Несерьёзно о серьёзном

(Печальная повесть)

В далёкой тьме эпох палеолита,
В среде бродячих стай  из обезьян
(Как точно дело было: шито-крыто)
Случился в генном уровне изъян.
 
Вот с тем изъяном самка молодая,
Самцам всем в кровном стаде отказав,
Им предпочла чужого, с гор Валдая,
Тупик инцеста враз замуровав.
 
Так произвол жеманной альфа-самки,
Введённый в стае в норму бытия,
Средь стай иных провёл её прям в "дамки",
Впервой мораль* в законность возведя.
 
И с той поры - что шло на благо рода
Впиталось в подсознание людей,
И холилось самой людской природой
Как совесть, как уздечка для страстей.
 
Мораль, родившись как диктат объекта
Субъектам, жизнь продляла только тех,
Чьи элементы в качестве эффекта,
В ущерб себе, ценили благо всех...


В прикорочку мораль внедрялась правом**,
Которое имел в роду лишь вождь,
Поскольку был не только самым здравым,
Но и - здоровым: против не попрёшь!..
 
И что же было правом тем по сути?
Был нерушимый родом произвол
Вождя, способного в лихой минуте
Найти пути сквозь меньшее из зол!
 
Случалось, вождь бывал не в адеквате
К явленьям окружающей среды...
(Мы все порой бываем не в формате -
Кто в выходной, а кто-то до среды...)
 
Тогда людей была печальна участь:
Из жизни исчезали племена,
У саблезубых тигров в лапах мучась,
Иль как СССР - моя страна...
 
Понятно, что в веках далёких права
Моралью ограничивался взлёт,
И эгоизма горькая отрава
Не портила его, как дёготь - мёд...
 
Но было так, пока не стало тесно
Друг с другом жить растущим племенам.
Мораль к тем временам уж повсеместно
На нравственность*** была заменена.
 
А нравственность - совсем другое дело -
Она есть производное от "нрав",
И даже проще - "норов", скажем смело,
Диктуемый как норма, тем, кто прав.
 
Но прав всегда и всюду тот, кто чаще
Плюёт на право тех, кто слабоват;
И не случайно в жизни настоящей
"У сильного... бессильный виноват".
 
И всё бы ничего - культ силы тоже
Не так уж плох в содружестве с умом,
Но каждому, увы, всего дороже
Лишь то, что ему важно в нём самом.
 
В туманном далеке палеолита
Важней для индивида был сам вид,
А вот когда им вся земля покрыта,
Противник главный вида - индивид.
 
И здесь нет никакого парадокса -
Обычный отрицания виток;
Не ёлка же избудет корень флокса,
А стебель, вознеся его цветок...
 
Так личность расцвела махровым цветом,
Поправ семью, взрастившую её,
Как некогда семья взошла ответом
Распаду разраставшихся племён.
 
Нам с каждым днём трудней понять другого,
Нам с каждым днём трудней простить его,
И нет объединяющего слова;
Нет общих дел, и, значит - ничего...
 
Нас клерикал зовёт, стращая богом, -
Сам нарушает заповедей свод;
И "нацики" к своим зовут дорогам,
- Пройдём по рекам крови прямо, вброд!
 
Архаики зовут опять в пещеры,
А фантазёры кличут НЛО,
В вождей и нянек верят суеверы...
Всеобщей верой стало же "бабло".
 
Им меряют и ум, и честь, и совесть,
И самое святое, что есть в свете...
Пожалуй, всё же есть печальней повесть,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...

* Мораль – на уровне рефлекса унаследованные человеком от сонма его предков принципы сосуществования элементов общества (индивидов), обусловливающие возможность существования самого общества; вне общества человек не может ни появится физически, ни состояться интеллектуально, духовно, что многократно доказано детьми-маугли. Мораль безусловна, повсеместна, космополитична. Не убий, не укради, не лги - это мораль...
** Право – кодифицированная, т.е. изложенная и насаждаемая в форме закона система общественных отношений, основанная на приоритете произвола "элиты" общества, которая в соответствии со свои нравом, норовом диктует свой образ жизни как нравственность; право произвольный приоритет нравственности над моралью; произвол сильнейшего (подлейшего).
*** Нравственность –  мораль, трансформируемая эгоизмом "элиты" общества, адаптированная её нравом, её норовом к конкретному территориально-временному контексту существования общества. Нравственность всегда условна, локальна, патриотична (Что русскому здорово, то немцу – смерть, и наоборот...).
Не убий соплеменника, не укради у него, не лги ему, НО обмани инородца, иноверца, "чужого" укради у него, убей его – это и есть нравственность, т.е. мораль, адаптированная "элитой" к конкретному периоду своего доминантного существования в обществе.


Рецензии