Расторопша

Там, где ХРапша стал вдруг Ропшей,
Родничок стал Иордань,
Протяни-ка к расторопше
Забывающую длань.

Пусть уколет - может вспыхнут
Те далёкие года.
Коли памяти в нас дрыхнут,
Нет нам лада никогда.

А Деды своих не кинут.
Так не кинем же мы их!
Вот тогда все беды минут.
Коль молиться - на своих!





Дмитриевская церковь в Ропше.

Дмитриевская церковь была приходской – погостской. Поэтому и погост носил двойное название - Кипенский-Дмитриевский. Почему же погостская церковь была построена на Княжьей горке, а не в Кипени? Ведь большинство приходских церквей находилось в погостских центрах. Это было вызвано, очевидно, рядом обстоятельств.

Кипень располагалась территори­ально на южной окраине Кипенского погоста, тянувшегося длин­ной полосой до берега залива, а Княжья горка оказывалась в середине этой полосы. В мирное время это было удобно для прихожан, съезжавшихся из разных деревень, а при нашествии врагов можно было быстро собрать народное ополчение. Узел дорог у Княжьей горки имел немаловажное значение и в дан­ном случае. Те погосты, в которых церковь размещалась в главном селе, не носили двойного названия: Дудоровский, Дятлицкий, Ижорский, Опольский.

Учитывая привычку местных язычников к древнему «священному месту» - капищу Волоса (Велеса), Дмитриевскую цер­ковь (поначалу деревянную) построили вблизи него. Именно в таких местах возникали самые ранние православные церкви. Не исключено, что язычники прежде поклонялись большому источнику, расположенному у Княжьей горки, который позже, в связи с появлением церкви, получил христианское название – Иордань. На Княжьей горке могло быть несколько пост­роек, последовательно сменявших одна другую. Но и существу­ющая ныне каменная церковь стоит уже несколько веков. Это самая старинная постройка Ропши. Церковь приходская и первоначально выстроена из местного известняка. Здание церкви сильно вытянутое и завершается двухскатной кровлей.

Вход в нее выстроен в западной части здания - через три большие арки в невысокой колокольне. На одной из граней алтарной стены с внешней стороны до наших дней сохрани­лась ниша с каменными полками. Она напоминает о древнем местном обычае: прихожане с окрестных деревень приходи­ли в церковь со своими иконами и ставили их в нише. С этим старинным обычаем священники вели постоянную борьбу.

Стены церкви во всю высоту выполнены четырнадцатью арками размером 4 х 1,5 метра каждое. В боковых стенах их насчитывается 12 (два самых западных проема были заложены позже - в них разместили печи). Еще два арочных окна осве­щают алтарную часть. Нижнюю половину каждого окна закрывали выкованные из железа фигурные решетки (некоторые из них были позже перенесены на кладбище как могильные ограды). Решетки были созданы из витых местами железных полос с четырьмя кольцами в центре каждого звена. На сохранившихся решетках алтарных окон выкованы изображения лошадиных голов.

Западную стену прорезает входная арка - пятнадцатая по счету. Прорезанные таким количеством арок стены напоминают аркаду. Постройка по своему характеру близка прибалтийским церквям XIV века, например сохранившейся в Таллинне.

Как могла она появиться в Храпше? В Новгородской первой летописи сообщается, что в 1333 году часть здешних земель и «половина Копорья» новгородцы отдали «в кормление» сыну литовского князя Гедимина. Не в тот ли период вместо предыдущей деревянной церкви была сложена из плит известняка дошедшая до нас церковь? Она может оказаться одной из самых древних построек в окрестностях Санкт-Петербурга.

Ссылка на источник сноски:


Рецензии
Многое так БРат, видел фотографии церквей переходного периода, где на лепнине языческие образы на ряду с крестами...
Благодарю, очень интересно.
С добром Д.

Григорьев Дмитрий Геннадиевич   26.09.2018 19:21     Заявить о нарушении
Радости, БРат!

Александр Алексеев 3   26.09.2018 19:19   Заявить о нарушении