Три вида образования
… К ряду хозяйственных построек, монастырским кельям и корпусу семинарии доступ любопытствующих был ограничен. Нас очень вежливо остановил один монах и попросил вернуться назад, присоединиться к толпе более дисциплинированных туристов и паломников.
Яша в попытках пролезть туда, где позволено быть только избранным, принялся врать, что у него есть сын, который якобы жаждет поступить в семинарию. Он, Яша, как отец, хотел бы для себя уяснить – чему тут могут научить его отпрыска? Каким человеком, с какими знаниями вернется сын домой?
Вряд ли монах поверил Яшиному красноречию, но обратно не погнал. Предложил присесть на лавочку и подождать, а минут через пять привел мальчика-семинариста и попросил того рассказать нам о задачах образования в семинарии.
Я не знаю, все ли семинаристы такие умные, каким оказался тот мальчонка, но его, а скорее всего его учителей, мысли и рассуждения о видах и задачах образования показались мне интересными, и я по памяти записал их для дальнейших размышлений.
И так, образование условно можно разделить на три вида. Первый – светское образование. Человек учится читать, писать; развивает свой ум; приобретает знания по географии, физике и т.п. Такое образование нейтрально по отношению к добру и злу. Развитый ум и светские знания можно с успехом использовать повсюду, в том числе и для более изощренного удовлетворения своих страстей, что и наблюдаем мы в современном мире.
Второй вид – внешнее нравственное, религиозное образование.
Человек изучает различные системы философии, психологии и нравственности; Святые Писания, творения Отцев церкви, богословие... Но изучает поверхностно, памятью и умом, то есть – внешне. Такое образование дает человеку внешнее абстрактное знание о том, что есть добро и зло, но так же, как и первый вид образования, не учит идти по пути богообщения.
Третий вид – образование внутреннее, духовное. Религиозные и нравственные истины постигаются не умом и памятью, а сердцем человека. Человеку дается возможность ощутить их опытным путем. Духовное образование, направленное к сердцу, позволяет ученику очиститься от всего мрачного, унылого, греховного и ощутить чистое радостное чувство богоподобия. Через свет богообщения человек достигает боговселения. "Я лоза, вы ветви: пребудете во Мне и Я в вас", – говорит Христос.
Можно много говорить о благодати, но постичь ее можно лишь опытным путем – сравнивая состояние своего внутреннего "я", своей души в благодатном и безблагодатном состоянии. Можно заучить фразу: "Блажени плачущии, яко тии утешатся", но только умеющий плакать, знает блаженство слез.
Беды современного общества в том, большинство людей в мире лишены духовного образования. Оттого у наших современников, как правило, развит рассудок, но недоразвиты возвышенные чувства сердца. Можно знать умом Библию, теологию и быть мерзавцем из мерзавцев. Знания ума – одно лишь любопытство. "Нужно умом в сердце стоять". Один старец говорил: "Вот у него ум, вот – сердце, а между ними каменная стена". Разрушить эту стену – вот в чем задача подлинного образования.
Семинарист, видя мою заинтересованность, рассказывал о видах образования достаточно долго и готов бы дальше развивать эту тему, но его позвал кто-то из друзей – подошло время вечерней трапезы. Опаздывать было нельзя. Дисциплина в семинарии как в армии – прежде всего. Извинившись за то, что не успел в достаточной мере полно осветить все интересовавшие нас вопросы, мальчонка побежал догонять свои семинарские дела.
Отрывок из повести «Продай имение свое и раздай…» - https://www.proza.ru/2018/09/29/531
Свидетельство о публикации №118092904563
Вот только поверхностно не получится ни в светском, ни в духовном. Необходимо стараться и достигать совершенства, а иначе человек будет не востребован в современном мире, большая конкуренция везде...
Сейчас уже известно такое понятие как образованный негодяй. Поэтому люди ищут православных юристов, психологов, педагогов, журналистов, музыкантов и даже врачей. То есть, это человек, который имеет диплом о светском образовании, а также высокий духовный уровень развития. К примеру, православный учитель никогда не будет вести гендерную пропаганду или разжигать ненависть по отношению к другим национальностям или народам. Православный врач укажет на причину болезни, будет стараться не навредить пациенту, исполняя клятву Гиппократа; действительно вылечит, а не выкачает деньги. Православный журналист увидит суть вопроса и донесёт это до слушателей. Православный юрист даст суд бедному и сироте, и будет судить справедливо, а не за взятку. Православные музыканты не будут засорять Ваш тонкий план агрессией, ненавистью и другими отрицательными эмоциями, а подарят хорошее настроение, веру в лучшее, надежду, настроят на молитву – общение с Богом, как это делают Творческие группы Русь Проект и Свет Софии.
Раньше, например, во времена правления Николая ІІ так и было: люди получали светское и духовное образование, старались жить благочестиво. Сейчас только к этому возвращаемся, но не все.
Иоанн и Иоанна Святодуховы
София Святодухова 03.10.2018 09:41 Заявить о нарушении