Ахматова. ВоспоМИНАния. частЪ 11-я

  ((( Лидия Чуковская - Записки об Анне АндрЕевне Ахматовой. )))
                ааааааааа -А-А-А- ааааааааа   
 
                4 июля 1939 г.
Вчера я с утра  ЧукОвская Лидия  позвонила Анне АхмАтовой:
                «Можно прийти вечером?» –
«-Можно, только приходите раньше, я хочу скорее увидеть вас».
                ЧукОвская  пришла раньше.

  \\\   Далее по  словам – зАписи самой Лидии ЧукОвской ///

     Лежит  ( А-А-А),  опять лежит, закинув руки за гОлову.
       Отворено окно в сад. Тихо и пусто. ВАкуУМ пОлный..
        Около окна на полу стоИт картина не в зачАтии:
           портрет Анны Андреевны в белом плАтье.
   – Хорошо  написал  меня  Осмёркин.  Он  1929-го  кОнчил..
        Картину кОнчил.. Вы меня понимАете врОде бы..
                По-мОему, лицо очень похОже..

   \\\ ..Я не разглядела лицА в темноте угла.. ///

  После того, как я рассказала ей, а она мне в тон,
   она взяла в руки и прочитала вслух какое-то
    совершенно дурацкое читательское письмо.

                Ахматова ЧукОвской:
«-Вы не увлекаетесь формой, вы пишете прОсто.
 А Пастернак увлекАется формальными искАниями,
     создаёт комбинации слов неприкАянные…»

(ЧукОвская поДУМАла:) - "Почему она так атАково на ПастернАка ??.."

      – Просто! – с сердцем сказала АхмАтова. –
  Они  воображают,  что  и  Пушкин  писал  прОсто
  и  что  они  всё  понимают  в  его  стихах тОнких,
                или живут его стихАми...   

               А я подумала о ПастернАке.
Сам он лучше всех сказал о своих судьях и о своей поЭзии:
          «…развращённые  пустотою  шаблОнов,
        мы именно неслыханную содеРЖАтельность,
        являющуюся к нам после долгой отвычки,
           принимаем за претензии формы».

                Так  обстоит  дело  со  сложностью.
Что  же  касается  простоты,  то  она  тоже  только  тогда  прекрасна,
                Когда  содержательна, –  то  есть  сложна.
       И  я  не  верю,  что  человек,  не  понимающий  Пастернака,
                действительно  понимает А хматову.
             А  уж  о  Пушкине  и  речи  быть  не  может.

                6 июля 1939.
                Пришла и прочитала:
               "И лёгких рифм сигнальные звоночки…"

                14 июля 1939.
           Днём сегодня я была у Анны Андреевны.
     Она куда-то торопилась, так что я даже не поняла,
        почему по телефону она позволила мне прийти,-
 она боится улиц и любит, чтобы кто-нибудь её провожал.
                Чуть я пришла, мы отправились.

 – Лунины взяли мой чайник, – сказала мне Анна Андреевна, –
                ушли и заперли свои комнаты.
             Так я чаю и не пила.  Ну Бог с ними.

ффффффффффффффф
                Л'унины
Русские дворянские роды. Один из них происходит от Лукьяна Даниловича Луни,
   выехавшего, по сказанию родослОвцев, из Польши к великому князю
                Ивану Васильевичу "ГрОзному" в конце XV века.
@@----------->>>>>
                Л'унины при Ахматовой:
  Вероятно, Лунин и Ахматова отличались повышенной сексуальностью...
Темпераментная Анна любила читать порнографические произведения А. Пушкина,
        где физиологичные акты описывались тонко и приятно.
@@----------->>>>>
     В начале декабря 1922 г. Анна Андреевна близко познакомилась
с Николаем Луниным — бывшим комиссаром Эрмитажа, будущим профессором,
                лектором от Бога.

        Он был чрезвычайно красив, похож на молодого Тютчева,
               лишь в 30-х годах располнел и расплылся.
Он и раньше знал Ахматову, но смотрел на нее равнодушно, и совсем не потому,
                что имел верную жену — Галину Арене
             (летом 1921 г. она спасла его от расстрела).

    «Прозрел» почему-то Пунин в октябре 1922 г., сообщив Анне,
                что жить без нее не сможет.
Хотя высокая и худая Ахматова не была для него идеалом женщины,
но для жадного к любовным лакомствам Пунина она стала
               «выражением Бессмертного» чувства.

   Очень быстро въедливый педантизм и бытовое занудство Коли ЛУнина
начали раздражать Ахматову. Она уставала, потому что возила с рынка в мешках
     овощи, разные продукты, уголь для самовара. Ходила без чулок,
       набивая в ботинки бумагу, поэтому у нее часто бывал насморк.
     Лунин в письмах к ней (даже когда она жила в 10 минутах ходьбы,
  общался в письменном виде!) называл свое чувство тревожным и мрачным,
        в форме глубокой тоски. Ласково называл хохлушечкой, Оленем,
                дико ревновал — чаще всего без причины.

     Некоронованная гордая королева, которой была Ахматова,
                не отвечала статусу жены-хозяйки.
         Она совсем не умела готовить приличную еду
      (сварить картофель — это уже для неё достижение),
                никогда не убирала за собой...

Свои вещи, деньги, подарки чаще всего раздавала тем, кого считала беднее.
    Лунин иногда забывал, что фактически был обладателем мини-гарема
в составе Анны и Гали Арене, потому что проживали они вместе с ним в одной
квартире. Вероятно, Лунин и Ахматова отличались повышенной сексуальностью.
Темпераментная Анна любила читать порнографические произведения А. Пушкина,
где физиологичные акты описывались тонко и приятно. Для Николая Николаевича
обворожительность Анны была действительно божественной, с ней все привычное
       выглядело свежим, волнующим, даже пороки — привлекательными.

В то же время он злился, поскольку Ахматова оставалась независимой,
                гордой, а иногда — недоступной.
     Неизвестно, шутя или всерьёз написала 13 июля 1925 г.
                в «Разговорной книжке»:
      «Сим разрешено Николаю Николаевичу Лунину иметь
      одного сына от любой женщины. Анна Ахматова».

  Как ранее Шилейко, Лунин не помогал Анне, не жалел, не обеспечил
       взлелеянного в мечтах семейного уюта. Зато часто повторял:
«Боже, как мне скучно с тобой!», рассказывал о встречах с любовницами.
            Оправдываясь, писал о своей плотской ненасытности,
    строил какую-то «философскую систему» смысла супружеских измен.
  Тяжелые напряженные отношения супругов завершились 19 сентября 1938 г.
официальным разводом, хотя Анна Андреевна покинула его и ушла жить к подруге
    ещё в начале ноября 1931 г. Позже созналась ему, что боится его злости.
ффффффффффффффф

      Мы вышли в коридорчик, и она начала запирать свои двери.
              Это оказалось длинной, сложной процедурой.
 Замкнув дверь своей комнаты, она, когда мы уже вышли в переднюю,
               вернулась и дополнительно заперла кухню.

            Мы шли через Занимательный вход.
              – Посмотрите на эту дверь, –
         сказала мне Анна Андреевна и прикрыла её.
        Там оказалась надпись: «Мужская уборная». ..
- Вечером, когда эта дверь прикрыта так, что надпись видна, –
               к нам никто не приходит…

         По Невскому я проводила её до угла Садовой.
              Мы молчали – жара мешала говорить.
      Улицу Анна Андреевна перешла, держась за мой рукав,
          вздрагивая и озираясь, хотя было пустовато.
                Подошёл её трамвай.
   Я стояла и смотрела, как она поднялась по ступенькам,
          вошла, схватилась за ремень, открыла сумку…
          В старом макинтОше, в нелепой старой шляпе,
                похожей на детский колпачОчек,
               в стоптанных туфлях – статная,
         с прекрасным лицом и спутанной серой чёлкой.
Трамвай как трамвай. Люди как люди. И никто не видит, что это она.

                20 июля 1939 г.
               Вчера весь вечер я провела у Анны Андреевны.
                Она лежит. Но уверяет, что здорова.
Меня уговорила сесть в кресло, куда до сих пор садиться я остерегалась.
– У него, правда, ножки нет, – сказала Анна Андреевна, –
               но вы не обращайте внимания, это не беда,
               стоит только подставить вон тот сундучок.
              Я подставила сундучок, села, и после обычных –
«что у вас?» – «а у вас что?» – началась, как всегда, «1001 ночь».

              Я призналась, что не люблю МопассАна.
И была осчастливлена ответом, что и она его терпеть не мОжет.
          – Особенно мерзки большие вещи. Да и расскАзы.
Я только один рассказ люблю – тот, где человек с ума схОдит.
Противно, что он на всех портретах подаёт себя мускулИстым,
               а сам 'издавна паралИтик мглистый...
                Так и во всех его рассказах  дотОшных…

                хххххххххххххххххххххххх
               ДонбАсс – ГОРловка – НовоРУСЪ
                ДНР – НовоРОСсия
П\с - 1:
Анна Ахматова. частъ 1-я - поэмы, 01.08.2018 17:41
http://www.stihi.ru/2018/08/01/6368
АхмАтова - воспоМИНАния. 2 частЪ - поэмы, 09.08.2018 00:48
http://www.stihi.ru/2018/08/09/260
Анна АхмАтова. 3 частЪ. мАлые воспоМИНАния - поэмы, 10.08.2018 16:46
http://www.stihi.ru/2018/08/10/5848
Ахматова воспоминания. 4 частъ - поэмы, 22.08.2018 00:54
http://www.stihi.ru/2018/08/22/295
Ахматова. Воспоминания. частЪ 5-а - поэмы, 28.08.2018 19:24
http://www.stihi.ru/2018/08/28/7103
Ахматова. Воспоминания. частЪ 5-в - поэмы, 28.08.2018 19:51
http://www.stihi.ru/2018/08/28/7303.
Ахматова. ВоспоМИНАния. частъ 6-я. - поэмы, 31.08.2018 23:55
http://www.stihi.ru/2018/08/31/9729
Ахматова. ВоспоМИНАния. частъ 7-я - поэмы, 03.09.2018 18:27
http://www.stihi.ru/2018/09/03/6524
Ахматова. ВоспоМИНАния. частЪ 8-я - поэмы, 10.09.2018 13:40
http://www.stihi.ru/2018/09/10/4401
Ахматова. ВоспоМИНАния. частЪ 9-я - поэмы, 17.09.2018 01:25
http://www.stihi.ru/2018/09/17/422
Ахматова. ВоспоМИНАния. частЪ 10-я - поэмы, 22.09.2018 23:19
http://www.stihi.ru/2018/09/22/9253

П\с - 2:
                Анна Андреевна Ахматова
            в девичестве — Горенко, по первому мужу Горенко-Гумилёва,
после развода взяла фамилию Ахматова, по второму мужу Ахматова-Шилейко,
                после развода Ахматова;  11 [23] июня 1889г.
           Одесса — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область .
      Русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед,
             одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
        Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе (1965 и 1966).

                Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей:
                первый муж, Николай Гумилёв,
                был уже после их развода расстрелян в 1921 году;
                третий муж, Николай Пунин,
             был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году;
            единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении
              в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет.
               Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено
          в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой —
                поэме «Реквием».

        Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы,
         Ахматова позже подвергалась замалчиванию, цензуре и травле
 (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни),
                многие её произведения
          не были опубликованы на родине не только при жизни автора,
        но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.

    В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава
     среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Имя при рождении - Анна Андреевна Горенко
Дата рождения -  11 (23) июня 1889
Место рождения - Одесса, Российская империя
Дата смерти - 5 марта 1966 (76 лет)
Место смерти - Домодедово, Россия
Гражданство (подданство): Российская империя.   СССР
Род деятельности:  поэтесса, переводчица, литературовед
Годы творчества: 1911—1966
Направление: акмеизм (раннее творчество),     модернизм
Язык произведений: русский
Премии:  «Этна-Таормина»
                ============================   
      П\с - 3:
                Лидия Чуковская
Редактор, писательница, поэт, публицист, мемуаристка, диссидент.
Дочь Корнея Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Чуковская - лауреат международных и российских премий:
«Премия свободы», премия имени академика А. Д. Сахарова.

Родилась: 24 марта 1907 г., Санкт-Петербург, Российская империя (Россия)
Умерла: 7 февраля 1996 г. (88 лет), Москва, Россия
В браке с:     Цезарь Самойлович Вольпе (1929-1934 гг.),
                Бронштейн Матвей Петрович (по 1938 г.)
Родители:   Корней Чуковскии;, Мария Борисовна Гольдфельд
Дети:   Чуковская Елена Цезаревна
                ==========================   


Рецензии