Отморозки
Последним шансом поесть горячего в столовой, а не питаться холодными масляными пирожками на коленках в машине, стала попавшаяся на пути кустовая площадка скважин, где эти блага цивилизации, разумеется, есть в наличии. И вы ими воспользовались.
Отобедав, в совершенно солнечном настроении вы съехали с грунтовой дороги на зимник, следы которого были столь отчётливо видны на изрезанном колеями теле тундры, что почти тут же привело к очевидному: к погружению вездехода в тёмную жижу, оставшуюся в месте переезда через протоку между озёрами. Только тогда водитель обратил внимание на твои слова о том, что нужно ехать не по зимнику, а параллельно ему по не тронутой ничьими колёсами поверхности. Вы забили плохой кувалдой (с вечно выпадающей ручкой) металлический лом в землю, накинули на него лебёдочный трос и стали пытаться выбраться из жижи. Ничего не получилось. Не вездеход вылез из трясины, а лом выскочил из земли. Но вам всё-таки подфартило. Неподалёку нашлись брошенные кем-то тяжеленные металлические сани-волокуши. Ваш тридцатиметровый трос дотянулся-таки до них. И после нескольких напряжённых минут вездеход в комьях налипшей грязи всё же выполз на относительно сухое место. Относительно - потому что совсем сухого на всём тундровом пространстве не было ничего.
Наученный опытом, ваш водитель более ни разу не пытался вести «Трэкол» по старой колее, направляя машину то чуть правее, то левее старого разбитого вдрызг зимника. И потому наш путь был значительно длиннее того, что предполагалось гарминовской картой. Твои нетерпеливые попутчики то и дело отвлекали тебя праздными вопросами, то пытаясь узнать сколько ещё осталось ехать, то выясняя на сколько часов хватит заряда батареек в твоём карманном навигаторе? Отвечаешь дипломатично, мол, заряда хватит надолго. Твоя задача - доставить специалистов к старой скважине, чтобы они могли оценить её состояние и перспективу дальнейшей работы с ней. Вчера эту задачу пытался выполнить твой коллега, но ничего не вышло: дорогу вездеходу преградил водная протока между озёрами с высокими обрывистыми берегами, благодаря которым протока на всём своём протяжении выглядит скорее тротивотанковым рвом, чем речкой. Твоего коллегу тоже назвали отморозком, потому что он, надев высокие болотные сапоги, проявил решимость пересечь водную преграду и пешком добраться до цели. Но его никто не поддержал. И в итоге вездеход вернулся домой ни с чем. На следующий день для выполнения задачи вызвали тебя.
Ты принял решение справиться с задачей иным путём, в прямом смысле этого слова, и проложил в навигаторе другой маршрут - не в лоб через протоку, а в обход - с противоположной стороны. Да, этот путь гораздо более длинен, но главное: между вездеходом и скважиной не будет вчерашней водной преграды! Как поётся в известной песенке из фильма «Айболит-66»:
В обход идти, понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно,
И очень далеко!
Вы проехали по дорогам вкруговую больше сорока километров, затем вдоль старого зимника - ещё пять, и, наконец, свернули с него в сторону старой скважины уже совершенно без всякой дороги. С каждым пройденным между озёрами, полузаросшими болотами и мочажинами километром напряжение твоих попутчиков нарастало.
Теперь они спрашивали тебя о том, сможет ли кто-нибудь их вызволить из трясины, если вездеход всё-таки застрянет так, что своими силами выйти станет невозможно. Ты точно знал, что никто вас не вызволит. По крайней мере до следующего утра. Но так отвечать было нельзя. Поэтому ты молчал, следил за показаниями навигатора и смотрел вперёд, сидя рядом с водителем и подсказывая ему следующее направление движения машины.
Беспокойство пассажиров достигло апогея, когда «Трэкол» всё-таки застрял в мочажине между двумя небольшими озерцами. Кто-то пытался звонить домой по сотовой связи, чтобы на всякий случай подготовить родных к тому, что папа сегодня может не вернуться с работы, кто-то нервно курил возле мочажины с рычащим тонущим вездеходом… Но связь не работала, а беспомощный вездеход только подрагивал от напряжения.
Однако, в этот раз лом всё-таки выручил. И недавно ещё белый с тёмным от грязи брюхом «Трэкол» всё же вырвался и из этой западни. Уже несколько часов вы юлили между болотами и озёрами неуклонно приближаясь к своей цели. Наконец, вдали замаячил тёмный металлический обрубок старой скважины. Вы почти достигли намеченной точки. Но в тот миг, когда счастье было уже рядом, а ты наблюдал за показаниями навигационного устройства, раздался возглас одного из попутчиков: «Волки!». Действительно неподалёку от заброшенной старой скважины в кустах мелькнули и тут же исчезли две серые тени. Оружия у вас при себе не было никакого, и водитель начал сигналить. Долгий истошный глас вездехода несколько минут сотрясал окрестности. Убедившись в том, что серые тени больше не появляются, пассажиры осторожно выбрались из «Трэкола» и направились к цели своего визита, до которой оставалось несколько десятков метров.
Назад тем же путём возвращаться не захотел никто кроме тебя - «отморозка». Подавляющим числом голосов было принято решение форсировать вчерашнюю водную преграду, но уже в обратном вчерашнему направлении. Несмотря на то, что в самый критический момент подъёма на противоположный берег вездеход практически стоял в воде под углом шестьдесят градусов по отношению к горизонтали, с помощью лома, деревьев, лебёдки и лопаты ему удалось справиться с задачей. Хотя на это и понадобилось ещё полтора часа. Начало темнеть. В начале октября в здешних местах быстро темнеет. Несмотря на помятый бампер и сгоревший компрессор для накачки шин, настроение у всех было приподнятое...
Прощаясь, попутчики один за другим крепко жали тебе, «отморозку», руку и просили передать большущий привет твоему коллеге, который оставил у них такое же неизгладимое впечатление своим упорством и спокойствием. Ты улыбнулся: бывает, какая работа - такие и характеры.
Свидетельство о публикации №118100208547