Август. Три Спаса

На исходе лето,  снова август,
А  в нём  три  Спаса чередой.
Звоном  колокольным   благовест
Разлетается  вестью благой.
Отмечает  народ три праздника:
 (14) Спас Медовый и Спас на воде,
(19)  Яблочный Спас  и Спас на горе,
(29) Ореховый, Хлебный  и  Спас на холстах.

Спас в христианстве  и имя СПАСИТЕЛЬ –
Родственный корень в душе и в словах!
Славят в августе труд, урожай запасают,
Чтоб на долгую зиму  от "напастей  спастись».

С древних лет  на Руси в Спас Медовый
Освящают  колодцы, источники новые,
И всем миром к воде - крестный ход.
Купаются люди и скот свой купают,
Чтобы были здоровы весь год,
Потому  и зовётся сей праздник народный
- Спас на воде.

Угостят вас мёдом  в Спас Медовый.
Как «сок  росы ночной" - нектар благословенный -
Сбирают пчёлы  душистый мёд.
Ведь  мёд пчелиный -  не только лакомство,   
Природой данное,
А  милость Божия  и благодать.
Красивейший праздник с запахом фруктов -
Яблочный Спас и Спас Маковей.
И пекутся в каждом доме пироги румяные
и  рулеты с маком!
Распахнуты двери, всем сегодня рады!
Угощайтесь, гости, просим всех за стол:
Яблочки отведайте: сочные, румяные!
Ах, какие яблочки! Радуется глаз!
А в кувшинах расписных деревенский
Яблочный, ядрёный,  ароматный  квас.

Кажется, воздух пропитан щедростью!
В дом любой заходите – пирогом угостят,
Миску с мёдом поставят - Медовуха своя!
От души приглашаем! Угощайтесь, друзья!
Пробуйте, пробуйте!  Хозяев хвалите:
Потрудились на славу - оттого благодать!
А ещё этот праздник  - Спас на горе.
Но почему?  Вопрос извечный.
Гора ФАВОР, о ней и речь.
Взяв трёх учеников, Иисус Христос
Поднялся на неё
И на вершине вдруг предстал
В СИЯЮЩЕМ величии своём.

И Сына Божьего ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Узрели вдруг ученики -
И в вере своей утвердились они!
Ещё Он людям показал,
Как будет пройден путь людьми
К преображению своей души,
Как жизнь изменится в грядущем,
И мир земной преобразится.

Но вот уже Ореховый
И он же Хлебный Спас.
Ещё он зовётся - Спас на холстах,
Иначе - Спас Нерукотворный.
Праздник един, лишь различен в словах.
Но спросите вы: 
Почему НА ХОЛСТАХ?
И почему НЕРУКОТВОРНЫЙ Спас?

Вот что поведал  нам сюжет библейский:
10  век. Из Эдессы в Константинополь
Торжественно перенесён был образ
Нашего Спасителя Христа.
Августа 29 -го (по старому стилю - в 16- ый  день),
От Эдесского царя Авгаря,
Страдавшего проказой
(Он первым был, признавшим истинно  Спасителя Христа),
Художник – служитель  к Иисусу явился,
Просил  Авгаря  излечить, правителя его.

Принёс художник полотно,
Чтоб образ написать Христа.
И если Христос не поможет ему,

Пусть будет образ утешением армянскому царю.
Но лишь Иисус умыл лицо и полотном отёр его,
Как проявился  на холсте  Христос  Спаситель!
Чудесным образом  то полотно
Царя Эдессы исцелило!
Так  образ на холсте нерукотворный
Стал  христианскою иконой  чудотворной!

С тех  древних лет  полотна с образом Христа
Святой водою освящали,
И стяги с образом Христа полки сопровождали,
И с верой истинной всегда
В бой ратники вступали.
Спаситель вёл их за собой -
Полки с победой возвращались!…

Август – щедрый на орехи,
А в полях золотятся хлеба -
Время  сбора урожаев,
Август – ярмарок пора.
Везут  на ярмарку сельчане
Изделия гончарные,
Полотна домотканые,
В обозах  мёд и яблоки, орехи и мука -
Всё  то,  чем за  старание
Их щедро одарила родимая земля.

Весело торгуются, и громко, и с душой.
Пословицы рождаются, в  народе утверждаются,
Словно бы советуясь с природою живой,
Чтоб в доме воцарились  достаток и покой:
«Третий Спас – хлеба припас»,
«Коль хорош третий Спас, зимой будет квас!».
И природа, и земля
За труд к сельчанам благостна.


Рецензии