Фонтана тайна, слёз поэма
"Фатиха" за душу упокоенной, помилованной Диляры-бикеч.
***
Фонтана слёз - поэмы тайна.
Легенды, грёзы. Кто же мы?
Причём любовь? Необычайно,
трудились лучшие умы…
Я родом сам, среди курганов,
и мне хватает старины.
Но нет покоя, без вины,
Бахчисарая, племя ханов.
Разрыв могилу Тамерлана,
как тут же началась война...
Раскрою тайну - Гирей хана:
Кто в мавзолее, кто она?
О ней поэмы исписавши,
империй, падших подле ног.
И я, себе - насочинявший,
всё удержать уже не мог...
Дороже вместе всех рабов,
"кызлар-агасы", всех дороже:
два-три живых на сто гробов,
с той операции, быть может.
И этих евнухов у хана,
в любви весомых на затвор,
считать по комнатам "дивана",
если на весь гаремный двор.
Не больше дюжины невинной:
следить за родом чистоты,
лишать невинности мечты,
и бдить из "башни соколиной".
Считался третьим он лицом,
но то в Стамбуле пред дворцом…
После султана и визиря.
И на душе наложниц гирей.
"Бикеч" - Диляра - героиня,
а что известно нам ещё?
В две розы: белой, красной имя
"Фонтану слёз". А он причём?
Есть вязь, она - горою с плеч:
"Помилованной, упокоенной",
"Диляры - "Фатиха" - бикеч".
А не по титулу устроенной…
За что помилована? Кем?
Чем упокоена душа,
с "Кызлар-агасы" - насовсем,
и тем, что кратка, хороша…
И вся вам надпись с мавзолея.
Сюжет, закрученный в момент.
Ума, вчитавшись, - не жалея,
в просторы далей для легенд...
Она - невольница, жена;
Она - полячка и гречанка;
три разных имени случайных.
Но кто же, кто! зачем она?
И смерть, воспетая в нелепость,
с угроз соседки по гарему.
А может?.. Нет, не теорему.
То месть, то ханская свирепость.
За христианку, и - читать?
В дюрбе входящих без обмана,
Суру да Первую! Корана...
Как доказать? И не мечтать.
Супруга ханская - "кадым".
"Бикеч" не значит, ни "ханум",
"бийим", "хани", а всё как дым:
Это ж наложница. На ум...
И третье, есть у мусульман:
ряды "бикечей" полнить лестных,
не Крымских дев - чужих из стран,
происхождением - не местных.
Итак, она - погребена.
Но не жена, чтоб не зависеть.
Однако в пятых, - Мать она…
Забил фонтан от этих мыслей.
Диляра - мать Кырым Герая?
Сын проводил в последний путь,
от "чарие" к "хатун" - Сарая.
Узнаю я, когда-нибудь...
Что не с гаремною услугой,
уже разрушенной и нищей,
Гераев - ханская прислуга -
на родовом, лежит кладбище.
Гераев род не назначаем.
Плели бы сплетни жёны, ах!
Ваш покорил Орду случайно,
а не Стамбульский падишах.
Чей сын достойнее у власти,
а кто советником? Мамай…
И кто был темником, причастен.
И кто за евнуха. Зевая...
Аристократии чураясь,
и к власти полной устремясь,
в красивых девушек влюбляясь,
Гиреи, с ними веселясь...
Они свободны, их - лелея,
лишь три из тысячи из них,
Диляр-бикеч у мавзолея,
Зейнеб, Тогуш, и мать - Хусни...
Мы о любви святой, сыновьей,
совсем не помним, а творим.
И вечны розы в изголовье.
И слёзы и, благодарим...
***
* Кырым Герай хан (1758-1764, 1768-1769). В традиции крымских ханов было не жениться на девушках из знатных родов, это исключало конкуренцию среди потомства на власть, в отличие от обычаев в Золотой Орде.
* Кызлар-агасы - старший евнух, в Стамбуле считался третьим лицом по значимости, в отличие от дворцовых правил Крыма. Стоил дорого, т.к. после такой операции выживало двое-трое мужчин из сотни...
* На фото, на переднем плане - дюрбе Диляры-бикеч. «Фонтан слёз» первоначально был установлен здесь, при дюрбе в 1764, и лишь в 1783 году был перенесён в фонтанный дворик. А.С. Пушкин написал свою поэму «Бахчисарайский фонтан» в 1820 году. Н.П. Бороздна написал «Крымскую поэму» чуть позже, спустя 12 лет после посещения достопримечательностей Крыма в 1832 году. Бюст Пушкина у фонтана впечатляет туристов, но не отражает реальности дней ни тех ни этих… А поэмы - сути. Мавзолей Диляры указывает на её высокое положение при дворе, а по легенде она была любимой женой хана Крыма Герая. Но это по легенде, так как "бикеч" - не жена. Не мусульманка по происхождению, не местная. Однако посетители читают за неё Первую Суру Корана. Казалось бы, это невозможно. За всю историю ханства только три жены были удостоены столь великой почести захоронения в мавзолее. Почему сын не мог увековечить память матери? В таком случае, ещё можно попытаться найти, хоть какие-то доводы за.
25.09.18 г. Бахчисарай.
Свидетельство о публикации №118092801859