Начало Ислама и его основы - цикл ред

ПРОЛОГ

Монотеизм — это минимум религии. Это столь малая доза, что её уже невозможно уменьшить.
     — Генрих Гейне

 
Не кажется вам это странным -
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах -
В полу-пустынной Иудее?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее
В пустыне скудной и миражной
Решить – “что есть всего нужнее”.

Не отвлекаясь на соблазны,
Не развлекаясь на природе
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан свод законов
Печатью высшею скрепленный
И для царя и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан
И свод этических указов
Был выдан нам в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно.
Как жить этически, морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте,
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То “жизни-смерти уравнение”.
 
Хотя религий было много
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.

Как все мы знаем - все пророки
И основание трёх религий
На Ближнем родились Востоке,
Где всё окружено пустыней.

А были царства побогаче,
Древней, сильней. Их знают все:
Египет был и Персияне,
Тогда там правил “Царь царей”.

Сейчас пишу я об Исламе -
Он вырос вдруг из ничего.
Тогда ничто не предвещало
Что будет после.  Вот итог:



АРАБЫ ДО ИСЛАМА

Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.
     - Арабская пословица


В те времена до всех пророков
Арабы жили, поживали
Где Аравийский полуостров
И там спокойно кочевали.

“Араб” – вот точный перевод:
Иначе “засуха” зовётся,
И полуостров словно мост
С Сахары к Гоби подаётся. 

Сирийцы, Ливия, Египет…
Отдельно от арабов жили.
Язык, культура и религия
У них другие также были. 

Потом они слились культурой
Ислам им дал язык арабский…
Арабы там сейчас структурой
А раньше был чужой и странный.

Культуры древние считали
Что кочевые племена,
Как бедуинов представляли,
Арабов тех все племена.
 
Но были города, поселки
В оазисах, долинах рек
Арабы жили. Их потомки
Не далеко ушли с тех лет.
 
Из Индии весь путь в Египет
Был под кочевников контролем -
Шли караваны вплоть до Рима
Текли к арабам деньги морем.

Там появилась знать арабов
И родовые племена:
У рода - шейх, старейший родом,
У племени - эмир, глава.

И города Медина, Мекка
Ведут отсчёт с далёких пор,
В Завете Ветхом есть отметка
О тех названиях с тех времён.

Мы знаем Библии историю,
Как Соломон влюбился в Шебу
Царицу Савскую, которая
Жила от Мекки, близко к небу.
 
Земля пустыни плодородна
Для пальм, для фиников и да,
Там ладан был ещё доходный,
А так же лошади всегда.

Разбой для них - обычный случай,
Так жизнь у них столетия шла
И каждый мальчик был обучен
Искуству лука и копья.
 
На лошади скакать, верблюде
Щитом, мечом владеть вполне…
Был мальчик ценен ихним людям,
А девочек – предать земле.
 
Как воины были известны,
Служили в Риме, в их войсках
Как кавалерия конечно…
Но даже пеший вселял страх.
 
Ни Риму и ни Византии
Пески те были не нужны,
Но караванный путь ценили
И откупались как могли.

Не знала римских легионов
Пустыни скудная земля,
Между собой вели все споры
Но войны не прошли им зря.

Прошли века, уж нету Рима,
От нашей эры век шестой,
Иран разбитый Византией,
Но две страны хотят покой.

Господство верований трёх
Иудаизм и христианство,
И зороастра. Вдруг встаёт
Родившееся мусульманство.

В том историческом моменте
Две обескровленных державы
Взирали вниз, как с постамента
На вдруг явившихся арабов.

Как так случилось, что не знали
О них ни римляне, ни греки?
Ну иногда чуть торговали,
Платили взятки от набегов.

И за каких то сотню лет
Мечом скорее, чем торговлей
Ислам (других примеров нет)
Три континента вдруг заполнил.

В них не заметили проблемы:
Не государство, просто племя,
Но окрылённые идеей -
Создали мир другой и время.

Их выбор передан послами:
Прими ислам, иль защищайся…
Весь мир поделен на:  мир ислама
И мир иной, что для джихада.
 
Принять ислам иль умереть
Должны лишь те, кто не имели
Своей Священной Книги.  Те -
Не Христине, Иудеи.

Тем разрешалось с верой быть,
Платить налоги много больше,
О положении забыть –
Живёшь, и этим будь доволен.

(Так, к слову, было только раньше
Сейчас неверный – даже свой,
Раз мнение своё имеешь –
То ты и есть совсем чужой).
 
И если раньше их задача -
Набег, ограбить и отнять,
Теперь вдохновлены иначе -
Аллаху верных умножать.

За много лет до инквизиции
Творили божий суд мечом,
Миссионеры не нужны им,
Их выбор прост: чужой – убьём.

Казалось им - одна религия,
Одна семья, покой для всех...
Но дружба быстро испарилась -
Шииты, суни - мира нет.

В любой религии есть фракции
И в партии любой раскол.
Вот в муравейнике - все братья,
И в ульях кажется покой.

Доминиканцы, инквизиция,
Кто англикан, кто кальвинист...
Железом и огнем клеймила,
"Бей гугенотов" помним крик.

Есть разделения у евреев
Кто ортодох, кто реформист...
Но, чтоб убить из страсти к вере?
Нет никогда, будь атеист.

А если уж другой он веры,
А уж тем паче - иудей
То "за царя, за нашу веру"
Спаси Россию и  убей.

Восток пал Ближний, а за ним
Хребет был сломан Средней Азии,
Попала Индия под них,
А также Северная Африка.

Затем Испания слышим крик,
Сицилия и Иерусалим,
Не устоял пред ними Крит,
Иран, Албания - всё им.

Подмяли под себя Египет,
Хазары биты конной армией,
Алжир не устоял с Тунисом,
А был в составе Мавретании…

Да, было раньше много войн,
Захват земель, рабов и злата,
Не вспомню я пример другой,
Где шла религия как оплата.

Так в первый раз идеология
Вела, а не порыв наживы.
Потом мы знаем очень многих
Кто совмещал те два порыва.

Создать один единый мир,
Объединить - одна религия
Чтоб без границ царил Эмир,
Одна страна, одни традиции.

Мечтал об этом Александр,
Но хоть себя считал он богом,
Других богов он принимал...
И Рим не спорил с тем итогом 

Тот, кто не знал, что Бог один
Им богом больше или меньше...
У варваров свой господин,
Лишь дань плати. И пусть не верь ты.

Лишь много, много лет спустя
Прошли крестовые походы.
Война религий разлилась
В Европе.   Были и погромы.

Но это все потом, потом...
Ислам был первой мощной силой,
Кто нес религию волной
И угрожал другим могилой.

И мир так до сих пор разделен -
Так в конституции Ирана.
И террористы в это верят,
Так говорят им их имамы

Тогда не приняли всерьез их,
Да и сейчас не поумнели.
Мир демократии не видит
Кто их враги на самом деле.


ХАЛИФАТ Х ВЕКА

Не ученому следует явиться к правителю, а правитель — к ученому.
         - Магомед Ярагский

Ценна история мне тем, -
На следствия видны причины,
На все, что «было» есть «затем»
И выводы все объяснимы.

Цивилизация ислама
В Европы средние века
Возникла с силою Корана,
С дамасской твердостью клинка.

Всего за несколько столетий
Безграмотный арабский мир
Создал империю на свете,
Что миру знания подарил.

Один язык во всей империи
От Индии до Пиреней,
И грамотность у населения, -
Нельзя в мечети витражей.

Культуры стран, впитав, как губка,
Ислам познания ценил.
В Европе тьма, что даже жутко -
Король свой вензель заучил.

Архитектура, астрономия,
Открытия алгебры и цифр,
Поэзия и философия
И медицины вскрытый шифр.

В Европе знаний лишь обрывки, -
Ведь шли там Тёмные Века.
В соборах витражи по спискам,
Из Библии фрагмент, экстракт.

Запрещены изображения
В исламе, только лишь читать,
Но. что записано в Коране,
Там грамоту всем нужно знать.

Один язык для всех законом,
На нём и книги обо всём.
Стал Халифат культуры домом…
Как изменилось всё потом!

От Индии до Пиренеев
Так халифат был шириной
На нём в Европе и сумели
И Ренессанс построить свой.


 
ГАРУН АЛЬ РАШИД
 
Сейчас проблемы есть в Багдаде,
У власти все таки не те,
Вот при Гаруне аль Рашиде,
Другой расклад был при дворе.

Ох и широк был халифат -
Страною был, что больше в мире:
И от Испанских древних врат
До Индии границы были.

Багдад - столица халифата -
Дом Мудрости тянулся ввысь,
Причём тогда Кирилл, Мефодий
Ещё вообще не родились.

Он современник Шарломея
Халиф Багдада аль Рашид,
Мы, до сих пор благоговея,
Арабских сказок помним миф.

Но он в отличие  Шарломея
(Иль Карл Великий, как его),
Расцвет искусств ввёл без сомнения,
Багдад был центром для всего.

Багдадский вор, Шахеризада,
Из лампы джина чудеса,
Базар восточный там Багдада,
Разбойник там Али Баба.

Там о Синбаде-Мореходе
Живут легенды до сих пор.
Там на ковре летают к звёздам
Поднявшись выше синих гор.

Принцессы там и минареты,
Звук муэдзинов и молитв,
А при дворце одни поэты,
И переводы мудрых книг.

Чтоб знать народа настроение
Ночами бродит аль Рашид,
И подле неизменной тенью
Визирь Джафар там семенит.

Хоть не без войн, но больше в мире
Страною правил аль Рашид.
Включая Рим и Византию…
Как не хватает нам таких.
 
Для тех, кто видел «Алладина»,
Для тех Шаффар злодей и враг.
А был халифу друг любимый
И предан был как брату брат.

Служил он верой беззаветной
В глаза халифу всё смотрел...
Ошибся, ведь и он был смертный
До смерти так не поумнел.

Халиф не любит очень умных
И власть которым по нутру -
Он голову его прилюдно
На кол поставил на мосту.

И всех его детей и братьев
Не пощадил, не пожалел.
Его имущество и платья
В казну свою он захотел.

В народе «справедливым» звали
Халифа дружно тех времён.
Недавно «мудрым» называли
И мы вождя. Так и живём


(1)  Гарун аль-Рашид - «Справедливый», арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786—809 годах.

(2) Джафар ибн Яхья - визирь при дворе пятого халифа арабской династии Аббасидов Гаруна аль Рашида. Сын персидскоговизиря Яхья ибн Халида из влиятельного семейства Бармакидов, в 786 году унаследовавший пост отца.



ОСНОВЫ   ИСЛАМА

Давайте разберём Ислам:
В религии есть три основы:
Иман, Ислам и Ихса-(а)н.
Что означают те три слова?

ИМАН – есть по арабски “вера”
В нем шесть частей иль шесть столпов,
Убрать один – и ты неверный.
Столпы – основа из основ.

Сначала – веришь ты в Аллаха,
Потом и в ангелов его,
И в книги те, что нам достались
Во всех пророков от него.

Ты должен верить в Судный День
И в то, что всё идёт от Бога,
Вот весь Иман - кому не лень.
В ислам ведёт его дорога.

ИСЛАМ – значение “покорный”
Аллаха воле каждый день,
В нём пять столпов стоят под сводом
Без них нет мусульман нигде:

Шахада – “верю лишь в Аллаха”,
Намаз – молиться пять раз в день,
Пост в  Рамазан, им это надо,
Пост длится месяц- верь, не верь.
Закат – чтоб бедным помогать,
И Хадж – чтоб в Мекке побывать.

Теперь ИСХАН – молись Аллаху,
Как будто видишь ты его.
Тебя он видит. Не со страху,
Усердно, от себя всего.

Имам – руководит молитвой
А муэдзин зовёт на них.
И где б ты ни был – всё забыто
Пал ниц и к Мекке обращаешь лик.


 
;
ВЕТВИ ИСЛАМА

Когда есть вера в пять “столпов”
То мусульманин правоверный,
Но есть различия основ
И разделений этой веры.

СУНИТЫ, а их большинство –
Все верят в четырёх халифов.
Как Бог сказал – добро и зло
Не обсуждать.  Он справедливый.

Власть в халифате передать
Голосованием возможно.
Брак постоянен, навсегда,
Имам не прав бывает тоже.

ШИИТЫ – верят лишь в Али,
Кузена вещего пророка.
Наследство власти только им –
Наследникам по крови только.

Женись ты временно сто раз
И больше, нет тебе запрета.
Имам всегда во всём есть прав.
Не возражай ему на это.

Хотя шиитов меньшинство
Не более десяти процентов,
Но их в Иране большинство
В Ираке – половина где-то.

Азербайджан, Ливан и Йемен
Шииты это в большинстве.
Имееют и СУФИСТЫ место –
Монахи, мистики в себе.
 


ГАРЕМ

Теперь давайте о приятном:
О многожёнстве, о гареме...
Здесь мусульмане мне понятны
И Магомет не тратил время.

Он ограничил число жён -
Никак не больше чем четыре.
И равноправия закон
Для жён, но не для мужчины.

Жена обязана иметь
Отдельный дом иль место в доме
Одежды, что ей пить и есть
И время мужа без простоя.

Лишь с позволения жены
Мог видеться он с нею реже
И жён других не обделить -
И должен к ним прийти он свежим.

В арабских войнах погибало
Такое множество мужчин
Сироты, вдовы оставались -
На подаяние живи.

Там воровство каралось кровью,
За проституцию шла смерть...
Профессий женских там не больно
А многожёнство шло за честь.

Мужчина взяв ещё жену
Ответственность брал и за мешпуху:
Детей, родителей, сестру,
Всех, всех, последнюю старуху.

Султан имел гарем наложниц
Обычно только из рабынь,
А мусульманок, что свободны
Не мог держать он взаперти.

Рабыни ценными считались
Из африканских всех земель,
Из Греции, да и Славянки ...
Султан до тысячи имел.

Султан женился очень редко
Он шариат не нарушал...
И добродетель - многодетным
От многих жён - был идеал

Как много жён, детей сирот
Война оставила в наследство,
Быть может многожёнства код
Тогда сработал бы как средство.
 
 

ТИТУЛЫ ИСЛАМА

На Западе дворянский титул
Переходил из рода в род.
Османам, кто входил во свиту,
Лишь в поколении он живёт.

Есть исключение - султан!
Его наследник по наследству,
Но остальных, пусть он - братан,
Всех задушить - такое средство.


ХАЛИФ

ХАЛИФ - его нет выше звания -
Являлся выборным лицом
Глава духовных святых знаний
Пророка заменял потом.



СУЛТАН

СУЛТАН - правитель султаната
И по наследству его власть.
Но властью светской. От Аллаха
Ему дана лишь эта часть.

Существовал такой закон
Логично обоснован, чисто.
“Закон Фатиха” звался он
И поощрял - братоубийство.

В империи Османской грозной
Султана дети все равны
И старший, младший каждый может
Султаном стать.  Но без борьбы.

Кто первым к трону появился,
Когда султан “концы отдал”,
Кто взял казну - тот проявился,
Как лидер, тот и есть султан.

Кто не успел, платили жизнью.
Таков урок, таков закон.
Без удивления стали пылью
И дети, если мальчик он.

Считалось это даже благом,
Чтоб “избежать гражданских войн“
Убрать всех тех потенциалом,
Кто мог престол назвать бы - «мой»!

Там убивали кровных братьев
И малолетних сыновей,
Султана сыном быть - проклятие
 То знали матери детей.

Как мать Иисуса знала сразу,
Что сын её судьбы иной,
Так и в гареме по приказу
Все мальчики, как на убой.

Их кровь нельзя пролить, ведь свята.
Но можно просто удушить.
Младенцев проще, как котята -
И разрешалось утопить.

Суров закон, но так считалось,
Империю в мире он держал.
Без войн гражданских даже малых
Один султан лишь выживал.

Закон Фатиха (или закон братоубийства) — позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха. Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem) — предотвращения войн и смут.



СУЛТАН СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ

Был величайшим из Османов,
В Европе прозвище своё
Он получил не зря, не даром -
Был пик империи его.

По маме был Гиреем родом
Из крымских ханов, из Орды,
И видимо была порода
Причиной всей его судьбы.

Он начал путь завоеваний
С Дуная синих берегов,
Он венграм мстил, что убивали
Им присланных туда послов.

На Средиземном и на Красном
Он был хозяином морей,
Там Барбаросса корсар главный
Служил ему.  И сеял смерть.

Балканы пали под напором
Огромной армии янычар,
Там появилось разделение
На христиан и мусульман.

Был путь открыт ему на Вену,
Но Габсбурги хоть и сильны
Отдали Венгрию в замену
Плюс дань платили из казны.

Узбекистан ему отдался,
Азербайджан… Весь наш восток,
Залив Персидский распростался
С Багдадом у его ног.

Французы тайно согласились
Ему представить все порты,
Они тогда уже все были
"И нам и вам". Знакомы мы.

Была Венеция разбита
Османам тоже платит дань,
Молдавия им не забыта
И под его попала длань.

И Трансильвания графа Дракулы
Попала под его сапог
И только рыцарей из Мальты
Он победить никак не смог.

Он воздвигал мосты, мечети,
При нём "взял взятку и умрёшь”,
Безжалостный к своим же детям
Предал? Задушен ни за грош.

Хюрррем Султан иль Роксалана
Его законная жена
В руках держала Сулеймана
Руководила им одна.

Славянки кровь бурлила в жилах,
С её руки султан и ел…
Великолепные владыки
Как предсказуем ваш удел.



РОКСОЛАНА-ХЮРРЕМ-СУЛТАН 1505-1558

Любовь великая султана
Его жена, советник, друг
Славянка властью обладала
Как ни одна из всех вокруг. 

Украдена ещё девчонкой
Татарами в очередной набег
За красоту ценой высокой
К султану отдана в гарем.

И не к обычному султану
А к Сулейману самому,
Она его околдовала
И взял её он как жену.

Традиций древних не послушав
Других наложниц отделил
И ей лишь изливал он душу,
Её советы лишь ценил.

Когда не стало Роксоланы
Не долго пережил её
Султан великий. С этой раной
Жить не хотел. Зачем ещё?


ВИЗИРЬ

Халифа первый секретарь
Иль писарь - должность есть дословно,
Но эту должность знали встарь -
Помощник лидера бесспорно.

Арабы, персы, как и турки,
К халифу обращая взоры,
Великий Визирь был доступен
Для просьб, решений, приговоров.

И в Персии, и у барберов,
Да и в хазарском каганате -
Визирь министра был примером,
Держал он всё и всех во страхе.

Он назначал и убирал -
Все должности ему подвластны.
Он слышал всё! Он наблюдал!
Он знал заранее, кто опасный.

Он был в Египте, у Османов,
В Марокко, также как в Тунисе,
Известны визири султанов...
И он же ферзь в игре со смыслом.

Была вся армия под ним,
Но иногда султан сурово
Менял визИря на других -
Тот рос от новой пешки снова.

Такой султан был и у нас,
Не спал ночами, дымил трубкой...
Он визирей менял всяк раз,
И был доволен своей шуткой.



ПАША

ПАША, персидский ПАДИШАХ,
Оне губернатор, генерал
Он ниже визиря слегка,
Но выше бея, каждый знал.



НАГРАДА ДЛЯ ИБРАГИМ-ПАШИ

Когда воспитывают с детства
Рефлекс тогда уже в крови
И это знали с древней Греции -
Спартанцы так тогда росли.

Всегда военная элита
Вбирала с детства тот устав -
Растили мамлюков эмиры,
Детей у матерей украв.  (1)

Убить уметь учили с детства,
Безпрекословно под приказ
Там возражениям нет места -
Убей. Умри.  Какой наказ.

Так Сулейман Великолепный
Он визиря послал на бой
Занять Балканы, пленить Вену -
Верёвку дав ему с собой.  (2)

Был жест простой и всем понятный
С победой - будет там медаль,
А проиграешь ты сражение
Повесься сам иль встретишь сталь. 

Так поражение - равно смерти
Для янычар и для рабов.
Убьют свои. Вы лучше верьте!
И нашим пленным рок знаком!


(1)  Мамлюки — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского, балканского и кавказского происхождения.

(2) Весной 1529 года Сулейман собрал в Болгарии мощную армию. Командование армией Сулейман принял на себя, и в апреле он назначил своего визиря, бывшего греческого раба Ибрагима-пашу, сераскиром и дал ему право отдавать приказы от имени султана.
Он достиг уровня власти и влияния, с которым могли соперничать лишь несколько Великих визирей империи, но в 1536 году он был удушен по приказу султана, а его имущество было конфисковано государством.

По легенде зелёная верёвка была дана Ибрагиму-Паше Сулейманом с наказом всё время носить её.  В случая победы - для медали, в случае поражения - для удушения.

 
БЕЙ

От тюрков титул, как и звание,
И имя местного вождя.
Он племя вёл за ханом в пламя
И титул тот носил не зря.

Он под пашой служил в османах,
Ему ровня - российский князь.
Чуть различался в разных странах
Но в высших сферах всегда связь.


ИСКАНДЕР-БЕЙ

Из очень далёкого детства
Мне врезался в память герой
Албанский он был, а не местный
Но детстве казалось мне - свой.

Запомнилось мне даже имя -
Изрезанный горный хребет,
Само оно было всесильно -
"Великий герой Скадербег”. (1)

Его уважал даже Сталин -
Не зря дал Мосфильму приказ, (2)
Дружили тогда мы с Албанией,
Как с нами бывало не раз.

Героя украли мальчишкой
Османы, фашисты, враги
Корану учили. И слишком
Военному делу вершин.

Он стал янычаром великим,
Прозвали его - Искандер,
По ихнему - Саша Великий
На наш Македонский манер.

Талантливый был и в награду
Был титул пожалован -“бей”
Албанцы его искажали
Вот так и пошёл Скандербег.

Потом убежал от султана,
В народе волнение поднял
И четверь столетия Албания
Брала над султанами вверх.

А имя его Кастриоти
Был верный католик всегда…
По версии фильма ж поймёте,
Что в Маркса он верил тогда.

Я только вернулся оттуда
И правда - великий герой.
Вернуть меня в детство нетрудно -
В душе я всегда молодой. 


(1) Скандербег, или Георгий Кастриоти (1405 — 1468) — правитель княжества Кастриоти (1443—1468), вождь анти-османского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.

(2) «Великий воин Албании Скандербег» — советско-албанскийхудожественный фильм 1953 года. Исторический фильм для широкой зрительской аудитории. Дебютная роль в кино Юрия Яковлева.



ЭМИР, МУРЗА

ЭМИР, МУРЗА - правитель стран
Для африканских стран, Востока.
Носил то звание Тамерлан,
Мурзой Юсупов был до срока.

Юсуф-мурза их предок был.
Гроза России, друг Казани…
Детей же к Грозному прибил
Истории шквал.  Присягу дали.

Присяге были той верны
Они и все потом потомки.
Мурза - эмир другой страны
И честь для них не словом громким.

Он между графом или князем,
В России, Польше и Литве
И после взятия Казани
Их звание принято а Москве.

Прибился к Грозному их род,
“Мурзу" на “Князя” обменяли.
От стольников до воевод,
Юсуповы везде бывали.

Иван охотно брал на службу
Дарил поместья, соболя
Был очень Грозным, когда нужно
Врагов его взяла земля. 

Друзья царей, императриц,
И европейской пышной знати.
Богатство было без границ
Иных монархов тоже, кстати.

Один Петра был лучший друг,
Другой - Екатерине верен.
Юсупов там, Юсупов тут
В любом дворце открыты двери.

А от эмира - "адмирал"
Произошёл - "правитель моря”!
Всем тем, кто этого не знал,
Поможет стих, как и история.



ШЕЙХ

Если ты никого и ничего не боишься, значит, ты самый страшный.
      - Арабская пословица

Из Индии весь путь в Египет
Был под кочевников контролем,
Шли караваны вплоть до Рима
Текли к арабам деньги морем.
 
Там появилась знать арабов
И родовые племена.
У рода шейх – стареший родом,
У племени, эмир - глава.
 
И города Медина, Мекка
Ведут отсчёт с далёких пор,
В Завете Ветхом есть отметка
О государстве тех времён.
 
Мы знаем Библии историю
Как Соломон влюбился в Шебу
Царицу Савскую, которая
Крови арабской волей неба.



ГУЛЯМЫ

Гулямы - бывшие рабы,
Телохранители халифа.
Народу местному чужды
И тем ценна халифа  свита.  (1)

Раздоры местных - им то что?
Их корни вырваны далёко.
Для них правитель - царь и бог,
А за него живот и око.

Щенками брали их ещё,
Ещё с молочными зубами,
А, обращённые их в ислам,
Они не могут быть рабами.

Они особые войска
И подчинялись лишь халифу,
Охрана внутренняя вся
Преторианская элита.

Храбрее не было в бою,
Пока рука сжимала саблю,
До капли кровь отдаст свою,
За мир чужой.  Так воспитали.

Четыре тысячи было их
Хазары были, как и тюрки.   (2)
Женили на рабынях их,
А с местными - ни в закоулке.

Халифа охраняя тело,
Они могли его сменить.
Да и меняли, было дело.
Всесильны были, стало быть.   (3)


(1) Гулямы — воины, непосредственно подчинённые и находящиеся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока.

(2) Справка:
В охране Сталина только в Москве насчитывало около 16 тысяч офицеров и рядовых служащих – как мужчин, так и женщин.
Гитлера и правительство охраняло около 700 человек.
В секретной службе (Secret Service) США, которая в  т.ч. охраняла и Рузвельта,  служило до 5 тысяч человек, в том числе 1200 офицеров.
Черчилль имел одного телохранителя прикомандированного из Скотленд-Ярда.

(3) За период с 861 по 870 г. гулямы свергли и возвели на престол четырех халифов (аль-Мунтасира, аль-Мустаина, аль-Мутазза и аль-Мухтади)


ЗАКОН ФАТИХА

Существовал такой закон
Логично обоснован, чисто.
“Закон Фатиха” звался он
И поощрял - братоубийство.

В империи Османской грозной
Султана дети все равны
И старший, младший каждый может
Султаном стать.  Но без борьбы.

Кто первым к трону появился,
Когда султан “концы отдал”,
Кто взял казну - тот проявился,
Как лидер, тот и есть султан.

Кто не успел, платили жизнью.
Таков урок, таков закон.
Без удивления стали пылью
И дети, если мальчик он.

Считалось это даже благом,
Чтоб “избежать гражданских войн“
Убрать всех тех потенциалом,
Кто мог престол назвать бы - «мой»!

Там убивали кровных братьев
И малолетних сыновей,
Султана сыном быть - проклятие
 То знали матери детей.

Как мать Иисуса знала сразу,
Что сын её судьбы иной,
Так и в гареме по приказу
Все мальчики, как на убой.

Их кровь нельзя пролить, ведь свята.
Но можно просто удушить.
Младенцев проще, как котята -
И разрешалось утопить.

Суров закон, но так считалось,
Империю в мире он держал.
Без войн гражданских даже малых
Один султан лишь выживал.


Закон Фатиха (или закон братоубийства) — позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха. Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem) — предотвращения войн и смут.




АРАБСКИЕ СКАЗКИ

Вы можете представить себе женщину, которая позволила бы своему любовнику тысячу и одну ночь рассказывать сказки?
              Станислав Ежи Лец


Багдадский вор, Али Баба,
Арабских сказок мир далекий
О джинах в лампах я читал
И о коврах, лихих в полёте.

Ночей арабских чёрный шёлк,
И полумесяц с минаретов,
В мечтах я в детстве видел всё,
Сегодня - наяву всё это.

Прошли года. Нет, пронеслись...
И я - в арабских эмиратах.
Здесь мир другой, иная жизнь,
Другой уклад и всё мне странно.

Султаны, шейхи правят здесь,
Зовёт к молитве песнь гнусаво.
Еда здесь сладкая и лесть -
Для тех, кто чужд - почти отрава.



ДЖИННЫ

А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: «Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага».
          - Л. Гумилёв

Арабы раньше почитали
Всех джиннов, как своих богов.
Ислам они тогда не знали,
Что джинн - он демон тех годов.  (1)

Мы их не видим и не слышим,
Но жизнь их - параллельна нам.
Известно всё им - чем мы дышим,
О чём порой не знаешь сам.

О них в арабской мифологии
Четыре вида нам дано:
ИФРИТ - огонь ему покорен,
К ШАЙТАНУ ближе нет его.

Потом есть ГУЛЬ - это она,
В пустынных кладбищах ей место.
Лишь мертвецы - её еда
И ничего не дать ей вместо.

МАРИДЫ или МАЛИКИ -
За воздух, воду все ответе.
Они умны, они кротки -
Их не боятся даже дети.

Джинн СИЛА - самый слабый верно.
Увы, названию вопреки,
От древесины - смерть мгновенно
Он палкой может быть убит.

Ислам тех джиннов не отвергнул  (2)
Они, как демоны у нас.
И были, кто ислама веру
Принял, услышав раз Коран!   (3)

У джинна может быть семья,
И жизнь и смерть, свои пророки.
И тот же грозный судия,
И наши страсти и пороки.  (4)

Желание джинна подчинить,
Себе приставить в услужение -
Мечта у мистиков. Ей быть
Мечтою  сладкой в поколениях.

Да, был один - Али Баба.
Нашёл он джина в лампе старой.
Шумел об этом весь Багдад,
Багдадским вором зван недаром.

Мне джинны древние милы.
Шахеризады сказки снились,   (5)
Старик Хоттабыч с той поры,
Где джинны добрые водились.



(1) Джинны — духи в арабской мифологии. В до-исламскую эпоху джинны у арабов почитались как боги. Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени, они не воспринимаемы ни одним из пяти основных чувств человека, живут параллельно с людьми, но появились раньше них и также восприимчивы к вере/неверию в Аллаха.

(2) Согласно вероучениям ислама, Аллах создал три вида разумных существ:  ангелов из света, людей из глины и джиннов из палящего пламени. Слово происходит от арабского слова «джанна», что означает «скрытый». Таким образом, джинны невидимы для людей.

(3) Многие джинны приняли ислам, когда услышали чтение Корана пророка Мухаммеда:

…Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: „Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу“».
                Коран, 72:1-2

(4)  Джинны во многом схожи с людьми, они нуждаются в пище, женятся, имеют детей и умирают, Бог посылал им тоже пророков. Хотя продолжительность жизни джинна гораздо больше, чем человека. Как и люди джинны предстанут перед великим судом и праведные среди них попадут в рай.

(5) Из сборника сказок «Тысяча и одна ночь» джин это - «волшебный дух со скрещёнными руками, внешне похожий на человека, но заточённый в лампе и исполняющий три любых желания тому, кто потёр лампу и пробудил джинна».




ШАЙТАН

Если шайтану будет выгодно, он заговорит о Коране.
       - Турецкая пословица

Есть злые духи и в исламе,
Их звание древнее - шайтан. (1)
Людей так часто совращали
От дел, что им Аллах лишь дал.

Шайтан заучит не так сурово,
Как дьявол или Сатана,
Но имя - это только слово,
Судить же надо за дела.

Считается, коль с верой каждый
При нём есть ангел и шайтан.
В борьбе за сердце бьются страшно,
А для победы есть Коран.

Шайтаны - родственники джинов, (2)
Их плоть из дыма и огня.
Но облик человека принять
Он может, как и Сатана.

Грехи, проступки - от шайтанов,
Им больше плоть подчинена.
Они бывали до ислама
В Аравии древней, их страна.

Давно с потусторонним миром
Водили связь они тогда.
Поэтам помогали лирой
Их были музой! Вот дела!    (3)

Похоже, что с нечистой силой
Поэты их имели связь.
Шайтаны словом или лирой
Поэзии вдохновляли вязь.

Они поэтов вдохновляли!
За это им поклон опять.
Шайтаны рифмы создавали -
Поэту только б записать.



(1) Шайтан — в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. Способный принять облик человека

(2) Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов.

(3) В до-исламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (шаир).






СИНБАД - МОРЕХОД

Я удивлён до изумления -
Арабом думал был Синдбад,
А он китаец - вот решение,
Чему Китай наверно рад.    (1)

Какая разница мне право
Араб он, перс или казах?
За ним осталась его слава
Персидских всех Шахерезад.

Гарун Рашид о том не знал.
Шахерезада не сказала,
А может безразлично ей,
Ей, чтобы ночь прошла сначала.

Всё дело как себе представишь
Героев сказок или книг.
Кто с ними рос, казалось знаешь
К их дружной близости привык.

И вдруг накладка - он китаец!
А Золушка - мадмуазель!
У Буратино - сеньор звание,
Ну как мне с ними быть теперь?

Какая разница ей богу,
Что темнокожим был Дюма?
Я взгляды не меняю снова
Синдбад - араб, и все дела.


(1) Считается, что прообразом Синдбада был китайский мореплаватель эпохи династии Мин Чжэн Хэ, имевший буддистское прозвище



ЯТАГАН

Есть символы любой империи,
И для Османов - ятаган
Такой есть символ! Это мнение
Для янычар недаром дан.

Гроза неверных и оплот
Престола грозного Османов,
Обратно-выгнутый клинок
Был популярен там по праву.

Изгиб обратный для захвата
Меча и сабли у врага,
Где их удар - усилий трата,
А ятагану - никогда.

Рубить, колоть, метнуть возможно,
Был лёгок ятаган в руке.
Его любили запорожцы,
У них всегда он был в цене.

Но самым первым ятаганом
Владел Великий Сулейман.
Он был грозой балканским странам
И для своих примером дан.

Оружием личным янычара,
Не сабля и не пистолет,
А как кинжал грузина - даром
Не вынуть - худшей из примет.   

Дамасской стали представитель,
Булатный гордый ятаган,
Имел он имя и носитель
Давал понять, что он - Осман.


Ятаган Сулеймана Великолепного, величайшего султана из династии Османов, это первый известный ятаган нового времени. Он датирован 933 годом хиджры (1526/27 год). На клинке находится надпись с титулами султана Сулеймана Великолепного и подпись мастера – Ахмеда Текелю.




ДЕТИ В ЗАЛОГ

Всегда верны ли вам вассалы?
Нет не всегда!  И это знал
Султан великий из султанов -
Великолепный Сулейман.

Не только страх порабощённых
Пред ятаганом янычар,
Детей владык стран покорённых
К себе в залог он брал, как дар.

Пока провинция платила
Султану и его пашам,
Пока восстанием не грозила,
Ребёнок жил спокойно там.

Учился воинскому делу,
Жил при дворце, смотрел на казнь
Тех кто по делу и без дела
Обидели султана власть.

Но если справиться не вправе -
Налогов мало, непорядок
Ребёнка голову в оправе
Он стал родителям в подарок

Так поступал и до него
Великий воин Чингисхан,
Лишь дети сотников его
К себе в охрану брал он сам. 

Почёт для выбранной семьи,
Да и залог. Нарушь не смей -
Не деньги платишь ты свои,
А платишь головой детей.   




САХАРА

Сплошные солнечные дни порождают пустыню.
        - Арабская пословица

Совсем недавно слышал мнение,
Что появление Сахары
Зависело от земледелия,
Что от того пустыней стала.

Леса там были, как и рощи,
Озёра, реки там водились…
Но вырубили, съели флору,
Стада.  Пустыни появились.

Сейчас оазисы там редки,
Живут берберы, бедуины.
Но под землёй текут там реки
С водой живой огромной силы.

Пустыня может быть цветущей -
Израиль служит здесь примером,
Но он пока лишь частный случай
В пустыне, где другая вера.

Она красы неимоверной,
Она свои богатства знает
И тем барханам служат верно
Пассат, что с севера влияет.

Пески, как волны формирует
И волн застывших там скульптуры.
Верблюды там живут и люди
Другой чем мы совсем культуры.

Там жизнь и смерть намного ближе,
Решается водой по капле.
Там вере крепче, небо ниже...
И "быть - не быть” решит не Гамлет.


Сахара — крупнейшая жаркая пустыня и вторая, после Антарктической, пустыня на Земле по площади. Расположена на севере  Африканского континента. Вытянута примерно на 4800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг; имеет площадь около 8,6 млн км;  - около 30 % площади Африки, немногим больше площади Бразилии

В 2017 году геолог Дэвид Райт (David Wright) из Сеульского университета предположил, что переход древних племён, проживавших в этом регионе, около 8000 лет назад к пастушескому типу животноводства привёл к уменьшению растительного покрова и увеличению количества солнечного света, отражающегося от поверхности, что, в свою очередь, сделало дожди более редкими и усилило процесс опустынивания

Под песками Сахары располагаются крупные бассейны подземных вод, включая артезианские. Эти бассейны в основном приурочены к континентальным песчаникам и обеспечивают водой оазисы.




МИРАЖИ

Если мираж окажется действительностью, требуйте компенсации.
         —  Станислав Ежи Лец

На север Африки взгляните -
Там знаменитая пустыня:
Сахара - нету знаменитей
И зноем дышит её имя.

По площади - треть континента,
Начало, смерть цивилизаций.
Для бедуинов - дом их светлый
Им без песков не жить иначе.

Там миражи других богаче,
Там есть места - они виднее.
Нет перепутий, звёзды скажут;
Жизнь проще, да и смерть вернее.

В мираж пустыни больше веришь,
Чем безнадежней шаг верблюжий.
По ним, желания свои сверишь,
Стремишься к ним рабом иллюзий.

В галлюцинации пророков,
В блаженных лепет верят больше,
Чем критикам, с учёным оком,
Кто с факты знают, мыслят тоньше.

Из глубины своих могил
Пророки всё ещё влияют
На тех, кто с верой пригубил
Надежду, в сами что желают.

Мираж для каждого он свой
И Вера каждого другая.
Кто по шоссе, а кто тропой..
Мираж к себе не приближая.

Любое счастье, как мираж
И достижение - нам иллюзия.
Покой настанет мой и ваш,
Кто Веру лишь в себя добудет.



БЕРБЕРЫ

Берберы - кто они такие?
Давайте дань им воздадим.
Ведь было в времена иные
Боялся их бесстрашный Рим.

Они все те, кто населяли
Весь север Африки фасад
До сфинкса, пирамид, скрижалей -
Пять тысяч лет тому назад.

От Нила и до океана,
До Геркулесовых Столбов
(Иначе, вплоть до Гибралтара)
Размах берберов был таков.

От Средиземных волн могучих
Путей торговых древних лет
И до песков Сахары жгучих
Где караван теряет след.

Могучий Карфаген - берберы,
И бедуины - всё они.
Им слово «варвары» в замену
В их честь в латыни завели.

Но что за раса и откуда?
Писал Плутарх и Геродот -
Голубоглазы, белокуры
И светло-кожи. Кто их бог?

Так не похожи на соседей
Ни на семитов, египтян,
Ни на арабов, из Нигерии?
Так кто они? Вот так изъян.

Похоже, северная раса.
В Марокко встретите сейчас
Блондинов и голубоглазых
На удивление внучат.

У них самих идея крайняя
Не лучше-хуже всех других -
Колено племени Израиля
Что потерялось - это в них.

Это они взяли Испанию,
Арабы после подошли.
И «Гибралтар» само название
О их отваге говорит.

Рим пал однажды под напором
Племён берберов, помнит он...
О варварах все разговоры
И страх в крови, и тихий стон.

Они по разрушению более,
Своей культуры не создать.
Девиз «ломать» их, а не строить!
Ведь варвары! Ну что с них взять?

Сейчас их семьдесят процентов
Средь населения этих стран -
Алжир, Тунис, Марокко ... где-то
Берберы... Правда ли? Обман?


(1) Берберы - коренное население Северной Африки от Египта (не включая его) до Марокко. На сегодняшний день составляют 70% населения южного Средиземноморья.
44 племени, более 20 наречий)




БЕДУИНЫ

Бедуины не дерутся за место под солнцем.
     —  Ашот Наданян


Есть что-то в нас от бедуинов,
И непоседливый их ген
Из дома гонит без причины
Туда - в простор, где нету стен.

Но мы уходим из квартиры,
Оставив близких и родных…
Но всё не так у бедуинов
И их шатёр всегда при них.

Сахара им родней родного,
И миражи им, как кино.
Для них барханы - чувством дома,
И лучше жизни не дано.

Верблюд - их главное богатство,
Их мера ценностей, кумир.
И за невесту торговаться
Числом верблюдов. Сделка. пир.

“Земля родная” - это чуждо!
Шатёр разбил - вот и земля!
Оазис - вот что очень нужно
И за него стоят не зря.

Коль жажда странствий незнакома,
О чём мечтает бедуин -
Оазис с детства что знакомый?
Или мираж, что лишь один?



НУМИДИЙЦЫ

Сила меча зависит не от меча, а от руки воина.
     - Исмаил I (1487–1524)

Античный мир не знал их лучше,
Их кавалерия была
Наёмной, как представит случай,
Но побеждала лишь она.

Так нумидиец иль “кочевник"
С латыни точный перевод.
Богатство лошадьми их мерят,
Верблюд потом пошёл в поход.

Служила конница лихая
Державам разным, всем подряд.
У Ганнибала подгоняя
Обозы Рима и солдат.

Они служили также Риму
Как вспомогательный состав.
Но были лёгки на измену
Без дисциплины и без прав.



КАРАВАН

Когда караван повернётся, хромой верблюд впереди окажется.
         - Арабская пословица

Купцы сбивались в караван
Верблюды – основное средство,
По тропам не известным нам,
Но местным был известен с детства.

Там сотни иногда верблюдов,
Поводыри, охрана есть.
Всегда там ждали Робин Гудов –
Которым обобрать лишь честь.

Платили дань по всей дороге,
Роскошный дар был для владык…
Что же удивляться – много стоил
Товар в Европу, что проник.

Купец платил деньгой, здоровьем,
А то и жизнью иногда…
Не шла дорога лукоморьем –
Пустыня – трудная стезя.

Успех евреев обьяснялся
Присутствием множества общин
В Европе, Индии, Китае.
У них язык, закон один.

В те годы трения и войны
У христиан и мусульман
Евреев не касались вроде
И был доволен их карман.

Есть мнение – купцы евреи
Что Шёлковый ходили Путь –
В Хазарию дух Иудеи
Доставили, а также в Русь.

Тогда их звали “радониты” -
Еврейский путник и купец…
Не любят их антисемиты
Славянской версии – конец.




ВЕРБЛЮД

Разница между верблюдом и человеком: верблюд может неделю работать и не пить, а человек — неделю пить и не работать.
     - Юлиан Тувим

Воистину – корабль пустыни,
Не будь верблюда и тогда
Другими были бы мы ныне
И не было б Пути тогда.

Верблюд вынослив и надёжен
Сто километров пройдёт в день
С вьюками, седоками тоже…
Идти вперёд ему не лень.

Хоть без воды живёт недели
Её он чует с далека,
Морскую воду пьёт лелея
И также знает облака

Идёт туда, где дождь быть может.
Жить может месяц без еды,
Хоть три центнера  есть в поклаже…
Такие там нужны вожди.

Предохранят его ресницы
Песчаных бурь не страшен вихрь.
И ноздри могут вдруг закрыться –
Не проникает туда пыль.

Песок горячий или камни
Холодной ночью, жарким днём -
Идёт верблюд – он основание
Всей экономика на нём.

А в караване сто верлюдом,
А може больше, кто считал…
Купцам,  торговому же люду
Он был началом всех начал.

Его дизайн получше многих,
Он сверстник мамонта ещё.
По Шёлковой большой Дороге
Верблюды шли.  Идут ещё.

Казалось бы – живи у моря,
Так нет. Не могут – влага там.
Им лишь в пустыню, плоскогорье,
Там где колючки и бархан.




ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР

Сделка удачная, если обе стороны считают что обманули другую.
   - Арабская пословица


Базар восточный - это да!
Здесь горы пряностей заморских,
Ковры и сладости, шелка,
Кашмир..  Всё красочно и броско.

Гортанный голос продавцов -
Одни мужчины непременно,
Язык любой понять готов,
Любые деньги здесь разменны.

От зазывал прохода нет -
За руки, правда, не хватают.
Но их товар - он лучше всех
И цены меньше предлагают.

Здесь ловят взгляд, коль есть ответ
Предложат всё, что есть без спору.
Здесь не бывает слова “нет”
Цена - лишь повод к разговору.

Здесь торговаться есть закон,
Коль продавца ты уважаешь.
Хоть понимаешь - это спорт,
И знаешь точно - проиграешь.

Предложат кофе, чай, инжир
И финики горою сладкой.
Тебя окружит тёплый мир
И одурманит детства сказкой.

Шахеризады здесь кругом
С миндалевидными глазами,
Под паранджой - таков закон!
Лишь взгляд. Не описать словами

Экзотика страны, как сон.
Здесь побывать и не мечтали.
Мир, что по книгам мне знаком,
Он станет близким мне едва ли.



АРАБСКАЯ ЛОШАДЬ

Лучше худо сидеть на лошади, чем красиво — с неё свалиться.
                - Арабская пословица

Нет более ценных скакунов,
Чем чистокровный конь арабский.
В нём труд селекции веков
С времён ещё царицы Савской.    (1)

 Лишь чистокровной, не гибрид,
Ценилась стать, характер, сила.
И лебединой шеи вид
И “петушиный” хвост красивый.

Ей жить в пустыне, без травы;
Солончаки, оазис дальний.
Но может конь, что можем мы,
Точнее, бедуин локальный.

Их приучали бедуины
К суровой жизни средь барханов.
Выносливы, неприхотливы
В походах длинных караванов.

Они шли в бой с верблюдом рядом
Несли поклажу без разбора,
Но грациозны были станом,
Как статуэтки из фарфора.

Шли на верблюжьем молоке,
На финиках в жару и в холод.
Товарищ верный был в беде,
Делил с хозяином и голод.

Их благородный твёрдый шаг
Галоп иль рысь иль иноходью,
Не оставлял спокойных глаз,
Лишь с восхищением, с любовью.

Пегас с него срисован был -
Лишь крылья- к лебединой шее.
Он мифом древним грекам слыл;
Поэтам тем ещё милее.

Запрещена продажа их
Когда-то. Плата была - смертью
Но рыцарь,  лишь увидев их,
Лишился сна, покоя верьте.

Так с крестоносцами пришли
В Европу лошади арабов.
О, как ценились там они!
Какую там имели славу!



ГОРОД ЦВЕТА КРАСНОЙ РОЗЫ

Есть ‘Петра - это чудо света,
Столица древней Идумеи.    (1)
Я в Иордании видел это
На храм глядел я тот, немея.

К нему дорога чрез ущелье,
Наверно красочнее нету.
Он там стоит в уединении
На перекраске всем приветом,

Пути торговые сходились
Кто к Морю Красному с Дамаска,
И те кто шёл в Залив Персидский
Через пустыню, через Газу.

Был Петра перевальным пунктом,
Как Самарканд нам всем знакомый.
Там караван снимал все тюки
И отдыхал, и в путь шёл снова.

Там мавзолей, “Храм фараона”,
Считалось для Исиды создан.     (2)
Возможно для казны был домом
Из скал прорезан камнетёсом.

Деревья нет в краях пустынных,
А значит не было стропил
И вырезан весь храм тот дивный
С одной идеей, чтоб был мил.

Он древен - тридцать пять столетий!
Времён Исхода Моисея.
От к древности прикосновений
Истории прошлой дуновение.


(1) Petra — древний город и столица Набатейского царства — ныне археологический памятник и символ Иордании, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, одно из 7 новых чудес света.
Дата основания: XIV в. до н.э.
Поэтическое прозвище: "Город цвета красной розы"


(2) Исида — одна из значимых богинь Древнего Египта, представлявшаяся образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора) и, соответственно, египетских фараонов, которые считались его земными воплощениями. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей




ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ

Мы все знакомы с полотном,
Где запорожские казаки
Ответ писали всем гуртом
Слова, что даже хуже драки.  (1)

Письмо известно - там есть всё,
Что на османском нет и равных.
Там много есть на букву “ё”
И части тела, что им  странны.  (2)

Султан был Магомет Четвёртый,
В семнадцатом далёком веке.
Его правление было сложным
И неудачи и успехи.       (3)

Правобережной Сечи гетман
Кто звался Дорошенко Петр,
Он стал врагом похоже смертным
И Польше, и казакам чёрт.    (4)

Возможно он и объяснял
Что в том письме тогда писалось,
А может фразы заменял -
Султану не знакома жалость.

Три сотни тысяч янычар
И запорожцы Дорошенко
Подмяли Польшу и, кошмар,
Казаков всех левобережных…   (5)

Всё ж, ту картину любим мы -
Там дух свободы и веселья!
Но мы не видели холсты
Тех трупов в час после похмелья…


(1) «Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») — картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03 x 3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году.

(2) ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАГОМЕТА IV-го.

Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться».

Султан турецкий Мухаммед IV

ОТВIT ЗАПОРОЖЦIВ МАГОМЕТУ IV.

«Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будемо битися з тобою, распро#б твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х$я крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въ#б. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!

Пiдписали: «Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм»


(3) Мехмед IV Охотник (Авджи) 1642 - 1693) — султан Османской империи, правивший в 1648—1687 годах.

(4) В 1669 году гетман Правобережной Речи Посполитой Пётр Дорошенко стал вассалом Османской империи.

(5) Опираясь на нового союзника, весной 1672 года султан отправил на Заднепровскую часть Речи Посполитой трёхсоттысячное войско под собственным командованием. В начавшейся войне с Польшей удача сопутствовала туркам и их вассалам. Призванная гетманом Дорошенко и запорожскими казаками, османская армия разгромила поляков и казака гетманом Ханенко под Батогом и вместе с крымскими татарами взяла Каменец-Подольский.





ЭПИЛОГ
 

Живи хоть вечность на Востоке
Своим не будешь никогда
Стоишь ты ниже в каталоге
Верблюда, кошек и собак.

Ошибка наша, что считаем
Других похожими на нас,
Мы это искренно желаем,
Но чужды им тогда, сейчас.

Воспитаны они иначе
Среди обычаев других:
Нас обмануть для них удача,
При случае всегда соври.

Базар восточный в каждой сделке
Всегда обманут будешь ты,
Вопрос намного или меньше
Но выиграть - одни мечты.

Зовётся  "зеркала эффект" -
Когда ведёшь переговоры
Считаешь ты, что оппонент
Твоим всем аргументам вторит.

Что та же у него мораль,
Что те же выводы из фактов...
Ошибка. Нынче как и встарь
Твоя мораль - лишь недостатки.

Коварство - превосходства знак,
К кому врагом они считают,
А враг для них - неверный,
Всяк, с кем вера их не совпадает.

Будь осторожен. Никогда
Не доверяй улыбке, жесту...
Словам, что сладки, как халва,
Значение лишь известно местным.
 

 

 


Рецензии
Спасибо, Оскар, за Ваш труд! Много узнаю от Вас, что никогда не знала раньше.
И Письмо запорожцев первый раз прочитала у Вас, только картину видела. Неужели два мира - христианский и исламский никогда не смогут жить в мире?
С благодарностью - Лариса

Лариса Чех2   28.06.2024 20:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!
Когда существуют непримиримые веры и каждая для себя права, то примирение вряд ли возможно.
Многобожие было более прощающим. Считалось, что это те же боги под другими именами.
Александр Македонский охотно принимал веру персов, египтян и индусов.
Древний Рим не имел проблем с пантеонов греческих богом.
Коса нашла на камень с иудеями.
У них вера в единого бога не позволяла веру в других богов, тем более в божественное начало римских императоров.
Это традиция перешла в христианство и инквизиция жестоко наказывало англикан и протестантов отклонившихся от главного направления.
Мусульмане не исключение.
Страшны экстремальные отклонения в любой религии. В настоящее время это проявляется в радикальном исламе.
.
С уважением

Оскар Хуторянский   28.06.2024 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.