О пари Паскаля
Ниже приводятся выдержки из реального диалога авторов «стихи.ру»:
«Хотя я и безоговорочно верю в Бога, но всё-таки приведу слова выдающегося учёного 17-го столетия: "Если Бога нет, а я в него верю, я не теряю НИЧЕГО. Если Бог есть, а я в него НЕ верю, я теряю Всё!" (Блез Паскаль).
Хочется пожелать разума и прозрения всем венцам творения нашего Создателя».
Надежда К. 12.04.2018 05:31
«Надежда К., приведя слова Блеза Паскаля, даже сама не понимает, что озвучила так называемый "меркантильный" принцип выбора веры в Бога. То есть человек выбирает веру в Бога, основываясь на вполне практическом заключении: верить в Бога безопаснее, чем не верить, поэтому лучше верить. Таким образом, НИ О КАКОЙ ЛЮБВИ К БОГУ при подобном подходе нет и быть не может».
Олег Б. 12.04.2018 06:37
«Олег Юрьевич, Вы почти правы, но не совсем. Поясню. Паскаль, будучи верующим человеком, а значит и в своей мере любящим Бога (Потому что, на самом деле, поверить в Бога – это значит поверить в Его Любовь, а значит и самому чувствовать эту Любовь, - что возможно только любящему сердцу), - как бы беседуя с атеистами, опирается уже не на отношения любви с Богом, которые атеистам просто были бы не понятны, а опирается на логику и выгодный расчет, которыми атеисты привыкли пользоваться, как аргументами.
Поэтому, как с французами приходиться говорить на французском языке, так и применительно к меркантильной психологии атеистов, как бы выбрав точку зрения атеиста, Паскаль логически показал пагубность неверия. Он лишь обострил с этой стороны вопрос, вообще не претендуя на какую-либо их катехизацию или Богословие со своей стороны. Поэтому обвинять Паскаля в "меркантильном" принципе выбора веры в Бога, - это значит не захотеть понять его основную мысль – в обреченности атеизма для Вечности и бесполезности его для души человеческой».
Сергий Пономарь 12.04.2018 23:27
«Вообще-то, "пари Паскаля" не имеет никакого отношения к его собственной вере в Бога. Он всего лишь обосновал, почему именно большинство населения склонно именно верить, а не наоборот».
Олег Б. 13.04.2018 12:01
«Олег Юрьевич, Вы смотрите на высказывания Паскаля с позиции лишь ума атеиста, к сожалению, не могущего понять истинного движения его души. Мне же, такому же верующему в Бога, как и он, более доступны и понятны мотивы такой аргументации при диалоге с атеистическим сообществом.
Он поступил в этом случае также, как поступал апостол Павел, когда говорил: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».( ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ, гл. 9:19-22)
Вот и для атеистов он стал как бы атеистом, говоря им, - смотрите, мы же явно находимся в проигрыше, вам же с этой точки зрения должно быть сейчас это элементарно понятно!
Но нет, не хотят они для себя ничего менять, но при этом используют этот предлог для обобщения и обвинения верующих, - вот, мол, они, оказывается, почему становятся верующими, - это им выгодно или безопаснее!
На самом деле, Олег Юрьевич, должен Вам сказать, как переживший опыт обращения из атеиста в 33 года в верующего человека, это абсолютная ложь. Когда мама приехала на мое 30-летие за 600 км к моей семье, и повела в церковь крестить мою жену и двоих детей, я принципиально отказался от её уговоров, не желая какого-либо формального или безответственного отношения в этом вопросе.
И за четверть века своей жизни по вере и 20-ти лет служения в Церкви я не разу не встретил ни одного действительно верующего человека, обращения которого к Богу не происходило бы без внутреннего преображения его души и мировоззрения под действием благодати Божией.
То есть, сколько бы человек не говорил «халва, халва…», слаще ему не станет, - также сколько бы не говорил человек «это выгодно и безопаснее», - он от этого верующим не станет.
То есть Ваше утверждение – вот «почему именно большинство населения склонно именно верить», - оно, на самом деле, даже не естественно.
Но в апологетике Паскаля его чисто логический ход – это в общем-то лишь призыв к обращению от путей погибели, но не указание пути уверования, которых столько – сколько людей на земле неповторимых.
Вот и Господь на протяжении всей жизни тихонько стучится в сердце каждого атеиста через различные обстоятельства, встречи, разговоры, желая добровольного их обращения через познание спасительной Любви Божией в этом уже погибающем от зла мире, и высказывание Паскаля – это всего лишь один ТАКОЙ СТУК».
Сергий Пономарь 13.04.2018 14:33
Свидетельство о публикации №118100107453
Все мы имеем право изменить свое мнение, свою жизнь.
Пусть кто-то всю жизнь не верил, или был ярым партийцем, доказывал, что Бога нет (заблуждаясь в этом), но все же пришел наконец к Отцу, иногда в самом конце жизни, под грузом проблем, с которыми не в силах больше справиться сам и не надеясь больше на свое окружение в виде таких же неверующих, - но надеясь на единственное спасение, последнюю помощь в Лице Бога. И они не ошибутся.
Так что все, кто ищет Бога, делают это искренне. А уж развить эту веру, или пустить по неправильному пути, - зависит в дальнейшем и от самого верующего, и от пастырей церкви. Важно самому быть бдительным, а не полностью доверяться кому-то, ведь и пастыри - тоже люди, и иногда заблуждаются. Поэтому важно прислушиваться и к себе тоже, и самостоятельно изучать Слово Божье, учения святых отцов и т.д., чтобы знать, что полезно и правильно, а что нет.
Спасибо, Сергей.
Анастасия Валейко 28.03.2020 14:51 Заявить о нарушении
С уважением,
Сергий Пономарь 28.03.2020 13:21 Заявить о нарушении