О Волошине сегодня
Обормот из обормотов.
Лик его застыл навек
Посреди живых потоков.
Живо место, жив и он
В каждой новой акварели
Омывают горный склон
Ливни, ветры, да метели.
Духом сыт весь Коктебель
Всеволошинское поле….
Август прожит. Ждем апрель…
Капитан бы был доволен.
Статья моя о Волошине в сокращенном формате
....
Великий человек. Глубоко чувствующий, понимающий многое невыразимое, ощущающий себя иногда неполноценным, глубинно виноватым потому, что душа проходила круги постижения жизни в мужском теле…А хорошо помнила себя единой, с женским и мужским началом, с божественными правами и силой, проявить которую в этой жизни было невозможно.
А мать - Елена Оттобальдовна Глязер – немка с семитскими, как я понимаю, корнями, хотела чтобы сын был юристом…Ну, какой же юрист, если астма?
Ох…А знаете, от чего эта болезнь бывает у людей?
Они боятся жить. Сильно зависят от матери. Испытывают бесконечное чувство вины даже за то, чего не делали …Сами не могут прожить катастрофически…Беспомощны перед жизнью. Это боязнь во всех проявлениях и страх того, что мать будет ругать. И невозможность самому себе признаться в этом страхе, который сидит чрезвычайно глубоко. Даже мысль о нем перехватывает дыхание и замуровывает вдох…И в глазах темнеет сразу и пути дальше не видать. Страх.
Такая вот сильная зависимость от авторитарности сильной женщины - матери.
Матерь тех мест, как ее называли.
Такая сила не могла не повлиять на жизнь и судьбу поэта.
Освободиться от нее было невозможно, и жизнь с ней была недолгой. Такие натуры как дают энергию, так и забирают ее.
Только очень сильному духом человеку под силу уйти из-под деспотичного характера родителя, - отстраниться, да еще сохранить необходимое уважение и почитание.
С молодости все чувства поэта находились под контролем властолюбивой Елены Оттобальдовны .
Первый брак был короток, хотя поэт, как мне кажется, до конца жизни любил Маргариту. И барельеф, что ему удалось привезти из Парижа, который до самой смерти висел в его мастерской, очень похож на первую любовь Максимилиана. Тут фото, что сделала я позавчера, в мастерской художника-поэта. Где мы видим, что барельеф еще там, и будет там всегда.
Мать Максимилиана - вдова Кириенко - Волошина, унаследовала приличное состояние, построила несколько домов – поместий самостоятельно . Диктатор в юбке, с многочисленными способностями, однако достаточно снисходительно относившуюся к поэтическому дару…
Правда, поэтов – женщин откровенно не любила.
Экскурсовод в музее:
«Волошин совсем не брал денег за проживание со своих гостей. А тем не менее, в его доме за сезон бывало до 700-от человек.. Весь «Серебряный век» гостил тут. Это мы знаем по расходным книгам, что с немецкой педантичностью заполняла мать поэта.. .
Все заботы по питанию и прочим бытовым вопросам взяла на себя Елена Оттобальдовна…Она собирала деньги с гостей, наняла кухарку и гости могли спокойно заниматься творчеством, не отвлекаясь на всякий быт…»
Ну, разве под силу поэту вести дом?
Разве может человек с душой мытаря соблюдать чистоту и руководить стройкой?
Или, к примеру, рассчитать, сколько понадобится дров на зиму, да и картошки с луком?
Быт, быт…материальное…
Волошин прожил вне этих забот, сначала благодаря матери, а потом – второй жене Марии, что появилась рядом лишь накануне смерти матери, помогала ухаживать за ней и существенно продлила годы жизни самого поэта.
Полноценное счастье Макса возможно было только в отсутствии матери, которая до самой смерти не отпускала от себя единственного сына, полностью контролировала его увлечения и «блюла» его мужскую неприкосновенность.
А ведь заметьте, как часто мы встречаем в жизни подобную картину – взрослый сын без семьи ( к разбитию которой приложила руку любимая мама) и мать, потерявшая мужа, либо загубившая его своим жестким характером.
И живут вдвоем, энергетически довольно комфортно потому что , формально – мужская и женская энергия питают друг друга, они не чуждые друг другу. Но отношения матери и сына не могут дать того развития и продвижения в профессии и в жизни, как энергетическое взаимодействие с любящей и верной супругой…
Поздно пришла в его жизнь Мария, скорее, это были дружеские отношения и откровенная забота о пожилом и больном человеке.
Низвергнута была душа
Для проживания в человечьем ,
В простом, в мужском. Отнюдь не вечном.
В одномоментном кутеже…
В отсутствии, пожалуй, смысла
Сиюминутных наслаждений.
И нестандартностью решений
Всех повергающая в мрак…
Понять его мог лишь дитя,
Без материальных устремлений
Душа поэта – то стезя
Непонимаемая мнениями.
Аполитичен, незлоблив,
На женское ссылаясь часто,
Он в жизни был нетороплив,
Лишь смерть поторопил напрасно.
Назначив место. Духом там
Поторопился поселиться.
На склоне, поддался мечтам.
И продолжает веселиться.
Очень хотелось снять ролик об экскурсии в дом поэта. Но памяти телефона оказалось мало на все мои репортажи про поездку за два дня. Или я много говорю, или просто карта памяти маловата, - не вписалась моя говорильная суть в ее формат… Пришлось удалять то, что не совсем важно, срочно вычищать лишнее, а такого оказалось крайне мало.
Тут формат не позволяет выложить все фото. Их очень много и можно с ними ознакомиться на моей странице - Стихи и проза России
Одна дама во время экскурсии, увидев на стенде со старыми документами фото известных личностей, громко воскликнула с очевидной обидой в голосе: » Так он что же, и Махно принимал?»
- Всех принимал,- прошептала я, и белых и красных. Люди все жить хотят.
Потом уже экскурсовод объяснял про генерала Маркса, и прочее, - как прятал Волошин на своем чердаке разных людей во времена смуты.
В начале экскурсии нас предупредили, что делать фото бесплатно нельзя. А особенно снимать акварели со вспышкой.Ну…мы. конечно. Послушно не фотографировали в трех залах..А уж в мастерской развернулись.
И вот фото, где старинное зеркало с серебряным покрытием. Это зеркало – наследство от бабушки Максимилиана. И именно он в 1906 году сделал с помощью него первое селфи…Сделав снимок своего отражения в нем. Кстати, оно совсем не искажает. Сделано оно в Венеции. Мы там тоже отразились несколько раз. Там, конечно, бездна информации, страшно глянуть туда, так я вам скажу.
Мне удалось постоять несколько минут за канторкой Алексея Толстого. Именно тут он работал. Стоя.
- А как вы думаете, почему стоя?, - спросил экскурсовод .
И сам ответил: «Потому что имел дурную привычку заработаться до голодного обморока. И чтобы этого не случалось, предпочел падать и уже с полной очевидностью понимать, что пора что-то съесть.»
На пороге в мастерскую поэта лежит подкова. Мы спросили, - а почему же она лежит? Ведь принято вешать ее над дверью, в виде чаши, чтобы наполнялась добром и достатком.
А нас «просветили», что на пороге кладут, а вернее, - вбивают подкову в порог для того, чтобы каждый переступающий имел возможность «подковаться удачей».
В общем, мы подковались, о чем есть и свидетельство…
На трех «палубах» Волошинского корабля, фактически, осталось все как при жизни поэта – посмотрите фото. В мастерскую мы поднимались по старой лестнице из деревянных досок. Это вторая палуба. На этом фото дом в сегодняшнем виде и на первом фото – он почти такой же, возможно цвет где-то отличается, но незначительно.
Двадцать с лишним «кают» на «корабле», две «палубы» и «капитанский мостик» – на самом верху, и каюта капитана, - мастерская. куда зайти можно было только по приглашению капитана.
Оказывается, над территорией поместья и окрестностей почти никогда не идет дождь…Прямо как у нас, в Заозерном.
Был случай: во время прогулки ветер сорвал с головы Макса соломенную шляпу и она, под хохот поэта, вращалась и планировала на особых воздушных потоках, что выходили из земли. Об этом необычном явлении Максимилиан поведал Королеву Говорят, что это значительно повлияло на создание некоторых чертежей и на измышления ученого.
Еще говорят, что такое особое место еще только в Южной Америке..Ну вот поспорю, поскольку и у нас, в Заозерном дожди - редкость…Рядом, в Евпатории - заливает, а у нас – сплошные воздушные потоки из земли…Горячие.
И на даче нашей, под Киевом - участок расположен на холме, который обходят все дожди .
И в Ольвии – такая же ситуация…
Такое вот мы привнесли открытие для экскурсовода…
Можно сказать , сделали вклад, буквально…
В мастерской художника огромная библиотека, что расположена выше этажом – лестница с подиумом огибает помещение мастерской и можно легко подняться и обойти второй этаж библиотеки не выходя, фактически, из мастерской. Многие метры книг. Десятки метров, а возможно и сотня…Туда где содержатся настольные книги мастера – людей не пускают.
Сообщили нам, что древние книги по истории, что содержатся в этой библиотеке, цифруют сейчас и постепенно все сведения будут появляться в интернете.
Любопытный экспонат, о котором хочется сказать отдельно - фото на моей странице Стихи и проза России.
Этот обломок древнего корабля, что море «подарило» поэту после шторма, во время проулки по берег. Он говорил, что это дар Посейдона лично ему.
И вот, как бы скептически гости поэта не относились к этой непрезентабельного вида доске, но сегодня сделан спектральный анализ и выяснилось, что медные кованые гвозди, что присутствуют в куске окаменелого дерева, изготовлены около 12 тысяч лет назад. Так что это действительно подарок Богов поэту.
А лежит он над правой кроватью, плохо видно, конечно - освещение только дневное естественное.
О поездке есть видео репортаж, на всем протяжении пути велась съемка, там и о дороге, и про гостиницу, в которой мы останавливались. И любопытные приключения - многое то, чем хотелось поделиться.
Но наверное хорошо, что мне не хватило памяти , чтобы снять экскурсию. Все равно бы не дали там поснимать то, что хотелось. В статье я более подробно смогла рассказать и переосмыслить поездку, выложить и стихи, что пришли уже после поездки. А желающих приглашаю на ютуб, на одноименную страницу – знакомьтесь с нами ближе.
Мирика Родионова - Евпатория- Судак- Коктебель(так набрать на Ютубе в поисковике, если ссылки удалят)
https://www.youtube.com/watch?v=mPVvxZPFI_I
https://www.youtube.com/watch?v=Q2jegIGbmaU
Это видеорепортаж о поездке Евпатория- Судак - Коктебель.
Свидетельство о публикации №118101102506