Иегуда Амихай. Я хочу запутать Тaнах

Самолет пролетает над смоковницей,
которая над человеком, который под смоковницей.
И пилот – это я, и человек под смоковницей – это я*
Я хочу запутать ТАНАХ
Я страстно желаю запутать ТАНАХ

Я верю в растения. Но не так как верили прежде
Моя вера  - гранична и временна.
Она до прихода весны, до следующей зимы
Я верю в пришествие дождя, в восход солнца
Порядок и справедливость запутаны :  хорошее и плохое
передо мной  на столе, как соль и перец.
И приборы так схожи между собой!
И я очень хочу запутать ТАНАХ!
Мир наполнен верованиями хорошими и плохими.
Мир полон учениями:
птицы учатся у дующего ветра,
самолеты учатся у птиц,
и люди учатся у всех и каждого и забывают.
И земля не печалится оттого, что мертвые захоронены в ней,
также как и платье моей любимой не радуется
когда она внутри него.

Человеческие дети – это облака,
и Арарат – глубокая долина,
и я не хочу возвращаться домой,
потому что домой приходят все плохие известия,
как в книгу Иова.

И Авель убивает Каина.
И Моисей входит в Землю обетованную.
И народ Израиля остается в пустыне.
И я еду в колеснице Иехезкеля**.
И сам Иехезкель пляшет как Мирьям-пророчица***
в долине сухих костей.
Содом и Гоморра строятся,
и жена Лота назначена верховным комиссаром по делам меда и сахара,
и Давид, царь Израиля, жив-живехонек.
Вот насколько я хочу
запутать ТАНАХ.

С иврита.
Из книги : Кулак тоже однажды был ладонью и пальцами

•- Амихай цитирует книгу пророка Миха (Трей Асар, Миха 4-4)
 "И будут они сидеть – каждый под лозой виноградной своей и под смоковницей своей, и никто не устрашит (их), ибо уста Йеhовы Ц-ваота изрекли (это)."

Этот отрывок также послужил источником стихотворения Амихая "Что-то вроде конца света"

Сидящий под смоковницей звонит человеку, что сидит под лозой виноградной:
"В эту ночь они могут прийти. То есть, это вполне вероятно.
Листья прикрой, и деревья, чтобы не было видно их вовсе,
Мертвых домой позови, и готовься. Готовься!"

Белая овца сообщает волку:
"Люди блеют так страшно, что сердце стучит без умолку.
Скоро они и на копьях начнут сражаться.
На следующей встрече мы с этим должны разобраться."

Гои, то есть - народы мира, подобно статистам, робко
к Иерусалиму начнут стекаться (может возникнуть пробка)
и, томясь до поры в предвкушеньи событий известных,
оборвут все цветы на холмах окрестных.

Перековали мечи на орала, затем - обратно.
И так без конца, а зачем - никому не понятно.
Впрочем, в ходе таких перековок может случиться,
что железо раздоров сотрется и в пыль обратится.

Пер. Исаака Розовского

** Амихай намекает на книгу пророка Иехезкеля, в которой
пророку открылось, что, стремясь к совершенству, сыновья Израиля ведут за собой все народы и поднимают их на новую духовную ступень. Тогда меняется и вид четырех ангелов, находящихся под престолом: они обретают человеческий облик (Зогар, Шмот, Бо, 42б). Но когда те, кто призван быть душой мироздания, умножают грехи, у ангелов вновь появляются лики животных, и силу обретает один из народов. И он, основываясь на своих неверных идеях и ложных идеалах, определяет направление развития всего человечества, а сыновья Израиля оказываются у него в подчинении. Но по истечении срока, отведенного чужой власти, они обретают свободу и получают еще одну возможность раскрыть Божественное присутствие в мире. И история выходит на новый виток развития.
Это видение получило среди мудрецов Торы особое название: «Колесница».

http://machanaim-2.org/wp-blog/izuchaya-prorokov-jexezkel/

***-Мириам-пророчица -  старшая сестра пророков Моисея (Моше) и Аарона
Амихай намекает здесь на книгу Шемот (гл.15-20,21), посвященную Исходу из Египта
"20 И взяла Мирьям, пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руку свою, и вышли все женщины за нею с тимпанами и в хороводах.
21 И воспела им Мирьям: “Пойте Йеhове, ибо высоко превознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море”."


Рецензии