Тарки-тау 2018 100 часов на берегах каспия

100 часов на берегах Каспия…

Я родился в Нальчике, вырос в Пятигорске, учился в Ессентуках. Потом отправился в Прагу и через несколько лет вернулся в Москву. Из Москвы приехал со своими песнями в Каспийск и Махачкалу. Круг длиною в четыре десятка лет. Жизнь как Чудо.

***

В последние годы я особенно часто ловлю себя на мысли, что мы как-то уж слишком заигрались в героическое прошлое и успешное будущее. Нарочито выражая уважение к старшим и болезненно заботясь о подрастающем поколении, мы совсем забыли о дне сегодняшнем. Воды и крови утекло много – но именно утекло, тут есть суффикс "л": время прошлое. Что будет завтра, нам неведомо, а об ушедших событиях никогда не было и не будет однозначного мнения. Никогда. Нужно жить именно сегодня, не стыдясь детей и не каясь перед родителями. Иначе, какой смысл в этом чуде нашего утреннего пробуждения?

***

Конечно, Махачкала не такая ухоженная, как подобает быть столице: не все дороги с дорожным покрытием, не весь мусор в мусорных баках, не ко всей архитектуре имеют отношение архитекторы... Но зная, во что превратила Цивилизация древние Народы, почему-то в глубине души (и эта глубина всё мельчает) не хочется, чтобы, например, в Кубачи проложили «современные трассы». Как по камням спуститься в низину за Жизнью, местные знают, а вот по новенькому асфальту к ним может подняться Смерть…

***

Шамиль, Расул, Манаба – неоднозначные, знаковые, знаменитые. Три знамени, три знамения Дагестана. В них политика и война, культура и искусство, религия и народность. В общем-то, это всё есть и в каждом из нас.... Имён и личностей тут, конечно же, в разы больше, но в эту поездку именно они были всё время "где-то рядом". Судьбы их, их расцвет через преодоление очень символичны для этого края, для Кавказа в целом. А споры кто-какого из них рода-племени: кумык, аварец, кубачинка..? – в Дагестане имеют всё ещё специфические оттенки. Но здесь так всё смешано и переплетено, что никакой иной нации как Кавказцы быть, наверное, уже и не может и не должно. Этот край неописуемо прекрасен и хрупок, как работы гончаров Балхара. Мира! Мира!! Мира вашим домам!

***

Язык, объединяющий сегодня сотню народов Дагестана – русский. Он влился сюда и с водой славянских купцов и ремесленников, и с кровью царских солдат и офицеров, и с творениями уже классических писателей и поэтов. И связанные в один узел Судьбы, (где ни одна нить не может быть лишней, как бы она этого сама и ни хотела), абсолютно чужие народы оказывались парадоксально близки и похожи, а заклятые враги становились братьями – кунаками. И «кунацкая комната» Дагестана всегда полна людьми самых разных национальностей и вероисповеданий. А какие пути приводили их сюда – не перечесть и не предположить. Но пресловутая – и такая необходимая и практически утерянная сегодня – "дружба народов" ещё может быть спасена, возвращена, согрета в эпицентре самых холодных войн. И, возможно, именно здесь это сможет лучше всего соткаться из многослойной истории и древней мудрости Кавказа – как домотканый узорчатый ковёр Табасарана.

***

Будучи армянином по рождению и русским по воспитанию, здесь, в Дагестане, я часто и с особым удовольствием произносил "ас-саламу алейкум", а перед тем, как отправиться домой, я с детской благодарностью принимал от гостиничных администраторов напутственное: "Иншалла!"

***

Мы прилетели в Махачкалу поздним вечером, а улетели вообще за полночь. Поэтому увидеть Дагестан с высоты птичьего полёта – и даже выше оного – мы смогли лишь однажды и только днём: в Сулакском каньоне и его окрестностях. Этого хватило. Конечно, огни ночного города завораживают, но стоять в лучах Солнца где-то в центре Вселенной – это неизъяснимо.

***

Каждый раз, пролетая над Землёй, сидя внутри невероятной металлической конструкции, созданной умами лучших безумцев нашей планеты, я не устаю удивляться, какая же она огромная! А когда я оказываюсь у моря или в горах, единственное, что остаётся во мне – молчание. И даже сейчас, печатая это слово – «молчание» – я испытываю весьма странные чувства, почти брезгливые, ибо все эти символы и знаки, руны и буквы не могут передать и микрона моих ощущений и чувств. Нет этому названия. Нет таких рецепторов, которые бы идентифицировали и дали имя этим эмоциям. Нет.

***

И всё-таки «Коран» – это не обязательно «чтение вслух», а с Богом мы чаще всего общаемся такими способами, имя которым и сами не в состоянии дать. Но Он нас слышит и понимает. И – отвечает. И делает это точно таким же образом. И мы понимаем Его и успокаиваемся – хотя бы на время – ибо вдруг ясно понимаем, что идём ни к Богу и ни за Ним, а вместе с Ним – одной и той же дорогой.

***

С 20 по 22 сентября сего года в столице горной республики Дагестан – Махачкале – в седьмой раз состоялась книжная выставка «Тарки-Тау»…


Рецензии