Имадеддин Насими

(1370- 1417)

***

Вмещаю в себя оба мира, но сам в этот мир не вмещусь,
Я - суть, мне нет формы - я и в бытие не вмещусь

Что было, что есть и что будет - все это во мне,
Не спрашивай, следуй за мной, в объяснения я не вмещусь

Вселенная - мой предвозвестник, начало моё - жизнь твоя.
По знакам меня узнавай, но и в символы я не вмещусь.

В сомненьях и поисках люди - до истин никто не дошел;
но знает познавший - в предположения я не вмещусь.

В мой образ поглубже взгляни, постарайся понять:
Я - тело с душою, однако я в них не вмещусь.

Я - жемчуг, под створками скрытый, мост я в ад и рай,
богатство несметное, в лавках я не помещусь.

Смысл кладов сокрытый, естественность форм бытия,
источник сокровищ, в морях и в земле не вмещусь.

Велик, необъятен, при этом - Адам, человек.
Я знаю все, в знания же не вмещусь.

Всегда и везде я, душа я и мир - это я -
Но разве не странно, что в этом я не помещусь?

Я - небосвод, я - планеты, и Ангел трубящий - всё я.
Держи за зубами язык свой, в язык не вмещусь.

Я - атомы сущего, солнце, земли шесть сторон.
Глянь ясный мой лик, я и в ясность не помещусь.

Я - форма и суть одновременно, роза и аромат,
Решенье и оправдание, я в тишину не вмещусь.

Я - дерево в пламени, камень на своде небес.
Любуйся огнем моим, я и в него не вмещусь.

Старик я и молод, я - лук под тугой тетивой,
Я - власть и богатство от века, но сам же в века не вмещусь.

Я имя ношу Насими, хашимит я и я курейшит,
Я меньше, чем слава моя - и в славу свою не вмещусь.


***

Года прошли, не миновали беды
обресть других как Ты - совсем не ведал
и нет других. Хотел Тебя узреть.
Светла к Тебе дорога райским светом

***

Познав любовь, познал ей все на свете,
суть жизни восприняв, и согреваем этим,
не преуспев ни в чем, обняв одну беду,
иду не телом уж - живой душой в поэте

***

Зубы твои - жемчужин ожерелье,
Глаза - огни, что только посмотрели -
пусть женщина источник всяких бед,
пажей любви уже вокруг запели трели...

* * *


"Я - бог!" - вслед за Мансуром истину открыл,
Одних тем озарил, других - взбесил.
Я - кыбла праведным, любовник для влюбленных,
Ваш сад, ваш дом, что двери вам открыл.
Я зорок как Муса, что на вершине с Богом,
Синай пресветлый я, открывший путь Пророку.
Достоиный видеть гнев Твоих бровей, я в пламень
Вступаю твой и сам уже я - пламя.
Слияние с творцом - вино моей души,
На жизненном пиру я чашу осушил.
Ты, чьи уста как полдень, власы - полночь,
Вином моим здесь стань и силою наполни.
Теперь во мне, вовне, теперь уже Ты всюду,
Я в счастие страданья превратил.
Средь восемнадцати тысяч миров я буду
их повелителем, - Аллаха я открыл,
сокрытого в себе. Теперь я - в каждом чуде
живя повсюду, посреди тусклых светил
я солнцем пребывать отныне буду.

Пред вами Насими отверз уста -
он безразмерно счастлив тем, что Богом стал!


Рецензии
Алесь! Всегда благодарен поэтам, доносящим творения мыслителей и певцов других народов и языков. А поэта востока известны своей мудростью и изящной вязью строк. Спасибо, что знакомите с Насими. Но (по привычке что ли) я не всегда соглашаюсь с некоторыми «изысками» их творчества. Иногда это слишком явная гипербола, хоть и нарочитая… Но ещё раз спасибо! И – мой скромный экспромт. Удачи на таком сложном поприще. В.А.

"Пред вами Насими отверз уста -
он безразмерно счастлив тем, что Богом стал!"

Стать божеством кому-то – вот позыв
Серьёзный и не только для поэта,
Душой не возгордиться бы при этом,
В себе открыв несметных сил прилив.

И славы неожиданно вкусив,
Не преступить Небесного завета,
Иначе песня, лишь начавшись, спета –
А что в итоге? - Ты «на час калиф».

Быть фетишем для всех – сложна задача,
Сизифов труд (и поделом тому!),
Есть чаяньям граница и уму:

Переступив её – в итоге плачем…
Неплохо, если путь удачно начал,
Но помни про тюрьму и про суму!

17.11.2018г.

Виктор Алимин   17.11.2018 10:47     Заявить о нарушении
Ого! Это - экспромтом? :-)))
Замечательно!

Но (имхо) все чуть иначе. Восток - это не "мудрость и изящество" в понимании Запада, а нечто качественно иное. На Западе есть разве что христианство (школа трансформации сознания через Христа, но выродившаяся через понимание этого Петром - т.е. в поклонение церкви как посреднику в стиле "спаси нас, Боже"). Восток же - колыбель и среда развития многих эзотерических течений (буддизм (в разных школах), христианство, йога, даосизм, суфизм (на базе ислама), зороастрийцы и т.д.). Насими - это суфий. Как Руми, скажем...

Потом, простите (это проверено на себе каждым), трансформация сознания (подъем кундалини) дает как побочный эффект - выплеск творчества (как искушение на Пути в том числе - длительностью где-то до пяти лет, после этого либо сознание идет дальше либо подостается на достигнутом). То, что мы считаем "мудростью Востока" - это результат подъема кундалини. На это хорошо бы смотреть процессуально уже сзади-наперед, и тогда это воспринимается уже иначе. А история искусства оставляет обычно только подлинные образцы (а не просто вопли оглашенных).

Разницу между оглашением и трансформацией можно прочитать с улыбкой Пушкина в "Путешествии в Арзрум" - там с гор пришел какой-то "поэт" с дурными воплями, которого "насилу отогнали".

Насими в этом смысле был честен. Его стихи оказались популярны в народе, но не в чести у власти (поскольку подрывали основы). Когда власти схватили какого-то мальчика, читавшего его стихи и называвшегося их автором, он (спасай жизнь человека) вышел и сдался им сам - и с него содрали кожу и т.д. Тюрьма и сума (скажем, и для состоявшего последователя Христа) не играют уже особой роли - субъект вышел из игры в человека, а творчество идет само по себе.
И остается.
Пространством для чтения и в помощь некоторым.
Как-то так, наверное...

Просто был знакомый азербайджанец, сославшийся на Насими - ну вот (тоже почти экспромтом) кое-что тогда и выскочило как интепретация подстрочника по-русски...

:-))

Алесь Ромашкин   17.11.2018 12:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Алесь, за такой развёрнутый и насыщенный отклик. Буду рад, читая Ваши стихи, набираться новых знаний - это всегда интересно. Ещё раз с благодарностью- В.А.

Виктор Алимин   17.11.2018 12:41   Заявить о нарушении
Качественно иначе - это не знания (как христианство)! Восток - это непосредственное проживание состояния (трансформация) всей психофизикой (а не просто набор базовых знаний умом, типа Нагорной Христа). Это - "религии непосредственного опыта" (без поклонения, т.е. не религии вовсе).

Возникает разрыв, скачок (был до, стал после), а описания моста, непрерывности преобразования, техники, логики этого преобразования - нет (ибо здесь таинство, оно алогично, это - милость сверху)... Вспышка в голове -- и ты качественно другой. И вроде как и не ты уже (уже нет непрерывной словоговорилки, привязки к личности и т.д.)

И в качестве полу-моста людм - описание этого нового состояния. (Старое все и так знают). А скачок неописуем, ибо надментален, неизъясним.

Даже Литинститут им Горького никак не может объяснить, почему вдруг возникает писание стихов и т.п. :-))).

Про "искушения творчеством" можно почитать на досуге в главке про йогу у Славы Курилова в "Один в океане".

С моей дурной писанины Вы вряд ли чего хорошего наберетесь... Посмотрите лучше оригиналы...

Но это - не знание. :-)))

Да, извините. У Вас - замечательные стихи! :-))

Алесь Ромашкин   17.11.2018 12:57   Заявить о нарушении