Звуки на службе у человека -3
Да и не только – у человека. У всего животного мира по своему специфично.
Но мы поговорим о звуках в отношении Человека, т.е. – людей.
Закончив мыслью творить, мы изложим сотворённое на бумаге и назовём ныне это – чертежом, проектом, оригинал – макетом. Потрём удовлетворённо руки и вдохновенно скажем: «Всё!» Или – «О, кей!» «Готово!» Или – просто: «Уффф!»
Так и тогда, в далёкие времена, когда наш первобытный человек, не владевший ещё такою речью, какою сегодня - мы, оказавшись, например, по горло в воде ручья, наверно, от неожиданности раскрыл рот и выкрикнул какой-то звук, типа – а-а-а! Или – визга. А, выбравшись благополучно на берег, тоже на радостях, может, крикнул или почти выдохнул, типа, какого-нибудь: «Ёк!» Или – «гут!», «ахчи!»
Точно так же, как делает и по сию пору не владеющий ещё речью ребёнок, реагируя на капли дождя, ожог, падение, удар и прочие раздражители...
Как и животные в аналогичных случаях издают визг, лай, фырк, кудкудах и т.п.
Все эти «выкрики» - реакция на внутренний или внешний раздражитель тела и психику, как у человека, так и у животных, бегающих, летающих, плавающих, повторяясь при аналогичных случаях, закреплялись как звуковые сигналы: боли, опасности, тревоги и т.д. Или наоборот – радости, удовлетворённости, удовольствия.
И точно так же с накоплением жизненного опыта, образов состояния, эмоций, накоплялись в памяти человека и соответствующие им представительные образы звуков, и образы реагирования на звуки.
Образы реагирования «диктовали» действие, поведение существа – реакцию.
Реакция, разумеется, была и остаётся разной и по типу-способу - форме, и по времени – или молниеносной, или – чуть замедленнее, требуя размышления, уточнения, выбора из памяти дополнительных образов представления по ситуации, дабы точнее среагировать.
Взаимосвязь между образом представления (как предметным, так и звуковым) и реакцией на него организма может происходить в секунды.
Этот путь от раздражителя к возникновению мысленного образа представления и от него – к действию реагирования ныне называют – рефлекторной дугой.
А саму реакцию за её мгновенность – инстинктом. Мол, ребёнок, одёрнул руку от огня потому, что сработал, якобы заложенный Природой инстинкт самосохранения.
Повторяю: если бы этот (или любой) инстинкт был кем-то «заложен» ребёнку в утробный период или сразу при появлении на свет, то он бы, этот «заложенный инстинкт самосохранения», «сработал» сразу, как только ребёнок начал тянуть руку к огню, т. е. – «приказал» бы «самосохраниться»!
Однако, если по близости не окажется никого, чтобы предостеречь малыша – он сунет руку в огонь! Сунет! И в рот сунет красный перец! И выпьет пузырёк с касторкой, допустим!
Почему же «инстинкт самосохранения» не предупреждает, «молчит»? Потому, что его на данный момент у ребёнка ещё нет! Нет ещё в памяти ребёнка Образа огня, горечи перца, образа боли от него и образа реагирования организма на инцидент.
Основной Образ памяти и ассоциативные с ним образы состояний не «сработали» - их в памяти малыша ещё нет, если он сунул руку в огонь, укусил перец, выпил касторку.
«Мышления» в данный момент посредством образов представления не получилось.
Не было приобретённого и зафиксированного на этот случай жизненного опыта, не произошла и должная реакция на него.
Вот эту реакцию, на уже видимое и пережитое, точнее и правильнее надо назвать приобретённым рефлексом, чем «урождённым инстинктом».
Всё ощущенное, прочувствованное, видимое, слышимое – есть жизненный опыт, образы которого и образы реакции на них зафиксированы в памяти.
Нет какого-то жизненного опыта – нет в памяти и Образов его. И тогда на вопрос, типа, как быть и что делать в какой-то ситуации, человек, пожав плечами, отвечает: «Не знаю. Ничего не могу придумать!»
Да – он прав: ему «думать», размышлять НЕЧЕМ – в его памяти аналогичных Образов нет, и он не может себе представить ситуацию, не может Образно представить и «спроектировать» при помощи образов представления выход из ситуации.
Образов представления нет потому, что не было в жизни его такого опыта. Но проблема требует решения, и он пойдёт «окольным» путём. Например, путём расспроса других, имеющий аналогичный опыт, а значит и мысленные образы представления, как они вышли из данной ситуации. Или будет вспоминать аналогичные случаи из прочитанных книг, или обратится к поиску ответа на ресурсах Интернета.
Так? Конечно! А где ж инстинкт, даденный свыше, «урождённый»? НЕТУ!
Точно так же поступает и человек при отсутствии Образа какого-то звука в его памяти. Если слышит ВПЕРВЫЕ звук или сочетание звуков – он абсолютно не знает их смыслового значения – нет в памяти ни Образа звука, ни ситуативных с ним образов, ни образа собственной реакции на него.
Почему, шут побери, инстинкт не подскажет, когда мы ломаем до боли головы, силясь понять, что такое «баклуши» в пословице: «бить баклыши»?
Даааа! Да! Общий смысл вроде улавливаем – мол, ничего не делать, но что такое «баклуши» не знаем! Потому, что в памяти нашего мозга нет Образа представления этих «баклуш»! Мы их ни разу не видели! Не слышали, не кушали, не щупали, не нюхали - т.е. не "соприкоснулись" с этими "баклушами" ни одним ни из пяти, ни из девяти своих "органов чувств".
А звуковые ОБРАЗЫ всегда ассоциируются с образами предметными, вещественными, с образами состояния, настроения, эмоциями, действиями и так далее. В отдельности или в купе их.
Очень яркий, убедительный тому ещё один неоспоримый пример - незнание чужого языка. Немецкого ли, арабского ли – стоишь среди окружающих тебя людей, слышишь их разговор или - обращение к тебе, и абсолютно никак не реагируешь, потому, что ничего не понимаешь.
Ибо нет в памяти твоей Образов звуков этой, иностранной речи, не было возможности, жизненного опыта усвоить их произношение и всех образов, которые эти звуки, сочетание звуков (слова) обозначают в жизни.
Мгновенно загрузить в память образы всех звуков чужой речи и всего, что они обозначают в жизни – невозможно, нельзя.
Ибо звуковые образы даже «родного языка», и образы обозначаемого ими в жизни, и образы реакции на них - в памяти закреплялись, накоплялись постепенно – месяцами, годами.
Что же касается Человечества, то его звуковые образы и образы, ассоциирующееся с ними по значению, и образы реакции человека на них закреплялись, накоплялись, возможно, тысячелетиями, формируя целую систему звуковых сигналов, звуковых единиц, ныне называемых - речью.
Разумеется, она на той, самой-самой ранней, стадии состояла в основном из отдельных звуков или дифтонгов, типа, нынешних английского – «вау!», или наших русских – ай, ой, фу, ох, цыц, кыш...
Изначально, формируясь, сигнальная звуковая система - речь, при которой порой один звук мог означать как простое понятие (деталь, вещь, предмет), так и сложное (факт, состояние, действие, – причины – течение – следствие), вызывая в мозгу основной звуковой Образ, «вызывал» тут же серию ассоциативных образов, как кадры в кино.
Вот такая, приблизительно, изначально система звуковых сигналов и стояла у истоков нашей с вами нынешней речи, называемой ныне – орудием общения или – второй сигнальной системой.
Давайте-ка ещё немного порассуждаем о той, стоящей у истоков формирующейся человеческой звуковой сигнальной системе.
Да – человеческой. Ибо речь о звуковой сигнальной системе животных заслуживает отдельного разговора, мы, пока, о нём помолчим.
Итак, о человеческой звуковой сигнальной системе.
Как всё - таки она формировалась? За счёт каких звуков? Откуда Человек их «черпал»? Получал ли человек сразу вместе со звуками их смысловое значение? Так сказать – инстинктивно, сразу Богом данное понятие смысла звуков, речи?
Или сам придавал каждому особому звуку или сочетанию звуков какое-то особое смысловое значение?
От чего отталкивался в своём выборе, на что ориентировался? Все звуки сразу были даны Богом или человек их сам производил? Как?
К сожалению, наши далёкие – далёкие предки той глубокой старины не оставили ответов на эти и многие аналогичные вопросы последующим поколениям, в т.ч. и нам, современным их потомкам. Не оставили никакой информации – ни на древесине, ни на камне, ни на бумаге, ни на компакт-диске, ни на флешке – не было тогда у них ещё такой возможности.
О своём быте – охоте на зверей, земледелии, скотоводстве, гончарном деле и других видах деятельности память оставили способом начертания картин острым предметом на гладкой скале, а вот о формировании речи – не оставили.
А возможно и оставляли на каком-нибудь примитивном носители, да время, миллионнолетнее, их не пощадило.
И что ж – информация о формировании и развитии речи, называемой ныне второй сигнальной системой, от изначальных истоков потеряна навсегда?
Нет, не совсем. То, что не пощадило время - сохранила Природа. В том числе и в самом человеке. Ведь он же - часть её. Особенно в период - от рождения, до свободного владения речью, как орудием общения. Для понимания этой информации надо просто внимательно уметь наблюдать.
Наблюдая, можно придти к выводу, каким путём человек производит звуки: «механически», подражательно или – обдуманно, сознательно.
Первые два пути воспроизведения звуков и до сих пор характерны для человеческого дитя от его рождения до, в основном, 7 летнего возраста.
Вот эти все его - а-а-а, кхе-кхе, ыыы, визги, хныки, плачи и всё, что « вырывается» из его ротовой полости или носовой, как и отхождение газов (отрыжка, икота, пуканье) происходят как бы "механически".
И все эти «кхеки», хныки, икоты, пуки ребёнок слышит и запоминает. А первый раз даже в его раскрытых глазах – настороженность, и даже с оттенком страха, мол, что же это такое. Потом, после неоднократного повторения икоты, пуков – понимает, что ничего страшного не произойдёт – можно пукать сколько хочешь.
Мудрые мамы помогают ребёнку преодолеть первую настороженную реакцию на этот естественный факт, например, вытерев личико мягким полотенцем и самым успокоительным и ласковым тоном сказав: «Ничего страшного, мой ангелочек, это бывает у всех», и поцеловав в щёчку дитя.
Нет, конечно, дитя не понял смысл сказанного, но его успокоил, снял небольшой стресс, спокойный, ласковый голос мамы. А поцелуй помог ему «убедиться» в спокойствии через ощущение ласкового прикосновения маминых губ.
Так же и с пуком. Услышав впервые эти звуки, ребёнок так же настораживается, будто спрашивает себя – что это такое?
Мудрые мама или папа, поглаживая дитя по попке, по животику, любезно улыбаясь, как бы спросят: «Сыночек пукнул? Надо же! Давай ещё разок пукни, малыш, легче станет», и если при вздутии животика пук тут же повторится, а мама расхохочется при этом и поцелует малыша – на его личике тоже появится улыбка, а во взгляде напряжение непонимания сменится на приятное довольство.
Стоп! Мы тут, пожалуй затронули уже тему формирования здоровой психики с самого раннего детства, о чём требуется иной разговор в особой статье.
Вернёмся к теме. Эти и аналогичные звуки производятся как бы «механически»
А вот в образовании звуков подражательным путём принимают участие и органы слуха. Благодаря им, ребёнок, да и взрослый, слышит какой-то звук и старается его повторить. Например, дитя подражая кошке, произносит «мяу» - «мяву». Подражая корове, произносит – «мууу», «му-му». Подражая собачке – «тяв-тяв» или «ррррыыыы». Машине – «ту-туууу», «пи-пиии». Подражая речи взрослых людей, тоже стараются повторить. Но в силу ещё не приобретших полных возможностей органов речи, многие слова произносят не чётко, с искажением звуков, типа: «каса» – вместо – каша, «лыба» – рыба, «мамаёт» - самолёт. Иногда, не зная или не желая произносить трудное слово, сами придумывают название предмета, типа – «тыр-тыр» - самокат...
Вот почему родителям и родным, как и воспитателям в детских учреждениях и учителям надо самим произносить слова чётко, правильно, хорошо слышимо, раздельно, не сливая в единый булькающий поток, да ещё и преимущественно с сонорными (глотая последние слоги, да ещё и себе под нос, и «гундяво» – жуть!).
Вот так же «механически» «образовывали» звуки и наши далёкие, ооочень далёкие предки. От личных ощущений до подражаний окружающему их миру.
Немножко разделим – миру Природы и миру животных, хотя это всё, как и сам человек, относится к миру Природы.
Раскаты грома, шум крон деревьев, шорох камыша и мышки под листвой, шелест птичьих крыльев или травы под дуновением ветра, журчание ручья и потоков с гор, плеск волн морских, гул просыпающихся вулканов, стук копыт лошадей, скрипы надломленных деревьев, свист натянутой былинки на ветру – всё улавливало человеческое ухо, всему подражая, хотелось изобразить голосом.
И тем более – лай волков, шакалов иль лис, рык тигра или льва, трубный призывной голос слона, рёв разъярённого быка, ржание коней, кваканье ли лягушек, писк мышки, чириканье воробья или клёкот орла – всё улавливало ухо человека, всё хотелось повторить голосом.
Повторить, наблюдая и понимая, запоминая и познавая мир видимый, слышимый, обоняемый и осязаемый.
В результате наблюдений замечалось, что, например, одна и та же собака издаёт разные, определённые звуки в определённый момент в определённых условия и при определённом её внутреннем физическом или психологическом состоянии: при злости – рычит, громко лает, при игре или радости – кратко скулит, при просьбе на выгул, чтоб быстрее «облегчится», скулит протяжно, как просит. Так же и когда голодная и просит еды. Ещё грустнее и печальнее слабо попискивает, поскуливает она, когда ощущает боль от раны или от болезни, будто жалуясь, будто прося сочувствия и помощи.
И при этом весь вид её и взор глаз выражают печаль, страдание, муки.
Видя животное в таком состоянии, человек, благодаря первой сигнальной системе – мыслить Образами - сравнивая и сопоставляя со своими страданиями в аналогичном случае – понимает состояние животного и как-то старается облегчить.
Вторая же сигнальная система, даже, если он не видит вообще животное, но слышит эти звуки, даст СИГНАЛ человеку, проинформирует его о состоянии животного – разъярено ли оно в злости почему-то, или призывает о помощи или физически страдает. И так же побудит его или подальше от опасности убраться, или поспешить на помощь.
Но органы образования речи человека отличаются от образующих звуки органов остальных животных. У людей они универсальнее. Поэтому и артикуляция иная.
Однако, не смотря на универсальность органов речи, человек, подражая, не способен точно повторить ни журчание ручья, ни раскаты грома, ни лай той же собаки. За исключением очень редких имитаторов звуков птиц или животных.
Но речь не об единичных исключениях, а о всеобщих закономерностях способов формирования человеческой звуковой речи, т.е. – второй сигнальной системе, её как «психологической», так и «физической» роли в жизни человека.
Как видим из примеров – человек, усваивая звуки и откладывая эти ЗВУКОВЫЕ уже ОБРАЗЫ в своей памяти, одновременно запоминал и откладывал образы предметов, явлений, существ, производивших эти звуки.
И даже более – обстановку, действие и состояние производителей этих звуков в момент наблюдения, типа – звуки собаки, весело играющей с щенком, и звуки той же собаки, страдающей от отравления какой-то пищей или – от чумы.
По мере накопления в памяти человека этих ЗВУКОВЫХ образов, они становились для него более «удобными» звуками СИГНАЛАМИ, мгновенно информирующими о каком-то определённом факте, событии, и тут же определяющих реакцию человека на них – состояние, поведение, поступок – действие. Типа – не бойся, или – прячься, беги, возьми камень или дубину в руки, и т.д.
Услышав раскаты грома, человек уже получил звуковую информацию. Которая в его памяти мигом вызвала целый ряд ассоциативных Образных представлений – холод дождя, град, ветрище, да ещё и стрела молнии, которая может расколоть дерево, убить зверя или человека.
Целая гамма Образов представлений и чувств во взаимной последовательности мигом, картиной, мысленно предстала в его мозгу, предопределяя его действие.
И на каком-то этапе эволюции среди этой целой гаммы взаимосвязанных Образов представления Звуковой Образ возымеет преимущество, как более эффективный по скорости и важности СИГНАЛ к действию.
Ни образ чёрной, «клокастой», как определяет в своей поэзии Лея Рита суровость грозовой тучи, ни порывы ветра, которые могут разогнать эту тучу, а именно Образ Звука, звуковой сигнал возымел решающее действие на человека.
Так с накоплением звуковых образов в результате наблюдений, переживаний – жизненного опыта на ряду с уже сложившейся системой Образных представлений, посредством которых Человек мыслил и творил, получал сигналы извне об окружающем мире и изнутри - о себе и реагировал на них, то есть – на ряду с уже существующей ПЕРВОЙ СИГНАЛЬНОЙ системой образных представлений, формируется как бы ВТОРИЧНА СИГНАЛЬНАЯ система – РЕЧЬ.
И наступит то время, когда вторая сигнальная система – речь – настолько усовершенствуется и станет эффективнее, удобнее для Человека, что станет преимущественнее первой, которая, как мы уже подробно сказали выше – совсем не исчезнет из человеческих возможностей.
Со временем настанет в эволюции человека и такой период, когда наравне с «механическим» и «подражательным» путями формирования речи начнёт функционировать и в последствии возобладает путь «обдуманно-сознательный».
Предположительно, по мнению автора статьи, этот путь начнётся с овладения Человеком переносным смыслом. С умения Человека абстрагировать понятия.
Это, например, когда под мысленным Образом скрипа сухого, треснувшего старого накренившегося дерева, зафиксированного в его памяти, человек, в результате наблюдений и сравнений, сопоставит сгорбившегося от старости человека и скажет о нём: «Он от старости согнулся и еле скрипит!»
Когда Человек о человеке, постоянно убегающем от любой опасности или трудной ситуации, вместо того, чтобы как-то разрешить её, скажет: «Заяц!».
Или о том, кто ведёт себя тихо, незаметно, но исподтишка жалит, кусает, как ползучая змея, так и скажет: «Змея подколодная!». А о смелом: «Орёл! Сокол!»
Когда о своём состоянии скажет: «Аж мороз по коже!». Или при полном здравии заявит: «Больно! Больно и невыносимо – горько!», хотя ничего горького не ел.
Или наоборот – свойственное человеку перенесёт на предметы, явления Природы: солнце зашло, дождь идёт, время бежит; ветер – злой, вечер насупил брови, солнышко в небе смеётся...
И так ежедневно, в быту, и в поэзии. Вспомним строки Федора Тютчева:
Зима не даром злится –
Прошла её пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон...
Абстракция, переносный смысл, олицетворение... Целая картина изображена звуковыми образами – словами не с прямым, а с переносным смыслом.
А ведь и этот процесс начинался с осмысления роли единичного звука, типа: а, е, в, у, т, и т.д. – в их прямом, косвенном, переносном значении.
Долгий, очень долгий процесс формирования звуковой речи и её роли в жизни Человека.
Был и такой, насколько длительно – неизвестно - период, когда человек даже одним звуком что- то выражал.
Например, звуком – а - выражался видимый простор, бесконечность – ааааа...
И положение органов речи – открытое, и звук льётся свободно, долго...
Звуком – о- конечно обозначалась ограниченная территория, близкого окружения. И положение губ как бы имитировало окружность, ограничив простор – а-.
Не с той ли далёкой поры нашего праязыка сохранился корневой звук, несущий основной смысл в словах – Округ, Окружность, Около, Околица?
Орган зрения – глаз – по форме какой? Овальный. Как губами изобразить форму? Да, овал. И попытаться при этой постановке губ произнести звук. Получится уже не –А-, а – О-. Один - О - и другой - О– одинаковые. Куда одно О повернёшь, туда поворачивается и второе – О.
-О- к -О- и получаем сочетание звуков, звуковую оболочку, слово, обозначающее - орган зрения – глаз – ОКО. Око – за око, зуб – за зуб.
Око в украинском языке и сегодня – око, т.е. – орган зрения. А во множественном числе – очи. Чередование согласных – к-ч.
В русском языке говорят – глаз, глаза. Однако в словах: окулист, околица, даже в диалектном – околесица – использовано украинское – ОКО.
Как и А. С. Пушкин: «Унылая пора / Очей очарование...» Видите – «очей», но не «глазов», не «глаз»! Даже приспособление для улучшения зрения – очки. И украинское – окуляры. В основе слов – око, очи.
Так же сохранился, например, в той же украинской речи ещё один элемент того далёкого языка наших пращуров, о смысловом значении которого мы можем судить по его сегодняшнем смысловом значении и по значению слов, производных от него.
Это звук – Е. В украинской речи обозначает наличие чего-то в реальности, в пространстве.
Напомним: простор везде и всюду – по сторонам, внизу и в верху, до бесконечности – на земли и на небесах обозначался звуком –ААА-...
Так вот –Е- означало то (тогда и сейчас в украинском языке), что означают ныне слова-глаголы в русском – ЕСТЬ, и в немцком – ist. То есть ГЛАГОЛ, обозначающий то, что, действительно ЕСТЬ в пространстве: Е в А.
Получаем слово – ЕВА, которое в современном еврейском языке означает – ЖИЗНЬ. То есть не только существующее, но ещё и как бы биологически живое. Или поддерживающее ЖИЗНЬ. Например – ЕДА. То, что можно Есть, чтоб поддержать процесс жизни.
Е ЕДА, ЕСТЬ - ЕВА (ЖИЗНЬ)!
И даже – Естество – целый ряд производных звуков, где основным, несущим смысловое значение звуком есть древний звук –Е-.
Так сказать – стержень слова, Или по - современному – корень слова.
Да – один звук. Потому, что в те далёкие древние времена он имел смысл, равный нынешнему целому слову, что и подтверждается современным украинским языком, где звук – Е – целое слово-глагол – в переводе на русский, означающий глагол – есть (т.е. – имеется в наличие).
- У тебе е жито? ( У тебя есть, имеется рожь?)
- Да. Е! (Да. Есть.)
Поэтому в словах – есть, еда, Ева, естество, естественный – основным, смыслообразующим корнем является звук – слово - глагол – Е-, сохранившийся до наших дней с той далёкой поры в украинской речи.
Вот, занимаясь таким кропотливым наблюдением, исследованием, сравнением, сопоставлением языков, особенно – родственных, например – группы славянских языков - русский, белорусский, украинский, польский, верхнелужицкий и нижнелужицкий (языки серболужичан), чешский, словацкий, болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский, которые считаются живыми, т.е. на них говорят и в настоящее время, находишь какие-то элементы того прапрапраязыка пращуров, который, казалось бы навсегда исчез, умер, как ныне считаются мёртвыми в этой группе старославянский и полабский.
Именно в результате такого наблюдения, сравнения и сопоставления в течение всей работы, начиная с обучения в университете, пусть не постоянно, пусть урывками, автор этой статьи пришёл к таким выводам, о которых тут и повествует.
И что касается звуков, их роли в жизни далёких предков, в формировании их речи, в речевом мышлении, пришедшем на смену мышлению образами представления, он тоже сделал свои выводы, о которых старался как можно доходчиво поведать массовому читателю и дать начинающим филологам повод, «толчковый» материал, для более глубокого, научного исследования затронутых им тем.
Итак – первоначально звуки, наравне с предметными Образами представления, несли Человеку какую-то информацию, которая так же фиксировалась в его памяти со всеми сопровождающими ситуативными образами. И при повторном аналогичном услышанном звуке - «всплывали» всей гаммой в последовательной связи, побуждая к действию.
Со временем, когда звуковых образов накопилось достаточно, и значение их было уже усвоено настолько, что реакция на звуки протекала в считанные секунды или в доли секунды, Человек и сам научился информировать сородичей о себе и окружающей Природе, о фактах, событиях, состоянии и т.д. тоже посредством звуков.
Теперь к мышлению образами представления прибавляется возможность мыслить звуковыми образами – звуками – словами, усвоив до автоматики их смысловое значение.
Проживая длительно в одной общности людей на одной территории и при одинаковых условиях окружающей среды, с усвоением звуков и их смысловых значений, люди начали делиться информацией посредством звуков, в результате чего вырабатывался, формировался общий запас звуков и понятий, т.е. общая речь сообщества – язык (как орудие общения).
То есть наступало время, когда вместо предупреждающего грозного топания ногой и показа пальцем вытянутой руки, можно было, даже сидя, не вытягивая руки с показательным пальцем, сказать надоевшему собеседнику: «Век, уйди!, или более решительное: «Пошёл вон!»
Когда не надо усиленно махать рукою к себе, а просто крикнуть: «Иди ко мне!»
Но до такой поры, когда Человек приобретёт в процессе жизненного навыка возможность размышлять и общаться посредством слов и словосочетаний, его речь ещё долго будет состоять из простых звукосочетаний и отдельных звуков, которые будут обозначать:
А – простор на земле и на небесах, свобода для перемещения и действий, полёт птицы, позже уже и в переносном значении – полёт мысли, мечты...
И до сих пор звук -А-, пожалуй самый первый звук в «речи» малыша показывающего на всё пальчиком, произнеся это – «А», что одновременно означает и вопрос, мол, что это, и просьбу, мол, дай это. И эти все его «эти» в совокупности означают сущее в пространстве – простор.
В современном языке (уже взрослых) сохранился звук -А-, как уточняющая вопросительная частица:
- Ты придёшь? А?
Как союз противопоставления: «Тучи затянули небо, а дождь не пошёл», «Ты, а не я был там».
Как частицы и междометие: «А-а-а, ну и пусть!», «А-а-а... Да, я вспомнил»... «Ааа, ну раз так, то и ладно.», «А я говорю о тебе», «Аааа!» (при удивлении, испуге).
И как приставка со значением противоположности: моральный – аморальный.
О – простор ограниченный полем ближнего обозрения – в современном смысле: окружность, околица, около, обруч. Позже – опять (т.е. повторно, как бег по кольцу), обратно, один, он, оное...
В современном языке: как междометие – «О, Волга! Колыбель моя»(Н. Некрасов), «О! Мне этих дней не позабыть!», «Оооо, да пусть говорят.», «О! Сколько снегу навалило!»
Как предлог: думать о доме, заботиться о сестре; споткнуться о камень...
Как приставка: ознакомить, опросить, округ, осмыслить, описка...
Как соединительная гласная: БелОруссия, вечнОзелёный, водОвоз, парОход и тд.
И как точно этот звук – О- и поныне придаёт то же древнейшее значение ограниченного чего-то. Уже от первоначального – пространства, к чему-то в переносном смысле. Вот в нашем примере: думать о доме, звук – О – как бы «замыкает» в кольцо всё, что можно думать касающегося дома. Именно – дома, а не звезды или сосны.
Так же и в – думать о сестре – наш нынешний предлог «о» сохраняет то, первоначально значение ограничения, но уже не пространства ( в прямом смысле), а всего того, что касается сестры, а не брата или тёти!
Так же и в «вечнОзеленое дерево», где звук – О- в современном языке считается просто «соединительной гласной», он сохраняет своё изначальное значение окружности, ограничения чего-то, форму или принцип которого можно изобразить положением губ – О -. В нашем случае – цикл времени – год: с января по декабрь дерево зеленеет, не меняя цвет, начинает новый цикл ( круг времени) жизни, оставаясь зелёным. Как по новому аналогичному витку, кругу, замкнутому кольцу годового периода – О-!
Белоруссия - на определённом, каком-то ограниченном пространстве, проживает «белая» - чистая нация русских людей. В основном – русоволосые.
Перечислять тут все звуки:
Е Р
У С
И Т (ТЬ)
В Ф
Г Х
Д Ц
К Ч
Л Ш
М Щ
Н Ю
П Я
и давать толкование их смысловым значениям не входит в цели автора. Но ещё дать несколько примеров сложного процесса образования второй сигнальной системы – речи, хочется тут привести.
Теперь уже о согласных звуках. Хотя бы о – Т – (ТЬ) и – П -. Кратко.
Оба звука в праязыке уже получили полисемию ( многозначимость), которую сохранили , возможно – через миллион лет – до наших дней, и в нашем языке очень продуктивны: от них много производных слов.
Например, основное, главное, стержневое, как самый корень смысла, значение звука – Т – (ТЬ - ведь мы и мягко произносим его, и твёрдо) – можно выразить нынешним словом – СУТЬ.
Первоначальный прямой смысл – всё, во что можно ткнуть пальцем и ощутить.
Дерево, цветы его, плоды, кора – Т-. Вода в ручье, снежинки, дождинки, камень – Т -. Лягушка, рыба, мамонт, бивни мамонта – Т -. Ну и так далее. Даже - вот стою я, а напротив меня другой человек, протянула руку, ткнула пальцем и сказала - Т -. Что говорим и до сего дня: я и ты.
Отсюда и глагол: тыкать пальцем в небо. Тыкать свечки в торт в День рождения.
Между прочим – слово «торт» - это целое предложение в праязыке, типа – Т – тыкать, -О – по кругу, кольцом: Р – радостно; - Тыкать свечи – т-о-р-т.
Или в библии: « 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8. И назвал Бог твердь небом. (Ветхий завет. Бытие. Гл. 1)
ТВЕРДЬ – для нас – слово. Для наших далёких предков – целое предложение, которое можно выразить нашими словами, примерно, так:
Т – твёрдость. Где, в чём? В - Е - в естестве, в жизни. Р – способом разрыва, раздела сделано всё это - Дь – дело.
Твердь, творить, тело, ты, тут, там, так, твое, темя, толико – и ещё целый ряд производных слов, на первый взгляд кажущихся совсем разными, но, по-существу, – однокоренные, и корень их звук - слово – Т – суть.
- Знаешь, давай - по сути. Без лишних слов.
- Вся его говорильня – это отвлекающий маневр. А ты суть дела уловил?
Ты (Ть)- твердь – творить – творчество – творенье – тварь – творец...
Это мы, где-то с лет 7-8 , услышав эти сочетания звуков, звуковые оболочки, воспринимаем их как отдельные слова. Уже используемые людьми давно до нас, и мы их передадим своим детям.
Но нашим пращурам потребовались может сотни, тысячи лет, чтоб усвоить их как слова, ранее воспринимаемые как целые предложения. А потом ещё и абстрагировать, типа, как мы говорим: «Твёрдость Духа. Он – твёрд и в слове, и в деле.»
Можно рассматривать и растолмачивать каждое производное от звука-корня –Т-, но это уже не к чему. И так понятна мысль.
Хочется немного сказать и о звуке – П -. Уж очень он "полисемантичный", «плодовитый» корень, сохранивший свою продуктивность и до наших дней:
Пы – пых – пыхтеть – пыхта - вспыхнуть – пырх – вспырхнуть - пылать – пыль -пышный – пышка – пытать - испытать – пытка – пытливый ...
Пы – пырь – пырять – пырей – пырялка – растопырка – растопырить...
П – пих – пихать – пихнуть – выпихнуть – спихнуть – отпихнуть – запихнуть...
П – пах, пуп, прядь, пятка, пядь, путь, пить, петь, спать, прыгнуть, прыскнуть...
И даже – память. Для далёких предков это не слово, а – предложение.
И особое, очень особое производное от этого звука – корня – ПРА - .
И до ныне, мы уже употребляем в своей речи, слова с этим – пра - : пращуры, праязык, прапрапрабабушки, правда (правда – тоже – целое предложение)...
Но что такое – пра- и как оно образовано?
В словарях современности даётся определение – пра – как приставка.
ПРА... - приставка, обозначающая:
1) отдаленную степень родства по прямой линии (напр., прадед).
2) Изначальность, древность (напр., праязык).
(Большой Энциклопедический словарь. 2000).
Пра- — префикс.
Словообразовательная единица, образующая 1) имена существительные со
значением первоначальности, исконности по отношению к тому, что названо
мотивирующим именем существительным (пранарод, прародина, праславяне,
праязык и т.п.) 2) имена… … (Современный толковый словарь русскогоязыка Ефремовой)
ПРА… Приставка в именах сущ. и прил., обозначающая: 1) последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства, начиная с деда,
бабки, напр. прадед (отец деда, бабушки), прабабушка (мать деда, бабушки)
и т.п., или к потомкам, начиная с внука, напр. правнук, правнучка и т.п.;2) первоначальность, изначальность чего- нибудь, напр. праязык, прародина,
праславяне, праславянский.
(Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940)
.
пра — прист. Образует: 1) существительные со знач. отдалённой степени
прямого родства, напр. прародители, праотец, праматерь, прабабушка,
правнук, праправнук; 2) существительные и прилагательные со значением
первоначальности, древности… … (Толковый словарь Ожегова).
Вариантами этой, якобы, приставки – пра- являются приставки – про-, при-, пре-....
Но кто придумал эти приставки, как и – на-, из-, под-, над- , со-, с- о-, об-, обо-, у-, от- , до -, пред-, по-?
Кто их автор? Назвать автора не может ни один языковед с самой высокой научной степенью, разве что отделаются общей фразой – «народ создал».
А между тем в русском языке эти же приставки в других случаях числятся – предлогами и пишутся отдельно: на горе, из города, над полем, под столом, со мной, о тебе, обо всём, у дуба, от села, до зари, и т.д.
А некоторые из них считаются ещё и междометием: «О, лето! Как оно прекрасно!», «У-у-у, какой ты обидчивый!»
А вот если «усиленно» и скрупулёзно «покопаться» в их этимологии, то придём к тем же выводам, о которых мы тут и говорим: все они – звуки – слова, слова-предложения человеческой речи первого периода её формирования.
Итак, за огромный период речь Человека формировалась, совершенствовалась и со временем стала привычным, быстрым, почти мгновенным принципом получения информации, удобной для фиксации её в памяти, как жизненного опыта, при повторении которого происходит мгновенная реакция на звуковой сигнал.
Язык стал удобным средством получения и передачи информации, как устной речью, так и – письменной. И - различными путями, в связи с усовершенствованием, развитием процесса цивилизации: телефон, телеграф, радио, телевизор, Интернет и т.д.
С развитием речи Человек стал и мыслить наравне с образами представления – звуковыми образами, т.е. – словами, словосочетаниями, предложениями. Теперь, прежде, чем написать доклад, и тем более – выступить с ним перед аудиторией, он каждое предложение его отработает мысленно, потом напишет грамотно, аккуратно, понятно и логически последовательно выразив мысли, чувства, состояние, планы – СУТЬ дела.
Так же, благодаря услышанной или прочитанной речи, он примет информацию к действию.
Его действия, реакция на звуковые образы – сигналы и называется ныне второй сигнальной системой, речью, орудием общения.
Но разве с формированием второй сигнальной системой Человек перестал взмахами руки приглашать к себе, пальцем или взором указывать на что-то, топать предупреждающие ногой, кивать головой в знак согласия, грозить кому-то пальчиком или кулаком? Нет.
Разучился ли он мыслью творить? Нет.
Значит – возможности первой сигнальной системы у Человека сохраняются и до сих пор и действуют наравне со второй сигнальной системой – речью (устной, письменной).
На сегодня – пока... всё.
Это моя докторская диссертация на соискание особой ученой степени - генералиссимус русской филологии!
Да что там – русской - филологии всех славянских языков!!!
О. Гладнева
Август- Октябрь 2018 г. Донбасс
Свидетельство о публикации №118100300394
С уважением к генералиссимусу русской филологии!
На рынке:
Покупатель:Сало е.
Узбек,не расслышал и спросил- ныма(что)?
Покупатель ударил его. А цэ що?
Узбек выкрикнул от удара- Е(крик удивления).
Як е, то давай.
Давид Таращанский 07.10.2018 04:45 Заявить о нарушении
"А слона-то я и не заметииллллл"...
Гладнева Ольга Антоновна 08.10.2018 21:27 Заявить о нарушении