Два романа об одном авантюристе. эссе

Написано для http://www.stihi.ru/2018/09/27/1474


Давно-давно, когда мне было 19 лет, моя подруга подарила мне эту книгу. В то время это была редкость, но у них дома было 2 экземпляра, поэтому мне выпало такое счастье. Я читала её, можно сказать, не отрываясь. Ничего подобного
мне не попадало ни до, ни после. Я могла постоянно перечитывать её, и даже когда я куда-то уезжала, ей находилось место в моём чемодане. Прошло много лет,
книга истрепалась, но мне посчастливилось купить новую. И до сих пор, если у меня, вдруг, плохое настроение , я беру её с полки, устраиваюсь поудобнее в кресле, забываю обо всём.
И хотя книга начинается с довольно грустных событий, с первых страниц на лице моём начинает блуждать улыбка.
Это «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Основа сюжета дилогии – приключенческая: в романе «Двенадцать стульев» – это погоня за набором стульев, в одном из которых зашиты бриллианты, а в романе «Золотой телёнок» – погоня за миллионером Корейко. В обоих романах центральное место занимает образ Остапа Бендера, который действует со своими помощниками: в первом романе его сопровождает бывший предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, чьи фамильные бриллианты и зашиты в одном из стульев, во втором романе – Паниковский, Шура Балаганов и шофёр Козлевич.
Главному герою дилогии присуши Природное остроумие, жизнелюбие, умение быстро, на ходу, ориентироваться в самых непредвиденных обстоятельствах Остап – сложный, противоречивый персонаж. Его нельзя категорично оценивать, нельзя назвать отпетым негодяем. Он плут, авантюрист, циник ровно настолько, что ни одна из этих характеристик не является определяющей в его характере. Остап не желает людям зла. Это деятельная натура, он не способен сидеть на месте и как будто вечно что-то ищет («Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу, постоянно кидала его в разные концы страны.  Однообразие ему претит. Это актёр-трансформатор, способный в случае нужды мгновенно сменить костюм, походку, интонацию, причёску.
В сущности, функция Остапа Бендера в дилогии «Двенадцать стульев»,
«Золотой телёнок» – функция разоблачителя всех тех, с кем он сталкивается, более глупых и более корыстных, откровенных мещан и мелких обывателей. Его иронический взгляд на мир подчас сливается с авторскими, именно он своим остроумием выносит приговор многим порокам, которые осуждаются в романе.
Сатира в романе направлена не на развенчание советского строя, как многие теперь полагают. В произведении авторы сатирически изображают те качества, те пережитки, которые отличали советское общество двадцатых годов: советский бюрократизм, знаменитую любовь к лозунгам и плакатам, неустроенность и бедность советских жителей, жажду наживы, хищническую страсть к деньгам и т.п.
Перед читателем разворачивается широкое сатирическое полотно, обширная галерея людей с узкими интересами и ничтожными ценностями.
Дилогия написана задорным, живым языком, многие выражения авторов стали крылатыми фразами.
По мнению исследователей, эти романы можно назвать своеобразной «энциклопедией
русской жизни», в которой читателям предложен «популярный набор представлений о
советском обществе» конца 1920-х — начала 1930-х годов[

**********************


Рецензии
Оба романа стоят, чтобы о них писали.

Эльвина Шумовская   08.04.2022 21:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.