Вознесение Пьеро

ВОЗНЕСЕНИЕ ПЬЕРО
Триптих

                Ольге Кузнецовой,
                автору ряда картин «Житие Пьеро»

I

Масло и кисть ни при чём,
                просто это, как мир, старо…
Масло и кисть ни при чём,
                да и холст ни при чём уже…
Дайте моё перо –
                я напишу Пьеро!
Но говорят, что нельзя
                научиться душе.

Под балдахином тьмы
                в мой полунищенский кров
Входит незваный гость,
                поступью тих,
И говорит: «Напиши
                своего Пьеро –
Это и будет твой
                самый главный стих…»

Это не по́д ноги лист –
                это осень прокралась в дом…
Я ли схожу с ума,
                или плачет самшит?
Дайте моё перо –
                я напишу о том,
Что на Пьеро
                мне не хватило души…

II

О нет, она совсем не ведьма –
Старушка-женщина-подросток,
С летящими углами жестов,
С крылами воспалённых век…
Она проста, как «…буки, веди»,
Но я, ступив на перекрёсток
Исканий и высот не женских,
Полётом продолжаю бег.

Я сокрушаюсь: нет мужчины,
Что стал бы для неё Вселенной,
И нет ещё таких галактик,
Похожих на её Пьеро…
Она легко сошла с картины –
С той, самой вечной и нетленной,
Она накинула халатик
Среди созвездий и миров…

И закурила папироску,
И посмотрела взглядом длинным,
И замерло в нездешней пытке
Лицо, нездешнее почти…
А мне весь мир теперь в полоску,
А мне весь свет сошёлся клином
Там, где вполоборота Шнитке
И маленькая травести…

III

Я ненавижу баб.
Знаешь ты, я о чём.
Как они дёрнут плечом –
И язычком, как мечом…
Кажется: как дала б!..

Здесь и моё перо
Вроде бы ни при чём…
Что для них значит Пьеро –
Вырублено топором…
Знаешь ты, я о чём.

Ду́рней не выношу,
Ведающих ключом
Таинства: как пишу,
Как говорю, дышу…
Знаешь ты, я о чём.

Я не смогу – для них…
Важно возьму перо
И начертаю: «Пьеро» –
Пэ, мягкий знак, е, эр, о…
…Вот вам мой лучший стих!


Рецензии
Какая глубокая мысль прослеживается через всё первое стихотворение:"Дайте моё перо – я напишу Пьеро!
Но говорят, что нельзя
научиться душе.
..."Дайте моё перо –
я напишу о том,
Что на Пьеро
мне не хватило души…"

Во втором - образ художницы: "О нет, она совсем не ведьма –
Старушка-женщина-подросток,
С летящими углами жестов,
С крылами воспалённых век…
Она проста, как «…буки, веди»," - это написано не пером, а кистью твоей души, так зримо, что я живо представила этот образ.
Третье сти-ие (как мне кажется) - разочарование в людях, которые ничего не понимают ни в живописи, ни в поэзии, для которых и откровенничать совсем не хочется.
Люблю такие стихи - глубокомысленные и в то же время зримые, которые можно увидеть и не тренированным внутренним зрением.

Дульсинея Ейская   24.09.2018 11:58     Заявить о нарушении
Лида, очень интересный разбор у тебя получился, спасибо тебе!
Ты так детально проработала каждый стих, и я рада, что, значит, все эти моменты читателю видны. Мне понравилось это определение про тренированное внутреннее зрение. Это интересная мысль! Действительно, для глубокого чтения стихов необходимо развитое внутреннее зрение. Иногда именно это я не могу объяснить своим оппонентам, заявляющим, что не понимают моих стихов или отдельных образов. А мне-то всегда казалось, что я пишу довольно просто. Но вот именно что для чтения поэзии необходимо развитое зрение и ещё образное мышление, без которых лучше переходить на детективы Донцовой. Там вопросов не возникнет)))
Спасибо, дорогая, за твой труд, прежде всего это большая душевная работа: прочитать и оценить такое непростое произведение, как этот триптих.

С признательностью

Валерия Салтанова   24.09.2018 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.