Хрусталь и пламя

ХРУСТАЛЬ  И ПЛАМЯ

Заметки о стихах Константина Кедрова


Появление на сайте «Литературного имени» корифея современной поэзии– Константина Кедрова, безусловно, обрадует многих читателей и поможет им соотнести уровень «свободного творчества» с  достижениями авангардного направления в литературе и в искусстве.
Как-то, рецензируя книжку одного любителя стихотворца , я написала о разнице между         домашней и фабричной  едой.. Домашнее,  любительское творчества порой подкупает незамысловатой искренностью, оно уверено в своей правоте и не считает обязательным вникать в  общепринятые  нормы поэтического  ремесла..  Такая «пища» охотно съедается   не очень-то разборчивыми потребителями. Фабричная, то есть профессиональная кухня имеет совершенно другой вкус. И он не каждому может понравиться. Ведь это еда не от  мамы.
 Читая стихи К.Кедрова,  я все время ловила себя на мысли о том, как далеки они от уютной, привычной  поэзии, которой нас  с детства кормили и в школе, и дома , где стояли  рядком зачитанные  томики классиков.
 Не причисляя себя к  разряду  искушенных критиков, осмелюсь все-таки высказать собственное впечатление о некоторых произведениях поэта.
 Сразу замечу, что творчество Кедрова, отмеченное целым  рядом международных премий и наград .особенно любимо молодежью,. как за рубежом, так и у нас в стране. Молодые читатели ищут и находят в его   произведениях   новые  формы  стихосложения, нестандартные образы, озорные и даже рискованные рифмы ... Конечно, Кедров опирался
в своем творчестве  на богатое  наследие авангардной поэзии  прошлых лет.  Безусловно, его вдохновляли такие поэты, как Маяковский,  Бурлюк,  Хлебников и  другие яркие представители всяческих  «измов», которые требовали отмены слащавой благости   классического  стиха. Ну, и конечно само время диктовало необходимость перемен
События 90-х  годов прошлого века  с особенной силой  заявили о необходимости ломки стереотипов. в сфере искусства. Даже школьники превращали в анекдот   тургеневские «как хороши, как свежи были розы». Розы требовали рифмы «угрозы», а поэтические «лиры»  вытесняли  «калибры».
Разрушительные сдвиги  и способы смены режима создавали атмосферу хаоса, при котором в сознании людей происходили невероятные метаморфозы.
 Переход от  привычного застоя, когда можно было наблюдать в каком-нибудь НИИ вяжущих на спицах  женщин, сметалось хищным напором алчности капитала. Не все воспринимали эту катавасию с одобрением. И мне кажется, что такая сфера человеческого существования, как психология,  недостаточно изучалась в то время.
Мои родители-коммунисты, от которых потребовали сдать партбилеты (они этого не сделали), увидев по телевизору, как Ельцин кладет свой партбилет на трибуну, сказали: «выходит, вся наша жизнь брошена коту под хвост».
Я не случайно об этом  вспомнила  Слом эпохи не происходит прогулочным шагом вдоль аллей парка. Он требует жертв. И «калибры» не замедлили появиться.
 Что же касается поэзии, то она, опомнившись от первых потрясений, ринулась в бой за новое слово, за физику разложения явления на составные части. Шумы и скрежет эпохи естественным образом влились в поэзию новаторов. И   этот скрежет, этот хаос, изломы ощущаются в негармоничных, острых стихотворениях  Кедрова. «Куб губ – колебания  ребрами и гранями».
 Порой кажется, что  происходящие в голове человека метаморфозы поэт выражает математическим путем. В его текстах мелькают квадраты, кубы, вертикали, углы, термины ядерной физики. Где они, розы?  Вместо них появляется метаметафора. – формула бесконечности перехода  одного состояния в другое  Весь мир -  глобальная метафора. А каждое слово – «амфора нового смысла».
Прежних уютов  не существует.  Новый век скалит хищные зубы, угрожая сожрать накопленные человеком простые понятия о хорошем и правильном. Но поэт не имеет права быть в стане хищников. Своим словом он защищает «руины из рун и золотое руно» Он объясняется в любви ко всему человечеству. И предлагает человеку в игровой манере задуматься  над  законами времени. Его строчка «Пушкин –  это вор времени» объясняет не только творчество классика русской поэзии, но и концепцию творчества самого Кедрова.  Да, он крадет у времени  его смысл, его опасности, его жестокость. Но ведь обо всем этом не скажешь простецким языком « у самовара я и моя маша». Тут не обойтись  без поиска иносказательных  форм отражения жизни. Без переиначивания понятий.
Мне нравится метод сочетаний слов, высекающих неожиданный смысл.
«Мои начальники – хрусталь и ночь, мои помощники –печаль и пламя».
 Начальники , гоголевские  Тяпкины – Тряпкины, нынешние преследователи свободной мысли и рядом – символ чистоты души . И внутренний огонь. Обычное соседство слов создает ощущение , что поэт не просто декларирует, он вступает в борьбу с чиновниками, которые пытаются загасить его пламя.
 Читать стихи Кедрова интересно, разгадывать заложенные в них смыслы увлекательно. Но где же пушкинский призыв  о милости к падшим, о святом назначении поэта? Где чувство жалости к людям, потерявшимся    в трудных условиях   существования? Остается надеется, что поэт-новатор К.Кедров найдет в своем сердце  тепло, которое  придаст  его творениям   дар человечности .


Рецензии