Хрусталь и пламя
Заметки о стихах Константина Кедрова
Появление на сайте «Литературного имени» корифея современной поэзии– Константина Кедрова, безусловно, обрадует многих читателей и поможет им соотнести уровень «свободного творчества» с достижениями авангардного направления в литературе и в искусстве.
Как-то, рецензируя книжку одного любителя стихотворца , я написала о разнице между домашней и фабричной едой.. Домашнее, любительское творчества порой подкупает незамысловатой искренностью, оно уверено в своей правоте и не считает обязательным вникать в общепринятые нормы поэтического ремесла.. Такая «пища» охотно съедается не очень-то разборчивыми потребителями. Фабричная, то есть профессиональная кухня имеет совершенно другой вкус. И он не каждому может понравиться. Ведь это еда не от мамы.
Читая стихи К.Кедрова, я все время ловила себя на мысли о том, как далеки они от уютной, привычной поэзии, которой нас с детства кормили и в школе, и дома , где стояли рядком зачитанные томики классиков.
Не причисляя себя к разряду искушенных критиков, осмелюсь все-таки высказать собственное впечатление о некоторых произведениях поэта.
Сразу замечу, что творчество Кедрова, отмеченное целым рядом международных премий и наград .особенно любимо молодежью,. как за рубежом, так и у нас в стране. Молодые читатели ищут и находят в его произведениях новые формы стихосложения, нестандартные образы, озорные и даже рискованные рифмы ... Конечно, Кедров опирался
в своем творчестве на богатое наследие авангардной поэзии прошлых лет. Безусловно, его вдохновляли такие поэты, как Маяковский, Бурлюк, Хлебников и другие яркие представители всяческих «измов», которые требовали отмены слащавой благости классического стиха. Ну, и конечно само время диктовало необходимость перемен
События 90-х годов прошлого века с особенной силой заявили о необходимости ломки стереотипов. в сфере искусства. Даже школьники превращали в анекдот тургеневские «как хороши, как свежи были розы». Розы требовали рифмы «угрозы», а поэтические «лиры» вытесняли «калибры».
Разрушительные сдвиги и способы смены режима создавали атмосферу хаоса, при котором в сознании людей происходили невероятные метаморфозы.
Переход от привычного застоя, когда можно было наблюдать в каком-нибудь НИИ вяжущих на спицах женщин, сметалось хищным напором алчности капитала. Не все воспринимали эту катавасию с одобрением. И мне кажется, что такая сфера человеческого существования, как психология, недостаточно изучалась в то время.
Мои родители-коммунисты, от которых потребовали сдать партбилеты (они этого не сделали), увидев по телевизору, как Ельцин кладет свой партбилет на трибуну, сказали: «выходит, вся наша жизнь брошена коту под хвост».
Я не случайно об этом вспомнила Слом эпохи не происходит прогулочным шагом вдоль аллей парка. Он требует жертв. И «калибры» не замедлили появиться.
Что же касается поэзии, то она, опомнившись от первых потрясений, ринулась в бой за новое слово, за физику разложения явления на составные части. Шумы и скрежет эпохи естественным образом влились в поэзию новаторов. И этот скрежет, этот хаос, изломы ощущаются в негармоничных, острых стихотворениях Кедрова. «Куб губ – колебания ребрами и гранями».
Порой кажется, что происходящие в голове человека метаморфозы поэт выражает математическим путем. В его текстах мелькают квадраты, кубы, вертикали, углы, термины ядерной физики. Где они, розы? Вместо них появляется метаметафора. – формула бесконечности перехода одного состояния в другое Весь мир - глобальная метафора. А каждое слово – «амфора нового смысла».
Прежних уютов не существует. Новый век скалит хищные зубы, угрожая сожрать накопленные человеком простые понятия о хорошем и правильном. Но поэт не имеет права быть в стане хищников. Своим словом он защищает «руины из рун и золотое руно» Он объясняется в любви ко всему человечеству. И предлагает человеку в игровой манере задуматься над законами времени. Его строчка «Пушкин – это вор времени» объясняет не только творчество классика русской поэзии, но и концепцию творчества самого Кедрова. Да, он крадет у времени его смысл, его опасности, его жестокость. Но ведь обо всем этом не скажешь простецким языком « у самовара я и моя маша». Тут не обойтись без поиска иносказательных форм отражения жизни. Без переиначивания понятий.
Мне нравится метод сочетаний слов, высекающих неожиданный смысл.
«Мои начальники – хрусталь и ночь, мои помощники –печаль и пламя».
Начальники , гоголевские Тяпкины – Тряпкины, нынешние преследователи свободной мысли и рядом – символ чистоты души . И внутренний огонь. Обычное соседство слов создает ощущение , что поэт не просто декларирует, он вступает в борьбу с чиновниками, которые пытаются загасить его пламя.
Читать стихи Кедрова интересно, разгадывать заложенные в них смыслы увлекательно. Но где же пушкинский призыв о милости к падшим, о святом назначении поэта? Где чувство жалости к людям, потерявшимся в трудных условиях существования? Остается надеется, что поэт-новатор К.Кедров найдет в своем сердце тепло, которое придаст его творениям дар человечности .
Свидетельство о публикации №118100905527