О пари Паскаля

      На пари Паскаля ссылаются и его анализируют многие религиозные книги и издания. Но и в них, и в обсуждениях в диспутах на страницах инета порой приходится встречаться с критикой и обвинениями этого математика и философа в «меркантильном» отношении к вопросу веру, при этом находятся различные поводы для таких высказываний. Вот и на страницах стихи.ру в дискуссиях с атеистами встретилась подобная ситуация, когда на аргумент верующего автора, касающегося пари Паскаля, обрушиваются нападки атеиста, в которых высказываются обвинения и против всех верующих людей. Мною при этом сделана попытка понять глубже и объяснить действительную суть аргумента Блез Паскаля в защиту Веры Христианской.
      Ниже приводятся выдержки из реального диалога авторов «стихи.ру»:


      «Хотя я и безоговорочно верю в Бога, но всё-таки приведу слова выдающегося учёного 17-го столетия: "Если Бога нет, а я в него верю, я не теряю НИЧЕГО. Если Бог есть, а я в него НЕ верю, я теряю Всё!" (Блез Паскаль).
      Хочется пожелать разума и прозрения всем венцам творения нашего Создателя».
      Надежда К.   12.04.2018 05:31   

      «Надежда К., приведя слова Блеза Паскаля, даже сама не понимает, что озвучила так называемый "меркантильный" принцип выбора веры в Бога. То есть человек выбирает веру в Бога, основываясь на вполне практическом заключении: верить в Бога безопаснее, чем не верить, поэтому лучше верить. Таким образом, НИ О КАКОЙ ЛЮБВИ К БОГУ при подобном подходе нет и быть не может».
      Олег Б.   12.04.2018 06:37
 
      «Олег Юрьевич, Вы почти правы, но не совсем. Поясню. Паскаль, будучи верующим человеком, а значит и в своей мере любящим Бога (Потому что, на самом деле, поверить в Бога – это значит поверить в Его Любовь, а значит и самому чувствовать эту Любовь, - что возможно только любящему сердцу), - как бы беседуя с атеистами, опирается уже не на отношения любви с Богом, которые атеистам просто были бы не понятны, а опирается на логику и выгодный расчет, которыми атеисты привыкли пользоваться, как аргументами.
      Поэтому, как с французами приходиться говорить на французском языке, так и применительно к меркантильной психологии атеистов,  как бы выбрав точку зрения атеиста, Паскаль логически показал пагубность неверия. Он  лишь обострил с этой стороны вопрос, вообще не претендуя на какую-либо их катехизацию или Богословие со своей стороны. Поэтому обвинять Паскаля в  "меркантильном" принципе выбора веры в Бога, - это значит не захотеть понять его основную мысль – в обреченности атеизма для Вечности и бесполезности его для души человеческой».
      Сергий Пономарь   12.04.2018 23:27   

      «Вообще-то, "пари Паскаля" не имеет никакого отношения к его собственной вере в Бога. Он всего лишь обосновал, почему именно большинство населения склонно именно верить, а не наоборот».
      Олег Б.   13.04.2018 12:01

      «Олег Юрьевич, Вы смотрите на  высказывания Паскаля с позиции лишь ума атеиста, к сожалению, не могущего понять истинного движения его души. Мне же, такому же  верующему в Бога, как и он, более доступны и понятны мотивы такой аргументации при диалоге с атеистическим сообществом.
      Он поступил  в этом случае также, как поступал апостол Павел, когда говорил: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».( ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ, гл. 9:19-22)
      Вот и для атеистов он стал как бы атеистом, говоря им, - смотрите, мы же явно находимся в проигрыше, вам же с  этой точки зрения должно быть  сейчас это элементарно  понятно!
      Но нет, не хотят они для себя ничего менять, но  при этом используют этот предлог для обобщения и обвинения верующих, - вот, мол, они, оказывается, почему становятся верующими, - это им выгодно или  безопаснее!
      На самом деле, Олег Юрьевич, должен Вам сказать, как переживший опыт обращения из атеиста в 33 года в верующего человека, это абсолютная ложь. Когда  мама приехала на мое 30-летие за 600 км к моей семье, и повела в церковь крестить мою жену и двоих детей, я принципиально отказался от её уговоров, не желая какого-либо формального или безответственного отношения в этом вопросе.
      И за четверть века своей жизни по вере и 20-ти лет служения в Церкви я не разу не встретил ни одного действительно верующего человека, обращения которого к Богу не происходило бы без внутреннего преображения его души и мировоззрения под действием благодати Божией.
      То есть, сколько бы человек не говорил «халва, халва…», слаще ему не станет, - также сколько бы не говорил человек «это выгодно и безопаснее», - он от этого верующим не станет.
      То есть Ваше утверждение – вот «почему именно большинство населения склонно именно верить», - оно, на самом деле, даже не естественно.
      Но в апологетике Паскаля его чисто логический ход – это в общем-то лишь призыв к обращению от путей погибели, но не указание пути уверования, которых столько – сколько людей на земле неповторимых.
      Вот и  Господь на протяжении всей жизни тихонько стучится в сердце каждого атеиста через различные обстоятельства, встречи, разговоры, желая добровольного их обращения через познание спасительной Любви Божией в этом уже погибающем от зла мире, и высказывание Паскаля – это всего лишь один ТАКОЙ СТУК».
      Сергий Пономарь   13.04.2018 14:33


Рецензии
Согласна с Вашими доводами, Сергей. Тоже уверена, что приходят к Богу только искренне и никак иначе. Да, через болезни, скорби, уныние, сложные обстоятельства жизни, отчаяние, - порой видя лишь в этом спасительную соломинку. Но не ради выгоды или моды, как иногда думают о них некоторые, все еще неверующие.
Все мы имеем право изменить свое мнение, свою жизнь.
Пусть кто-то всю жизнь не верил, или был ярым партийцем, доказывал, что Бога нет (заблуждаясь в этом), но все же пришел наконец к Отцу, иногда в самом конце жизни, под грузом проблем, с которыми не в силах больше справиться сам и не надеясь больше на свое окружение в виде таких же неверующих, - но надеясь на единственное спасение, последнюю помощь в Лице Бога. И они не ошибутся.

Так что все, кто ищет Бога, делают это искренне. А уж развить эту веру, или пустить по неправильному пути, - зависит в дальнейшем и от самого верующего, и от пастырей церкви. Важно самому быть бдительным, а не полностью доверяться кому-то, ведь и пастыри - тоже люди, и иногда заблуждаются. Поэтому важно прислушиваться и к себе тоже, и самостоятельно изучать Слово Божье, учения святых отцов и т.д., чтобы знать, что полезно и правильно, а что нет.
Спасибо, Сергей.

Анастасия Валейко   28.03.2020 14:51     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анастасия, за отзыв и искреннее мнение, храни Вас Господь!

С уважением,

Сергий Пономарь   28.03.2020 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.