Летучий Голландец

Итак, мифический "советский ракетный эсминец". Что все-таки это было за судно? И было ли оно?
***
Ричард Томпсон [Бывший офицер ВМФ США, ныне кинопродюссер, снявший в Британии первый фильм о кровавых событиях 8-го июня 1967 года]:

 «…Шла очередная арабо-израильская война, получившая название «Шестидневной». Американский разведывательный корабль «Либерти» вел радиослежение за обеими воюющими сторонами. Судно находилось в нейтральных водах – в тринадцати милях от побережья спорной территории Газа. Неожиданно средь ясного дня наш корабль был атакован группой израильских самолетов. Затем подоспели израильские торпедные катера и произвели залп по горящему судну. Две торпеды попали в цель, но корабль чудом оставался на плаву.

 «Либерти» не имел брони и был вооружен только четырьмя пулеметами. В результате этих двух налетов погибло тридцать четыре американских моряка и сто семьдесят один человек получил ранения. Уцелевшие восемьдесят пять членов экипажа вели отчаянную борьбу за живучесть. Они сумели удержать «Либерти» на плаву до подхода спасателей.
 
 Когда сигнальщик Рассел Дэвид доложил командиру после первой атаки, что видел на крыльях штурмовиков звезды Давида, кэптен Макгонал не поверил ему. Тем не менее это было так. Позже Израиль принес свои извинения и назвал это нападение «несчастным случаем». Правительство США приняло извинения, хотя многие советники президента Джонсона, включая и госсекретаря Дина Раска, были убеждены, что нападение было преднамеренным…»


Джеймс Эннес [бывший офицер «Либерти», младший лейтенант,  James H. Ennes, “Assault on the Liberty”]:

 “…В течение вечера и ночи, когда судно медленно двигалось в северном направлении, другие суда или самолеты не появлялись. В полночь судно встретило советский ракетный эсминец 626/4, который передал семафор на английском языке. Обмен был следующий:

 626/4: Вам нужна помощь?

 «Либерти»: Нет, спасибо.

 626/4: Я буду рядом, на случай, если понадоблюсь вам.

 Следующие шесть часов советский эсминец следовал параллельным курсом на расстоянии нескольких миль. Когда утренняя заря занялась над Средиземным морем, на «Либерти» на экране РЛС были обнаружены на горизонте американские эсминцы "Мэсси" (“Massey”) и “Дэвис” (“Davis”). Советский эсминец отвернул на восток и «Либерти» присоединился к кораблям 6-го флота. Авианосцы были невдалеке позади эсминцев, и вертолеты утренней смены перевезли тяжело раненых членов экипажа «Либерти» на авианосец, в госпиталь. После этого «Либерти» продолжил движение на Мальту, где, как было объявлено экипажу, Военно-морской суд должен был расследовать обстоятельства нападения на судно.»



Н.А.Черкашин  [русский подводник, капитан 1 ранга, в последние годы занимался изучением обстоятельств трагедии «Либерти»]

"В ту ночь рядом с «Либерти» не было советского корабля...
И хотя даже бортовой номер указан,  кому он принадлежал – собственно, неизвестно! Эсминца 626/4 не было тогда в восточной части Средиземного моря. Я пытался найти кого-нибудь из ветеранов советского флота, находившихся там летом 1967 года, но все тщетно. И в исторических документах это не зафиксировано."



Иосиф Дайчман [автор книги «История Моссада»]:

 «…8 июня 1967 года «Либерти» у берегов Синайского полуострова контролировал передвижение войск. Израильские самолеты нанесли по нему ракетный удар и обстреляли достаточно метко из пушек, а потом подошел катер ВМФ и добил Либерти торпедой («как выяснилось, однако, не добил» - Черкашин). 34 американца погибли. Многие были ранены. Ряд аналитиков считает, что уничтожение корабля было осуществлено намеренно, израильтяне хотели лишить американскую разведку электронных глаз и ушей. Как раз в тот момент, когда перебрасывали свои части с египетского на сирийский фронт… Возможно, небезосновательно допуская перехвата американских сообщений сильной электронной разведкой советского ГРУ и утечку важнейшей информации в стан врага. Советские корабли радиоразведки постоянно находились в зоне Восточного Средиземноморья («хотя их там как раз то и не было» - Черк.)… Действительно, если допустить на мгновение, что египтяне узнали о практическом, полном оголении противостоящего фронта на Синайском полуострове, то, несмотря на уже понесенные потери и деморализацию, - наверняка развернули бы наступление, и соотношение потерь в этой войне оказалось бы другим… Разобраться в этом инциденте было поручено резиденту ЦРУ Джону Хадэну и военно-морскому атташе США Кетеренгу Эрнсту Кастлу. Хадэн и Кастл сочли инцидент ошибкой, по их заключению, в пылу битвы  ВМС постарались уничтожить корабль, который согласно боевым картам просто не должен был там находиться. А наличие американского флага летчики и моряки сочли обычным военным трюком и не позаботились о том, чтобы проверить принадлежность борта. Такая версия в сущности вполне устраивает Моссад. Не случайно израильское правительство до сих пор жестко отказывается даже говорить о каких-то компенсациях вдовам моряков с Либерти. И дело, очевидно, не только в хронической напряженности бюджета страны…»


Н.А.Черкашин

"В этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. На лодке было 8 таких ракет. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства бы не существовало. Я написал о Николае Шашкове материал - он назывался «Человек, который должен был уничтожить Израиль». Был очень большой резонанс. Тут был и запросы из израильского посольства, приезжали их тележурналисты – просто посмотреть на человека, который должен был уничтожить еврейское государство…


 При этом экипажу К-172 приходилось действовать в экстремальных условиях. На лодке чуть не случилась самая настоящая катастрофа: во всех отсеках была повышенная концентрация паров ртути. А экипаж даже не предполагал, что это ртуть - причину никак не могли обнаружить. Началось сильнейшее отравление. А это - угнетенное состояние, отказ от пищи, чудовищная головная боль, галлюцинации. Представляете себе! Галлюционирующий экипаж рядом с ракетами с ядерными боеголовками… Их тогда, по идее, надо было сразу же снимать с задания и отправлять домой. Но поскольку обстановка в регионе становилась все более угрожающей, Главком ВМФ спросил, могут ли они продержаться еще несколько недель на месте. Последовал ответ: могут. Бригада врачей, направленная на лодку, точного ответа тоже дать не смогла – в чем дело. Думали на что угодно, но только не на утечку ртути… В итоге 2 месяца пробыли в ртутных парах.

Но еще хуже пришлось морякам дизельной подводной лодки Б-31. Когда началась война, ее срочно направили из Атлантики в восточную часть Средиземного моря. Где-то в Тунисском проливе в центральном посту возник чудовищный пожар – вспыхнул бензин, и его пришлось тушить более суток. Тогда погибли пять старшин и матросов – и впервые после Великой Отечественной войны погибших хоронили в море! После ремонта все-таки вышли в залив Сидра. Вот уж действительно, «жаркое лето 1967-го»…

 Такие чудовищные испытания выдерживали тогда наши подводники. И это все были косвенные жертвы той ближневосточной войны. Но никто из этих ребят не слышал об инциденте с «Либерти». Что, впрочем, естественно, так как их это не касалось. Это американский флот, это - дипломатия и так далее…"


Рецензии