Мэйсё, место имеющее имя
Мэйсё — это такое место, которое не только фактически существует с географической точки зрения. Оно еще должно обладать некой символической ценностью. Любой из доступных: литературной, исторической, религиозной, документальной и тому подобных.
Где-то до 18 века в Японии существовали "мэйсё ки" — записки о достопримечательностях. Но они не несли в себе цель быть точными, скорее это были некие рассказы о местах.
С 18 века появились "мэйсё дзуэ", иллюстрированные списки достопримечательностей. В первую очередь они издавались для паломников. Но в середине эпохи Эдо экономика развивалась хорошо и уже простые люди могли себе позволить путешествовать. И для помощи им служили как раз эти списки. В которых указывались не только интересные места, но и описывались дороги, постоялые дворы, станции. И еще здесь стали делать упор на иллюстрации. Причем старались передать именно схожесть, для чего художники выезжали на места, а не описывали их по своему восприятию. Это были толстые красивые сборники, с собой возить их не имело смысла и обращались к ним либо до путешествия, либо уже находясь на месте.
Мэйсё в сборниках очень часто дополнялись поэтическими вставками. Известными вака или хайку. Что, в достаточной мере, делает их не просто некими путеводителями, а уже приравнивает к объектам искусства (тем более спустя века).
Но все это не так интересно.
Японскими исследователями проводятся различные систематизации таких сборников. Для русских читателей доступна работа с "Ковати мэйсё дзуэ", в журнале "Ориенталика", номер 10 (сайт издательства Гиперион).
Меня в этой работе зацепило два момента.
В числе прочих были озвучены составы "природных объектов" и "рукотворных объектов".
Так вот к природным объектам отнесена БЕЗДНА. Вы понимаете?! Бездна. Я сначала не поверила своим глазам. Перелистала систематизацию и описания дальше. Точно. Есть такой природный объект. Его и нужно воспринимать синкретично. Как ребенок. Не придумывая, какая она есть, а видя перед глазами. Естественно, находится она в горах. Или в морской пучине.
Этим сентябрем и я видела бездну. Корень вековой сосны глядит в нее и ему не страшно. Когда ты держишься за ствол сосны и заглядываешь туда — ему страшно. А так — не страшно.
Бездна является неким символическим объектом и к ней можно путешествовать. В словарях звучит она как "фути", имеет переносное значение "колыбель". Фото ее у меня есть, но все же у каждого она своя...
Второй объект, который не то, чтобы потряс, а просто дает возможность читать некие хайку чуть глубже. Это рукотворный ПРУД. Раньше я его таковым не воспринимала, для меня пруд был чем-то природным, не созданным человеком. Ан нет. Пруд у них это такое приспособление для рисовых полей. Рядом с рисовыми полями.
Мы помним, что у японцев рисовая культура, издревле и вот в куче всех этих знаний совсем иначе прочитывается всеми известное хайку Мацуо Басё про лягушку. Которая плюхнулась в воду.
Шлепнулась в пруд, который уже не служит подспорьем для высохшего рисового канала. Похоже, что жизнь немного остановилась и идет в свое обратное течение. Не развиваясь, не расширяясь по кругу, а, наоборот, приближаясь к центру. Как центрифуга скручивает. Космос млечного пути в точке зачатия. И тут всплеск такой... Смачный.
Вот. Вот как полезно видеть как ребенок.
Свидетельство о публикации №118092501071
мечтала о прудике. две недели назад вырыла. вымостила старыми камнями. теперь когда наступает ночь, вода в прудике отражает еще светлое небо, и на земле долго остается светлое пятно. наверное, за этим и нужны водоемы.
Елена Евгеньева 02.10.2018 09:58 Заявить о нарушении
Иса Лариса 02.10.2018 13:47 Заявить о нарушении