Рецензия. Стихия строк

РЕЦЕНЗИЯ. СТИХИЯ СТРОК.

("Сложно сочинённое. Лучшие стихи 2017 г по версии газеты "Истоки".Сост.А.Г.Хусаинов. Академия ВЭГУ.- Уфа, 2018 г.)

В принципе, всякий отбор "лучших стихов" субъективен и условен. Вместе с тем он всё же способствует более внимательному отношению к стихам, тем более осуществляется этот отбор довольно профессиональным жюри (И. Гальперин, Галарина, М. Гундарин и член.выбираемый каждый раз заново). Эти люди центр, душа поэтического поэтического салона А. Хусаинова "УФЛИ", давно проверенного в деле и,кажется, на сегодняшний момент, главного поэтического сообщества г. Уфы.

Жизнь поэта - поэзия самой жизни. Каждый стих - искорка,сияющего или печального духа, индивидуальности, поиск смысла и глубины действительности, какой бы мрачной и сложной она не казалась. И не бывает здесь ничего, сочинённого легко. Поэтому название сборника "Сложно сочиненное" очень правильно и уместно. Многие стихи сборника грустны, как сама наша действительность. Но главное - здесь представлено разнообразие подходов человека к своей душе и миру. Лейтмотив сборника - неудовлетворённость наличным. Впрочем, это сущность всякой поэзии. При условности отбора, существуют всё же определённые общеизвестные критерии, позволяющие отличить истинную поэзию от чисто графоманской. Стихи должны быть, например, гармонией идеи и чувства, формы и содержания. При всём налёте скептизма поэта, Важна и определённая степень нравственности стихотворения Поэзия всегда была и будет протестом против всяческой "тьмы"реальности.
На мой взгляд, одно из лучших стихотворений сборника - это короткое, но отвечающее всем критериям Поэзии стихотворение Ю. Сайфуллина  "Как будто сон без пробужденья"... (ИЮЛЬ, с. 67.) Это совершенно класические стихи; два куплета вмещают всю жизнь с её разочарованиями и надеждой на возрождение увядших очарований. Стихи Яны-Марии  Курмангалиной "прерывисто долго и гулко..." (ЯНВАРЬ,с.4) и всамом деле показывают, что иногда, в стихах с простой структурой строк вполне можно обойтись без заглавных букв и знаков препинания. В этом стихотворении реальные персонажи жизни, похожие на литературных героев, "примятых тоскою времени", собираются в одном лифте: стоящие рядом, но чуждые друг другу. Так и происходит в нашей реальности, в этой толпе одиночеств, не умеющих "прорваться" к чужой душе. Более тусклое стихотворение М. Придворова "Рождество" (Январь, с.5.) не передаёт, к сожалению,дух рождества и глубину действительности. Это обычная поэзия быта. Но чем "фактографичнее" стихи, тем менее они существенны, тем меньше в них метафор, символов, слова типа "бабёшки" служат "знаком современности", однако, это лишь "внешнее", а не "внутреннее" жизни.Стихи эти всё же не лишены образности - и то хорошо. Такого же типа стихи Е. Коновальчик  "Вот бы уехать тоже - куда-нибудь..." (Январь, с7) тем не менее выгодно отличаются от просто бытового изложения событий, так как проникнуты чувством, желанием вырваться за пределы данной действительности. Стихи А. Торопова "Спой мне гроздья душистые белой акации..."Январь, с. 8.) очень удачно выражают светлую грусть, сознание её важности. А. Батталов в стихах "Ночь" (Январь, с. 8) ставит акцент на бессмысленности жизни - "куда,зачем?" (с.9.) Эти вопрошания уже являются стимулом поиска Смысла событий, пороюдаже внешне предельно скучных и случайных.
Стихи В. Гладких "Письма под новый год" (Январь, с.10) - об обычном, возможно слишком банальны и самому духу поэзии  кажутся чуждыми словечки на иностранном языке. Тому есть примеры в русской поэзии, но всё же не всякому примеру нужно следовать; для читателя, не знающего иностранный язык, такие вкрапления лишь умаляют поэтическую благозвучность. Интересны, наполнены философским духом - в самом лучшем смысле этого слова, стихи Е. Калашова "Умирая,храни порядок..." ( Январь, с. 12.) Печаль постепенного "умирания" - и радость жизни, поэзия "возрождения", удачно сочетаются друг с другом. Главным оказывается "душа" и "истина где-то рядом"  (С. 13-14.) Столь же значительны стихи Ю. Сайфуллина "Никуда от себя не деться".(Январь, с. 14.)  Здесь уже главное ностальгия по прошедшему. Дом оказывается сохранившимся кусочком светлого прошлого. 
Слишком много внешнего, поверхностного, минимум поэтичности в стихах С. Ласунова "Письма в Вологду" (Февраль, с. 16.);  Довольно глубоки большей частью грустные, философски обогащенные  стихи С. Чистякова ("Ни сумятицы, ни заморочки..." Февраль, с. 18.), Е.  Коновальчик ("Тебе... снится остров..." Февраль, с.19.), Л. Свирской ("Уже давно пора менять смеситель..." Февраль,с.20), Т. Абизгельдина ("Перламутр", июнь, с. 58) и ряд других.
В целом в сборнике образы в стихах перевешивают число метафор и символов, что является скорее недостатком, чем достоинством. Основное в стихах сборника -реализм. Так и должно быть, но из-за этого, с другой стороны,Отсюда некоторые стихи получились слишком сухи, прозаичны. (А. Топоров "УНА", февраль, с.22;  В. Гладких "Русский вестерн", февраль, с. 23 и т.п.) Великолепны во всех отношениях стихи Е. Жуковой "алым пламенем вспыхнула осень" (Февраль, с. 24). Сочетание лирики и историчности - стихи      С. Шилкина "Улугбек" (Февраль, с.25). Оригинальны и образны стихи С. Паниной  "Ангелы моют посуду"(Апрель, с. 40), "Флердоранж"                Т. Абизгельдина" (Май, с. 45.) и другие.
Интересны метафоры стихов. "Трубка сновидений". "небесные домны", "судеб паутина" и др. - (Т. Абизгельдин, "Осень семнадцатого", сентябрь, с81); "Клёны-огнепоклонники" (Т. Иванчай, "Котоярви, сентябрь, с. 79.); "пласты спины" (Е. Коновальчик ("Эти тонкие руки - Боже, их сохрани..." Август, с. 74)...  Но стихотворение Т. Абизгельдина "Автопортрет" (Август, с.75)представляется мне неудачным опытом: перегруженность и рисовка заковыристыми словами и выражениями, излишнее стремление к футуризму - стихи действительно сложные, смысл же один: "двусмысленность - это хорошо". Хорошо, да, но не всегда. И всё же такая поэзия много лучше слишком простеньких и ясненьких опусов - обычных фотографий быта.
У меня нет возможности проанализировать каждое стихотворение сборника. Но в целом у меня сложилось благоприятное впечатление. В сборнике хорошо выявлено многообразие чувств и дум молодого - в основном - поколения. Сборник интересен как отражение нашей истории, нашей реальности, нашей души. Это свойство вообще всякой поэтической книжки. Дух поэзии с одной стороны отражает жизнь, с другой обязан быть глубже жизни, одухотворять её новыми переживаниями, новыми вопросами и ответами.Это,используя выражение одного из авторов сборника, "зрение души" (К. Коваленко "Стрекозьи тропы",июнь, с. 55.) Душа не только "видит", она и "прозревает". Каждое стихотворение - открытие нового в старом. Пусть же так будет всегда.

о1.09.2018.


Рецензии