Алексей Окладников - археолог, историк, этнограф
Был пасмурный октябрьский вечер. Но в библиотеке тепло и многолюдно. И не спроста.
Я думала о многом и о разном, пока ребята заходили и рассаживались по местам. Ведь действительно, всё всегда начиналось и начинается с текста книги. И единство цивилизации тоже начинается с текста. Потому что основа всего на свете - текст. Лист любого дерева - текст, столб у дороги - тоже текст. Небо с его облаками, солнцем, луной и звёздами - текст. Но с тех пор, как началась война между живыми и мёртвыми, текст тоже разделили. Мёртвые создали свои тексты, живым достались свои. Но в том и отличие - живой текст отрастает снова и снова, и его невозможно уничтожить. А мёртвый крошится на глазах, как пепел листа бумаги, сгорающего и корчащегося, едва прикоснётся к живому огню человеческой души. И будь тот лист из стали или из железа - всё равно раскрошится и превратится в пыль. Жизнь невозможно победить. И будь тем живым текстам хоть миллионы лет – они придут из небытия и снова оживят историю живых, как бы ни хотели того воины мёртвых...
Древнее Живого Русского Слова нет ничего. Но именно её, Русскую Словесность занялись переделывать в 18 веке. Зачем? Чтобы оторвать от родных корней и привить к симо-хамо-иафетскому кусту как совсем крохотную веточку славянского ответвления, начисто забыв про настоящий древний корень всех языков Вселенной. И назвали этот процесс демократизацией русской литературы. Начали с поэзии. Русский стих был объявлен народным и у «демократов-эллинистов» перестал котироваться, сгорел со многими книгами, перешёл в разряд устного народного творчества. Это с одной стороны. А с другой – стала насаждаться та самая псевдо-греческая поэзия, сочинённая по заказу Запада, с её страстями, безстыдством и бесовщиной мерзких муз – обитательниц чёрных греческих капищ. Но постепенно круг сомкнулся: всё добытое западной наукой из самых древнейших пластов могил и могильников, оказалось лишь маленькой частью величайшей древнерусской культуры. Но и тут западники снова не успокоились – они стали придумывать задним числом новые исторические идеологии для попыток доказать, что мир был устроен иначе. Хотя находки снова и снова говорят об обратном.
Как известно – археология считается наукой молодой. Когда с поверхности земли были убраны и уничтожены все внешние доказательства существования древнейшей русской цивилизации, когда в начале 19 века при Петре Первом из России был вывезен целый эшелон подвод с нашими историческими документами, западные копатели стали ещё больше беспокоить мир мёртвых и вводить бесовщину в мир живых. А русская земля стала рожать гениев-защитников и в этой области.
Чёрная, покрытая мраком, история Европы оказалась пустой как тот склеп. И совсем иначе на этом фоне выглядит теперь действительно молодая русская археология. И кто виной всему? Замечательный русский сибирский учёный Окладников Алесей Павлович. Вот откуда удивительная живучесть его трудов и величайшие успехи в тех делах, где другим мешали, где другие учёные гибли то от рук НКВД, то от устраиваемых тайными тёмными мировыми закулисниками споров и распрей между лучшими учёными умами мира.
И так, Окладников А. М.
В своё время мне тоже приходилось читать книги этого гениального академика, кстати, пришедшего в науку с незаконченным высшим и на ходу наверставшим всё, что не смог дополучить в вузах страны и за рубежом, взявшим на свои плечи всю громаду русской науки и нёсшим тот безценнейший груз до самого своего последнего дыхания. Во истину это была героическая жизнь!
Встреча школьников, студентов и просто жителей Иркутска с людьми из науки, которые знали Окладникова в лицо, была очень интересной и увлекательной.
Раиса Викторовна Сахаровская подготовила интересный материал об основателе Сибирской археологической школы. Показала отрывок из документального фильма ГТРК Новосибирска о выдающемся советском учёном. И мы увидели, какой он был интересный человек, охотник за новыми открытиями.
Российский и советский археолог, этнограф, историк, академик СССР, герой соцтруда, родился, вырос и учился тут, в Иркутске и Иркутской области. Работал зав. этнографическим отделом в иркутском областном краеведческом музее, неоднократно возглавлял археологические экпедиции как в стране, так и за рубежом. Преподавал археологию в Новосибирске, был ректором новосибирского госуниверситета, открыл множество стоянок первобытных людей. Одним словом – невозможно описать всё, что он сделал за свою жизнь.
И не смотря на это после развала Советского Союза имя Окладникова сегодня стали чернить в научных кругах. Николай Александрович Кавелин – профессор, преподаватель ИГУ, рассказал о ещё более чудовищной вещи: в ИГУ ликвидировали кафедру археологии!
Николай Александрович был знаком с Окладниковым с 1967 года. Алексей Павлович тогда уже работал в новосибирском институте и часто практиковал поездки на различные раскопки. Человек он был неординарный. Теперь, спустя годы, очень сложно объяснить многие моменты его жизни. Приехал в Иркутск на телеге, как тот Ломоносов. За плечами был педагогический техникум, когда серьёзные учёные вдруг обратили на него внимание. Потом неожиданно попал в аспирантуру Ленинградского отделения академии наук Советского Союза. Он возглавлял антирелигиозный комитет при обкоме партии Иркутска и одновременно с этим боролся за то, чтобы не снесли Знаменский собор, и защищал от разрушения другие христианские святыни. Многие его коллеги погибли в застенках НКВД ещё до 1934 года. Он активно занимался археологией и во всём ему помогала его жена Вера Ивановна, художник по образованию. Многие материалы в его книгах были зарисованы ею.
Но как раскопщик он был не очень. Нетерпеливость. Часто фиксация раскопок не до вынимания находки из обнаруженного слоя, как это принято в археологии, а после. Критика коллег. Археология – это как работа хирурга. Точность должна быть неимоверная. В 30-х годах, как и все, боялся ареста. Но ему повезло. Страна тогда переживала репрессии, и были идеологические проблемы в обустройстве новой власти. И Окладникову повезло стать главным идеологом археологии страны.
После войны дорос до академика. Возглавил всю ленинградскую археологию. В 50-60-е годы варьировал между различными группировками научного археологического мира. Стал матёрым администратором. Без него не обходилось ничего. В 70-х годах в вузах Сибири стали возникать самостоятельные региональные архелогические центры. И ими тоже надо было руководить.
Прибайкалье – родина становления Окладникова как археолога. И он постоянно это подчёркивал. И при всё при том этнографом он был необыкновенным. Знание культуры северо-американских индейцев из дебрей амазонки, жизни чукчей и эвенков и других народов из разных стран света. В 1932-м году он публикует книгу «История бурято-монгольских народов». В ней, как ни в какой другой книге, проявились его выдающиеся научные способности. И ему всё давалось легко. Помимо прочего изучал древнюю церковную историю. В результате нервных срывов заработал диабет. И всю оставшуюся жизнь жил на уколах инсулина.
Его личная жизнь была не простой. Отец Окладникова погиб в камере на ледоколе «Ангара», в котором теперь музей. Учиться ему было трудно. Но он преодолел всё. Интуицией обладал неимоверной. В изучении древних могильников поражал всех. На поверхности ничего. Топнул ногой – тут могильник. Раскопали – есть. У него было удивительное чутьё и научное предвидение.
Несколько иркутских учёных защитили диссертации под его руководством. Он относился к иркутянам по-особому. Потому что он сам отсюда. По следам его научных исследований пошла его дочь – Елена Окладникова. Её тема – «Древние цивилизации Северной Америки».
Сегодня появились другие подходы к материалу в археологической науке. И о них профессор ИГУ пообещал поговорить в других встречах.
В последнее время стала незаслуженно забываться роль Окладникова. Но его имя вопреки всему останется в науке навечно.
Следующей выступающей была Мария Анатольевна Байбородина – очень молодой сотрудник Иркутского областного краеведческого музея. Она не только рассказала о том, какие материалы и фотографии находятся у них, в конце своей беседы выложила на стол и дала потрогать ребятам древние находки археологов – наконечники копий, древние каменные ножи, тесло и другие древние приспособления.
А. П. Окладников был в своё время заведующим этнографическим и антирелигиозным отделами музея. Мария рассказала о загадках в биографии учёного. Отметила, что согласно исследованиям по изучению наследия Окладникова у него были необычная трудоспособность и плодовитость его научных идей. И ещё – дар открытий. И размах в этом деле был огромный, и диапазон исторический – очень большой. Особый подход к науке. И главная его заслуга – он упорядочил и дополнил археологическую периодизацию исторических находок Восточной Сибири.
В заключении встречи выступил иркутский журналист Владимир Ходий.
Имя В. Ходий (псевдоним - В. Херсонский) в областных и центральных газетах появилась еще в 50-х годы 20 века.
Он рассказал об удивительной для него находке. В честь столетнего юбилея газеты «Восточно-сибирская правда» редакция газеты издала книгу. В ней есть страницы об Окладникове, где ему 19 лет. Работники Восточно-Сибирской правды в старых подшивках газеты «Власть труда» нашли три этнографических очерка, написанных Алексеем Окладниковым в таком же возрасте как пришедшие на встречу ребята. И это удивительно: строгое научное мировоззрение, грамотный стиль и научный подход в написании работ в таком юном возрасте.
Очерки «На грани двух культур» и «Фортуна алчущих» больше всего удивили В. Ходия. И он зачитал ребятам текст одного из очерков. О соединении славянской и монгольской культур, происходившей у молодого автора буквально на глазах. И возможно тот текст станет основой для новых научных открытий по поводу того, что есть на самом деле притянутое за уши на русские земли «славянство» и как именно и кем происходила задним числом монголизация Русской Сибири под «чутким руководством» тайных тёмных «копателей» и переделывателей настоящих древнерусских текстов Досибирской Руси.
Вера Козарь, 3.10.2018 г.
Свидетельство о публикации №118100405973