12 Стульев. Комедия или трагедия?
Всё отлично, и фильмы замечательные, многие поколения, рожденные в СССР, их знают наизусть. Но присутствует одна странная, редко обсуждаемая тема: с концовкой у лент явно что-то не задалось: там в обоих фильмах звучит весёлая музыка. И это по хронометражу лишь через 5 минут после страшного убийства Кисой Бендера в убогом общежитии(!)А ведь такую развязку, с таким фоном ведь не впишешь ни в какую комедию, при всём желании режиссёра, так, что-бы она осталась таковой. И мажорные мелодии в этом не помогут. Бедность и нищета, работа Ипполита Матвеича-трафаречивание табличек, угнетённое душевное состояние, предвкушение "кидалова" со стороны Остапа, описание погоды также подчёркивает атмосферу:
"В дождливый день конца октября Ипполит Матвеевич без пиджака, в лунном жилете, осыпанном мелкой серебряной звездой, хлопотал в комнате Иванопуло. Ипполит Матвеевич работал на подоконнике, потому что стола в комнате до сих пор не было. Великий комбинатор получил большой заказ по художественной части – на изготовление адресных табличек для жилтовариществ."(с)
"...В последнее время Ипполит Матвеевич был одержим сильнейшими подозрениями. Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав сокровище, уедет, бросив его на произвол судьбы."(с)
Тоска и безысходность.
Я не цитирую фрагмент, описывающий саму сцену жестокого убийства, в романе она отражена вполне красочно.
Подробно описан скользкий путь человека, захотевшего отхватить "большой куш", он-то и привёл Кису к убийству своего подельника Остапа. Вполне себе христианский сюжет о том, как алчность толкает человека в пропасть смертного греха.
Что-то тут не так, скорее, авторы задумывали сатиру с трагическим финалом, я много думал, и наконец-то понял, что эти два фильма, воспринимаемые большой частью населения как комедии с различной степенью похабности (кто со степенью, население или сами фильмы, можно подискутировать) на самом-то деле есть экранизации трагедии… Трагедии, гениально описывающей эпоху слома социальных систем…
Прочитавшие (посмотревшие) мрачнейшую концовку, без которой невозможно картина цельного повествования вряд ли будут потом ржать как лошади над Эллочкой Людоедкой всякими там ляписами, и прочими персонажами времён НЭП-а, не говоря уже о сцене выпрашивания Воробьяниновым милостыни (да, есть и такие, полно таких, которые, просматривая этот жестокий эпизод, рыгочут, и сёрбая пивасик, проговаривают «Во даёт чел, гы-гы-гы-гы!»)…
Каждый может найти в этом произведении что-то своё: религиозный человек увидит картину искушения Кисы бесами наживы, мистические моменты, «анти-ватники» лишь-анти-советские «шпильки», а для меня же этот роман был и остаётся творением анти-капиталистическим, ведь построить новый клуб для железнодорожников это же не поехать на деньги от сокровищ на какие-нибудь Сейшелы, настроить себе вилл, купить мерседесы и яхты, а отдать их людям в прямом смысле слова.
Так ли был плох общественный строй в СССР, как нам его сейчас представляют всякие «либеральные» упыри и вурдалаки? В одной грамотной и содержательной критике было метко подмечено, что «крик простреленной навылет волчицы» (с) Ипполит Матвеевич испустил в осознании, что «возврата к прошлому уже никогда не будет».
А к чему же пришли в итоге мы, господа присяжные заседатели (с), мои, не всегда достойные уважения современники? Социальный прогресс, или возврат к прошлому, и если к прошлому, то к какому? Тот звериный криминальный капитализм, который сейчас царит в Украине (скорее, это феодализм раннего средневековья, с закрепощением людей и рабством) демонстрирует неутешительную картину… Работа за нищенскую зарплату, отсутствие всяких перспектив, снимать квартиру дорого, платить за коммуналку нереально, население буквально бежит из страны. Короче, проживание в "комнате Иванопуло"(вот только не бесплатно, хостелы, где в одной комнате на нарах спят по 20 человек для Киева - обычное явление) и неквалифицированный низко-оплачиваемый труд ("скоблить таблички", в Киеве сейчас всё вертится вокруг сферы обслуживания, заваривать кофе в автомате считается хорошей работой). И даже помыться теперь роскошь, тарифы просто запредельные, половина населения Киева просидела всё лето без горячей воды…
Да, у нас был великий строй, великая страна. Пусть производство будет в какой-то мере капиталистическим, но распределение пускай бы осталось социалистическим, и никто меня в обратном не убедит…
Финальная фраза романа "Великолепное осеннее утро скатилось с мокрых крыш на улицы Москвы. Город двинулся в будничный свой поход" призывает к оптимизму, демонстрирует, что, мы, всё-таки, продвинулись вперёд,сделали колоссальный скачок, огромные жертвы, лишения, были не напрасны, идея благополучия для всего населения при всей своей трудно-реализуемости победила идею личного обогащения. Это же, в некотором роде (да простят меня верующие) почти "Благая весть".
«12 стульев» Ильфа и Петрова… Похабная комедия с пошлыми шутками в понимании жлобов, гениальная трагедия глубоких смыслов для думающих людей. Произведение, навсегда связанное с историей страны, отсылки к нему можно встретить чуть ли не каждый день. Пусть помолчат те, у которых горло уже охрипло от критики "бесчеловечных социальных экспериментов", особое место для них всегда занимает 20-ые и 30-ые в СССР, на деле же, кто мне ответит, что построено в Украине, бывшей передовой республике? Если кратко, то "капиталистический ад", это моё мнение. Писателями-мечтателями советской эпохи такая бедность и человеческое отчаяние не описаны даже в самой резком своем произведении, критикующем "Запад", я уверен.
ЗЫ В Украине 60 процентов населения за чертой бедности, и это не "агенты Кремля"(с) утверждают, а вещают народные (sic!) депутаты "незалэжной" совсем не от "оппозиции" прямо с экранов телевизоров.
А для меня "12 стульев" перестала быть комедией ещё в 95-ом, именно тогда, в молодом возрасте, я осознал какую страну мы потеряли, и мне хихикать над "тупым совком" сразу же стало неприлично.
Свидетельство о публикации №118100206905