Благодарить за что имеешь...

Благодарить за что имеешь...
Коль не имеешь, не корить.
Щедрот у Господа немало.
Что пользу для души сулит?

У богача всего хватало,
Но милосердием обделен.
Дни жизни быстро убывали,
И он был строго осужден.

Богатство мира, то земное.
Богатство Духа - Благодать.
Земное сложится к земному.
Как милость сердца умножать?

Богатство мерой измеримо,
Когда в избытке закрома.
Души богатство - добродетель,
И есть Небесные Блага...
 
Благодарить за что имеешь...
Коль не имеешь, не корить.
Иметь в душе такую силу,
Не осуждать - благодарить.

*  *  *

Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху : золото должно служить средством ко спасению, а не к погибели души. Святитель Василий Великий

...Ни великие богатства сего мира, ни власть, ни отличия, сколько бы кто ни превозносился ими, не могут почесться существенным благом, которое заключается в одних добродетелях; они суть <блага земные> нечто среднее между благом и злом; ибо как для правильно употребляющих их по нужде они бывают полезны и пригодны (поелику подают случай к добрым делам и приносят плоды для вечной жизни); так, с другой стороны, для тех, которые во зло употребляют их, они бывают бесполезны и вредны, служа поводом ко греху и смерти (авва Феодор, 57, 264).

***
Свт. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Рецензии