Август. Три Спаса
А в нём три Спаса чередой.
Звоном колокольным благовест
Разлетается вестью благой.
Отмечает народ три праздника:
(14) Спас Медовый и Спас на воде,
(19) Яблочный Спас и Спас на горе,
(29) Ореховый, Хлебный и Спас на холстах.
Спас в христианстве и имя СПАСИТЕЛЬ –
Родственный корень в душе и в словах!
Славят в августе труд, урожай запасают,
Чтоб на долгую зиму от "напастей спастись».
С древних лет на Руси в Спас Медовый
Освящают колодцы, источники новые,
И всем миром к воде - крестный ход.
Купаются люди и скот свой купают,
Чтобы были здоровы весь год,
Потому и зовётся сей праздник народный
- Спас на воде.
Угостят вас мёдом в Спас Медовый.
Как «сок росы ночной" - нектар благословенный -
Сбирают пчёлы душистый мёд.
Ведь мёд пчелиный - не только лакомство,
Природой данное,
А милость Божия и благодать.
Красивейший праздник с запахом фруктов -
Яблочный Спас и Спас Маковей.
И пекутся в каждом доме пироги румяные
и рулеты с маком!
Распахнуты двери, всем сегодня рады!
Угощайтесь, гости, просим всех за стол:
Яблочки отведайте: сочные, румяные!
Ах, какие яблочки! Радуется глаз!
А в кувшинах расписных деревенский
Яблочный, ядрёный, ароматный квас.
Кажется, воздух пропитан щедростью!
В дом любой заходите – пирогом угостят,
Миску с мёдом поставят - Медовуха своя!
От души приглашаем! Угощайтесь, друзья!
Пробуйте, пробуйте! Хозяев хвалите:
Потрудились на славу - оттого благодать!
А ещё этот праздник - Спас на горе.
Но почему? Вопрос извечный.
Гора ФАВОР, о ней и речь.
Взяв трёх учеников, Иисус Христос
Поднялся на неё
И на вершине вдруг предстал
В СИЯЮЩЕМ величии своём.
И Сына Божьего ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Узрели вдруг ученики -
И в вере своей утвердились они!
Ещё Он людям показал,
Как будет пройден путь людьми
К преображению своей души,
Как жизнь изменится в грядущем,
И мир земной преобразится.
Но вот уже Ореховый
И он же Хлебный Спас.
Ещё он зовётся - Спас на холстах,
Иначе - Спас Нерукотворный.
Праздник един, лишь различен в словах.
Но спросите вы:
Почему НА ХОЛСТАХ?
И почему НЕРУКОТВОРНЫЙ Спас?
Вот что поведал нам сюжет библейский:
10 век. Из Эдессы в Константинополь
Торжественно перенесён был образ
Нашего Спасителя Христа.
Августа 29 -го (по старому стилю - в 16- ый день),
От Эдесского царя Авгаря,
Страдавшего проказой
(Он первым был, признавшим истинно Спасителя Христа),
Художник – служитель к Иисусу явился,
Просил Авгаря излечить, правителя его.
Принёс художник полотно,
Чтоб образ написать Христа.
И если Христос не поможет ему,
Пусть будет образ утешением армянскому царю.
Но лишь Иисус умыл лицо и полотном отёр его,
Как проявился на холсте Христос Спаситель!
Чудесным образом то полотно
Царя Эдессы исцелило!
Так образ на холсте нерукотворный
Стал христианскою иконой чудотворной!
С тех древних лет полотна с образом Христа
Святой водою освящали,
И стяги с образом Христа полки сопровождали,
И с верой истинной всегда
В бой ратники вступали.
Спаситель вёл их за собой -
Полки с победой возвращались!…
Август – щедрый на орехи,
А в полях золотятся хлеба -
Время сбора урожаев,
Август – ярмарок пора.
Везут на ярмарку сельчане
Изделия гончарные,
Полотна домотканые,
В обозах мёд и яблоки, орехи и мука -
Всё то, чем за старание
Их щедро одарила родимая земля.
Весело торгуются, и громко, и с душой.
Пословицы рождаются, в народе утверждаются,
Словно бы советуясь с природою живой,
Чтоб в доме воцарились достаток и покой:
«Третий Спас – хлеба припас»,
«Коль хорош третий Спас, зимой будет квас!».
И природа, и земля
За труд к сельчанам благостна.
Свидетельство о публикации №118092006320