Английский для курсантов Вспомогательного Флота

Международный морской язык – английский. Следовательно, каждый моряк независимо от ранга и должности должен владеть им. Зачастую знание языка является гарантом безопасности мореплавания.
Обучение будущих судоводителей, судомехаников, радистов и электромехаников английскому языку начинается с самых простых и общих тем и заканчивается более сложными, конкретной профессиональной направленности. И первые разделы, и последние даются с учетом профессиональных потребностей и общих знаний.

Так, каждый будущий моряк вспомогательного флота должен уметь представиться, рассказать о себе, семье, роде занятий, увлечениях, должности, опыте (если речь идет об устройстве на работу). Знать историю и культуры своей страны, города, страны изучаемого языка вкратце. Уметь узнавать и делиться информацией и впечатлениями. Уметь рассказать о своей профессии, учебном заведении, морских рейсах, практике. Знать особенности и обязанности членов экипажа не только своей профессии (например, радист), но и других (судоводители, судомеханики, электромеханики). Знать типы судов и уметь давать им характеристику на английском языке. Далее – по профессиям – уметь читать карты, разделы лоции, расшифровывать извещения мореплавателям и метеосводки, давать команды, знать устройство двигателей, паросиловых установок, знать основы безопасности в море, основное снаряжение и экипировку, знать правила и уметь вести деловые переговоры, деловую переписку, приемку топлива, составлять заявки.
иным видом речевой деятельности, а также повышают интерес к изучению языка и профессии.

При этом, невзирая на уровень сложности, работа над любой темой должна включать в себя разные виды речевой деятельности.
Изучение слов: аудирование и повторение за преподавателем; фонетическая зарядка – отработка слов по теме, в которых есть трудности в произношении.
Чтение и перевод текста по теме. Ответы на вопросы по тексту.
Доклад, диалог в виде ролевой игры по теме или эссе с последующим докладом.
Ролевая игра отличается от упражнения ответ-вопрос наличием игровой ситуации, а не просто пересказом текста в вопросах и ответах.

Например, тема «Getting about the town» (передвижение по городу) подразумевает не просто выучивание диалога, а конкретную ситуацию. Идеальный вариант – иметь план города на занятии и некоторую справочную информацию об объектах.
Доклад или презентация – идеальный вариант отработки навыков монологической речи в сочетании с использованием современных технологий.
В процессе подготовки у курсантов развиваются творческие способности, работает воображение, появляется потребность пополнить словарный запас и возможность закрепить новый лексико-грамматический материал.
Для доклада целесообразно давать задание на выбор – либо пересказ или выучивание готового текста, либо эссе, доклад или презентация своего варианта с опорой на лексико-грамматический материал имеющегося.

Например, задание по теме «My first sea voyage» (мое первое морское путешествие) предлагается в пяти вариантах в зависимости общего уровня подготовки группы и некоторых курсантов. Так, часть курсантов рассказывают наизусть предложенный текст, более опытные курсанты рассказывают о своем путешествии (у них свой маршрут, свое название судна и его характеристики, информация о порте назначения и порте приписки, соответственно, присутствуют «живые» подробности путешествия, есть небольшое отступление от темы в процессе изложения рассказа), часть курсантов обыгрывают историю в диалоге, часть отвечают на вопросы преподавателя, самые слабые курсанты – читают и переводят текст.

Эссе в данном случае развивает письменную речь, позволяет совершенствовать орфографические и грамматические навыки и умения, тщательнее обдумать свою мысль, а также служит подсказкой при устном ответе.
Еще один вариант проработки разных видов речевой деятельности, который идеально подходит для тем, где мало понимать, нужно ощутить – урок-экскурсия. Этот вид занятия предполагает довольно длительную подготовку курсантов, их ответственность и самостоятельность при изучении основного и дополнительного материала.
Это – изучение лексики, грамматических конструкций, правил, истории, особенностей объектов показа и рассказа, а также – взаимодействие курсантов внутри группы и вне ее: сбор информации, проявление лидерских качеств, организаторских и ораторских способностей, коммуникативных навыков, взаимоуважения среди курсантов.
Этот метод подойдет для изучения тем: «Морской колледж», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Типы судов», «В машинном отделении».
Кроме психологических преимуществ существуют и языковые: курсанты быстрее усваивают лексику на уровне чтения, аудирования, письма и говорения. Развивается монологическая речь и диалогическая (в конце экскурсии курсанты имеют возможность задавать вопросы).

Одна из главных функций экскурсии – познавательная. Курсанты узнают новую информацию, не только листая словари, но и проходя по маршруту, наблюдая описываемые в тексте объекты.
В процессе урока-экскурсии закрепляется владение разными грамматическими конструкциями: повелительное наклонение, условные предложения, страдательный залог, все наиболее часто употребляемые временные формы глаголов: Past Simple, Present Perfect, Past Continuous, Present Continuous, Present Simple, Future Simple, Future Continuous, Present Perfect Continuous.
Для повышения интереса к английскому языку ежегодно проводится олимпиада. В 2018 году впервые была выбрана не социальная тема, а текст из страниц истории морских судов. Курсантам был показан фильм и дан текст для перевода, а также вопросы к ним. Многие курсанты услышали знакомую лексику, многие узнали что-то новое. И судя по результатам, эта тема оказалась очень близка нашим участникам. Очень трудно было выбирать победителей – было много достойных работ.
Такие мероприятия позволяют закрепить пройденный материал, дополнив его новой информацией, новым способом ее подачи, выявить лучших курсантов и тех, у кого есть проблемы с овладением тем или иным видом речевой деятельности, а также повышают интерес к изучению языка и профессии.


Рецензии