Маргарита до и после Булгакова. Сценарий

Об авторе.

Я вне роли  проста, интересна,
В карты играю. Жизнь моя пресна.
Нет ни подруг, н иблизких друзей,
Что меня ждет? Залу видней.
Помню свой Гитис, попытка не пытка…
Мышку играла в Репке на скрипке,
«Шли б вы к Е.К. – Ваш профиль его»,
А я не пошла, жизнь была не простой.
«Снегурочка это», - сказал режиссер,
И, ГИТИС, провал,
Но играю я роль.
ПО – прежнему в жизнь влюблена
И с холста
Не сходят краски.
Не ношу я Креста.


Глава Первая, сцена первая.
Вступление (Читает автор)

Квадратная музыка революций
И чашка, полная чайных унций
И демагогия тут и там

А я сижу, сочиняю строчку
Кланяюсь березам, Высоцкому
И дважды Блоку, царю заморскому
И Шеварнадзе;
Мне из колодца б воды напиться
Ключевой воды… Увы!!!
Нет нет, увы, не ты.

(На видеоряде игра в морской бой)


;
Глава 1, сцена вторая.
(Домовой читает для Маргариты и Мастера)
Кто видел Ад В кромешной ночи,
Тот бед не ищет, он пророчит:
Трава – пожар, и розы свты,
Антракт, антракт, земля в закате…
 _ А нам? – несется вдруг с галерки,
 - Воды, воды, плесните водки!..
Мне б петь Высоцкого Беду…

Шут бронеслав: Я в режиссеры не пойду!
Там никого не знаю лично…

(Голос Домового)
Но есть же Ваня,
Мне знакома
Его со слоником игра…
Нет, мне к другим.
Пора! Пора!

Увы, увы, цветы идут.
И менуэт. Оффшор. Этюд.


;
Глава Вторая, жизнь молодого Инженера.
Жил был подлый Крот Гималайский
Жил был подлый Крот Гималайский по фамилии Аллегро.
Однажды Подлый Крот имел счастье смыться из Казино к себе на Кудыкину Горку, к себе в норку.
Смутьян он был и балагур.
Обитель подлого крота была так себе – неуклюжа.
Да и стужа стояла такая, что замерзли Кротовские чувства к Крупьешке мамы Эсмеральды…
… А пьяный в дупло Крот тем временем спит и во сне видит каждый взмах ее Кохинора.
Как жаль, скажем мы, они были бы интересным этюдом.

(Масло, Холст, каре на Королях, гадание)

Игра в покер – удача одного,
Крупье рукой ведет замысловато,
Одену – к я к лицу пальто,
Да и пройдусь меж пятым рядом.
Что вам игра? На вскрышке Дом,
Пора в него мне торопиться,
За что мне выигрыш сейчас?
Я без любви готов напиться.

(просит Крупье погадать ему на обеих дам, загадвыает Беатрис и Маргариту. Марго неприступна, Беатрис в него влюблена. На экране карточный расклад.)


;
(сон о Маргарите)

Увидев глаза цвета вишни взомлел я,
Гранат мне, пожалуйста, заверните!
Ритуля, влюбляясь, тихонько взрослела,
Отринув мечту о проклятом Медведе.
Ей Папа и Мама еще говорили,
Чтоб пару нашла себе, но я ж достоин!
Тебя возьму в золотые цепи!
«Кафтанчик у Вас неловок, поправь…
Зачем мне жених, дорогая мама?
Но так ведь положено в наших кругах…
Забудьте круги, о сердитый Папа….»

Просыпается Маргарита: «Беатриче, халат!»

Беатриче (в слезах)
Он не пришел ко мне сегодня,
Но в руку ль был полночный сон?
Дождусь его я сквозь года, наверно,
Не зря мне снился Дон Жуан.
Ах, эта бедность, услуженье,
За что мне сиротой родится?
Но – зов. Скорей умыться,
Она достойна уважения.

(Поправляет платье, веселая заходит к Рите в спальню, балагурит)
;


Глава Третья. Мысли Крота Гималайского.
Жил, а то ли просто существовал Существо.
Он растерзан был однажды на тысячи мелких кусочков, ибо иначе его было бы уже не спасти никогда.

«Всего лишь тысяча кусочков», - грустно думал Существо, а толку то?..
«Счастья же нет…»

Но вот однажды поднялась последняя в этом году снежная вьюга.
«Пойду – как ль, выйду и я, впервые за долгую зиму, просквожу свои косточки», - подумал Существо и вышел в темную претемную ночь.
Глядь – поглядь, нету никакойц пурги, один только розовый рассвет брызжет с Небес.
И тогда Существо ожил и стал счастливым.

На рукописи он посмтавил крест,
Крест на музее, зимней стуже,
Он лучшей из вестей
Еще не слышал, ветер кружит.
И солнца луч скользит с небес,
Весна, весна вступила в пору,
Зачем же грипп? И так я слеп,
Ах, это глупо, просто глупо.

;
Глава Четвертая, сцена первая. Думы Беатриче.
Так давно это было
Так давно это было, что я уж и не упомню всего. Но ты, о Дева, была безусловнобезолапобезпардонно красивой.
А я – что я, я как была шутом, вхожей в твои покои, так и осталась ею.
Понимаешь, мне много – много – манголет…
А ты все успеваешь, напевают тебе Невские пароходы.
Ты лучше и легче меня.
И не рожала, и вся прочая.


(Вышивает тюльпанами с бисером пальто Марго на день рождения, на ее 17-летие)
;

Глава Четвертая, сцена вторая. Стих существа.

В небо карабкались души артистов,
Лестница полнилась от их шагов…
Каждый твердил свой стих… Синица
Вдруг выпорхнула из под Слов.
Был ли тот вечер
И была ли та речка,
Жив ведь и Блок
(Дважды Блок, повторюсь)…
Ну а тебе, дорогая, надо
Слов быстрых, строгих:
«Я НЕ БОЮСЬ!!!»


Антракт


;
Сцена первая, глава первая.
 
Явление героини герою

Ему было зябко и тошно от этой бесполезной Зимы.
Но он, человек, был замученно – заученно ходить и мерзнуть именно этим мартовским утром три квартала на Запад, да два на Зюйд – Зюйд Вест.
И весть пришла ниоткуда: чиркнув спичкой, да не одной, оглянулся, а она уж догоняет его с целой охапкой душистых, смачных, живых Пионов в озябших руках.
 
Где ты их?..
Взрастила для тебя
Кто же ты?
Я – супруга твоя.
Откуда пионы?
ОН подарил…
Что ж ты одна?
Тебе – мандарин…
Сколько хожу – тебя не видала,
Вышел впервые,
Чур, я поймала!
;



Первая глава, сцена вторая
(Марго смущена, ведь ей придут объясняться в любви в роли послушной дочери, штопая платье)
Марго…
Был ужасна…
Она…
Марго была белозуба
А я…
И шла, и шла, считая шаги до звезд.
Ах, милый, к тебе лишь один вопрос…

(Мастер замирает, утирая слезы, читает ей в ответ)
Знаешь что, милая?..
Заешь, конечно,
Знаешь меня ты
Всего пять минут
Время течет и ничто ведь не вечно
Яблок не ешь!..

Маргарита: Пирог?..
М-р: Да, мне б пирогов сейчас вместо клюквы… Да, мне б сейчас..

М – та:
О, милый, молчи!
Слышишь, звенят перелетные птицы?..
Мы расстаемся с тобою в ночи.

Впрочем, что ночь?
Я все знаю, молчи.

;
Глава вторая. Голос за сценой
Чем слушать запятые, уж лучше воспринять недостаток воспитания тем местом, на котором сидишь.

Исповедь Маргариты

Они придут и будут нежны со своими женами?
А мне что ж, ходить меж ними прокаженною?
А я, в розовом платье, была бы разве не лучше?
Мечта. О разлитом по полу пунше.
Ты, рожденный задолго до нашего времени,
Оскорбился бы сегодняшним сволочным бременем?
Снова на гору бы пошёл, умер, спас?..
Прости, Господи, неразумных нас…
Прости, Господи, ты его роман,
Он – не его речь, ему ближе Пилат.
К первоисточнику обращаясь –
Все закончится лично, все же читали.
Да только то точки…

Инженер: Где же Маргарита?
Марго: Я тут, дорогой,
Инженер : жду тебя, полночь,
Спать! На покой!

(Маргарита подчиняется)

Молитва Маргариты на ночь.

Праздничный стих
Не только триколором, но венцом
Наш век обезображен сажей черной,
Творить – творят. И оставляет вор
Кольцо, в мир проводящий.

Я против революция, прошлый век
Их исказил своей поганой линзой.
Мой ход – конем, и пусть король не мил,
Все остальное утром по-французски.
;


Думы Беатриче.

Карты брошены веером,
По утрам – тишина,
Лишь синица  в неволе
Понимает, в чем дело:

Не поймет одного:
Кому «те», кому «та»,
Кам цу мир… И вообще,
Не танцует кот пьесу.

А среди «Луговых»
Исправляет прикус,
Чтобы травля была
Среди «енковых» вОждей.

Не прошу тишины,
Я – из нищих невест,
Кредо  быть. Кредо жить.
Ну а дети – в капусте.
;


Воспоминания Гейши (сон Риты)

Я видела девушку в метро:
Лицо чумазое, платье – красное…
Архангелы хранили ее – вышла на Спасской.
А позже – к спасам вошел «стилист»
И, как обычно, тянуло Kenzoм,
Такое вот оно, метро,
Жаль, получился стих мой грустным.
Отличие Питера от Москвы:
Москва – по нотам, в ней нет цейтнота,
А питер интересен нотой, с которой на «ты»,
И там не раздают Вам Фото.
Мне напевала там Нева, проспекты: Штраус, менуэты…
Качала по утрам Звезда, я шла от Храма и до Храма.
А позже гулкий Мегафон
Мне отзвонился – ставлю плюсик,
Я рождена среди степей…
Из бахчевых Вам всем…

(Хором) КАПУСТНИК!!!


Песня Невы

Где ты, где ты ходишь,
Где ты, где ты ходишь,
Где ты, где ты…

Камень в Кронштад брошен,
Камень в Крондштад брошен
Где то в Кронштад

Чей то звук,
Мой минор,
Не играть
Больше роль…

Где то в лесу гулко,
Где то в лесу гулко
Ухнет сова…
Где то в лесу Пулково
Где то в лесу Пулково
Была одна…

Мне скажи, в чем печаль?..
Со слоном утром чай…

Где- то где ты.


Отрывок из романа Существа.

По безводной пустыне.
По безводной пустыни
Шли в белых Рубищах
«ЕГО??? ДА НА КРЕСТ???»
Вы, Пилат, видно спятили,
Вы, Пилат, видно в Кратере
Разглядели Бриллиант

Заодно: Низа, Серенький,
Сто проклятий,
Вам «Беленькой»?..

СТОП, КУРАНТЫ МОЛЧАТ.

(Пять минут тишины, тикают часы, одинокая Муза сидит и горько плачет обо ВСЕХ)
;

А позже…

А позже расцвели цветы:
И Лютики, и Васильки,
И глазки, что Анютин цвет,
И вишня, и черешня вслед…
А ЕЙ мечталось об одном:
Чтоб жил Отец…
Ведь отчий дом
Он так прекрасен по утрам…
Бетриче, чашки и.. «Щас дам!»
Редиска, ирис, подорожник,
С корицей кофий…
«Мне – сережки!
Ему – Свидание с небес
Кольт, ксиву, паспорт и арест!»
О, нет, Он в браке… Триколор…
Все остальное лично.
Хор.
;

Её 17-тилетие.
(разговор между Маргаритой и Беатриче о женихах)
- Сколько на твоих сахарных? Обиженно спросила лучшая подруга.
- Ах, не начиная все сызнова, все равно никому нет дела до моих семнадцати лет…
- Ты не права и не справедлива, тебя уважают, поэтому никто и не пришел.
- Я обижена на тебя…
- Вижу, вижу… Прими мой стих – поздравление и новое весеннее пальто…

(Грустно)
Губы бантом
Силь ву пле, Элизе,
Без минут Маркиза
Без угла дон Педро
Разлучают ветры
Много мне не надо:
Плитку да помаду,
Чтоб хоть кто – то вспомнил…
Именины ЧЕРНЫ.

(Маргарита разворачивается и уходит со сцены. Возвращается, курит, задувает свечи на торте, загадывает Беатричиного жениха)


Тюльпановая пепельница
(Приносит с собой курит в тюльпановую пепельницу, возвращается с наколкой тюльпана на ноге, в цвете)

(Разглядывая пальто) Куда его теперь? Нет, правда, никто не поздравил с праздником.

Четное количество свечей осталось
Четкое расположение Звезд на небе
Милый звездочет, тебе какте дело
До того, как Марго живет?..

Все у ней, как надо – простужен
Голос не звенит, тепла шаль
Всеми позабыта, цели позабыты

(входит Инженер, жених Беатриче)

Хряпнем! Тост: До дна, за тебя! Женюсь на тебе, так и знай!


Горе Беатрице

А Беатриче тем не менее вошла
И затянула песню
О том, что ей уж не быть невесткой
«Думай вместо!»

Марго сверкнула глазами в Беатрис:
Он будет МОЙ!
Милашка, не сердись!
Кто он?
Каких кровей, лет сколько?
Откуда родом?
Очень ли богат?

Что ж, решено, тебе награда
Марго снимает с ветви виноград
(Бетриче рухнула в обморок, промолчав о том, что Истин принес в подарок Маргарите щенка Волкодава)


Сын Царителли или сватовство по - московски

Сын Царителли
Резвый был парень,
Шел по Арбату,
Денег не тратил.
Видит – девица
Сидит у кафе
Ключ подарил ей
Такой санта ФЭ
мАрго примерила
Ключик к каморке
Вмиг подошел
Старый друг, спляшем польку!

Папа: Дочь, за кого?..
Дочь: За… Инженеро естьв заначке..

«СВ» было скорым.


Пусто кафе

Пусто кафе, вот уж и тридцать морщин на лице,
Он стал премьером,
Расшатаны нервы,
ЛлЯгла в больничку
За нУмером первым.

Ей и блат – хату,
И кислой капусты,
Щи, мандарины…

Марго:НГет, все не вкусно!
Грустным щенком
Смотрят папа и муж…

(Слезы в глазах Инженера):
Я ухожу  к верной Беатриче.
И отдал на ночь ключ.
;

Как быстро…
(Маргарита дома)

Как быстро забывается вчерашний день.
И лишь увидев снегиря – соседку
Вдруг понимаешь – млодость прошла
И открываешь настежь ветку
Клянусь Лавровым лИстом: Я СМОГУ!!!
Перетерпеть и переждать все детство…
Пустует настеже кровать,
И пусть пустует: это детская.
Недаром звук капели в этот раз,
Недаром дали Ангела в защиту
Лети, лети, лети, моя Звезда,
А будут силы – будем квиты.


Я больше не невеста (сон Маргариты, в котором она гуляет под охраной)

Храни мой стих, и признавайся, цейса,
Оставь меня, мой личный Альбатрос,
Осмелюсь Вам сказать: я больше не невеста
Уж лучше в Монастырь, чем столько…
(охрана) Мелкий, ждать!
А лично Вам (обращается к Пилату)
Желаю одного – родить щенка

Пилат:
Мне слыть легко, и мне уже не больно,
Что я затеял Казнь – все будем во Христе,
На рубль – ситчик куплен Вам прекрасный,
А мне – манжет, с тюльпанами манжет…
И рюмку, рюмку самой горькой водки!..
И с эпалетами дуэль…
О, СУД, ты прав,
Ну, знаете ль, оденьтесь…

Санитар:  Марго в коме, ВСЕМ В МЕДСАНБАТ!!!


Высоко в далеке
(душа Марго возвращается под капельницу,)
(На стене стихи читает собака Пилата)

Высоко вдалеке разлилось молоко
Ты летишь сквозь сны, обгоняя кометы
Мне- то что достается: одни  пистолеты
И в отряд поднебесных… Будь ((проклята – зачеркнуто)) радостна ты…
Тоже мне, невеста.

Ответ кота Бронеслава:
Она одна, отстаньте от Марго,
Решать не ей, за нее решено,
Простиьт – простил, но ушлел к другой,
Рожденной под другой Звездой.
Ты – пес! Я – шут!
Мыф оба правы,

Плюясь – насыпали отравы,
Черт, недолюбят же котов…
Кто виноват?
На семь ветров!

Всего семь нот на вашем контрабасе
(речь Мессира)

Всего семь нот на вашем контрабасе
Всего, но да не всем приятен стяг
Ежи, Петруччо и Собак –
Все нынче в моде
Я посвящаю стих тебе, любимый враг.

Нет многих
Как мне жаль артистов
Как горе был последний взлетный взмах
Крепитесь, братцы, праотцы оттуда
Вам шлют привет, я – неизвестный бард.

И пусть меня простят святые мУжи,
Быть может, льется с неба ИХ звезда
И то ли та, а может, то ли эта
Так просто вышла из служебного лифтА.
;

Речь Маргариты

Только трусы отдают свои долги
Я ломала стену, пряча утюги
Я не верила стенаниям своим
Я шептала, нанося на рожу грим.

Мне хотелось стать красивой из невест
Но безбрачия венец… Положен крест
Все равно я низачто не разлюблою
Потому что я сказала: «я люблю»

(Маргарита уходит к Мастеру)


Эпилог

Я помню твой взгляд
Глаз серых, надменных
Пронзительных, смелых
Зареванных, бренных
Я помню тебя велико и гордой
Куда мне до вас, о, госпожа Лондон.
Поймите меня –
Тоже хочется счастья.
Хранил Бог меня –
Вместе были в ненастье
А что до молвы,
Так Вы ей не верьте
Простите меня,
Вы
Всегда
Номер Первый.





Конец.


Рецензии