Куда идешь, человек? - 6

Продолжение.
Начало здесь:              http://www.stihi.ru/2017/06/22/10717
                http://www.stihi.ru/2017/06/23/8383
                http://www.stihi.ru/2017/06/26/8363               
                http://www.stihi.ru/2017/10/04/7704
                http://www.stihi.ru/2018/04/05/6772

Все в  нашем  мире двойственно. Всякая вещь, всякое явление  имеет  положительные  и  отрицательные  стороны. И человеку присуща эта двойственность.  Есть  в  каждом из нас  и хорошее, и плохое,  и высокое, и низкое. Причем,  согласно философскому закону, эти противоположности   находятся в постоянной борьбе друг с другом.  Совершенствуясь,   мы постоянно  боремся  со своей низшей природой: ленью, раздражительностью, эгоизмом,  чревоугодием,   страхом,  унынием  и т.д., и т.п.

В идеале,  человек  должен развиваться в борьбе с самим собой, со своим низшим  «я». Покорившему  себя покоряется окружающий мир.   А с другими людьми дружить и сотрудничать.  Представляете, каким  было бы общество, в котором все люди  помогают друг другу,  никто  никого  не осуждает за ошибки, за то, что кто-то знает и умеет  меньше, чем  он сам?

Изначально все люди были созданы равными. Их  развитие  должно было идти  ненасильственным  эволюционным путем. Однако,  разделившись на богатых и бедных,  человечество встало на путь  взрывов и потрясений. 

Господствующие классы, присвоив  материальные богатства,  имели  возможность учиться, развивать  интеллект.  Имея  доступ   к  культурным ценностям,  произведениям искусства,  они также  присвоили   себе    возможность  правильного  духовно-культурного развития.  Простой  народ  был   лишен  такой  возможности.  Ему была отведена роль  рабочего скота  для  обслуживания   господ. Скота,  терпящего любой произвол  от своих  хозяев.

В  произведениях  мировой литературы  находим  множество свидетельств  такого вопиющего нарушения Божественного Плана.  Об этом писали  русские писатели:  Достоевский, Пушкин, Тургенев, Радищев, Толстой, Некрасов… Вот примеры:

"Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…"
 (А.С.Пушкин, Деревня)

"Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь.  Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме..."

(А.Н.Радищев. Путешествие  из Петербурга в Москву. Пешки.)
 

Среди лучших представителей  русского дворянства и  интеллигенции  были  те, кто, понимая  весь ужас  такого беззакония,  пытались  взывать  к  совести и милосердию  господствующих   классов.  Но они объявлялись неблагонадежными.  За такие  убеждения  можно было угодить в тюрьму  и  на каторгу,  впасть  в царскую немилость.   Не желали  верхи   поступаться  своим  привилегированным  положением, не  желали  равенства  с  низами.

Эксплуатация  усиливалась,   недовольство народа нарастало,  а  когда  оно  достигало критической массы,  происходили революции.  Возникавшие  время от времени  большие и малые  народные восстания  и были попытками  таких революций.  Все они  жестоко подавлялись. Но одну  революцию  подавить не удалось. И  была это Великая Октябрьская Социалистическая революция.

Сейчас существует  много спекуляций  на тему насилия, творимого  «чернью»   в отношении   своих   господ  во время революции и гражданской войны.  Да, было насилие, жестокость, варварство, бескультурье. Но откуда  взяться  благородному воспитанию,  если народ  был на положении рабочего скота?  Никто не обучал «быдло» высоким материям.

Можно ли было  добиться  справедливости и равноправия  путем переговоров? Такая попытка была. 9 января  1905 года  жители  Санкт-Петербурга разных сословий, без оружия, с  царскими портретами  и хоругвями пришли  к  государю Николаю  Второму искать правды и защиты от произвола чиновников  и  капиталистов*.  И эта мирная  демонстрация была расстреляна.   Кровавое  воскресенье   стало пусковым механизмом  для последующих революционных  событий.

Назначение  революции  –  разрушение старого  порядка.  И, в высшем смысле, она  законна.  Насилие, которое  верхи  творили в отношении низов, возвращается  к ним  как неизбежное следствие порожденных  ими  же, верхами, причин. Таковы все революции. Такими были французские революции,  таким было восстание рабов  под  предводительством  Спартака,  такой  была   Великая  Октябрьская.  Закон причинно-следственной  связи  неумолим,  и  действует он  на энергетическом уровне, независимо от того, знаем мы о нем или нет.  Все возвращается и к человеку, и к народу: и хорошее, и плохое.

"Весь мир насилья мы разрушим
До основанья,  а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем"…
Сначала разрушение  старого,  а уж потом   строительство нового. Невозможно  на месте разрушенного   моментально  возвести новое. Пока  старое сопротивляется,  строительство нового невозможно. 

Окончилась гражданская война, начался следующий этап социально-культурной революции. А была она именно социально-культурной.   Начался он с  просвещения  народа, воспитания  членов нового общества. Народ потянулся к знаниям. Массово шла ликвидация   неграмотности. За парты сели взрослые и дети.  Чтение стало любимым занятием  народа. Книги открывали новый мир: неведомые  страны,  высокие  чувства, благородные поступки,  подвиги  героев и многое, многое другое. Книги стали учителями  советских людей, особенно детей и молодежи.

Еще не было ни радио, ни телевидения. Но были песни.  С песней и невиданным энтузиазмом,  вопреки  трудностям  и лишениям,   создавались  материальная  и духовно-культурная основы новой страны.   Появились первые  советские  поэты и прозаики,  композиторы, певцы, музыканты, художники, кинематографисты. 

Трудящиеся  других стран  с интересом и симпатией следили за успехами  молодого государства рабочих и крестьян. Это очень не нравилось их хозяевам, опасавшимся  за свои богатства. Тем более,  что на будущее  провозглашалась  мировая революция. Гитлер,  возжелавший расширить жизненное пространство Германии, попутно  захотел  уничтожить   и  коммунизм в самом его зачатке.

Всего  девятнадцать  лет прошло после окончания гражданской войны,  когда  началась  Великая Отечественная.  Небольшой срок, но за эти годы было сделано много хорошего. Было  и плохое, но  это было только  начало переходного периода созидания.  Все было внове. Не  хватало опыта  и  знаний.  Учиться приходилось на своих ошибках. К тому же, были еще  скрытые   и  явные враги  внутри страны  и за границей,  вредящие молодой стране советов.  Но была великая цель – построение коммунизма,  самого справедливого общества  мира, труда, равенства и братства.  И люди это понимали. Поэтому, защищая Отечество, они защищали  и  свое  светлое будущее.   

О том, какие испытания выпали  на долю нашей Родины  во время Великой Отечественной войны,  написаны  книги, сняты фильмы.  Общее  несчастье  послужило  небывалому единению народа и проявило его лучшие черты: героизм,  жертвенность,  милосердие,  бескорыстие …
К станкам  встали  женщины, старики  и дети,  даже в блокадном Ленинграде, в голоде и холоде.  На их плечах  была вся военная промышленность.    Сами голодные, крестьяне, - тоже женщины, старики и дети, - все отдавали фронту.  О себе не думали. Думали о победе для всех и  делали все для нее.  Все, что могли, на пределе напряжения,   Потому и победили.

И в этом аду жило искусство. Песни, стихи, музыка, кино  объединяли  людей, спасали  их души. Между боями, в минуты  отдыха, солдаты, затаив дыхание,  слушали  истории  героев  книг,  которые  пересказывали   те,   кому посчастливилось  их  читать. Не забудем, что  тогда  еще многие были  неграмотны  или  едва умели читать и писать.

Этот дух единства    и радость победы  помогли   восстановить,  а чаще заново построить  города и  сёла, заводы и фабрики.  Потому что  все  составляющие  правильного воспитания  человека  были. Кто-то скажет: нет, не все, - не было религии. И будет прав. Только  вот какая штука: религии  не было, а божья помощь была. И в войну, и после войны.   Иначе германская военная машина,  подчинившая  всю  Европу,  легко смела бы    сопротивление  страны, едва  оправившейся  от  разрухи  после  гражданской войны,   с   полуграмотным  населением.  А после   Великой Отечественной  другие  желающие  не дали  бы  от нее оправиться.   

Да, официально  религия  отрицалась. Но за  столь  короткий срок, какой  прошел  со времени  революции,   невозможно   искоренить веру  в тех,  в   ком  она была.  Веру  искреннюю,  сформировавшую  нравственную  основу  народа.   А на фронте  безбожников не было. Да и в тылу тоже.  Когда вокруг ужас, кровь  и  тьма, остается один выход  -  кверху.  Иллюзии исчезают,  видится  главное. 

Понимал  это  и Сталин. Вспомним  облёт  самолёта   вокруг  Москвы  с  иконой  Казанской  Божьей  Матери  на  борту,   когда  враг  подбирался  к столице.  И  ее отстояли. А  в  Кремле  была  тайная  комната  с алтарем,   в  которой  сам   Сталин   горячо  молился  о победе. Не для себя,  для  всего  народа. 

Богу   нужны  от  нас  не  обряды,  а   исполнение   Его  заповедей.   Не  рабы нужны, а сыновья и дочери, из которых  Он хочет  вырастить  настоящих людей. И помощь  была,  потому что развитие шло правильным путем.  Были  заботы об общем благе,   была самоотверженность  во имя  общего  блага.  Общинность,  основа  будущего единого  братства,   прорастала  из  общих бед,  общих трудов,   общих  целей. 

            Продолжение:
            http://www.stihi.ru/2018/10/04/5166

____________________________________


*Петиция рабочих и жителей Петербурга  для подачи Николаю II  9 января 1905 г.:  http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/jan1905.html

     Выверено  по  изданию:  Государство  российское:  власть  и
общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник  документов.
Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996.
________________________________________
               
     Государь!               
     Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга  разных  сословий,
наши жены,  и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе,
государь,  искать правды и защиты.  Мы  обнищали,  нас  угнетают,
обременяют  непосильным  трудом,  над нами надругаются,  в нас не
признают людей,  к нам относятся  как  к  рабам,  которые  должны
терпеть  свою  горькую  участь  и молчать.  Мы и терпели,  но нас
толкают все дальше в омут нищеты,  бесправия  и  невежества,  нас
душат  деспотизм  и  произвол,  и мы задыхаемся.  Нет больше сил,
государь.  Настал предел терпению.  Для нас пришел  тот  страшный
момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
     И вот  мы  бросили  работу и заявили нашим хозяевам,  что не
начнем работать,  пока они не исполнят наших  требований.  Мы  не
многого  просили,  мы  желали только того,  без чего не жизнь,  а
каторга,  вечная мука.  Первая  наша  просьба  была,  чтобы  наши
хозяева  вместе  с  нами  обсудили  наши  нужды.  Но  в  этом нам
отказали,  – нам отказали в праве говорить о  наших  нуждах,  что
такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались
наши  просьбы:  уменьшить  число  рабочих  часов  до  8  в  день;
устанавливать  цену  на  нашу  работу  вместе  с  нами и с нашего
согласия;   рассматривать    наши    недоразумения    с    низшей
администрацией  заводов;  увеличить чернорабочим и женщинам плату
за их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы; лечить
нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы
в них можно было работать,  а не находить там смерть от  страшных
сквозняков, дождя и снега.
     Все оказалось,  по  мнению наших хозяев и фабрично-заводской   252
администрации,   противозаконно,   всякая    наша    просьба    –
преступление,  а наше желание улучшить наше положение – дерзость,
оскорбительная для них.
     Государь, нас здесь многие тысячи,  и все это люди только по
виду,  только  по  наружности,  –  в действительности же за нами,
равно как и за  всем  русским  народом,  не  признают  ни  одного
человеческого права,  ни даже права говорить, думать, собираться,
обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас
поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с
их помощью, при их содействии.
     Всякого из  нас,  кто  осмелится  поднять  голос  в   защиту
интересов рабочего класса и народа,  бросают в тюрьму, отправляют
в ссылку.  Карают,  как за преступление,  за  доброе  сердце,  за
отзывчивую  душу.  Пожалеть  забитого,  бесправного,  измученного
человека –  значит  совершить  тяжкое  преступление.  Весь  народ
рабочий    и    крестьяне   отданы   на   произвол   чиновничьего
правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно
не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти
интересы.  Чиновничье  правительство  довело  страну  до  полного
разорения,  навлекло  на нее позорную войну и все дальше и дальше
ведет Россию к гибели.  Мы,  рабочие и народ,  не имеем  никакого
голоса  в расходовании взимаемых с нас огромных поборов.  Мы даже
не знаем,  куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа,
уходят.   Народ   лишен   возможности   выражать   свои  желания,
требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.
Рабочие  лишены  возможности  организовываться в союзы для защиты
своих интересов.

     Государь! Разве это согласно с божескими законами,  милостью
которых ты царствуешь?  И разве можно жить при таких законах?  Не
лучше ли умереть,  – умереть  всем  нам,  трудящимся  людям  всей
России?  Пусть  живут  и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры
рабочего класса и чиновники –  казнокрады  и  грабители  русского
народа.  Вот,  что  стоит  перед нами,  государь,  и это-то нас и
собрало к стенам твоего дворца.  Тут мы ищем последнего спасения.
Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия,
нищеты и невежества,  дай ему  возможность  самому  вершить  свою
судьбу,  сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену
между тобой и твоим народом,  и пусть он правит страной вместе  с
тобой.  Ведь  ты  поставлен  на  счастье  народу,  а  это счастье
чиновники вырывают у нас  из  рук,  к  нам  оно  не  доходит,  мы
получаем только горе и унижение.  Взгляни без гнева,  внимательно
на наши просьбы:  они направлены не ко злу,  а к добру,  как  для
нас,  так  и  для тебя,  государь!  Не дерзость в нас говорит,  а
сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.
Россия   слишком   велика,   нужды   ее  слишком  многообразны  и
многочисленны,  чтобы  одни   чиновники   могли   управлять   ею.   
Необходимо  народное  представительство,  необходимо,  чтобы  сам
народ помогал себе и управлял собой.  Ведь ему только и  известны
истинные его нужды.  Не отталкивай его помощь, повели немедленно,
сейчас же призвать представителей земли русской от всех  классов,
от всех сословий,  представителей и от рабочих. Пусть тут будет и
капиталист,  и рабочий,  и чиновник,  и священник,  и  доктор,  и
учитель,  –  пусть  все,  кто  бы  они  ни  были,  изберут  своих
представителей.  Пусть каждый будет  равен  и  свободен  в  праве
избрания,  –  и  для  этого повели,  чтобы выборы в Учредительное
собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи
голосов.
     Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все,
это главный и единственный пластырь для наших  больных  ран,  без
которого  эти  раны  сильно будут сочиться и быстро двигать нас к
смерти.
     Но одна мера все же не может залечить наших ран.  Необходимы
еще  и  другие,  и  мы прямо и открыто,  как отцу,  говорим тебе,
госудаоь, о них от лица всего трудящегося класса России.
     Необходимы:
     I. Меры против невежества и бесправия русского народа.
     1) Немедленное освобождение и возвращение всех  пострадавших
за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские
беспорядки.
     2) Немедленное  объявление  свободы   и   неприкосновенности
личности,   свободы  слова,  печати,  свободы  собраний,  свободы
совести в деле религии.
     3) Общее   и   обязательное    народное    образование    на
государственный счет.
     4) Ответственность   министров   перед  народом  и  гарантии
законности правления.
     5) Равенство перед законом всех без исключения.
     6) Отделение церкви от государства.
     II. Меры против нищеты народной.
     1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным
подоходным налогом.
     2) Отмена  выкупных  платежей,  дешевый кредит и постепенная
передача земли народу.
     3) Исполнение заказов  военного  морского  ведомства  должно
быть в России, а не за границей.
     4) Прекращение войны по воле народа.
     III. Меры против гнета капитала над трудом.
     1) Отмена института фабричных инспекторов.
     2) Учреждение  при  заводах  и  фабриках постоянных комиссий
выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали
бы все претензии отдельных рабочих.  Увольнение рабочего не может   254
состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
     3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных
рабочих союзов – немедленно.
     4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
     5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.
     6) Нормальная заработная плата – немедленно.
     7) Непременное  участие  представителей  рабочих  классов  в
выработке законопроекта о государственном страховании  рабочих  –
немедленно.
     Вот, государь,  наши  главные нужды,  с которыми мы пришли к
тебе;  лишь при удовлетворении  их  возможно  освобождение  нашей
Родины  от  рабства и нищеты,  возможно ее процветание,  возможно
рабочим организоваться  для  защиты  своих  интересов  от  наглой
эксплуатации   капиталистов   и   грабящего   и   душащего  народ
чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты
сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в
сердцах наших и наших потомков на вечные времена,  а не повелишь,
не отзовешься на нашу мольбу,  – мы умрем здесь, на этой площади,
перед твоим дворцом.  Нам некуда больше идти  и  незачем.  У  нас
только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...






 


Рецензии
Здравствуйте Татьяна! Полностью согласна с каждым вашим словом и благодарю за ваш труд на воспитание людей в духовном плане. А Николая второго я тоже не считаю святым, карма воздала ему по справедливости за гибель людей в первую мировую. Успехов вам в дальнейших трудах и помогай вам Владыка. С сердечным теплом М А И

Малышева Александра   30.05.2023 22:13     Заявить о нарушении
Cпасибо за понимание и поддержку, дорогая Александра!

Татьяна Сердюк   31.05.2023 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.