Гойя. Пинтор де камара - Первый живописец короля
Поведать всё, что точно знаю я,
Об этом ярком мировом явленьи,
Его зовут Франсиск Хосе Гойя!
Село Фуэндетодос... Сарагоса,
Над ним лютует ветер бочаррос,
Среди родных полей с маисом, просом,
Франсиск Хосе Гойя-и-Лусиентес рос.
Сын арагонского простолюдина –
Батурро, так крестьян у них зовут,
Но край родной прославит это имя
И высоко таланты вознесут.
Душа испанцев – пламя, честь и твёрдость.
Чего мы только не находим в ней?
Там ненависть и злость, любовь и гордость
Переплелись в гармонии страстей.
Франсиско Гойя не был исключеньем –
Душа была открыта всем страстям.
Навстречу самым разным приключеньям
С младых ногтей он устремлялся сам.
Франсиск всегда был цельною натурой –
Имел свой взгляд на всё, тверда рука,
Не пасовал пред сильною фигурой,
Он усмирить мог дикого быка.
Всё это в будущем, а ныне Франчо –
Так ласково звала его лишь мать,
На белых стенах собственного ранчо
Пытается свиней изображать.
Прекрасный силуэт свиной особы
Заметил гранд – богатый меценат.
Он понял – этот юноша особый,
Подарен Господом большой талант.
Им в Сарагосу Гойя вмиг отправлен,
Постичь премудрости больших наук.
Он в школе у Мартинеса оставлен,
Учитель был канонов верный друг.
Канонам – нет! Он учит серенады,
Гитару в руки с нежностью берёт.
Сам в живописи свежим, новым взглядом,
Нежданно совершил переворот.
Он с яростью сражался на дуэлях
И с наглостью выигрывал пари.
Не обратив и взгляд на крик дуэний,
У синьорит дежурил до зари.
Одним из первых начинал он драку –
Со всею силой пламенной души!
В сердцах хватался часто за наваху –
В делах любви все средства хороши!
Без крови дело редко завершалось –
Пришлось, оставив всё, бежать в Мадрид,
В тот город, о котором и мечталось –
Столица и ристалище коррид!
Презрев отцов своих святой обычай,
Хосе тореадором знатным стал.
Франсиско де Лос «Торос», значит, «Бычий»,
Он на корриде именем блистал.
Дороги жизни все ведут нас к Риму,
В столице мира сходятся пути.
С бродячей труппой, странствуя по миру,
Он сделал всё, чтоб Рим не обойти.
В чудесном Риме труппой верховодит,
Сидит на куполе «Священного Петра»,
В гробнице христиан он тенью бродит,
Девицу выкрал из монастыря.
Испанскому послу вдруг сообщают:
В тюрьме сидит испанский арестант!
Сей мудрый гранд прекрасно понимает,
Что перед ним – громаднейший талант!
Из папских рук забрал Хосе-повесу,
Решил отправить сразу же домой.
Он инквизиции не дал повесить,
Тем, сохранив, душевный свой покой.
Вернувшись, наконец, в страну родную,
Характер, волю Гойя воспитал
Художника железною рукою –
Создав тем самым мощный капитал.
В его ушах всегда слова звучали:
«Ты луком был рождён, не розою умрёшь…»
Когда-то в детстве мать ему сказала,
А материнское чутьё не проведёшь.
Вся жизнь Хосе – одно большое рабство.
Честь мастера довлеет надо всем.
Свободе не способствует богатство –
Франсиск не ценит звон монет совсем.
Его работы – блеск, триумф гротеска,
Как в сказке «Новое платье короля».
В обычных рамках Гойе душно, тесно,
Он задыхается, не шут он: «Тра-ля-ля!»
Те, кто у власти, шарж не замечают,
В большом восторге от его работ.
Поклонники короною венчают:
«Франсиск! Хосе! Герой!» – Кричит народ!
Законы улицы, махо и махи –
Герои главные живых картин.
Им без стилета, крови и навахи,
Сюжет не создаётся ни один!
Приплюснут крупный нос и пухлы губы –
Нам памятен такой «Автопортрет».
Черты лица Хосе – просты и грубы,
Лишь жгучие глаза – струится свет!
Писал ли гобеленов он картоны
Для украшенья мраморных дворцов,
Пред ним была природа Арагоны,
Ключом бурлила кровь седых отцов.
Оливы Арагоны, рощи, блики,
И в хоте пляски дикого огня.
Увидев всё, Делакруа воскликнул:
«Весь Гойя трепетал вокруг меня!»
На избранных картинах безупречных
Хосе писал, как правило: «Тружусь!»,
«Я это видел!» – И шагнул он в Вечность…
Вслед старика на костылях: «Я всё ещё учусь!»
Свидетельство о публикации №118091903015