Древний Рим VI - Граждане Рима
Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей — и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима.
- Джордж Гордон Байрон
“Когда вы в Риме поступайте,
Как римляне” - так говорят.
У местных всё иначе, знайте.
Мораль другая, другой взгляд.
Знаком мне более древний Рим,
Его обычаи, законы.,
Что римлянин тогда ценил,
Что вызывало смех, что стоны.
С моралью наших дней нельзя
Поступки римлян, греков мерять.
И этика у них своя, и взгляд на жизнь…
Нам не поверить!
Мы ценим мерою своей
Поступки древних, их деяния.
Свой приговор для них скорей -
Всё от истории незнания.
Мораль - для граждан, для свободных.
Рабам её не полагалось
Поступки те, что вне закона,
От них обычно ожидалось.
Отец - владелец всей семьи,
Её судья и повелитель.
Детей он мог продать, убить...
И за семью был часто мститель.
А в доме женщина - глава!
Расходы и покупки тоже.
И высоки её права,
Что мужу забывать не гоже.
Убрать соперника в сенат
Иль вдруг трибуна убивают
Тогда решалось просто. Как
Похоже и сейчас бывает.
Пример, для выборов в сенат
Любые способы годятся:
Там подкуп, взятки, звон наград
И клевета, и ложь - нормальны.
Вот Цицерон - он это знал,
Носил доспехи он под тогой,
В голосовании финал
Летальным часто был итогом.
Хоть римский суд нам всем пример,
Но тюрем не было в помине.
Изгнание или смерть - пример,
Что мог работать бы и ныне.
РИМ ПЕРВЫЙ ЗНАЮТ ДАЖЕ ДЕТИ
Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным.
- Октавиан Август
Рим первый знают даже дети -
Его история древна,
В ней был герой и был там демон,
Республика, триумвират...
Была республика - легенда!
Культура, воины, творцы
Ораторы - таких уж нету
И гладиаторы - рабы.
Был этот мир давно разрушен,
Пал под германским топором,
Но Рим второй был непорушен
И тысячу лет стоял ещё.
Был силы он неимоверной,
Богаче не было страны
В Босфор врастали его стены
И Византией названы.
Он вместе с Азией Европу
Обьединял тот Рим второй
Пока не пал уже бесславно
Он под турецкою волной.
Но знамя Рима подхватила
Столица с северных широт
Орёл двухглавый - герб и сила
И звание Цезарь - Царь возьмёт.
Себя Европою считала,
Но Азией тогда была…
В Европе реннесанса слава
В Москве - бояре, борода...
РИМ - ПОСЛЕДНИЙ ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Если бы Ромула и Рема воспитала не волчица, а кошка, Рим был бы совсем другим…
- Терри Пратчетт
В истории Рима есть эпоха
Длиною лет так в пятьдесят.
Решалась там судьба Европы -
Неповторимый был этап.
Представьте - Рим в зените славы,
Всё завоёвано вокруг,
В любой войне всегда Рим правый
И бывший враг теперь их друг.
Но это внешне, а система
Уже трещала по всем швам.
Не в состоянии сделать дело
И уследить - что здесь, что там.
Система создана была,
Чтоб управлять одной столицей
И вдруг огромная страна
Не знает, где её границы.
Коррупция пустила корни
И все, кто власть имел чуть-чуть
Все под себя гребли без спроса
И расчищал потомкам путь.
Патриотизмом и не пахло
И каждый бывший генерал
Шёл к власти словно нож сквозь масло
С надеждой на своих солдат.
Был Марий, Сулла и Помпей,
И наконец был Юлий Цезарь
Им конституции идеи
Уже порядком надоели.
Республика на издыхании,
Но как в агонии тогда
Оратор был дан на заклание,
Но до сих пор горят слова.
Считал тиранов он врагами,
Коррупцию он обличал,
Войны гражданской избегая
Его ораторский талант.
Он был опасен для верхушки
И понимал то Цицерон.
Казнён. Учите его лучше.
Всем нам примером служит он.
ГРАЖДАНИН РИМА
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
- Марк Туллий Цицерон
Быть гражданином в древнем Риме
Другой награды выше нет.
Республики гордились силе,
Потом империи побед.
Сперва гордились, что свободны,
Потом, что Август есть у них.
Похоже гордость у народа
Возможно повернуть, как стих.
Стих может обличить тирана,
А может гимн во славу петь.
Народ подхватит - Слава! Слава!
Великий, мудрый - нам то честь!
Вернёмся к Риму. Так случилось,
Что принцип граждане забыв,
Свободу, выменяв на милость,
На хлеб и зрелищ скудный миф.
Им говорили - земли лучшей
Под Солнцем больше нет нигде -
Здесь нет песков, жары пекущей;
Здесь нет мороза, снега нет.
И вся "от края и до края"
Прекрасна милая страна,
Там куст ракиты.... забываюсь -
О Риме я писал сперва...
Да, гордость римлян всем известна.
Империи более сильной нет!
Их с легионы всегда к месту -
Они на всё дадут ответ.
Горды размахом, своим прошлым;
Героями минувших лет;
Да, приукрашены немножко,
Чтоб молодым подать совет.
В борьбе с могучим Карфагеном,
Пусть Ганнибал их бил не раз,
Рим устоял и был примером
Для многих следующих рас.
Он шёл к Юпитеру с поклоном
И к множеству других богов...
Потом Христа нашёл икону,
Ну не икону, но нашёл!
Пусть отделилась Византия,
Опять пример, ну как не взять!
Орёл двуглавый - был то с ними...
И третий Рим готов принять.
CIVITAS ROMANA - РИМСКОЕ ГРАЖДАНСТВО
Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
— Публий Корнелий Тацит
Почётно римское гражданство -
Давало полные права.
“Квириты” - титул был им данный
Для "граждан Рима" лишь тогда.
Голосование, право службы,
Торгуй, землёй владей, коль хошь!
Гражданство детям тоже нужно,
И только в Риме суд хорош. (1)
“Латины" - несколько пониже,
Союзники из ближних мест.
Права у них немного “жиже” -
Им что-то можно, что-то нет.
"Второго сорта” те гражд'ане,
Не выбирать и не служить.
Латинским правом покрывали -
Заслужишь - в Риме сможешь жить! (2)
Ещё известны “Перегрины”,
Так те “не-граждане” вообще!
Провинциалы и для Рима
Не в очень дорогой цене.
У них гражданские права,
Но в остальном - закон локальный...
Суд с ними был не “дважды-два”
И результат был не банальный (3)
“Дедиции” - те, как проказа,
Кто Римом покорён с трудом.
Сто миль, не ближе - по приказу
Быть к Риму не достоин он.
Не быть ему и гражданином,
Латины смотрят сверху вниз…
А чтоб не возражали Риму
Сдавались сразу, павши ниц. (4)
Для женщин не было гражданства -
Спускалось право мужа им...
Не у рабов. Что очень странно
Отпущен кто - тот гражданин! (5)
(1) Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами, предоставляемых римским законодательством.
Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.
(2) Латинские граждане — По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.
(3) Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.
Суды, рассматривающие споры между римскими гражданами и перегринами, в своей деятельности исходили из соображений не норм права, а справедливости и здравого смысла
(4) Дедитиции (досл. "Сдавшиеся") — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией.
(5) Раб-вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство
СВОБОДНЫЙ РИМЛЯНИН
Свободный римлянин гордился,
Что он творец своей судьбы.
Он фараонам, царям, принцам
В глаза смотрел и «шёл на вы».
Он выбирал и выбирался,
Шёл добровольно в легион.
В законах равным он считался -
Патриций иль плебей был он.
Там человек искал свой случай!
Там личность управляла всем!
Пустышку различали лучше
По делу. Спин прикрытия нет.
Там каждый за себя в ответе
Там не было: «один за всех»!
И эгоизм там всех отметил -
О чьей вы знаете судьбе!
Все, кто оставил метку в жизни,
Все, кто в учебники вошёл,
Кто брал мечом иль силой мысли -
Там ставил жизнь свою на кон!
РИМЛЯНЕ ОТЛИЧАЛИСЬ
Римляне отличались физически, характером, интеллектом, моральными нормами, мировоззрением.
Том Холланд, Рубикон.
В античном старом древнем Риме
Не понимали: «Не убить!»
«Любить врага!» - их не учили,
«Щеку подставить» - не спешить.
Там кровью залита арена -
Там «жизнь забрать!» иль «жизнь отдать!»
«Убийство» - жизненное дело.
Вопрос - Как будешь умирать?
Вопрос «за что?» не задавался,
Там было ясно всем с рождения.
За Рим! Ты за него сражался.
За славу! За венец творения!
Их нормы - нам чужими будут,
И их мораль нам не понять -
После боёв тяжёлых, трудных,
Чтоб всё живое убивать.
Террор монголов нам примером -
Жестокость там уже в крови,
Но раньше их легионеры
Всё ту же практику вели.
Их боги не считали равным
Другой народ, любой другой.
Рим лишь один всегда был правым
Всё остальные - под пятой.
Войска СС у них учились -
Салют, штандарт, клеймить плечо...
И беспощадно относились -
Кто не ариец - тот ничто.
Прошли века. Забыты слёзы.
Остался только звон побед.
И романтические грёзы
О днях, которых больше нет.
В античном старом древнем Риме
Не понимали: «Не убить!»
«Любить врага!» - их не учили,
«Щеку подставить» - не спешить.
ТРИБУНЫ
Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает.
— Катон Старший
Официально в древнем Риме
Делились граждане на касты.
Патриции, кто к власти ближе
Плебеи - с картой не той масти.
Так Юлиев семья иль клан
(Оттуда Цезарь - знать всем стоит)
Эней был предком по словам -
Венеры внук и принц из Трои.
Позволить быть себе в сенате
Одни патриции могли.
Плебей - обычный избиратель,
Что может он? Они могли!
«Трибун» был избран из плебеев!
Он правом «вето» обладал -
Закон остановить сумеет
Трибун. И это каждый знал!
Он на собрании плебеев
Мог «протолкнуть» другой закон.
И все сенаторы, немея,
Его принять должны. Под стон...
Он выбирался на год только
Его обидеть - смертный грех!
Он был открыт народа воле
И дом его открыт для всех.
Он в этот год был только в Риме,
Все надписи читал вокруг -
Ведь на заборах, вы простите,
Народный глас, народный труд.
Но были случаи трибуны
Уж очень донимали власть.
Их убивали тихо, шумно...
И кровь их по мосту лилась.
О ПАТРИЦИЯХ И ПЛЕБЕЯХ
Благородство не в крови, а в характере. Доброе сердце лучше хорошей крови.
- Немецкая пословица
Патрициям полегче в мире -
У них с пелёнок гладкий путь.
Их мысли не о том, как выжить,
В лишь, где выгодней смекнуть
У них и связи, и ресурсы,
И имя, титул, и молва...
Им двери открывать не нужно
Другим закрытые всегда.
Они, рождённые в рубашке,
Произрастали в парнике.
И все желания, как в сказке,
Сказал - исполнилось уже.
Да - воспитание, манеры,
Что можно и нельзя сказать...
Но это ли являлось мерой
Чтоб "человеком" их назвать.
Мы знаем тех, кто шёл труднее
Дорогой полною преград;
Кто достигал всего, умея
Своим умом, не веря в блат.
По мне дороже те плебеи,
Кто всем патрициям назло,
В любимом деле преуспели,
Пусть им немного повезло.
Сократ, Христос и Леонардо, (1)
И Ньютон - вышли из низов,
И не гнушались своей касты...
За ум их мир принять готов.
(1) "Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь"
Леонардо да Винчи
PATRICIOS
А ведь какие были люди!
Като и Цезарь, Цицерон!
И Клеопатру не забудем,
О них тысячелетия звон.
Был Мариус, был Сулла, Красс,
Помпей... не проходите мимо;
Амбиции их все без числа -
Вот это двигатель был Рима!
У римлян фаворитом стать
Была нелегкая задача,
Чтоб за тебя голосовать
Пришли - особая удача.
Во первых в имени твоём
Должны быть предков отголоски.
Для римлян важен был «приём»
И узнавание и сноски.
Семь категорий было в Риме
Всех тех кто голос подавал.
Элита - «всадники», патриции
Кто конным в армии бывал.
Пять категорий у плебеев,
По амуниции опять.
Копьё и щит с собой имеет
И меч кто может удержать.
Разряд последний - пролетарии,
Кому рогатки не купить.
Вот так они в голосовании
В порядке шли. Не изменить.
Им жизнь была для риска данной.
И рисковали ей не раз,
Поставив всё, что есть на карту,
Включая жизнь свою в сей час!
Играли в жизнь, ну как в рулетку,
Что русской мы зовём сейчас.
Сейчас мы это видим редко,
Тогда ж - случалось каждый час.
PLEBEISQUE
Толпа способна подчиниться
Гиперболическим речам,
Оратор должен повторяться
Без доказательств для ума.
Он аррелирует лишь к чувствам
И для толпы он сам герой.
Он как на сцене и искусство
Его в контроле над толпой.
Он вызывает у народа
Те первобытные черты,
До государства, до закона:
Там есть добыча и есть ты.
Толпа не терпит возражений
Религиозных и мирских,
Не надо ей разумных мнений -
Чуть что и сразу - “Бей чужих!”
Толпе нужна лишь только сила
И чтоб длннее поводок…
Она тиранов возносила,
А слабаков вгоняла в гроб.
Бывало деспот был повержен
И бог разорванный толпой,
Как только слабости подвержен
И для толпы уж не герой.
Тогда плюют на пьедесталы,
Кричат “долой”, кричат “капут”
Все те, кто к рабству призывали -
Лев ослабел и выпал кнут.
PROLETARIUS
Не теряет лишь тот, кто ничего не имеет.
— Гай Юлий Цезарь
Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!
— Владимир Маяковский
Мы жили всё при диктатуре
И восславляли бывший строй
Демократичный по натуре -
Был «пролетарий» наш герой.
Он «гегемоном» был конечно...
(Слов умных до того не знал)
И философию беспечно,
Как попугай он лепетал.
Но кто такой наш «пролетарий»?
И из какого словаря?
Какие у него регалии?
За водку нет наград, а зря...
Семь категорий было в Риме
Всех тех кто голос подавал.
Элита - «всадники», патриции
Кто конным в армии бывал.
Пять категорий у плебеев,
По амуниции опять.
Копьё и щит с собой имеет
И меч кто может удержать.
Разряд последний - «пролетарии»,
Кому рогатки не купить.
Вот так они в голосовании
В порядке шли. Не изменить.
Пришло то слово из латыни,
От Рима древних горожан
Патриции, плебеи были,
А «пролетарий» - нищих сан.
Плебеев много разделений:
Рабами кто владел, землёй;
А кто гроша там не имели -
Тот «пролетарий» - наш герой.
Они права имели граждан,
Распять их вовсе не могли;
Их звон цепей, лишь в шутку назван -
Руссо и Маркс - вот шутники.
Имел он голос и ценился
Во время выборов в сенат.
Лишь «хлеба-зрелищ» им гостинцем..
И иногда вину был рад.
Итак, с надуманной истории
Марксизм берёт крутой вираж -
И лозунг - «Вы в цепях не более!
Объединяйтесь! Абордаж!»
Прошли эпохи революций,
Утопия в одной стране,
Там пали миллионы лучших,
А кто же остался на коне?
Народ и партия - едины,
Но партия, та во главе.
Народ друг другу смотрит в спины
И слышит лозунги к себе:
«Мы вас назначим «гегемоном»,
И диктатуру применим
К тем классам, у кого есть много,
А мы всего того хотим».
Ну что ж, звучит вполне научно -
Латынь не мат. Какой вопрос?
А умников всех к стенке штучно
Поставит с Балтики матрос.
«Но вы «диктатор» лишь условно.
Зачем вам голову ломать?
Мы станем во главе колонны
И вами будем управлять».
«А вас всех - на доску почёта,
В президиум и к орденам,
Потом в дивизии и в роты -
Диктатор - привыкай к штыкам.
Мы жили все при диктатуре
В «демократической стране»,
В ней «граждане-рабы» в структуре...
Там «пролетариев-граждан» нет.
ГЛАДИАТОРЫ
Его придумали испанцы
Короткий и широкий меч.
Заточен с двух сторон, не странно
Им можно и колоть, и сечь. (1)
Щит прорубить, рассечь доспехи -
Для боя ближнего с врагом.
Здесь долгий взмах приводит к смерти
Когда к врагу к лицу лицом.
Здесь не турнир, здесь долго биться,
Рука устанет, знаем мы.
Клинок полегче тут годится
Для них он богом был войны.
С мечом был редко гладиатор,
Не верьте сказкам и кино.
Артист он был и декоратор
По роли наряжал его.
Был “Прегенарий” или клоун,
Был с деревянным он мечом.
Толпу готовил он как в шоу
Он был лишь в ткани облачён.
Был “Бестиарий” - он преступник
И дрался с зверем на смерть он;.
Был дротик, лёгкая кольчуга.
Кинжал… И кровь, и рык, и стон….
У “Галла” есть копьё и щит,
И шлем, и лёгкая защита.
С дубиной “Пегниарий” слит
И кнут в руке - такая свита.
А “Ретиарий” - он с трезубцем,
Кинжал и сеть - весь экипаж,
Сражался голым, дань безумцам
Племён далёких был типаж.
На колеснице “Эсседарий”,
Копьё и лук, и длинный меч…
Да, вариантов много знали
В бою и на арене встреч...
(1) Приблизительно в III столетии до нашей эры древние римляне заимствовали у варварских племен (предположительно — галлов или же кельтов) прямой короткий меч, названный Gladius Hispaniensis (с лат.;—;«испанский меч»)
ИЗ ПАТРИЦИЕВ В ПЛЕБЕИ - Quem dolorem de patricias
ПУБЛИЙ КЛОДИЙ ПУЛЬХР (93-52 гг до нэ)
Случалось всё в подлунном мире!
Поверить трудно, что тогда
В республиканском древнем мире
Патриций вдруг плебеем стал.
Официально по декрету
Сената Рима - перешёл,
Хотя и не было секретом
Его затея для чего.
Он рвался к власти безудержно,
И эту власть искал тогда -
В низах и в черни, что мгновенно
Готова разорвать врага.
А почему? Вход к высшей власти
Скандал - дорогу перекрыл.
Патрициев должности - в Сенате...
Плебею - пост «Трибуна» был!
Был женский праздник в древнем Риме,
Куда мужчинам «не ноги».
Никто не знал, что там творится
И догадаться не могли.
А наш герой под женским платьем
К супруге Цезаря проник,
Попался, узнан и с проклятием
Был изгнан сразу, в тот же миг. (1)
А Цезарь - рыцарь тех времён
Разводится с своей Помпеей,
Хоть и сказал при этом он:
«Жена моя - вне подозрений».
Судил его сам Цицерон
И стал врагом его до смерти,
Но, как всегда, оправдан он -
Ведь всё в суде решали деньги.
Трибуном стать плебей лишь может
И наш герой пошёл на то,
Семьёй родной был отлучённый,
Плебей усыновил его.
Он стал трибуном популярным,
Он хлеб бесплатно раздавал.
Чужое раздавать не жалко...
Он "коммунистом" древним стал.
Был демагог он и политик
Вражду и смуту сеял он.
Помпей боялся его клики,
Запуган был и Цицерон.
Когда толпой приведён к власти,
То от толпы ты и умрёшь!
Убит, за то, что был причастен
К погромам черни из низов.
Публий Клодий Пульхр 93-52 гг до нэ - древнеримский политик из патрицианского рода Клавдиев, демагог и радикальный популяр, один из знаменитых плебейских трибунов-вожаков периода кризиса Республики. Ярый противник Цицерона.
(1) В 62 до н. э. Разоблачили Публия Клодия Пульхра, который, переодевшись женщиной, прокрался на Таинства Доброй Богини, происходившие в доме Цезаря. Настоящей причиной такого поведения Публия Клодия был его интерес к Помпее Сулле, жене Цезаря. Цезарь, тогда занимавший пост консула, после этого инцидента немедленно разводится с женой, хотя и предполагает, что она может быть невиновна. К этому случаю относится его высказывание - «Жена Цезаря должна быть выше подозрений».
OPINIO DE POPULO - МНЕНИЕ НАРОДА
Народа мнение - это мнение,
Кого не спрашивал никто,
Но выдаётся без сомнений
С трибуны, сцены и в кино.
Оно вещается с экрана
С надеждой твёрдой, что привьют
Идеи, что народу странны,
Но разжуют и вдруг сойдут.
Напишут мнение на знаменах,
Так передав свой идеал
Народ, чтоб массой просвещенной,
Теперь с тем мнением шагал.
SINE NOBILITATE - СНОБ
Название сверху на латыни
Дало понятию “snob” начало. (1)
Да, сноб бывал тогда и ныне,
Значение слово поменяло.
Так в Риме звали тех плебеев,
Кто выбился старанием “в люди”,
Не став с патрицием “равнее”,
Но бывший круг ему, как слуги.
Прошли века, родились классы,
По Дарвину, как и по Марксу,
Но те дворяне, родом старше,
Себя ценили выше массы.
Закрыт был вход простолюдинам
На их собрания и попойки.
А снобом звали тех, кто ниже
И с поведением недостойным.
В эпоху равенства и братства
Понятие “сноб” опять сменилось -
Сноб - это тот, кто не из знатства
С другим общается, как милость.
Кто нос задрал повыше крыши
Из-за чинов или богатства
А все вокруг с значением мыши
И не ровня ему, не братство.
Осталось слово, но значение,
Как перевертыш поменяло.
Но все мы знаем, без сомнения,
Кто сноб и где его начало.
(1) Предполагается, что слово сноб происходит от латинского сокращения s. nob. (от лат. sine nobilitate “неблагородного происхождения”).
ГРАЖДАНСКАЯ МОРАЛЬ РИМЛЯН
Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение.
— Гай Юлий Цезарь
Там был закон и правосудие,
Но я о том, как каждый жил -
Не веря в страшный суд, что будет,
До Папы римского он был?
Своя мораль царила в Риме
Там было «гражданство» ценней
И мнение сограждан было
Для сердца римлян всех милей.
“Honestas” слово у них было
Для «репутации» и «морали»
И что в их жизни не случилось
Они различия не знали.
ВИНА всегда индивидуальна
И не доступная толпе.
Есть личности многострадальны,
А есть в которых чувства нет.
Вина внутри и каждый знает -
Сказал не так и взял не то,
И пусть никто не замечает
Вину ты знаешь всё равно.
СТЫД познаётся перед кем то,
Когда отступишься порой,
Когда нарушил нормы первым,
И больше взял, чем кто другой.
Стыд обязательно пред кем то,
Пусть перед зеркалом своим...
Иль за кого то стыдно верно
За тех, кто близок, за родных.
Для римлян не было различия
И хуже не было стыда
Сограждан видеть безразличие
Иль порицание тогда.
Признание граждан - вот вершина
Достичь. Вот для него мечта
И жизнь ему, пускай едина -
Для этой цели лишь дана.
ЛЕГИОНЕР
Лучше сразу умереть, нежели жить ожиданием смерти.
— Гай Юлий Цезарь
Легионер, опора Рима -
Солдат, пришедший от сохи.
Он покорил почти пол-мира
Его не стало - Рим погиб.
Как боевая единица
Дивизия - как легион.
У армий мира сохранилась,
Ну а когорта - батальон.
Когорта делится на сотни
Иль рота, как сейчас зовут.
Маневр когорты был свободный
В походе также как в бою.
Сильна фаланга древних греков
Когда атака только в лоб,
Но развернуть свои доспехи
В фаланге ни один не мог.
Когорты в шахматном порядке,
Заняв все черные поля -
Три стороны могли сражаться
Одновременно и не зря.
Могла когорта повернуться
На пятачке, лишь дай приказ,
В когорте не терпели трусов
Там жизнь и смерть не напоказ.
Ведь если дрогнула когорта -
Десятый каждый умирал,
Будь это сын центуриона,
Пусть даже храбро воевал.
Порядок строгий - новобранцы
Всегда стояли впереди;
За ними с опытом солдаты,
А ветераны позади.
У легиона было имя
И свой стандарт, как нынче флаг.
Потеря - хуже смерти было
Знал легион и также враг.
Входило в легион шесть тысяч
И десять было в нем когорт,
Не пополнялся, как бы сильно
Потрепан не был - вот закон.
Была при нем и кавалерия -
Богатых римлян первый шаг
В сенат, в легаты, вверх на сцену,
Ведь всадником был и Пилат. (1)
Она и прикрывала фланги,
Хоть эффективность и не та -
Изобрели ведь лишь монголы
Подпруги, седла, стремена.
Широк был профиль пехотинца:
И марш бросок, и строить форт,
Ложить дорогу, в битве биться,
Свои доспехи, свой комфорт.
У Цезаря был свой любимый
Десятый верный легион,
В его рядах он шел на битву
В плаще пунцовом и с мечом.
Легионеры подчинялись
Легату, он же генерал.
Давал он земли ветеранам,
И пенсии он выдавал.
Вот кратко все о легионе...
В истории Рима тысяча лет
Стоял он силою единой
Всех армий мира был прадед.
(1) Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи.
Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.
РИМСКАЯ ФАЛЕРА (лат. Falera)
Когда люди смеются над значками и медалями солдат, полученными во время войны, они должны понять, какие подвиги совершили солдаты.
— Эрих фон Манштейн, фельдмаршал нацистской Германии 1887 - 1973
Героев украшало племя.
С древнейшей давности времён
Тех, кто сразил врага иль зверя.
Не отличало, кто умён!
Орлиных перьев из, клыков,
Из раковин... Звериной шкурой -
Свидетельством заслуг его,
Когда украсить, когда шубой.
Носили с гордостью они
Отличия знаки, гордость теша,
Солдаты Рима храбрецы,
Легионеры на доспехах.
Венки, фалеры и оружие,
И золотые ожерелья,
Из серебра, из бронзы кубки,
И редкой красоты камения.
Носил Пилат почётно звание,
Как Всадник "Златого Копья" -
Как доблести его признание,
(Сказал Булгаков, а не я).
Триумф - тогда Парад Победы,
Кто отличился - впереди.
Им взгляды шлют с значением девы,
И в мраморе потом они.
(1) Фалера - награда римских легионеров; металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия
(2) У М. Булгакова Понтий Пилат - Всадник "Золотого Копья".
В Риме таких отличий не было. Они появились у Франкмасонов (около 12 в.н.э.).
ред
Свидетельство о публикации №118101206485