Критерии судейства литературы для детей
1.Соответствие произведения детской аудитории
2. Конкретность образов, представляемость описания. Точность и адекватность эпитетов, аллегорий и сравнений.
3. Способность самовыражения, достаточно ли освещена тема;
4. Стилистика: выдержано ли всё стихотворение в задуманном стиле;
5. Грамотность: орфография и синтаксис;
6. Выдержан ли размер стихотворения. Для детей необходимо точно соблюдать размер;
7. Точность рифм. По определению два слова рифмуются, если у них – минимум две одинаковых или подобных букв, среди которых – хотя бы одна гласная. Согласные с – з, ш – ж, п – б, к – г, ф – в, т – д считаются подобными. Два слога, у которых – одни и те же буквы включены в обратном порядке, считаются подобными. Например: ел – ле, рв – вр и. т. д. При этом рифма должна чувствоваться при чтении;
8.Смысловые расхождения.
Например:
озёрная гладь вместе с эпитетом «быстрый». (Под гладью подразумевается спокойная, нетекущая вода).
или
«ручей серебрится» (правильно написать: «вода в ручье серебрится».
Некорректно сравнивать явление природы с результатом человеческой деятельности. Пример: «Вода в ручье серебрится, как фольга». Обратное верно: «фольга серебрится, как вода в ручье под солнцем». Этот критерий очень важен для развития детей.
9. Удобство чтения. Например, включение 3-х - 4-х согласных (особенно глухих) подряд или 2-х – 3-х гласных подряд – важный критерий, когда говорится о детском слухе;
10. Соответствие стихотворения предложенной Конкурсом теме;
11. Общее восприятие: доходчивость, эмоциональное воздействие, выразительность, словарный запас произведения.
Критерии второстепенной важности для детской литературы:
1. Наличие инверсий в стихах – перестановки слов, не соответствующей литературным произведениям для взрослых.
2. Наличие банальных эпитетов, метафор;
3. Повторение одних и тех же слов (тавтология);
4. Глагольные рифмы;
12. В стихах - наличие дополняющих до размера слов и лишних притяжательных и личных местоимений (вдруг, уж, весь/все, свой, мы, меня и. т. д);
Свидетельство о публикации №118091305105
Например, пресловутый термин «глагольные рифмы» - по наличию - и великие курят в сторонке. Пишите «Избыток…», и не «глагольных», а «суффиксально-флексивных рифм» («глагольных» можете в скобочках указать для неподкованных в терминологии (откуда такие среди судей?)). А то, зарифмуешь глаголы разок на десяток рифм, да ещё и по корневым звукам и уже - минус, а «революцию – проституцию – канализацию…» - рифмуй, не хочу – не глаголы. А, если начинаете объяснять «судьям», что такое рифмы, и какие они бывают, тогда надо на пару страничек…
«(особенно глухих)» - не глухих, а кратких: дтп кгб – только половина глухих…
«Наличие инверсий» - инверсии бывают разные, вопрос в том насколько они обусловлены…
Про переносы вообще забыли, а их дети особенно тяжело воспринимают.
И все критерии со знаком минус, а где положительные: ассонансы, аллитерации, звукопись, насыщенность рифмами, в конце концов, - для детей не получиться размазывать строки на полкилометра только с концевыми рифмами, а тем более мучить верлибрами.
Формулируйте критерии более профессиональным языком, а если кто не поймёт – ему и в судьях делать нечего!
С уважением, Евгений.
Евгений Хорус -Конкурсы 13.09.2018 22:37 Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.
Главное, что нужно для детей, здесь сформулировано. И это может быть понятно только тем, кто для детей пишет.
Илана
Международный Фонд Всм 14.09.2018 05:14 Заявить о нарушении