Дмитрий Донской

 "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе  Богом,
славном христианском стаде. Иди против   безбожных, и если Бог         поможет тебе, ты победишь и   невредимым  в свое отечество с  великой честью вернешься".
                Сергий Радонежский.         
               
ГЛАВА 1

Печаль туманит князю взор,
Ложится тяжестью на сердце:
Опять войну, опять  разор
Несут  татары – иноверцы.

Враг перешёл уже Донец.
Татар, примерно, тысяч двести…
 Вчера принёс ему гонец
Такие горестные вести.
               
Ордынцы – давние враги,
А с ними польские бароны
Давно  над Русью  вьют круги,
Как  ненасытные вороны.

Сейчас Московия сильна.
И вот  они собрались в стаю,
Чтобы вернуть те времена,
Когда  все  кланялись  Мамаю.

Хотят  враги ослабить Русь,
Терзать её живое тело…               
Вот отчего такая грусть
Сегодня  князя одолела.

Тут подошла к нему жена:
- Не тереби ты болью душу,
Попробуй сладкого вина
Или смородинки откушай.

- Свои сомнения отрежь,
Езжай  с молитвой и смиреньем
В далёкий город Радонеж
В обитель за  благословеньем.

- Игумен  Сергий  в том краю
Святого дела   славу множит.
Ты изложи беду свою
И он   молитвою поможет.

Князь Евдокию  почитал,
Разумным следовал  советам
И собираться сразу стал,
Чтоб в путь отправиться  с рассветом.

- : -

Вот путь  закончен непростой.
Вход в келью Сергия открылся
И князь Московии  святой
Перед  игуменом  склонился:

-  Муж преподобный! Созови 
Отцов - монахов  на молитву   
И, помолясь, благослови         
Российских воинов  на  битву.

- Опять на Русь пришла война
С ордой Мамая-святотатца,
Нас ждут  лихие времена
И за свободу надо драться.

- Ты – почитаемый святой…
Но Сергий замахал руками:
- Мы все у Бога под пятой
И нет различья между нами.

-  Я Русь святую не предам.
Мне дорога её свобода.
Тебе двух иноков я дам  *
Из  древнекняжеского рода.

- В сражениях им равных нет
И каждый за  Христа  радеет,
Ослябя мудр, а Пересвет
Копьём с младенчества владеет.

- Их   вера  в Господа чиста
И  воля  непоколебима.
Я им знамение креста
Вручаю на  монашьих  схимах.**

- Другие русские князья
С тобой идут врагу навстречу.
Благословляю войско я:
Иди  на праведную сечу. 
 
 Без  веры человек убог,
Толпа без веры – просто стадо,
И человеку нужен Бог,
А козней дьявола – не надо.

- Бойцы полягут, как листва.
Не много их назад вернётся,
Но после битвы сей Москва
Столицей  мира назовётся.

- От нас отступится орда,
Склонясь пред волею народной.
Взойдёт российская звезда.
И  станет Родина свободной.               

ГЛАВА 2

Из глубины седых веков
До нас дошли  Руси преданья
Про звон мечей и стук подков,
Про  многих княжеств увяданье.

Считая нас за дикарей,
К нам шли пророки и мессии,
Как было мало мирных дней
Во всей истории России!

Пылали сёла, города,
Борьба шла в море и на суше.
И вот теперь пришла орда
Чтоб опоганить наши души.

Чтоб заглушить народа глас,
И грабить   русичей без меры,
Чтоб навсегда оставить нас
Без  православия  и  веры.

Но несгибаем русский дух         
В сердцах горящий,  как  лампада,
И если враг приходит вдруг,
Его встречают так, как надо.            

- : -

Под колокольный перезвон
В пути отряды собирая,  *
Князь Дмитрий войско вёл на Дон,      
Чтоб встретить там орду Мамая.

Придя в задонские луга,
Он   приказал  остановиться. **
Здесь   встретить грозного врага
И наконец-то с ним  сразиться.         

Кончалось лето. И уже
На пятки осень наступала,
На листьях, как на витраже,
Она  узоры вышивала.

Желтели листья тополей,
Туманы белые проснулись,
И вереницы журавлей
На юг далёкий потянулись.

Печальна  осени краса:
Сильней чернили  брови ночи,
Темнели чаще небеса,
И  становились  дни короче.       

- : -

Тот день – восьмое сентября
Был неспокойным и суровым,
Багрово - красная  заря
Взошла над полем Куликовым.

У русских было пять полков.
Вошли в  них муромцы, литовцы,
Отряды смелых туляков,
Донцы, рязанцы  и ростовцы.

А дальше  в роще у реки
(Чего не ведал хан ордынский),
В засаде были степняки
И  вёл их  в бой  Боброк – Волынский.    

Князь Дмитрий  вышел из шатра,
Где  укреплял свой дух молитвой,
И собирал  князей с утра
Перед решающею битвой.

Он обошёл  войска свои
И понял, вглядываясь в лица,
Что   может этими людьми
Русь  обновлённая  гордиться.

И рёк он ратникам своим:   
-  Мы служим русскому народу,
Давайте ж грудью постоим
За  нашу  славу и свободу.

- Сказать вам прямо не боюсь:
Жестокой эта битва будет,
Но, кто   положит жизнь за Русь,
Тот славу вечную добудет.               

ГЛАВА 3

Два войска, словно две стены,
Стояли, как  одна армада.
Две остановленных волны,
Со скрытой мощью водопада.

Меж ними   небольшой  проход
Зелёной просекою  вился.
И тишина вокруг. Но вот
В проходе воин появился.

Под ним  буланой масти конь,
Который пашней не измучен.
В глазах его горит огонь
И он к сражениям приучен.

В  руке  у воина  копьё,
В другой – топор на ручке длинной.
Скрывает он лицо своё
Под шлемом с медною пластиной.

И раздаётся его глас:
- Я – Челубей - аллаха воин.
А есть ли, русские, средь вас,
Батыр, чтоб  был меня достоин?

- А, может быть, такого нет?
Ну, кто готов на поединок?
И тут выходит Пересвет
Святыни Радонежской инок.

Сразиться с недругом он рад.
В простой одежде пилигрима.
На нём ни шлема нет, ни лат,
А лишь одна монашья схима.

Не нужно иноку  защит,
К чему бойцу игрушки эти,
Ведь крест на схиме – лучший щит,
Он крепче всех щитов на свете.               

И в наступившей тишине
С копьём, отточенным на сечу,
На белоснежном скакуне
Врагу он выехал навстречу.               

Быстрей, быстрей, ещё быстрей…
С бойцами рядом смерть бежала.
В кого из  двух  богатырей
Она вонзит сегодня жало?

Тревогой полнились сердца,
Но копья били без промашки.
И пали наземь два бойца,
Один в броне, другой в рубашке.               

К героям кинулись друзья-
Перевязать  хотя бы раны,
Но те ушли из бытия,
И  оба были бездыханны.               

И Челубей, и Пересвет
Ушли туда, где время вечно.
Ведь  для героев  смерти нет,
Их  жизнь и слава  бесконечна.               

ГЛАВА 4

Как только пали храбрецы,    
Пришли две армии  в движенье.
Гонцы  летят во все концы.
И начинается сраженье.

Запели трубы у реки,
И, пыль  копытами взрывая,
Пошла на русские полки
Лихая конница  Мамая.

И вслед за ней, за ратью рать,
В атаку бросилась пехота.
Идти вперёд и умирать
Её привычная работа.

Смешались первые ряды,
И сотни воинов  убиты.
Уйти так трудно от беды,
Когда  в сраженьи впереди ты.

Князь среди  войск, то там, то тут,
В огне герой не ищет броду,   
Он знает: воины пойдут
За ним всегда  в огонь и воду.

Ведёт на битву их  мечта,
Что  в поколениях воспета.
И знамя с образом Христа,
Пурпурно – розового цвета.*               

- : -

За полдень день перевалил,
А битва пуще разгоралась,
Бойцы дрались, что было  сил,
В удары вкладывая  ярость.

Грозила смерть со всех сторон,
На трупах кони оступались **
И стаи чёрные ворон
Уже на пиршество  слетались.               

Коней меняя и клинки,
Князь не оставил поле  брани
И силу царственной руки
Узнать успели басурмане.               

Но  враг коварен и  силён.
Такая   вражеская сила
С начала   дедовских времён
На Русь ещё не приходила.               

Редеют русские  полки,
А враг идёт, тиски сжимая,
И скоро к берегу реки
Прорвались воины Мамая.

Уже до смерти два шага.
Хан торжествует кровожадный,
Но тут внезапно на врага
Ударил с тыла полк Засадный.

Как  ангел мщения, как рок,
Как  гнева Божьего  орудье,
С отрядом конницы Боброк
Свершил людское правосудье.               

Теперь пришёл  и наш черёд.
Пока враги во власти страха,
Отряды русские вперёд
Пошли  на  воинов аллаха.

И те бежали, наконец,
Обозы  в  панике бросая…
Так на Руси пришёл конец
Всевластью грозного  Мамая.      

А князя из-под груды тел
Достали, как гласит преданье.
Он очень сильно ослабел,
Был  весь в крови и без сознанья.

И в честь события сего
Забыты были все печали.
«Донским»  почтительно его
Уже  потомки величали.      

Война и смерть, как две сестры,
У них всегда одна дорога,
Такие правила игры
Нам за грехи даны от Бога.      
             
- : -

Тот день стал нашею судьбой.
Народ  героев не забудет.
И пусть запомнит  враг любой:
Россия есть, Россия будет!

                5 июня 2014 г.


                ПРИМЕЧАНИЯ
Куликовская битва.  Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось, вероятно, 100—120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы.
 Подготовка к битве
Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком - Волынским.
Сила Мамая.  По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шёл съ вс;ми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Ещё же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкуп; въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачеств; и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи.  Общая численность его войска доходила до 120 000 человек.
 Перед началом битвы Дмитрий Донской стал в рядах ратных людей, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком). Эта хитрость, вероятно, обратила на Бренока внимание татар, которые всячески старались его уничтожить, в то время как сам князь получил больше свободы и возможности для ведения битвы. После генерального сражения Бренока нашли убитым, а близ него лежало множество русских князей и бояр, защищавших «князя».
На поле Куликовом Мамай потерпел жестокое поражение. Русская конница гнала татар  до речки Красивая  Меча. Эта река,  протекающая в пятидесяти верстах от места  сражения.

Армада.  В обобщающем смысле А. — огромная концентрация войск.
Глава 1
**Тебе двух иноков я дам  из  древнекняжеского рода.  Сергий Радонежский  дал   Дмитрию  в сподвижники двух иноков, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!.. "

***Схима (греч. ;;;;; – образ, внешний вид) – высшая ступень православного монашества. Схима разделяется на малую и великую. Малая схима называется также мантия, поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу.
За малой схимой следует Великая схима. Пострижение в  Великую схиму означает более строгое исполнение  всех  обетов и  церковного Устава.  При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу.
Глава 2
 * В пути отряды собирая. На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.
**  Придя в задонские луга, он   приказал  остановиться.  Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть: «И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий».

Глава 4

*  И знамя пурпурного цвета… «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под  тёмно-красным или багровым знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.
* * На трупах кони оступались… Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешая русская великая рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…».


Рецензии