться каким-то схемам. То, что Вы ожидаете от стихах либо четко выверенного метра, либо каких-то оправданий для отступления от этой выверенности - это Ваши "проблемы".) Автор может с ними не считаться. Равно как и читатели.
Арабский Алфавит 21.10.2018 20:45 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 20:55 Заявить о нарушении
Только мыши летучие бдят высоко под стропилами.)
Ас Пупкин 21.10.2018 20:59 Заявить о нарушении
Но, раз интересуют мыши и размеры, поговорим о них.
Я, конечно, когда пишу, стараюсь разобраться в маиериале, хотя бы поверхностно. В Гугле я нашёл множество упоминаний гнезд летучих мышей. Вот, например, http://wikiwhat.ru/Летучие_мыши
Всем интересующимся рекомендую забить в Гугл "летучая мышь гнездо", это позволит значительно расширить кругозор.
Что касается размера, то это тонический стих.В каждой строке пять ударений. Это отнюдь не случайно.Такой размер позволил достичь ритмического разнообразия и гибкости. Это отлично иллюстрирует представленная выше попытка переложить стихотворение на силлабо-тонику. Стих просто угроблен в попытке уложить его в прокрустово ложе размера. Те, кто читает меня, не дадут соврать, у меня есть и силлабо-тоника, и дольники, и верлибр, - да,всё, что угодно. Выбор ритма определяется художественной задачей. Последнее дело заниматься подсчётом слогов. Это как разбирать картину Дали по правилам детской художественной школы.
Оценивая поэтическое произведение, надо исходить из того, произвело оно впечатление или нет. Если да, то подсчет слогов не имеет смысла, если нет - тем более, не имеет.
Александр Крупинин 21.10.2018 21:42 Заявить о нарушении
Дело вот в чём, силлабо-тоническая теория строится на том, что ударный слог и безударный имеют одинаковую длительность. На самом деле всё абсолютно не так. В поэтической речи ударный слог длиннее безударного почти в два раза. Исследования эти проводились с помощью современной вычислительной техники,которая не ошибается. В устной речи эта разница составляет 1,5, а в дикторской при чтении 1, 8.Это не точные цифры, пишу на память, сотые доли просто не помню. В общем, проводились серьёзные исследования и люди за это получили учёные степени. При желании это можно найти в интернете, я как-то натыкался. Как вы видите, нет никакой слоговой равносложности в силлабо-тонике. То есть слоги между собой не равны. Есть лишь равносложность звучащих отрезков.
Так вот, к чему я это всё. Если мы разговариваем на русском языке, наш мозг делит ритм на равные временные отрезки. Не на стопы, не на звучащие слоги. Делит он только на временные отрезки. Теперь о силлабо-тонике. А вот в силлабо-тонике дело обстоит немного иначе. Наш мозг с самого детства, вопреки природной расположенности, учат делить ритм лишь на время звучания. То есть исключая паузы. Грубо говоря мы меряем ритм ранозвучащими отрезками. Я не буду здесь касаться распределения акцентов, поговорим лишь о способе восприятия. А вот в тонических стихах мозг начинает включать паузы в размер, тем самым достигая временной гармонии, которая заключается не только в звуке, а во времени в целом. Мозг сам регулирует длину пауз. Вас с детства в музыке учили мерить ритм временем. Есть такт четыре четверти, в нём не хватает одной четвертной ноты, вы знаете, что там для гармонии должна быть четвертная пауза. Так и наш мозг воспринимает тонические стихи, выстраивая гармонию. То есть меряет ритм временем, которое включает в себя и звук и паузы.
И теперь смотрите, когда наш мозг настроился на силлабо-тонику, он начинает мерить только звук. А если встречается, допустим в анапесте стопа ямба, которая короче по времени звучания, он не компенсирует эту нехватку временем паузы, так как настроился мерить только звук. И выдаёт он вам ошибку. То же самое происходит в процессе перехода от силлабо-тоники к тонике и в обратном порядке. Мозг, конечно, подстраивается, но в самом начале выдаёт ошибки, пока не поймёт, что система мер изменилась. Вы наверное замечали, что музыканты лучше воспринимают тонические стихи. А происходит это только за счёт того, что их тренировали измерять общее время ритма, без разницы звук или паузы. Более того, они и в этих переходах перестраиваются намного быстрее, чем не тренированные люди. Это и есть та самая причина, по которой читатель чувствует в таких местах сбои ритма. И без разницы обязан автор или нет, а сбои читатель будет чувствовать. Не знаю, доступно ли я объяснил, но зато очень коротко.
Ас Пупкин 21.10.2018 21:55 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 21:59 Заявить о нарушении
Значит, большинству просвещенных читателей не мешают эти "сбои", да и не сбои (в смысле "ошибки") это вовсе, а вариации определенной структуры. Факт вариирования в непредсказуемых местах дает ощущение свободы и некоей "сюрности" (вот и сам Александр про Дали говорит), что хорошо работает на общее художественное впечатление от текста.
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:08 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 22:10 Заявить о нарушении
И нашёл для себя правильным выражение "колонии летучих мышей".
Просто потому, что это не птицы и на яйцах мыши не сидят.
И в случае потери места (у птиц гнезда) продолжают кормить потомство.
Может быть вы дадите ссылку, на которую я просто не попал.
Относительно содержания вашего стихотв. - у меня только хорошее впечатление.
Симон Слуцкин 21.10.2018 22:16 Заявить о нарушении
Александр Крупинин 21.10.2018 22:18 Заявить о нарушении
Я тут столько цитат привел, и из словарей, и из газет. Или Вы просто издеваетесь над собеседниками?
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:24 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:27 Заявить о нарушении
Ильдар, на этом теория силлабо-тоническая основана. Если убрать это равенство, то она попросту рухнет в бездну. Вот и цепляются за это равенство до последнего. Я просто знаком с несколькими математическими теориями стихосложения, несколькими музыкальными и парочкой фонетических. Плюс к этому знаю теорию музыки. Даже если взять того же Гаспарова,уж на что, казалось бы, он был приверженец силлабо-тонической теории, но дело обстояло далеко не так, как кажется. Гаспаров долгое время был участником математико-филологического кружка Колмогорова в МГУ. Вот как раз там и разрабатывалась одна из первых математических теорий стихосложения. И они первыми объяснили это неравенство слогов. Плюс, оттуда вытекла целая область математики - Теория вероятностей.
Ас Пупкин 21.10.2018 22:30 Заявить о нарушении
Александр Крупинин 21.10.2018 22:31 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:32 Заявить о нарушении
Александр, у Маяковского - это не ошибки, а тонические стихи. Он никогда не писал шесть строф пятистопным анапестом, а одну дольником. Он писал стихотворения целиком тоническими размерами. Можете сюда любое его стихотворение скопировать и я вам объясню, почему у него не ошибки, а у вас ошибки в анапесте.
Ас Пупкин 21.10.2018 22:36 Заявить о нарушении
Но я выше вам ответил, но имени не указал.
Я писал, что не все цитаты пригодны, потому что часто в газетах пишут не совсем компетентные люди.
логика Ас Пупкина весьма убедительна.
И ещё, интересно, мнение самого автора.
Симон Слуцкин 21.10.2018 22:37 Заявить о нарушении
"Гнездо кабана", "волчье гнездо"
Правильно - лежбище кабана и волчье логово.
И никто меня в обратном не убедит.
Симон Слуцкин 21.10.2018 22:42 Заявить о нарушении
Ильдар, если мы уберём равенство слогов то получим кашу. Например, стопа ямба и хорея не будет равна перрихию, а уж тем более спондею. А трехсложные стопы тем паче не будут равны трибрахиям (безударным стопам) и стопам со сверхсхемным ударением. В римской силлабо-метрической поэзии они не были равны. И поэтому стопа ямба, например, могла состоять как из двух слогов, так и из трёх. Вы мне можете такой пример привести в силлабо-тонике? Если приведете, то я соглашусь, что силлабо-тоническая теория не выстроена на равенстве слогов.
Ас Пупкин 21.10.2018 22:45 Заявить о нарушении
А в газетах пишут так, как говорят люди более-менее культурные. Более-менее. Не доктора филологических наук или профессора зоологии, а нормальные люди со средним и высшим образованием. И если в 20 газетах разного времени разными авторами используется такое-то выражение и оно к тому же не противоречит словарному значению слова - значит, это выражение относится к языковому узусу, оно "нормальное".
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:47 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:49 Заявить о нарушении
Типа выжения - "птенцы гнезда Петрова".
Симон Слуцкин 21.10.2018 22:53 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 22:54 Заявить о нарушении
Ну вот допустим схема ямба:
01\01\00\01
Всё, третья стопа не равна остальным трем, если нет равенства ударных и безударных слогов. Если быть точным, то она на треть короче остальных. Так как ударный слог в два раза длиннее безударного. А если я напишу здесь спондей:
11\01\00\01
То третья стопа короче первой в половину.
Ас Пупкин 21.10.2018 23:04 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 23:13 Заявить о нарушении
Гнездо -
1. У птиц, насекомых, пресмыкающихся, грызунов и нек-рых других животных: место жилья, кладки яиц и выведения детёнышей
КАждый знает, что применительно к каждому виду правильным будет более точное выражение.
Медвежья берлога, Мышиная нора, Лежбище кобана, Волчье логово, Пчелиный улий и ещё много чего ещё.
Поскольку лет. мыши млекопитающие, а не птицы - для них тоже есть более точное выражение: колонии.
Симон Слуцкин 21.10.2018 23:18 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 23:18 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.10.2018 23:22 Заявить о нарушении
тоже словарные, канонизированные, употребляемые в разных языковых сферах и тд. Никто из отдельных людей не имеет права диктовать языку, что в нем правильно, что нет. Язык - это коллективная договоренность. В словарях именно она и закрепляется. А Ваше мнение - интересно и имеет право найти отражение в Вашей собственной языковой практике, но никому другому оно не указ.
Все, хватит мне тут ходить по третьему кругу.
Всем спокойной ночи.
Арабский Алфавит 21.10.2018 23:31 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 21.10.2018 23:37 Заявить о нарушении
что нового в орнитологии?
Берта Лучева 22.10.2018 10:57 Заявить о нарушении
Так что, может быть, и не совсем завершённый "Монферран", но точно не "Церетели".
Кстати, была у меня мысль построить обзор в духе гипотетического литературного журнала эпохи Жуковского и Батюшкова - "Поэтический надзиратель". Название вполне бы соответствовало тому времени.
По поводу ритма и его роли в поэзии есть любопытная 4-ая глава "Стих и ритм" в книге Л.Тимофеева "Слово в стихе" (М.,1982г.). Там в начале главы есть прелестные примеры попыток В.Кожинова и С.Бонди поэкспериментировать с заменой ямба в "Евгении Онегине" на хорей. А на стр.139 хорошее сравнение метра и ритма с ходом шахматной партии. Если Вы немного разбираетесь в шахматах, то легко представите, что у каждой фигуры есть свой "метр" - своё значение, допустимые ходы, своя изначальная ценность, но в ходе игры всё это может причудливым образом поменяться, и пешка окажется важнее ферзя. Так и некие сдвиги ритма могут создавать новые оттенки выразительности, моделировать новый ракурс видения героя или ситуации.
А можно для лучшего понимания вдруг возникающих сбоев в ритме опереться и на часто ныне обсуждаемые (модные) темы на писательских сайтах - о фокале, фокализации, фокализаторе. Много чего вырастает вдруг вокруг и внутри текста, если не механистически пытаться разбираться со сдвигам ритма или с местами обитания разных живых существ. Глубина понимания и интерпретации определяется контекстом.
А когда в будущем некий критик будет писать книгу о творчестве А.Крупинина, то он ещё выяснит и про питерскую фирму "Весёлый Водовоз", и про иерархию надзирающих в человеческом сообществе в начале XXI века, и даже про роль поговорки "на обиженных воду возят" да и летучие мыши внесут свою лепту в символическое пространство вселенского узилища.
И "дым столетий" приобретёт достойную плотность и выразительность...
Михаил Фокс 23.10.2018 00:26 Заявить о нарушении
Теперь о ритме. Что здесь мне объяснили? Я лишь увидел, что писавшие отгоняли мух от котлет, за которыми только собирались идти в магазин. Есть стихотворение - объясните на нём, зачем именно вторая строфа написана другим ритмом. Все остальные ответы в стиле: могут быть вольные дольники, вон Пушкину советовали, а вон Маяковский вообще не имеют никакого смысла. Смысл имеет данное стихотворение Александра. А я выше написал, что не вижу никакого смысла в этих нарушениях.
По поводу замены в Онегине ямба на хорей: они в четверостишии ямба одну стопу меняли на хорей? Нет, потому как это бессмысленно, я вам это и так скажу, так как не читал эту работу. Возможно они предлагали поменять какие то части на хорей, чтобы сменить характер восприятия, но никак не одну стопу в строфе. Так вот, а у Александра одна стопа в строфах не соответствует анапесту.
Давайте поговорим предметно, если вы мне, или Ильдар, объясните, как ошибка в одной стопе строфы может создать изменения в чём-то,кроме ритмической запинки, то я с вами соглашусь. Итак, начали. Мне не долго вам озвучить вопросы очень конкретно с доказательствами.
Коридоры всё длятся и длятся, пустые, унылые –
повороты, развилки, секретные закоулки.
Только гнёзда летучих мышей высоко под стропилами,
только эхо тяжёлых шагов отзывается гулко.
Вот ритм. схема.
001\001\001\001\001\00
001\001\001\00\001\0
001\001\001\001\001\00
001\001\001\001\0010
Как вы видите, вся строфа написана пятистопным анапестом, кроме четвёртой стопы во второй строке. Вот так это выглядит \00\, то есть двусложная стопа пиррихий вместо трёхсложной, свойственная ямбу. А теперь вопрос: какое-такое сакральное значение придаёт тексту эта ритмическая ошибка? И что изменилось бы, если бы автор уложился в выбранный им ритм, то есть подобрал слово с нужным количеством слогов, а не махнул на эту проблему рукой?
Поэт Водовозов служит в тюрьме надзирателем.
Лицо его грустно всегда, потому что настало
тоскливое время – поэты свободу утратили,
штампуют стихи однотипные, блёклые, вялые.
010\010\10\010\010\0
010\010\010\010\010
010\010\010\010\010\0
010\010\010\010\010\0
Как вы видите, эта строфа написана амфибрахием с одной ошибкой, в первой строке в третей стопе автор пропустил безударный слог и написал стопу ямба 01. Вопрос: что послужило поводом сменить анапест на амфибрахий? Что даёт пропуск одного безударного слога в строфе?
А в тюрьме где-то варят кукнар, где-то в карты сражаются,
то ли смех за дверями звучит, то ли катятся слёзы.
Не вдаваясь в подробности, с сердцем, исполненным жалости,
ночь за ночью с дубинкой идёт мимо них Водовозов.
001\001\001\001\001\00
001\001\001\001\001\0
001\001\001\001\001\00
001\001\001\001\001\0
Как видим, третья строфа написана без единой ошибки. То есть - пятистопный анапест. Вопросы: что послужило поводом опять вернуться к анапесту после амфибрахия? Чем эта строфа без одной ошибки отличается от двух предыдущих, где есть по одной ошибке?
Думаю, что на этом достаточно. Все остальные строфы написаны схожим образом. Либо автор где-то в одном месте нарушил ритм. Либо написал без ошибок. Соответственно и вопросы будут повторяться. Какие свойства придает стиху строфа с ошибкой, а какие строфа без ошибки? Вот если вы мне ответите в чём гениальность этих ошибок и смены ритма в одной строфе, тогда я с вами соглашусь. А все остальные - а бывает, а знаете, а слышали к делу отношения не имеют. Скажу заранее - знаю, слышал и т.д и т.п. чтобы избавить вас от лишней писанины.
Ас Пупкин 23.10.2018 14:01 Заявить о нарушении
Ага, в тюрьме 19 века рубероид и плёнка. Это не я сказал про 19 век и про замки. А стропила без пояснений обычное бревна, которые держат крышу, а под ничего, не нужно сюда за уши все эти утеплители тянуть. Возможно они и с дуплами бывают, кто знает, какие брёвна строители выбрали. Но ещё раз повторюсь, если в тексте это не упомянуто, то никому это в голову не придёт. Это можно только за уши притянуть для оправдания.
Ас Пупкин 24.10.2018 00:56 Заявить о нарушении
Вайлит, спасибо за пояснение. Я нашел было пример чертежа в сети, на котором под стропилами находится утеплитель (в котором, в свою очередь, могут находиться и гнежда летучих мышей). Но - бесполезно. Человека сейчас не убедят ни детали строительства в реале, ни логика "сюра" или "сна" в искусстве, когда вовсе не нужно всё проговоривать и когда даже "нелогичное" и "неправдоподобное" с точки зрения яви оказывается художественно правильным. Нужно много чего понять в жизни и искусстве, чтобы действительно принять слова "патриарха эстетики" (не буду сейчас назвать имя, оно и так всем знакомо :)), искусство де - обман, но правильно поступает тот реципиент, кто верит этому обману.
))
Арабский Алфавит 24.10.2018 01:51 Заявить о нарушении
Видимо, каждый останется при своём мнении, посему предлагаю, чтобы слово Лоры было последним в ветке. Женщинам стоит уступать! А то они будут спецами по строит. материалам 19 века и жизнь будет скучной...)))
Симон Слуцкин 24.10.2018 09:32 Заявить о нарушении
Степ 25.10.2018 08:43 Заявить о нарушении
Спасибо((
Вайлит 25.10.2018 18:57 Заявить о нарушении