Фонтан любви Бахчисарая

Замысел автора Бахчисарайского фонтана куда глубже любых частных историй, а архитектурная композиция творения - о вечном источнике - позволяет романтикам и политикам увлекаться очаровательными образами, почему их столь много и развелось: Мария Потоцкая, Зарима, Елена... Ничего общего, разумеется, с фонтаном его создателя нет, кроме зарисовки несчастной любви в разные времена с разными именами. Хотя личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена. Однако по ряду причин фонтан не может быть устроен в её честь лично (моё сугубо частное мнение). Тем более, он был перенесён из мавзолея Диляры-Бикеч во дворец, что может послужить основанием подобному предположению. Ранее я описал причины, почему не может: «бикеч» это не жена, не мусульманка и не из местных, и - Первую Суру Корана ей читать и вовсе не полагается. Думается, что и в правописании, «бикеч», не стоит указывать с заглавной - это не имя, не отчество и не фамилия. Равно: даг - медведь - как у Пушкина. Вот, если мыс Ай-Тадор, так это Святой Фёдор или Пётр - Ай-Петри, гора. Тут другое дело, хотя... продолжу. Версия о том, что памятник установил сын - матери рассыпается о те же самые вопросы, которые повисают без ответов. Если мы видим памятник с розой, то не обязательно искать девушку по имени, Роза. Если вода каплет из «розетки», а она не бьёт ключом, то и фонтан не фонтан. Ведь многие ждут привычного зрелища, а его нет. Если капли сочатся из цветка в форме пяти лепестков, то сие творение посвящено - человеку. Во всех пяти конфессиях. Остаётся предположить, что человек этот - женщина. Или мужчина?.. Не считая конфессии одной -или- четырёх? Вот тут-то, христианская логика и разрушается за незнанием что означают узоры и надписи - смысл композиции теряется в догадках, а сложившееся библейское представление о миросозидании и вовсе отрицает роль женщины в этом деле. Вот уже более 500 лет памятнику, но половину сего времени нам трактуют о его значении на языке российском, усиливая эффект сказанного бюстом Пушкина. Всё как обычно. Картинка с недосказанностью подменяют смысл за отсутствием правдоподобных суждений... И когда сказать нечего годится и, что сказал Поэт - пусть останется тайной. Аннотации к его произведениям это отдельная тема, не украшающая общество. Однако памятник ханский. Вода для фонтана - су - берётся из речки Чурук-су, читают Су-ру… Откуда взялись эти су (суп, суд, сук, сука, Сура, сума, судья, Судак, суета, сумма, сушка, суженные), нам, как говорится - посуху...

«Фонтан слёз» стоит олицетворять с женщиной, вообще.
 
Читаем Пушкина внимательно: «Но о Марии ты молчал», а название произведения: «Фонтану бохчисарайского дворца» (бохчи), то есть, весь смысл поэт вложил в название и подстрочник... А вот, «Бахчисарайский фонтан», с его деталями гаремного быта, решётками и прочим быльём, уже и вовсе Пушкин заканчивает так: переходит от философии «бахчи-сада» к прагматичному, «Аю-дагу», то есть - медведю... хотя, чем чёрт не шутит, ведь это так естественно передвигаться от Бахчисарая через гору Ай-Петри на побережье моря к Ялте и Гурзуфу. Оба пути совпадают, да и дорогу, судя по её состоянию, со времён Пушкина ещё не ремонтировали...

Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН (Александр Пушкин)

***

Бежит лошадка, к Аю-даг,
и звенья - гор,
оцепенели просто так.
Ужель, окончен вечный спор?

Копыта цокают и в такт,
с тех гор, с тех пор:
Фонтана слёзы - на закат.
Их древний - вздор.

Им колокольчики - звенят
средь гор, в простор.
Манят и воздухом пьянят:
с судьбой окончен разговор!

Куда не кинешь ты свой взор:
Цок, цок - летят...
И мимо мыса, Ай-Тадор
кольцом манят!

Над морем гордо реет стяг
не в масть, не в масть.
Летят лошадки в Аю-даг,
сквозь пики пропасти пропасть!

Через Ай-Петри, я - лечу!
Кольцо в ноздрю...
И вслед дороге - хохочу.
Судьбу свою, благодарю.

А из-за Девы, вдруг - дуэль?
Ду-Эль, Ду-Эль...
Наутро смятая постель,
в душе искателей - метель.

И чем окончен вечный спор?
Ничем, в узде.
Идут лавины с диких гор.
Лошадок путь - по борозде...

К звезде и путь лежит в простор.
Зачем? В тот рай.
Оцепенели звенья гор,
а тем двоим, в - Бахчисарай...

Там отсечённой - Голова,
как жить, могла?
Через, Ай-Петри в перевал,
спешил, и я...

И я смотрел, как голова
на два - крыла:
Раскинув крылья, в севера.
Ещё - вчера...

Орлиный мыс, а там гнездо,
а чьё, оно?
Вершины гор зовут давно,
и как в кино...

Бежит лошадка, к Аю-Даг,
и звеньям - гор.
Ну, наконец-то, всё не так!
И оживает вечный спор...

Спираль закружится любви,
а ты - вбирай.
Фонтана слёзы - сельсебиль,
источник - рай.

Фонтан любви, фонтан живой!
Ни дать, не - взять.
Лицо стоит передо мной
и раздвоение - опять...

Потока капли в чашу ниц,
и трижды - вспять!
Опять лицо, а у ресниц,
слеза: О-пять...

Фонтан Потоцкий - величав.
Как мало, роз.
Но о Марии ты молчал,
потоком речки - Су и слёз...

Кырым Герей и город - сад:
Бахчи-са-рай...
А на «бох-че» - чело и ад:
Вода -и- рай.

Вода струится по рядам,
журчит, мне - быль.
В поля гаремные садам.
И пыль и око, сель-се-биль.

Фонтан о вечности - сей круг,
и солнца - стрел.
И я смотрел на всё вокруг,
а «глаз - горел»...

Как янтарём горит - сосна,
и кроной - ввысь.
Родник течёт - любого сна:
Любви  корона или мыс?

И только слёзы, кап да кап!
Из них - река.
Из них моря, - из этих лап,
смола застыла на века.

Какие девушки - мечта!
В брега - потоп...
Всё суета сует. Мне та,
ведут которой тайны троп...

Красноречивей всех поэт,
чей бюст - встречал.
О чём молчал его куплет.
Красноречивей всех начал!

А из-за Девы, всё не вдруг:
Постель, Ду-Эль.
И ходит вечный Солнца круг.
И слёз - капель...

Бежит лошадка, к Аю-Даг,
и звеньям - гор.
Оцепенели. Что не так?
Ужель, окончен вечный спор...



* дуэль во времена Пушкина ещё писали: Ду-Эль, стараясь передать смысл термина...

* Фонтан слёз - сельсебиль (райский источник). У подножия памятника на плите Омер изобразил похожую на улитку спираль, символизирующую продолжение жизни. 
 
* На мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, в нише, расположены чаши. В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо (в цифровой символике - пять обозначает человека).

* Из трубки, скрытой в центре цветка, капля за каплей падают «слезы», в верхнюю среднюю чашу. Из неё вода попадает в боковые чаши, а затем - в следующую среднюю... Вода вытекает словно из воображаемого глаза и стекает вниз по определённому порядку, известному лишь творцу, задуманному - Автором...
 
* Мотив - раздвоение потока и его последующее соединение - повторяется трижды.

* Фонтан любви, фонтан живой!
   Принес я в дар тебе две розы.
   Люблю немолчный говор твой
   И поэтические слезы.

  «Фонтану бохчисарайского дворца» (А.С. Пушкин)

* Личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена и окутана поэтическими легендами...

Сентябрь 2018, Бахчисарай


Рецензии